![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Задания для самостоятельной работы студентов. 1. Составление таблицы с именами и датами жизни первых историков Античной Греции и Древнего Рима
1. Составление таблицы с именами и датами жизни первых историков Античной Греции и Древнего Рима. 2. Работа над монографической и методической литературой по истории возникновения исторического знания на Древнем Востоке. 3. Составление таблицы с именами и датами жизни историков эпохи позднего Ренессанса. 4. Изучение литературы по формированию механистической парадигмы в естествознании и ее влияние на область истории. 5. Составление таблицы по характеристике влияния философских концепций на историческую науку в XIX в.( романтизм, позитивизм, неокантианство) 6. Составление таблицы по характеристике основных элементов материального взгляда на историю. 7. Составление таблицы по основным подходам и к пониманию всемирной истории. (Всемирно-исторический подход; Культурно-исторический подход; мета-исторический подход)
Перечень вопросов к зачету 1. Формы человеческого познания 2. Обыденное знание и научное знание 3. Взаимоотношения между наукой, религией и искусством 4. Наука и философия 5. Понятие традиционных и техногенных цивилизаций. 6. Духовная революция античности. 7. Идея экспериментального естествознания. 8. Научный язык, научные методы, научная аппаратура 9.Методологические принципы современной науки 10. Проблема применимости методологии естественных наук к социальным 11. Наука объясняющая и наука понимающая 12. Проблема объективности субъекта научной деятельности в науках об обществе. 13. Позитивизм как философское направление и его эволюция. 14. Понятие научного факта 15. Природа научной гипотезы. 16. Ценности науки и ценности ученых 17. Наука и паранаука 18. Понятие научных сообществ и их типология 19. Понятие классического университета. 20. Понятие Фабрик мысли и их функции 21. Этика ученых 22. Предмет изучения истории. Специфика предмета изучения истории и проблема его методов. 23. История в пространстве общественных и естественных наук (философия, социология, политология, культурология, экономика, психология, физика, география, астрономия и пр.}. 24. Исторический факт. 25. Исторический источник. 26. Понятие об исторической методологии: принципы и методы исторического исследования. 27. Появление исторических знаний на Древнем Востоке: Шумер, Египет, Индия, Китай, Мифологизированная история. 28. Возникновение и развитие исторического познания в Античной Греции (общая характеристика). Логографы. Геродот. Фукидид. Ксенофонт и проч. 29. Историки Древнего Рима. «Анналы» и анналисты. Особенности исторического повествования. Тацит, Т. Ливии, Светоний. 30. Развитие исторического знания в эпоху Средневековья. 31. Господство провиденциализма и церкви. Сущность схоластического движения. Августин Блаженный, Евсевий Кесарийский, Григорий Турский, Иордан, Жоффруа де Виллардуэн, Роберт де Клари. 32. Новые исторические подходы в эпоху Ренессанса. Начало утверждения рационализма в истории и развитие методологии истории. К. Макиавелли. Ж. Боден, Кпарендон; Метафутуристические прогнозы Мишеля Нострадамуса. 33. Развитие исторической науки в начале Нового времени (XVII век). Утверждение рационализма и ньютоно-картезианской парадигмы научного мышления (научного материализма). Зачатки методологии истории. Ф. Бэкон, Р. Декарт, Спиноза, И. Ньютон. 34. Развитие исторического знания в XVIII веке. Джанбатиста Вико и его методология. Влияние Европейского Просвещения на историческую науку. Борьба энциклопедистов за превращение истории в отдельную науку. Вольтер, Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Гердер. Развитие методологии исторической науки. 35. Историческая наука в первой половине XIX века. Романтизм и его влияние на науку. Формирование диалектического взгляда на историю (Гегель, К. Маркс). Русская историческая наука (Т. Грановский, Н. Карамзин). 36. Историческая наука во второй половине XIX века. Влияние позитивизма на историческую науку. Школа историков-позитивистов (Л. Ранке, И. Дройзен, Б. Нибур, Ш. Ланглуа) и их методология истории. Русская историческая школа (вторая половина XIX - начало XX вв.). С. Соловьёв, В. Ключевский, Н. Данилевский. 37. Кризис исторической науки в начале XX века и его причины в контексте развития общественных и естественных наук. 38. Возрождение исторической науки и обновление её методологии. Французская историческая школа «Анналы» и её влияние на развитие мировой историографии. Предметное расширение исторической науки. 39. Развитие цивилизационного подхода к объяснению истории (О. Шпенглер, А. Тойнби). Русские теоретики цивилизационного подхода (Н.Я. Данилевский, Л.Н. Гумилёв). 40. Психоистория и традиционная историческая наука. Суть психоистории и её претензии к традиционной историографии. 3. Фрейд, Ллойд де Моз и американская школа психоистории. 41. Методологический кризис отечественной исторической науки в начале 90-х годов XX века и формирование новых подходов к объяснению истории. 42. Формационный подход, его сущность и основные разновидности. 43. Возможные пути модернизации формационного подхода. 44. Цивилизационный подход и его сущность. 45. Проблема соотношения формационного и цивилизационного подходов. 46. Богоцентрический (религиозный) подход к истории и его разновидности.Религиозно-конфессиональные подходы (ислам, христианство). Религиозно-надконфессиональные подходы (теософия; метаистория, «лучевые» концепции истории). 47. Психоистория. Историческая психология. Проблемы и перспективы. 48. Гендерный подход в истории. 49. Перспективы виртуального подхода в истории.
![]() |