Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 4.1.Рекомендуемая литература (общий список)



4.1.Рекомендуемая литература (общий список)

1. Актуальные теоретические проблемы современной исторической науки И Во просы истории. – 1992. - № 8-9.

2. БейлиА. Судьба нации. - М.: Новый Центр, 1999.

3. Андреев Д. Роза мира. - М., 2000.

4. Аргуэльес Х. Фактор Майя. - Томск, 1994.

5. Асадуллин ЭФ. Виртуальный подход в истории - М: Изд-во «Путь», 2003.

6. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. - М., 1984.

7. Барг М.А. Эпохи и идеи: становление историзма - М., 1982.

8. Блаженный Августин. Исповедь. - М., 1992.

9. Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. - М., 1986.

10. Васильев Л.С. История Востока. - М., 2001.

11. Вахтомин Н.К. Генезис научного знания: факт, идея, теория. - М., 1973.

12. Вейнберг И.П. Рождение истории (историческая мысль на Ближнем Востоке сер. 1 тыс. до н.э.) - М., 1992.

13. Вотяков А.А. Теоретическая история. - М., 1999.

14. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. - М., 1995.

15. Гулыга А.В., Левада Ю.А. Философские проблемы исторической науки. - М., 1969.

16. Гуревич А..Я. О кризисе современной исторической науки // Вопросы истории. – 1991. - № 2-3.

17. Гуц А.К. Многовариантная история России. - М., 2001.

18. Дербов Л.А. Введение в изучение истории. - М., 1981.

19. Друнвало М. Древняя тайна цветка жизни. - М., 2003.

20. Дяков В.А. Методология истории в прошлом и настоя­щем. – М. 1974.

21. Дьяконов И.М. Пути истории. - М., 1994.

22. Егоров В.К. История в нашей жизни. - М., 1990.

23. Ерофеев Н.А. Что такое история. - М., 1976.

24. Жуков Е.М. Очерки методологии истории. - М.: Наука, 1987.

25. Зима Д., Зима Н. Тайна Нострадамуса раскрыта. – М., 1998.

26. Иванов В.В. Методология и основы исторического познания. - Казань, 1991.

27. Ионов И.Н. Российская цивилизация. IX - начало XX века: Учеб. - М., 1998.

28. Историки античности. Древний Рим. - М., 1989.

29. Историки и история: жизнь, судьба, творчество. Т. 1-2. - М., 1997-1998.

30. Историография античной истории / Под ред. В.М. Кузищина. - М., 1980.

31. Историческая наука (вопросы методологии). - М., 1986.

32. Историческая наука на рубеже веков. - М., 2001.

33. История Древнего Востока: Учеб. / Под ред. В.И. Кузищина. - М., 1999.

34. История Древнего Рима: Учеб. / Под ред. В.И. Кузи­щина. - М., 2000.

35. История и антиистория. Критика «новой хроноло­гии» академика AT. Фоменко. - М., 2000.

36. История России (Россия в мировой цивилизации):
Курс лекций / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. - М., 2001.

37. Каира Ф. Дао физики. – М. 2001.

38. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. - М., 1987.

39. Коллингвуд, Р. Дж. Идея истории. - М., 1980.

40. Коломийцев В.Ф. Методология истории. - М., 2000.

41. Яичников Л.М. Цивилизация и великие исторические реки. - М., 1995.

42. Ллойд де Моз. Психоистория. - Ростов н/Д: «Феникс», 2002.

43. Многоконцептуапьная история России. - Т. 1. - Ека­теринбург, 2000.

44. Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. - М.,1989.

45. Морозов Н.Д. Ритмы истории: Системный анализ прошлого и проецирование будущего. - М., 1980.

46. Мулдашев Э.Р. От кого мы произошли? Сенсационные результаты научной гималайской экспедиции. - М., 1999.

47. Наука: возможности и границы. - М., 2003.

48. Панарин А.С. Реванш истории. - М., 1998.

49. Российская цивилизация: Учеб. пособие для вузов / Под. общ. ред. М.П. Мчедлова. - М., 2003.

50. Рузавин Г.И. Основы философии истории: Учеб. для вузов. - М., 2001.

51. Савельева А..М., Полетаев А.В. История и время. - М., 1997.

