![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 4.1.Рекомендуемая литература (общий список)
4.1.Рекомендуемая литература (общий список) 1. Актуальные теоретические проблемы современной исторической науки И Во просы истории. – 1992. - № 8-9. 2. БейлиА. Судьба нации. - М.: Новый Центр, 1999. 3. Андреев Д. Роза мира. - М., 2000. 4. Аргуэльес Х. Фактор Майя. - Томск, 1994. 5. Асадуллин ЭФ. Виртуальный подход в истории - М: Изд-во «Путь», 2003. 6. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. - М., 1984. 7. Барг М.А. Эпохи и идеи: становление историзма - М., 1982. 8. Блаженный Августин. Исповедь. - М., 1992. 9. Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. - М., 1986. 10. Васильев Л.С. История Востока. - М., 2001. 11. Вахтомин Н.К. Генезис научного знания: факт, идея, теория. - М., 1973. 12. Вейнберг И.П. Рождение истории (историческая мысль на Ближнем Востоке сер. 1 тыс. до н.э.) - М., 1992. 13. Вотяков А.А. Теоретическая история. - М., 1999. 14. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. - М., 1995. 15. Гулыга А.В., Левада Ю.А. Философские проблемы исторической науки. - М., 1969. 16. Гуревич А..Я. О кризисе современной исторической науки // Вопросы истории. – 1991. - № 2-3. 17. Гуц А.К. Многовариантная история России. - М., 2001. 18. Дербов Л.А. Введение в изучение истории. - М., 1981. 19. Друнвало М. Древняя тайна цветка жизни. - М., 2003. 20. Дяков В.А. Методология истории в прошлом и настоящем. – М. 1974. 21. Дьяконов И.М. Пути истории. - М., 1994. 22. Егоров В.К. История в нашей жизни. - М., 1990. 23. Ерофеев Н.А. Что такое история. - М., 1976. 24. Жуков Е.М. Очерки методологии истории. - М.: Наука, 1987. 25. Зима Д., Зима Н. Тайна Нострадамуса раскрыта. – М., 1998. 26. Иванов В.В. Методология и основы исторического познания. - Казань, 1991. 27. Ионов И.Н. Российская цивилизация. IX - начало XX века: Учеб. - М., 1998. 28. Историки античности. Древний Рим. - М., 1989. 29. Историки и история: жизнь, судьба, творчество. Т. 1-2. - М., 1997-1998. 30. Историография античной истории / Под ред. В.М. Кузищина. - М., 1980. 31. Историческая наука (вопросы методологии). - М., 1986. 32. Историческая наука на рубеже веков. - М., 2001. 33. История Древнего Востока: Учеб. / Под ред. В.И. Кузищина. - М., 1999. 34. История Древнего Рима: Учеб. / Под ред. В.И. Кузищина. - М., 2000. 35. История и антиистория. Критика «новой хронологии» академика AT. Фоменко. - М., 2000. 36. История России (Россия в мировой цивилизации): 37. Каира Ф. Дао физики. – М. 2001. 38. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. - М., 1987. 39. Коллингвуд, Р. Дж. Идея истории. - М., 1980. 40. Коломийцев В.Ф. Методология истории. - М., 2000. 41. Яичников Л.М. Цивилизация и великие исторические реки. - М., 1995. 42. Ллойд де Моз. Психоистория. - Ростов н/Д: «Феникс», 2002. 43. Многоконцептуапьная история России. - Т. 1. - Екатеринбург, 2000. 44. Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. - М.,1989. 45. Морозов Н.Д. Ритмы истории: Системный анализ прошлого и проецирование будущего. - М., 1980. 46. Мулдашев Э.Р. От кого мы произошли? Сенсационные результаты научной гималайской экспедиции. - М., 1999. 47. Наука: возможности и границы. - М., 2003. 48. Панарин А.С. Реванш истории. - М., 1998. 49. Российская цивилизация: Учеб. пособие для вузов / Под. общ. ред. М.П. Мчедлова. - М., 2003. 50. Рузавин Г.И. Основы философии истории: Учеб. для вузов. - М., 2001. 51. Савельева А..М., Полетаев А.В. История и время. - М., 1997. 52. Самюэль Н. Крамер. История начинается в Шумере. – М. 1991. 53. Тихоппав Т.С., Тихоплэв В.Ю. Великий переход. - СПб., 2002. 54. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. - М., 2003. 55. Томпсон Ли Р. Механическая и немеханическая наука - М.,2001. 56. Трельч Э. Историзм и его проблемы. - М., 1994. 57. Февр Я Бои за историю. - М., 1991. 58. Ферро М, Как рассказывают историю детям в разных странах мира. - М., 1992. 59. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1987. 60. Философий истории: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.С. Панарина. - М., 2001. 61. Фоменко А. Г. Глобальная хронология. - М., 1993. 62. Ходаковский Н.И. Спираль времени, или будущее, которое уже было. - М., 2000. 63. Хорган Д. Конец науки: Взгляды на ограниченность знания на закате Века Науки. - СПб., 2001. 64. Христианство: Энциклопедический словарь. Т. 1. - М., 1993. 65. Шпенглер О. Закат Европы. - Новосибирск, 1993. 66. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1992.
Средства обеспечения освоения дисциплины Обеспечение дисциплины требует: - мультимедийные обучающие программы, равно как и электронные учебники с охватом главных разделов изучаемого курса; - электронные библиотеки и электронная база данных в целях получения контрольных и проверочных материалов для организации общекурсовой и выборочной работы со студентами;
Словарь основных терминов Абсолют (лат. absotutus - безусловный) - понятие идеалистической философии для обозначения вечного, бесконечного, безусловного, совершенного и неизменного субъекта, который «самодостаточен», не зависит ни от чего другого, сам по себе содержит все существующее и творит его. Абсолют для религии есть бог, у Фихте - это «Я»; в философии Гегеля в роли абсолютизма выступает мировой разум (абсолютный дух); у Шопенгауэра - воля, у Бергсона - интуиция. Диалектический материализм отвергает такие представления об абсолютизме как ненаучные. [Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - М., 1987].
Анализ (греч. analysis - разложение, расчленение) - в логике понятийное, т.е. делающее возможным образование понятий, разложение единства на множество, целого - на его части, сложного - на его компоненты, события - на его отдельные ступени, содержания сознания - на его элементы, понятия - на его признаки (противоположность - синтез). [Краткая философская энциклопедия. - М., 1994].
Антропогенез (греч. anthropos - человек и genesis - происхождение) - процесс возникновения и развития человека как общественного существа. Дарвин, Гексли и Геккель доказали происхождение человека от высших обезьян третичного периода. Движущей силой антропогенеза, как показал Энгельс, была общественно-трудовая деятельность людей, которая создала специфические общественные связи, культуру, сформировала телесную организацию человека. Все это опровергает религиозные домыслы о божественном сотворении человека. [Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - М., 1987].
Библейский код - неопровержимое математическое доказательство Бога. [Майк Дрознин. Библейский код].
Бог - абсолютное существо, не зависящее ни от каких причин, но причина всего существующего, характеризуемое в б. ч. религий как личность, действующая по целям и имеющая волю, как Творец и Промыслитель вселенной, а в некоторых как безличное начало, совпадающее с миром, имманентная вещам первопричина. - Представление о Боге или о богах, являясь объяснением всего существующего, перешло различные стадии развития, начиная с грубого фетишизма и кончая строгим монотеизмом. [Брокгауз Ф.А., Ефрон И.Л. Энциклопедический словарь. - М., 2003].
Боги правремён оставили несмываемые следы, которые сегодня мы можем прочитать и дешифровать, - проблема космических полётов, ныне столь близкая всем нам, вовсе не была проблемой для человека, жившего многие тысячелетия назад. Я считаю, что в убеленном сединами прошлом нашим предкам довольно часто наносили визиты гости из Вселенной. И если сегодня мы по-прежнему так и не знаем, кем были эти представители неземного Разума и с какой далёкой звезды они являлись, в одном я убеждён стопроцентно: эти «чужаки» благополучно уничтожили добрую часть существовавшего в те времена человечества и породили совершенного, нового, возможно, даже и первого homo sapiens. И это утверждение отнюдь не бездоказательно, [Эрих фон Денникен. Неразгаданные загадки прошлого. Воспоминания о будущем. - СПб., 2003}.
Бог - мифическое, выдуманное существо; основное понятие всякого религиозного мировоззрения. Вера в Бога - главный догмат религии. По религиозным представлениям, Бог - могущественное, сверхъестественное существо, высшая нематериальная сила, сотворившая мир, давшая ему определённое устройство и управляющая им, определяющая судьбу отдельных людей и всего человечества. Религиозные представления возникли ещё у первобытных людей в результате их бессилия перед явлениями природы. Высшие силы природы, господствовавшие над первобытными людьми, отражались в их сознании в фантастической форме, как сверхъестественные существа, управляющие явлениями природы и приносящие людям то благо и пользу, то бедствия и вред. С возникновением классового общества и эксплуатации религия стала отражать силы социального гнета; боги «приобретают теперь также и общественные атрибуты и становятся представителями исторических сил». Таким образом, Бог-это не всемогущее нематериальное существо, как утверждают проповедники религии, а «комплекс идей, порождённых тупой придавленностью человека и внешней природой и классовым гнётом, - идей, закрепляющих эту придавленность, усыпляющих классовую борьбу». [Большая советская энциклопедия]. В 1992 году Фрэнсис Фукуяма представил несколько иное видение будущего в «Конце истории». Фукуяма, политик-теоретик, работавший в государственном департаменте в администрации Буша, определил историю как борьбу людей за поиск наиболее разумной - или наименее вредной - политической системы. К XX столетию капиталистическая свободная демократия, которая, в соответствии с Фукуямой, всегда была лучшим выбором, имела только одного серьёзного соперника -марксистский социализм. После распада Советского Союза в конце восьмидесятых капиталистическая свободная демократия оказалась на ринге одна, побитая, но победившая. История закончилась. [Хорган Дж. Конец науки. - СПб., 2001].
Вдумчивый анализ развития научной мысли человечества XX в. дает основание признать несостоятельность ньютоно-картезианской парадигмы научного мышления (научный материализм), лежащей, к сожалению, до сих пор в основании современной (пока ещё рационалистической) науки и ее организационных институтов. Исторический опыт конца второго тысячелетия неопровержимо свидетельствует о том, что с позиции научного материализма (который до сих пор властвует и над исторической судьбой) объяснить законы мировой истории и постичь сакральный смысл исторического процесса не представляется возможным... Какие же возникают задачи перед исторической наукой и её методологией на современном этапе в связи с вышеуказанными достижениями точных наук? Формирование принципиально нового взгляда на мироздание и, следовательно, на всемирную историю ставит в повестку дня постепенный перевод научно-исторической методологии с позиции материалистиче
Виртуальный подход в истории - это научный подход, базирующийся на полионтичной парадигме, применённый (адаптированный) к анализу конкретного исторического материала для получения наиболее полной и многогранной картины исторической деятельности на всех пяти уровнях реальности, на которых протекает человеческое бытие: путём реконструкции каждой конкретной реальности людей прошлого изнутри и интерпретации взаимодействия различных реальностей снаружи. Предложенный вариант виртуального подхода рассматривает историю человеческого общества как историю одного сложного устроенного человека. [Асадуллии Э.Ф. Виртуальный подход в истории. - М., 2003]. В историографии проблемы российской цивилизацииможно выделить три этапа. Начало первому этапу (60-е гг. XIX - начало XX вв.) было положено выходом в свет книги Н Я Данилевского «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому» (1869). Книга была написана под впечатлением поражения России в Крымской войне (1853-1854 гг.} и представляла собой изложение позиции автора в отношении решения восточного вопроса, вызвавшего эту войну. Второй этап относится к 20-30-м гг. XX в. и связан с творчеством «евразийцев» - российских ученных, оказавшихся после Октября 1917 г. в эмиграции. Кризис, связанный с Первой мировой войной, крах представлений о России как мировой державе послужили побудительным мотивом для переосмысления ими истории России и раздумий о будущим. В трудах «евразийцев» в рамках концепции мультилинейности всемирно-исторического процесса значительное место уделено анализу самобытной российской культуры. Импульс третьему этапу изучения проблемы российской цивилизации (90-е гг. XX в.) дал развал СССР, обусловивший необходимость осмыслить положение России в новых условиях, прогнозировать развитие геополитической ситуации с учетом её цивилизационной специфики. [Российская цивилизация: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. М.П. Мчедлова. - М., 2003].