52. Самюэль Н. Крамер. История начинается в Шумере. – М. 1991.

53. Тихоппав Т.С., Тихоплэв В.Ю. Великий переход. - СПб., 2002.

54. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. - М., 2003.

55. Томпсон Ли Р. Механическая и немеханическая наука - М.,2001.

56. Трельч Э. Историзм и его проблемы. - М., 1994.

57. Февр Я Бои за историю. - М., 1991.

58. Ферро М, Как рассказывают историю детям в разных странах мира. - М., 1992.

59. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1987.

60. Философий истории: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.С. Панарина. - М., 2001.

61. Фоменко А. Г. Глобальная хронология. - М., 1993.

62. Ходаковский Н.И. Спираль времени, или будущее, которое уже было. - М., 2000.

63. Хорган Д. Конец науки: Взгляды на ограниченность знания на закате Века Науки. - СПб., 2001.

64. Христианство: Энциклопедический словарь. Т. 1. - М., 1993.

65. Шпенглер О. Закат Европы. - Новосибирск, 1993.

66. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1992.

 

Средства обеспечения освоения дисциплины

Обеспечение дисциплины требует:

- мультимедийные обучающие программы, равно как и электронные учебники с охватом главных разделов изучаемого курса;

- электронные библиотеки и электронная база данных в целях получения контрольных и проверочных материалов для организации общекурсовой и выборочной работы со студентами;

 

 

Словарь основных терминов

Абсолют (лат. absotutus - безусловный) - понятие идеа­листической философии для обозначения вечного, бесконечно­го, безусловного, совершенного и неизменного субъекта, кото­рый «самодостаточен», не зависит ни от чего другого, сам по себе содержит все существующее и творит его. Абсолют для религии есть бог, у Фихте - это «Я»; в философии Гегеля в ро­ли абсолютизма выступает мировой разум (абсолютный дух); у Шопенгауэра - воля, у Бергсона - интуиция. Диалектический материализм отвергает такие представления об абсолютизме как ненаучные. [Философский словарь / Под ред. И.Т. Фроло­ва. - М., 1987].

 

Анализ (греч. analysis - разложение, расчленение) - в логике понятийное, т.е. делающее возможным образование поня­тий, разложение единства на множество, целого - на его части, сложного - на его компоненты, события - на его отдельные ступени, содержания сознания - на его элементы, понятия - на его признаки (противоположность - синтез). [Краткая фило­софская энциклопедия. - М., 1994].

 

Антропогенез (греч. anthropos - человек и genesis - про­исхождение) - процесс возникновения и развития человека как общественного существа. Дарвин, Гексли и Геккель доказали происхождение человека от высших обезьян третичного перио­да. Движущей силой антропогенеза, как показал Энгельс, была общественно-трудовая деятельность людей, которая создала специфические общественные связи, культуру, сформировала телесную организацию человека. Все это опровергает религи­озные домыслы о божественном сотворении человека. [Фило­софский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - М., 1987].

 

Библейский код - неопровержимое математическое дока­зательство Бога. [Майк Дрознин. Библейский код].

 

Бог - абсолютное существо, не зависящее ни от каких причин, но причина всего существующего, характеризуемое в б. ч. религий как личность, действующая по целям и имеющая волю, как Творец и Промыслитель вселенной, а в некоторых как безличное начало, совпадающее с миром, имманентная вещам первопричина. - Представление о Боге или о богах, являясь объяснением всего существующего, перешло различные стадии развития, начиная с грубого фетишизма и кончая строгим монотеизмом. [Брокгауз Ф.А., Ефрон И.Л. Энциклопедический словарь. - М., 2003].

 

Боги правремён оставили несмываемые следы, которые сегодня мы можем прочитать и дешифровать, - проблема космических полётов, ныне столь близкая всем нам, вовсе не была проблемой для человека, жившего многие тысячелетия назад. Я считаю, что в убеленном сединами прошлом нашим предкам довольно часто наносили визиты гости из Вселенной. И если сегодня мы по-прежнему так и не знаем, кем были эти предста­вители неземного Разума и с какой далёкой звезды они явля­лись, в одном я убеждён стопроцентно: эти «чужаки» благопо­лучно уничтожили добрую часть существовавшего в те времена человечества и породили совершенного, нового, возможно, да­же и первого homo sapiens.