Время - необходимая форма, в которой мы сознаём все наши представления, а через это и всё то, что только может быть доступным нашему сознанию. Представление времени опирается: а) на осознание смены ощущений и явлений; б) на повторение и указание разных состояний сознания. [Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. - М., 2003].
Знаменитый экономист Джон Мейнард Кейнс, написавший биографическое эссе о Ньютоне, утверждал, что желание найти библейский код превратилось у великого ученого в навязчивую идею. Когда Кейнс стал ректором одного из колледжей Кембриджского университета, он нашёл бумаги, которые Ньютон припрятал в 1696 году, уходя с такого же ректорского поста. Кейнс был потрясен: большая часть текста в миллион слов, написанного почерком Ньютона, была посвящена не математике и не астрономии, а эзотерическому богословию. Кейнсу стало ясно - великий физик верил, что в Библии в зашифрованном виде содержатся пророчества о событиях будущей истории человечества. Как писал Кейнс, Ньютон был убеждён, что Библия - и не только Библия, но и вся Вселенная - это «тайнопись Бога», и он мечтал «разгадать загадку Божества, загадку прошлых и будущих событий, предначертанных божественным промыслом». Ньютон искал библейский код до самой смерти, применяя различные математические методы. Но его поиски остались безуспешными. Открытие, которое не далось сэру Исааку Ньютону, сделал Элиягу Рипс, поскольку у него в руках был инструмент, отсутствующий у Ньютона - компьютер. Скрытый библейский текст был замкнут на временной замок - его невозможно было прочесть до изобретения компьютера. [Майкл Дрознин. Библейский код].
Идеализм имеет две основные разновидности. Первая - объективный идеализм, представители которого (Платон и неоплатоники, философы Средних веков, Шеллинг, Гегель и неогегельянцы) считают идеальное начало существующим до и независимо от человека. Субъективные идеалисты {Дж. Беркли, Д. Юм, представители имманентной философии, эмпириок-ритиэма) считают идеальное формой человеческого опыта. Крайняя форма субъективного идеализма - солипсизм - предполагает, что реально лишь мое сознание, существование же всего, что меня окружает, проблематично. Можно выделить также монистический (Гегель) и плюралистический (Лейбниц) идеализм, панлогизм (идеальное рассматривается s качестве мирового разума) и волюнтаризм (идеальное представляется как воля). [Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. - М., 2003].
Историзм (от лат. historia - история) - историческое сознание, т. е. сопровождающее всякое познание сознание того, что все является ставшим, даже духовное бытие. В новое время было признано значение историзма для исследования истины, а в настоящее время он вновь стал предметом философского обсуждения благодаря Кьёркегору, Ницше, Зиммелю, Эйкену, а прежде всего - Дильтею и философам-экзистенциалистам. Историзмом в дурном смысле является отступление перед настоящим в прошлое, благодаря чему утрачивается истинная ценность данных фактов и их значение становится относительным. На эту форму историзма особенно нападали Эрнст Трёльч и Генрих Риккерт. «Там, где действительность должна постигаться в её индивидуальности и особенности, там просто логически бессмысленно подводить её под всеобщие понятия или выставлять исторические законы, которые, как мы знаем, в качестве законов необходимо являются всеобщими понятиями... Дело не в том, что более или менее трудно найти законы истории, а просто понятие «исторического закона» содержит contradictio in adjekto, т.е. историческая наука и законооткрыеающая наука взаимно исключают друг друга» (рус. пер.: Г. Риккерт. Границы естественно-научного образования понятий, 1903). Историческая школа - это направление, основанное на историческом понимании процессов, на их самом детальном исследовании. [Краткая философская энциклопедия. - М., 1994].
Историзм - принцип познания вещей и явлений в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями. Историзм означает такой подход к явлениям, который включает в себя исследование их возникновения и тенденций последующего развития, рассматривает их в аспекте как прошлого, так и будущего. В качестве определённого способа теоретического исследования историзм есть фикция не любого изменения (пусть даже качественного), а такого, в котором выражается формирование специфических свойств и связей вещей, определяющих их сущность, своеобразие. Историзм предполагает признание необратимого и преемственного характера изменений вещей. Историзм стал одним из важнейших принципов науки, позволивших ей дать объективную картину природы и открыть закономерности её развития (например, дарвиновская теория эволюции). Благодаря этому принципу, составляющему неотъемлемую сторону диалектического метода, марксизм сумел объяснить сущность таких сложных общественных явлений, как государство, классы и др., предвидеть исторически преходящий характер капитализма, неизбежность смены его социализмом. Одна из характерных черт современной буржуазной философии, социологии, логики - отрицание принципа историзма, борьба против него или же такое столкновение, которое выхолащивает из него материалистическое и диалектическое содержание. [Философский словарь. - М., 1987].
Историка (от лат. hisioria - история) - наука об историографии, ее методе и задачах. [Краткая философская энциклопедия. – М., 1994].
Историческая наука в России. Главным предметом в России является прошлое родной страны, над которым работало и работает наибольшее число русских историков и на которое направлена, главным образом, деятельность разных учреждений, посвященных.исторической науке (исторические кафедры в академии наук, в университетах и духовных академиях, учёные исторические общества, археографическая и архивная комиссии, исторические журналы и т.д.). [Россия // Энциклопедический словарь / Сост.: Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. - СПб., 1898].
Исторический процесс - это длящаяся во времени коллективная драма, действующими лицами которой являются крупные социальные общности - народы, классы, государства, цивилизации, И поскольку люди являются заинтересованными участниками этой драмы, их неизменно волнует вопрос: какова связь прошлого, настоящего и будущего, что ждёт впереди, есть ли какие-либо гарантии счастливого исхода надвигающихся событий? [Философия истории: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.С. Панарина. - М., 2001].