И это утверждение отнюдь не бездоказательно, [Эрих фон Денникен. Неразгаданные загадки прошлого. Воспоминания о будущем. - СПб., 2003}.

 

Бог - мифическое, выдуманное существо; основное поня­тие всякого религиозного мировоззрения. Вера в Бога - глав­ный догмат религии. По религиозным представлениям, Бог - могущественное, сверхъестественное существо, высшая нема­териальная сила, сотворившая мир, давшая ему определённое устройство и управляющая им, определяющая судьбу отдель­ных людей и всего человечества. Религиозные представления возникли ещё у первобытных людей в результате их бессилия перед явлениями природы. Высшие силы природы, господство­вавшие над первобытными людьми, отражались в их сознании в фантастической форме, как сверхъестественные существа, управляющие явлениями природы и приносящие людям то бла­го и пользу, то бедствия и вред. С возникновением классового общества и эксплуатации религия стала отражать силы соци­ального гнета; боги «приобретают теперь также и обществен­ные атрибуты и становятся представителями исторических сил». Таким образом, Бог-это не всемогущее нематериальное существо, как утверждают проповедники религии, а «комплекс идей, порождённых тупой придавленностью человека и внеш­ней природой и классовым гнётом, - идей, закрепляющих эту придавленность, усыпляющих классовую борьбу». [Большая советская энциклопедия].

В 1992 году Фрэнсис Фукуяма представил несколько иное видение будущего в «Конце истории». Фукуяма, политик-теоретик, работавший в государственном департаменте в ад­министрации Буша, определил историю как борьбу людей за поиск наиболее разумной - или наименее вредной - политиче­ской системы. К XX столетию капиталистическая свободная демократия, которая, в соответствии с Фукуямой, всегда была лучшим выбором, имела только одного серьёзного соперника -марксистский социализм. После распада Советского Союза в конце восьмидесятых капиталистическая свободная демокра­тия оказалась на ринге одна, побитая, но победившая. История закончилась. [Хорган Дж. Конец науки. - СПб., 2001].

 

Вдумчивый анализ развития научной мысли человечества XX в. дает основание признать несостоятельность ньютоно-картезианской парадигмы научного мышления (научный мате­риализм), лежащей, к сожалению, до сих пор в основании со­временной (пока ещё рационалистической) науки и ее органи­зационных институтов. Исторический опыт конца второго тыся­челетия неопровержимо свидетельствует о том, что с позиции научного материализма (который до сих пор властвует и над исторической судьбой) объяснить законы мировой истории и постичь сакральный смысл исторического процесса не пред­ставляется возможным...

Какие же возникают задачи перед исторической наукой и её методологией на современном этапе в связи с вышеуказан­ными достижениями точных наук? Формирование принципи­ально нового взгляда на мироздание и, следовательно, на все­мирную историю ставит в повестку дня постепенный перевод научно-исторической методологии с позиции материалистиче ского алгоритма в освещении истории на позицию метаисторического (целостно-органического, богоцентрического) алгорит­ма. Ньютоно-картезианская парадигма научного мышления - метаисторической, а по сути, в более широком понимании, ме­тафизической, призванной стать общим теоретическим фунда­ментом всех общественных наук. [Самородов Д.П. Об актуаль­ности метаисторического подхода в историческом образовании в свете новейших достижений квантовой физики и других от­раслей естествознания. - Екатеринбург, 2000].

 

Виртуальный подход в истории - это научный подход, базирующийся на полионтичной парадигме, применённый (адаптированный) к анализу конкретного исторического мате­риала для получения наиболее полной и многогранной картины исторической деятельности на всех пяти уровнях реальности, на которых протекает человеческое бытие: путём реконструк­ции каждой конкретной реальности людей прошлого изнутри и интерпретации взаимодействия различных реальностей снару­жи. Предложенный вариант виртуального подхода рассматри­вает историю человеческого общества как историю одного сложного устроенного человека. [Асадуллии Э.Ф. Виртуальный подход в истории. - М., 2003].