Исторический факт составляет фундамент всего здания исторической науки. Никакое развитие исторической мысли немыслимо в отрыве от фактического материала. Однако само понятие «факт» а историческом познании требует уточнения, ибо оно весьма многогранно. Главная особенность его изучения с точки зрения историка состоит в том, что он, как правило, не является предметом непосредственного наблюдения исследователя и познаётся через посредство тех или иных источников. Материалистическое понимание истории исходит из того, что «факт» как объект исследования существует вне сознания историка и от него не зависит. Существуют факты более простые и более сложные. Исторический процесс, представляя собой цель взаимосвязанных фактов, сам по себе может рассматриваться как исторический факт. [Жуков Е.М. Очерки методологии истории. - М., 1987].
Историческим источником может быть любая информация, относящаяся к прошлому человечества. Неоднократность исторических источников требует их классификации (письменные источники, памятники материальной культуры и т.д.). Наиболее существенной для исторического исследования является, конечно, не формальная классификация разнотипных исторических источников, а классификация атрибутивная, т.е. соотнесение их с теми пространственно-временными комплексами, которые являются объектом изучения. Успех исторического исследования в значительной мере зависит от использования не какого-либо одного источника (результаты археологических раскопок, работа с документами и т.п.), а совокупность источников, дающих взаимно дополняющую друг друга информацию. Чем шире и разнообразнее комбинация источников, относящихся к определённому процессу или событию, тем увереннее выводы исследователя. [Жуков Е.М. Очерки методологии истории. - М., 1987].
Исторического круговорота теория - созданная Вико идеалистическая теория, согласно которой в общественной истории бесконечно повторяются одни и те же стадии. В XIX-XX вв. буржуазные философы и социологи, отбрасывая положительные элементы теории Вико - идею исторического прогресса, признание закономерности общественного развития и т.д., -выдвигают на первый план реакционную идею о постоянном возврате человечества к исходному пункту (Ницше, Шпенглер). Главными сторонниками этой теории в наши дни были П.А. Сорокин, Тойнби и другие (Прогресс и регресс в общественном развитии). В историческом круговороте теории абсолютизируются и искажаются отдельные стороны исторического процесса (повторяемость, преемственность и другие). [Философский словарь. - М., 1987].
В историческом сознании становится ясным незаменимое. единственное в своём роде, индивидуальное, значимость чего нельзя обосновать всеобщей ценностью, некая сущность, имеющая временную, исчезающую форму. Историческое - это гибнущее, но вечное во времени. Отличительный признак исторического бытия - быть историей и тем самым не продолжаться вечно. Ибо, в отличие от просто происходящего, в котором как в материале лишь повторяются всеобщие формы и законы, история - это такое событие, которое в себе, вопреки времени, содержит уничтожение (погашение) времени, вечное. Почему вообще существует история? Потому что человек - существо конечное и несовершенное; превращения, происходящие в нем благодаря времени, приобщают его к вечному, постичь которое он может только таким путём. Несовершенство человека и его историчность - это одно и то же. Ограниченность человека исключает некоторые возможности; на земле не может быть идеального состояния. Не существует справедливого устройства мира. Устойчивые конечные состояния возможны лишь как повторения естественных событий. Благодаря постоянному несовершенству устройство мира должно постоянно меняться в истории. История сама собой не может быть завершена. Она может окончиться только благодаря внутреннему затору или космической катастрофе. Но хотя вопрос о том, является ли собственно историческое вечным в той форме, как оно реализуется, ждет от нас своего разрешения, тем не менее остается невозможным в целом и окончательно вынести суждение о каком-либо историческом явлении, т. к. мы не божество, которое судит, а люди, которые открывают смысл явления, чтобы участвовать в историческом. Поэтому чем больше мы его постигаем, тем больше поражаемся и все снова продолжаем искать». [Краткая философская энциклопедия. - М., 1994].
История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего... Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие и государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества... Есть три рода истории: первая - современная, например, Фукидидова, где очевидный свидетель говорит о происшествиях; вторая, как Тацитова, основывается на свежих словесных преданиях в близкое к описываемым действиям время; третья извлекается только из памятников, как наша до самого XVIII века. В первой и второй блистает ум, воображение дееписателя, который избирает любопытнейшее, цветит, украшает, иногда творит, не боясь обличения; скажет: я так видел, так слышал - и безмолвная критика не мешает читателю наслаждаться прекрасными описаниями. Третий род есть самый ограниченный для таланта: нельзя прибавить ни одной черты к известному; нельзя вопрошать мёртвых; говорим, что передали нам современники; молчим, если они умолчали, или справедливая критика заградит уста легкомысленному историку, обязанному представить единственно то, что сохранилось от веков в летописях, в архивах. Древние имели право вымышлять речи согласно с характером людей, с обстоятельствами: право, неоцененное для истинных дарований, и Ливии, пользуясь им, обогатил свои книги силою ума, красноречия, мудрых наставлений. Но мы, вопреки мнению аббата Мабли, не можем ныне витийствовать в историю. Новые успехи разума дали нам яснейшее понятие о свойстве и цели ей; здравый вкус уставил неизменные правила и навсегда отлучил дееписание от поэмы, от цветников красноречия, оставив в удел первому быть верным зерцалом минувшего, верным отзывом слов, действительно сказанных героями веков. Самая прекрасная выдуманная речь безобразит историю, посвященную не славе писателя, не удовольствию читателей и даже не мудрости нравоучительной, но только истине, которая уже сама собой делается источником удовольствия и пользы. Как естественная, так и гражданская история не терпит вымыслов, изображая, что есть или было, а не что быть могло. Но история, говорят, наполнена ложью: скажем лучше, что в ней, как в деле человеческом, бывает примесь лжи, однако ж характер истины всегда более или менее сохраняется; и сего довольно для нас, чтобы составить себе общее понятие о людях и деяниях. Тем взыскательнее и строже критика; тем непозволительнее историку, для выгод его дарования, обманывать добросовестных читателей, мыслить и говорить за героев, которые уже давно безмолвствуют в могилах. Что ж остается ему, прикованному, так сказать, к сухим хартиям древности? Порядок, ясность, сила, живопись. Он творит из данного вещества: не произведёт золота из меди, но должен очистить и медь; должен знать всего цену и свойство; открывать великое, где оно таится, и малому не давать прав великого. Нет предмета столь бедного, чтобы искусство уже могло в нём ознаменовать себя приятным для ума образом. [Карамзин Н.М. История государства Российского. - М., 2003].
История - греч.; 1) Совокупность фактов прошлого как в жизни народов и государств вообще, так и разных сторон духовной и общественной жизни человечества (история литературы, религии, права, народного хозяйства и т.п.), иногда также совокупность фактов, относящихся к прошлому из жизни природы, мира животных и растений (история Солнечной системы, история Земли, история органического мира). 2) Наука о прошлом человечества или какой-либо группы явлений или знаний, исследующая свой предмет «историческим» методом, то есть изучающая причины его происхождения, перемен в нём и связь его с другими явлениями во времени и пространстве. В тесном смысле под историей понимают науку о прошлом культурных народов, то есть имевших большее или меньшее влияние на судьбу человечества, Фактический материал истории извлекается из исторических источников или памятников. Памятники бывают вещественные, устные и письменные. Изучение памятников выделилось в специальные дисциплины: археология, эпиграфика, палеография, дипломатика, нумизматика, сфрагистика, геральдика, генеалогия, фольклористика и др. Различают ещё политическую историю (международные отношения, войны, смена династий, перемены в государственном устройстве и управлении и пр.) и социальную (общественные движения, борьба классов, экономический и духовный строй и др.); затем различают историю отдельных народов и государств и историю всеобщую и всемирную. Всемирную историю делят на древнюю (до V в. после Рождества Христова, среднюю (VI-XV вв.), новую (XVI-XVIII вв.) и новейшую (с XIX в.). Научная дисциплина, исследующая отвлеченно сущность и законы исторического процесса, называется философией истории. [Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. - М., 2003].
История - наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат) фактов, событий. По сравнению с другими гуманитарными науками, изучающими какую-либо одну из сторон общественной жизни, она характеризуется тем, что предметом её познания является вся совокупность, жизни общества на протяжении всего исторического процесса. Многие проблемы История - одна из древнейших наук, ей около 2500 лет, Ее основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.), первым написавший книгу, которая так и называлась: «История». Древние очень ценили историю и называли её «magistra vitae» (наставница жизни), а историка уважительно именовали «translator temporis» (передатчик времени) [История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. - М., 2001].
История не только откровение бога, но и ответное откровение человека Богу. История есть и не прогресс по восходящей линии, и не регресс, а трагическая борьба, в ней вырастает и добро, и зло, в ней обнажаются противоположности. Эсхатологическое сознание означает переход от истории к метаистории. История происходит в своём историческом времени, вставленном во время космическое. Метаистория же вкоренена во времени экзистенциальном и лишь прорывается во время историческое. В истории могут начаться события, которые будут все более и более принимать характер метаисторический, и это будет как бы время исторических чудес. Два выхода открываются в вечность: индивидуальный выход через мгновение и исторический выход через конец истории и мира. [Н.А. Бердяев].
История человечества - это непрерывный процесс смены поколений, обществ, цивилизаций. Историческая наука - социальная память людей, своего рода хранитель «генетического кода» мировой цивилизации. Представления о минувшем образуют важнейшие составные части общественного сознания. В чём притягательная сила истории? Она состоит прежде всего в естественном желании знать как можно больше о своих предках, об их делах и помыслах. История отвечает на вечные вопросы: откуда мы вышли? Кто мы? Куда мы идём? Познавая прошлое, мы объясняем настоящее и заглядываем в будущее. Всякий, кто хотел бы игнорировать наследие, делать «всё наоборот», по сути оказывается утопистом, если не ретроградам. У всех цивилизованных наций история - это не просто часть культуры, но и национальное достояние. [Коломийцев В.Ф. Методология истории. - М., 2001].
История - это изложение фактов, приведенных в качестве истинных, в противоположность басне, которая является изложением фактов ложных. Существует история мнений, которая есть не что иное, как собрание людских заблуждений; история (механических) искусств является, возможно, самой полезной из всех, когда она сочетает изучение изобретений и прогресса (механических) искусств с описанием их механизма; естественную историю неточно называют историей, так как она составляет существенную часть физики. История событий делится на священную и гражданскую. Священная история - это ряд божественных и чудесных действий, с помощью которых богу было угодно некогда руководить еврейским народом, а ныне испытывать нашу веру. Я совсем не коснусь этого почтенного предмета. [Вольтер].
...история являет собой череду следствий тех воздействий, которые энергии, или излучения (другими словами, лучи) оказывали на человечество на его многообразных стадиях эволюционного развития. Последние охватывают весь диапазон, от стадии первобытного человечества до нашей современной цивилизации; всё, что имеет место, является результатом циклического воздействия этих энергий на природу и ту ее часть, которую мы называем человеческим царством. [Алиса А. Бейли. Судьба нации. - М., 1999].
«Конец истории»- ёмкий и неоднозначный образ, с помощью которого представители различных философских школ стараются соотнести концепцию исторического процесса с концепцией человека, понимания смысла его существования, границ и возможностей его свободы. Разнообразные концепции «К.И.» всегда имеют аксиологический характер, несут в себе критический заряд по отношению к настоящему и прошлому.
«Прогрессизм» придаёт истории целостность и единую направленность, в ней скрыто или явно реализуется некое подобие цели. Казалось бы, так понимаемая история должка разрешить все человеческие смысложизненные проблемы. Человечество целенаправленно идёт вперёд к конечной цели, к последнему идеальному состоянию, а все предыдущие эпохи -лишь этапы на пути к этой цели. «К.И.» в данном случае - это полное и окончательное достижение той цели (либо программы, или же объективно неизбежного состояния), которая одновременно выражает заветные чаяния каждого человека. Тем самым история обретает смысл. Человек может уловить тенденции развития мировой истории, осознать свой место в её движении и тем самым обрести свой, личный смысл жизни. В таком выражении идея «К.И.» в, тесно связанная с идеей прогресса и смысла истории, присутствует у Гегеля. Однако у него не было окончательного ответа на вопрос о конкретном наступлении «К.И.». Он считал высшим достижением истории, знаменующим её «конец», и прусскую конституционную монархию, и наполеоновскую Францию. Конечным «пунктом» исторического прогресса для Гегеля было достижение абсолютного знания, торжество разума, что тождественно свободе. [Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. - М., 2003].