В историографии проблемы российской цивилизацииможно выделить три этапа. Начало первому этапу (60-е гг. XIX - начало XX вв.) было положено выходом в свет книги Н Я Да­нилевского «Россия и Европа. Взгляд на культурные и полити­ческие отношения Славянского мира к Германо-Романскому» (1869). Книга была написана под впечатлением поражения Рос­сии в Крымской войне (1853-1854 гг.} и представляла собой изложение позиции автора в отношении решения восточного вопроса, вызвавшего эту войну. Второй этап относится к 20-30-м гг. XX в. и связан с творчеством «евразийцев» - российских ученных, оказавшихся после Октября 1917 г. в эмиграции. Кри­зис, связанный с Первой мировой войной, крах представлений о России как мировой державе послужили побудительным мо­тивом для переосмысления ими истории России и раздумий о будущим. В трудах «евразийцев» в рамках концепции мультилинейности всемирно-исторического процесса значительное место уделено анализу самобытной российской культуры. Импульс третьему этапу изучения проблемы российской цивили­зации (90-е гг. XX в.) дал развал СССР, обусловивший необхо­димость осмыслить положение России в новых условиях, про­гнозировать развитие геополитической ситуации с учетом её цивилизационной специфики. [Российская цивилизация: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. М.П. Мчедлова. - М., 2003].

 

Время - необходимая форма, в которой мы сознаём все наши представления, а через это и всё то, что только может быть доступным нашему сознанию. Представление времени опирается: а) на осознание смены ощущений и явлений; б) на повторение и указание разных состояний сознания. [Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. - М., 2003].

 

Знаменитый экономист Джон Мейнард Кейнс, написавший биографическое эссе о Ньютоне, утверждал, что желание найти библейский код превратилось у великого ученого в навязчивую идею. Когда Кейнс стал ректором одного из колледжей Кем­бриджского университета, он нашёл бумаги, которые Ньютон припрятал в 1696 году, уходя с такого же ректорского поста. Кейнс был потрясен: большая часть текста в миллион слов, на­писанного почерком Ньютона, была посвящена не математике и не астрономии, а эзотерическому богословию.

Кейнсу стало ясно - великий физик верил, что в Библии в зашифрованном виде содержатся пророчества о событиях бу­дущей истории человечества. Как писал Кейнс, Ньютон был убеждён, что Библия - и не только Библия, но и вся Вселенная - это «тайнопись Бога», и он мечтал «разгадать загадку Боже­ства, загадку прошлых и будущих событий, предначертанных божественным промыслом».

Ньютон искал библейский код до самой смерти, применяя различные математические методы. Но его поиски остались безуспешными.

Открытие, которое не далось сэру Исааку Ньютону, сделал Элиягу Рипс, поскольку у него в руках был инструмент, отсутст­вующий у Ньютона - компьютер. Скрытый библейский текст был замкнут на временной замок - его невозможно было про­честь до изобретения компьютера. [Майкл Дрознин. Библей­ский код].

Идеализм (от греч. idea - идея) - одно из основных на­правлений в философии, сторонники которого признают исход­ным, первичным, субстанцией дух, идею, сознание. Термин «идеализм» был введён немецким философом Лейбницем в начале XIX в. Образцом и родоначальником идеалистического направления в философии бал для Лейбница Платон. Предше­ственником платоновского идеализма считается пифагореизм. Идеальное первоначало именовалось по-разному: его называ­ли идеей, сознанием, Богом, Абсолютом, мировой волей, абсо­лютной идеей, Единым, Благом.

Идеализм имеет две основные разновидности. Первая - объективный идеализм, представители которого (Платон и не­оплатоники, философы Средних веков, Шеллинг, Гегель и неогегельянцы) считают идеальное начало существующим до и независимо от человека. Субъективные идеалисты {Дж. Берк­ли, Д. Юм, представители имманентной философии, эмпириок-ритиэма) считают идеальное формой человеческого опыта. Крайняя форма субъективного идеализма - солипсизм - пред­полагает, что реально лишь мое сознание, существование же всего, что меня окружает, проблематично. Можно выделить также монистический (Гегель) и плюралистический (Лейбниц) идеализм, панлогизм (идеальное рассматривается s качестве мирового разума) и волюнтаризм (идеальное представляется как воля). [Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. - М., 2003].