Люди не могут излагать свою историю сколько-нибудь правильно по той простой причине, что ещё не было ни одного человека, который смог бы трактовать исторические события беспрестанно. [Лединский И.Л. За советом к мумии: Сб.- СПб., 1999].
Маркс и Энгельс выдвинули новое понятие истории и движущих ею сил. Идеология, право, государственная власть, с их точки зрения, суть не более; нежели «надстройка» над широким социально-экономическим «базисом». Движущие пружины исторического процесса надлежит искать не в политике правительств, а в материальной жизни общества. Соответственно внимание исследователей надлежит переключить на безымянную массу создателей материальных благ, на тех, кто связан с землёй, капиталом, торговлей, ремеслом и промышленностью. История, взятая в целом, - это «естественно-исторический процесс», в котором проявляются законы производства, действующие с той же непреложностью, что и законы природы. [Гуревич А.Я. К пониманию истории как науки о человеке].
Материализм (лат. materialis - вещественный) - одно из главных направлений в философии наряду с идеализмом. Субстанцией, первоосновой всего существующего, он считает материю - независимую от сознания, духа реальность, часто рассматриваемую как вещественную, «телесную». Материализм считает, что материя вечна, является источником многообразия и единства всего существующего. Законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе на общество и человека. В области теории познания материалисты стоят на позициях сенсуализма. Как правило, материалистам свойствен социальный и гносеологический оптимизм, вера в возможности науки и преобразовательную деятельность человека. Термин «материализм» был введён Г. Лейбницем. [Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. - М., 2003].
Материалистическое объяснение истории базируется на четырёх основных принципах: 1. Принцип единства человечества, и, следовательно, единства исторического процесса.
3. Принцип детерминизма - признание существования причинно-следственных связей и зависимостей. Из всего многообразия исторических явлений Маркс считал необходимым выделить главные, определяющие. Таким главным, определяющим в историческом процессе, по мнению К. Маркса, является способ производства материальных благ. 4. Принцип прогресса. С точки зрения К. Маркса, исторический прогресс - это поступательное развитие общества, поднимающееся на всё более высокие уровни.
Материалистическое объяснение истории базируется на формационном подходе. [История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций / Сост. и отв. ред. А.А Радугин. - М., 2001].
Метаистория- 1) ныне находящаяся вне поля зрения науки и вне её методологии совокупность процессов, протекающих в тех слоях иноматериального бытия, которые, пребывая в других видах пространства и в других потоках времен, просвечивают иногда сквозь процесс, воспринимаемый нами как история; 2) религиозное учение об этих процессах. [Андреев Д.П. Роза Мира. - М., 1999].
Метафизика (греч. ta meta ta physika – букв. «то, что после физики») - учение о первоначалах бытия, лежащих за миром чувственно воспринимаемых вещей и постигаемых разумом, «интеллигибельных». Происхождение термина «метафизика» традиционно связано с именем Андроника Родосского (I век до н. э.), систематизировавшего сочинения Аристотеля и расположившего его собственно философские сочинения, «первую философию», после сочинений специально-научной направленности. Термин «метафизика» иногда отождествляют с термином «онтология». В марксизме под метафизикой понимается учение, противоположное диалектике как учению, полагающему развитие, движение фундаментальным свойством бытия. Метафизика часто отождествляется с понятием спекулятивной умозрительной философии вообще, далёкой от учёта как достижений специального знания, так и от интересов, потребностей человека [Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. - М., 2003]. Механицизм - мировоззрение, объясняющее развитие природы и общества законами механической формы движения материи, которые рассматриваются как универсальные и распространяются на все виды материального движения. Исторически возникновение и распространение механицизма было связано с достижениями классической механики XVII-XVIII вв. (Галилей, Ньютон и др.). [Философский словарь. - М., 1987].
Мне представляется — если я позволю себе такое замечание, - что Божество, существуя вне времени, обозревает всё историческое человечество в его целом и всюду считает его одинаково ценным. Идея о воспитании рода человеческого во всяком случае заключает в себе долю истины; но пред Богом всё поколение человечества являются равноправными, и так должен смотреть на дело и историк. [Леопольд фон Ранке].
Можно выделить три подхода к анализу эволюции мировых цивилизаций: - Научно-исторический; - Эзотерический; - Математический.
Научно-исторический подход - наиболее распространённый и признанный официальной наукой. С позиции этого подхода мы изучаем историю и культурологию в школе или институте. Но этот подход не дает чёткого и однозначного объяснения многих явлений в истории мировых цивилизаций. Эзотерический подход предполагает наличие неявных, скрытых знаний, которыми обладают избранные. Согласно этому подходу, история цивилизаций полна таинственного и уходит в глубокую древность. Для математического подхода к истории характерен поиск циклических закономерностей в развитии цивилизаций. Например, книга Г. Кваши и Ж. Аккуратовой «Поиск империи». Особый интерес в последние годы вызвали исследования известного математика, академика А.Т. Фоменко по новой хронологии. Основная идея автора заключается в том, что история мировых цивилизации гораздо короче, чем считает традиционная наука. На основе математических анализов автор создал Глобальную хронологическую карту и вскрыл фантомные отражения исторических деятелей и целых династий исторических эпох, а также фантомные отражения отдельных цивилизаций. [Ходаковский Н.И. Спираль времени. - М., 2000].
Мы с Ричардом Томпсоном являемся сотрудниками Института Бхактиведанта, занимающегося изучением связующих нитей между современной наукой и тем мировоззрением, основные положение которого сформулированы в индийской ведической литературе. Именно в ведическую литературу уходят корни тезиса о чрезвычайно древнем происхождении человечества. Поставив перед собой задачу проведения системного анализа имеющихся в научной литературе данных о древней истории человечества, мы представили упомянутый тезис в виде теории длительного совместного проживания на Земле различных видов человекообразных и обезьяноподобных существ. То, что наши теоретические взгляды уходят корнями в ведическую литературу, отнюдь не умаляет их. В основе той или иной теории могут лежать самые разнообразные источники: прилив личного вдохновения, учения прошлого, совет приятеля, просмотр кинофильма и т.п. Важен не источник теории, а её способность дать объяснение тем или иным фактам. [Майкл Кремо, Ричард Томпсон. Неизвестная история человечества. – М. 1999].
Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, основывающийся на определённом способе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития мировой истории человечества от первобытнообщинного строя через рабовладельческий строй, феодализм и капитализм к коммунистической формации. Понятие «общественно-экономическая формация» впервые выработано марксизмом и составляет краеугольный камень материалистического понятия истории. Оно позволяет, во-первых, отличить один период истории от другого и вместо рассуждений об «обществе вообще» исследовать исторические события в рамках определённых формаций; во-вторых, вскрыть общие и существенные черты разных стран, находящихся на одинаковой ступени развития производства (например, в капиталистической Англии, во Франции, в ФРГ, США и т.д.), а значит использовать в исследовании общенаучный критерий повторяемости, применение которого к общественной науке отрицают субъективисты; в-третьих, в противовес эклектическим теориям, рассматривающим общество как механическую совокупность общественных явлений (семьи, государства, церкви и т.д.): а исторический процесс - как результат влияния различных факторов (природных условий или просвещения, развития торговли лил рождения гения и т.д.), понятие «общественно-экономическая формация» позволяет рассматривать человеческое общество в каждый период его развития как единый «социальный организм», включающий в себя все общественные явления в их органическом единстве и взаимодействии на основе способа производства. Наконец, в-четвёртых, оно позволяет свести стремления и действия отдельных людей к действиям больших масс, классов, интересы которых определяются их местом в системе общественных отношений данной формации. Каждая общественно-экономическая формация имеет свои особые законы возникновения и развития. Вместе с тем в каждой формации действуют общие законы, связывающие их в единый процесс мировой истории. Смена одной формации другой происходит в результате социальной революции. Капиталистическое общество - последняя из формаций, основанных на антагонизме классов. Ею завершается предыстория человечества. Коммунистическая формация, этапом становления и развития которой является социализм, впервые в истории создаёт условия для безграничного прогресса человечества на основе ликвидации социального неравенства и ускоренного развития производительных сил. Коммунистическая формация начинает подлинную истории человечества. Пути её развития связаны с планомерным и всесторонним совершенствованием социализма. [Философский словарь. - М., 1987].
«Основным вопросом, основной посылкой всякой философии истории является, несомненно, вопрос о значении времени, о природе времени, потому что история* есть процесс во времени... Имеет ли время метафизическое значение? Связано ли с временем что-то существенное, идущее до глубочайше
О соотношении формационного и цивилизационного подходов к истории. Предмет и сфера применения формационной теории - история как объективный, независимый от сознания и воли людей результат их деятельности. Предмет и сфера применения цивилизационного подхода - история как процесс жизнедеятельности людей, наделённых сознанием и волей, ориентированных на определенные ценности, специфические для данного культурного ареала. Формационная теория представляет собой по преимуществу онтологический анализ истории, то есть выявление глубинных, существенных оснований. Цивилизационный подход -это в основном феноменологический анализ истории, то есть описание тех форм, в которых история стран и народов является взору исследователя. Формационный подход - это разрез истории «по вертикали». Он раскрывает движение человечества от изначальных, простых (низших) ступеней или форм к ступеням всё более сложным, развитым. Цивилизационный подход, напротив, - анализ истории «по горизонтали». Его предмет - уникальные, неповторимые образования - цивилизации, сосуществующие в историческом пространстве-времени. Если, например, цивилизационный подход позволяет установить, чем отличается китайское общество от французского и соответственно китаец от француза, то формационный подход - чем отличается современное китайское общество от того же общества средних веков и соответственно китаец от китайца феодальной эпохи. Формационная теория - это по преимуществу социально-экономический срез истории. Она принимает за исходный пункт постижения истории способ материального производства как главный, определяющий в конечном счёте все другие сферы общественной жизни. Цивилизационный подход отдаёт предпочтение культурологическому фактору. Его исходный пункт -культура, причём, так сказать, поведенческого порядка: традиции, обычаи, обряды и т.п. На первом плане здесь не производство средств к жизни, а сама жизнь, и не столько разложенная по полочкам (материальная, духовная и проч.), что в общем-то необходимо для познания структуры целого, сколько в нерасчлененном единстве. При формационном подходе акцент делается на внутренние факторы развития, сам этот процесс раскрывается как саморазвитие. В этих целях разработан соответствующий понятийный аппарат (противоречия в способе производства - между производительными силами и производственными отношениями, в социально-классовой структуре общества и т.д.). Основное внимание при этом уделяется борьбе противоположностей, то есть больше тому, что разъединяет людей данной социальной системы (общества), и меньше тому, что их объединяет. Цивилизационный подход, напротив, исследует преимущественно то, что объединяет людей в данное сообщество. При этом остаются как бы в тени источники его самодвижения. Внимание больше фиксируется на внешних факторах развития сообщества как системы («вызов - ответ - вызов» и т.д.), [Философий истории: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.С. Панарина. - М.,2001].
Периодизация - существенное определение основанного содержания этапов становления и развития исторических процессов, характерных для данного народа, страны, региона или человечества в целом. Без периодизации истории, т.е. без генерализирующего подхода к истории, не может быть подлинной исторической наукой. Основой научной периодизации всемирной истории является признание общих закономерностей развития человеческого общества. [Жуков Е.М. Очерки методологии истории. - М , 1987].
Провидение (иначе промысел или промышление), непрерывное целесообразное действие Высшего Существа, направленное к наибольшему благу творения вообще, человека и человечества в особенности. Провидение также и само Высшее Существо, управляющее всеми мировыми событиями. [Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. - М., 2003].
Провиденциализм (лат. provtdentia - провидение) - антинаучное, религиозно-идеалистическое воззрение, пытающееся объяснить ход исторических событий не их внутренней закономерностью, а волей провидения (божества). [Словарь иностранных слов. - М., 1949].
Различие между прошлым, настоящим и будущим - всего лишь иллюзия, хотя и упорная. [Альберт Эйнштейн, 1955]. Психоанализ - новая самостоятельная наука об исторической мотивации. Она убедительно доказывает, что от прогрессивного развития стилей воспитания детей зависит ход исторического процесса в прошлом, а также предлагает методику прогнозирования на ближайшую историческую перспективу. Историков воспитывают на теории уникальности любого исторического события. Большинство повествующих историков убеждены в этом принципе по отношению к человеческой истории не меньше, чем средневековый человек - по отношению к естественной истории. Современные историки в лучшем случае изложат некоторые политические события и после простого сопоставления придут к выводу, что эти два повествования составляют теорию. Но нарративная история - не наука и не предназначена ею быть. Нарративная история описывает ход исторических событий; психоистория открывает законы исторической мотивации. Нарративная история полна «случайностей» и «ошибок»; психоистория имеет дело лишь с закономерностями, особенно «случайностей» и «ошибок». Писаная история сосредоточена на периодах, и считается, что любой историк должен специализироваться на каком-нибудь периоде или стране; психоистория же - сравнительная наука, и не может специализироваться на одной области истории, так же, как астроном не может специализироваться на одной области неба. Когда я в своих лекциях скачу по периодам, студенты жалуются: «Не похоже, что вы действительно занимаетесь историей». Они правы. [Ллойд де Моз. Психоистория. Классика психологии XX века. - Ростов н/Д., 2000].
Российская цивилизация - научное понятие, которым в рамках теории локальных цивилизаций характеризуется устойчивая социальная общность, сформировавшаяся: - на полиэтнической основе в результате интеграции больших и малых народов вокруг ствола великорусского народа; - при исторически сложившейся многоконфессиональности; - как синтез культур Запада и Востока. [Российская цивилизация: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. М.П. Мчедлова. - М., 2003].
Релятивизм (лат. retativus - относительный) - признание относительности, условности, ограниченности человеческой деятельности в качестве основной ее характеристики. Понятие относительности, условности, обусловленности противопоставляется в релятивизме абсолютному, необусловленному. [Кириленко Г.Г, Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. - М, 2003].
Синергетика (от греч. synergeia - совместное действие) - современная теория самоорганизующихся систем, основанная на принципах целостности мира, общности закономерностей развития всех уровней материальной и духовной организации; нелинейности (многовариантности, альтернативности) и необратимости, глубинной взаимосвязи хаоса и порядка, случайности и необходимости. Термин «синергетика» ввел в научный обиход английский физиолог Ч.С. Шеррингтон более ста лет назад. В отличие от классической науки, в которой господствовали представления об устойчивости, обратимости, однородности и равновесности мира и процессов, происходящих а нем, синергетика даёт образ мира как непрерывно возникающего и эволюционирующего по нелинейным законам. В синергетике происходит переосмысление случайности:-если в классической науке и философии необходимость и случайность, как правило, противопоставлялись, то в данной модели они органически
Субъект и объект - основные элементы структуры познания. Процесс познания рассматривается в гносеологии как взаимодействие субъекта (того, кто познаёт) и объекта (того, что познаётся). Существуют различные способы установления взаимоотношений субъекта и объекта. [Краткий философский словарь / Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. – М. 2003].
Сущность соцуокультурного подхода - это понимание общества как единства культуры и социальности, образуемых деятельностью человека. [Российская цивилизация: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. МП. Мчедлова. - М., 2003).
Теоретическая история. Необычность словосочетания «теоретическая история» свидетельствует, что история - это не совсем наука, правильнее было бы сказать, что это специфический вид литературы. Наука отличается от литературы неуничтожаемостью. Можно сжечь все учебники физики, уничтожить сам род людской, но по прошествии какого-то времени в другой галактике, на другой планете появится другая цивилизация, однако физика там будет та же самая, там будет та же самая геометрия. Готовы вы поверить, что у них там будет та же самая история? Вот то-то и оно, история у них там будет совершенно иной! Но когда они разовьются до такого уровня, что осознают необходимость создания теоретической истории, то у них получится примерно та книга, которую вы сейчас держите в руках. Осталось только прочитать ее, чтобы убедиться, что теоретическая история такая же точная наука, как теоретическая физика или теоретическая механика... Создать Теоретическую историю может только заведомый дилетант, ничего не смыслящий в истории и, более того, совершенно равнодушный к ней. Сама история, исторические памятники, мнение историков никаким образом не могут повлиять на Теоретическую Историю, тогда как с выводами Теоретической Истории ни один историк (естественно, не нахальный советский историк, наш современник, а тот, который придёт ему на смену чуть-чуть по позже) поспорить не осмелился. Свой фундамент Теоретическая история должна строить в основном на легендах, на клубне противоречивых мнений, который пощупать невозможно. Кажется, все [Вотяков А.А. Теоретическая история. – М., 1999].
То, что мы считаем историей или историческим процессом, в действительности является историей технологии... Чтобы ответить на этот вопрос и напомнить подзаголовок книги - «В нетехнологический путь» - надо представить очень простую формулу: доисторический - дотехнологический; исторический - технологический; постисторический - посттехнологический. Фактор Майя не только описывает средний член этой формулы, но и даёт отношение между первым и третьим членами -пред- и постсостояниями истории и технологии. С точки зрения Фактора Майя, история - экспоненциальное распространение сообщений в виде материальной технологии - заключается в галактическом синхронизационном луче диаметром 520 тунов и является его функцией. Действительно, технологию, как мы теперь понимаем и определяем её, можно было бы описать буквально как результат действия синхронизационного луча. [Хозе Аргугуэльес. Фактор Майя. - Томск, 1994].
Факт. Этот термин трудно определить: сказать, что он употребляется при всех известных обстоятельствах, когда что-либо вообще перешло из состояния возможности в состояние бытия, - отнюдь не значит сделать его яснее. Факты можно разделить на три класса: божественные деяния, явления природы и действия людей. Первые относятся к теологии, вторые - к философии, а прочие - к собственно истории. Все они равно подлежат критике. Кроме того, факты должны быть рассмотрены под двумя самыми общими углами зрения: либо они естественны, либо сверхъестественны; либо мы были их очевидцами, либо они дошли до нас через традицию, через историю и все ее памятники. [Вольтер].
![]() |