 

Историзм (от лат. historia - история) - историческое соз­нание, т. е. сопровождающее всякое познание сознание того, что все является ставшим, даже духовное бытие. В новое вре­мя было признано значение историзма для исследования исти­ны, а в настоящее время он вновь стал предметом философ­ского обсуждения благодаря Кьёркегору, Ницше, Зиммелю, Эйкену, а прежде всего - Дильтею и философам-экзистенциалистам. Историзмом в дурном смысле является отступление перед настоящим в прошлое, благодаря чему ут­рачивается истинная ценность данных фактов и их значение становится относительным. На эту форму историзма особенно нападали Эрнст Трёльч и Генрих Риккерт. «Там, где действи­тельность должна постигаться в её индивидуальности и особенности, там просто логически бессмысленно подводить её под всеобщие понятия или выставлять исторические законы, которые, как мы знаем, в качестве законов необходимо являют­ся всеобщими понятиями... Дело не в том, что более или менее трудно найти законы истории, а просто понятие «исторического закона» содержит contradictio in adjekto, т.е. историческая наука и законооткрыеающая наука взаимно исключают друг друга» (рус. пер.: Г. Риккерт. Границы естественно-научного образова­ния понятий, 1903). Историческая школа - это направление, основанное на историческом понимании процессов, на их са­мом детальном исследовании. [Краткая философская энцик­лопедия. - М., 1994].

 

Историзм - принцип познания вещей и явлений в их ста­новлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями. Историзм означает такой подход к явлениям, кото­рый включает в себя исследование их возникновения и тенден­ций последующего развития, рассматривает их в аспекте как прошлого, так и будущего. В качестве определённого способа теоретического исследования историзм есть фикция не любого изменения (пусть даже качественного), а такого, в котором вы­ражается формирование специфических свойств и связей ве­щей, определяющих их сущность, своеобразие. Историзм предполагает признание необратимого и преемственного ха­рактера изменений вещей. Историзм стал одним из важнейших принципов науки, позволивших ей дать объективную картину природы и открыть закономерности её развития (например, дарвиновская теория эволюции). Благодаря этому принципу, составляющему неотъемлемую сторону диалектического мето­да, марксизм сумел объяснить сущность таких сложных обще­ственных явлений, как государство, классы и др., предвидеть исторически преходящий характер капитализма, неизбежность смены его социализмом. Одна из характерных черт современ­ной буржуазной философии, социологии, логики - отрицание принципа историзма, борьба против него или же такое столкно­вение, которое выхолащивает из него материалистическое и диалектическое содержание. [Философский словарь. - М., 1987].

 

Историкна самом деле никогда не имеет дело с «объек­тивными фактами», а всегда только с их интерпретацией. Он не интерпретирует факты, а реинтерпретирует их интерпретацию даже тогда, когда опирается только на источник и не использу­ет научные результаты своих предшественников. [Савельев И.М., Полетаев А.В. История и время. - М., 1997].

 

Историка (от лат. hisioria - история) - наука об историо­графии, ее методе и задачах. [Краткая философская энциклопедия. – М., 1994].

 

Историческая наука в России. Главным предметом в России является прошлое родной страны, над которым работа­ло и работает наибольшее число русских историков и на кото­рое направлена, главным образом, деятельность разных учре­ждений, посвященных.исторической науке (исторические ка­федры в академии наук, в университетах и духовных академи­ях, учёные исторические общества, археографическая и архив­ная комиссии, исторические журналы и т.д.). [Россия // Энцик­лопедический словарь / Сост.: Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. - СПб., 1898].

 

Исторический процесс - это длящаяся во времени кол­лективная драма, действующими лицами которой являются крупные социальные общности - народы, классы, государства, цивилизации, И поскольку люди являются заинтересованными участниками этой драмы, их неизменно волнует вопрос: какова связь прошлого, настоящего и будущего, что ждёт впереди, есть ли какие-либо гарантии счастливого исхода надвигающих­ся событий? [Философия истории: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.С. Панарина. - М., 2001].

 

Исторический факт составляет фундамент всего здания исторической науки. Никакое развитие исторической мысли не­мыслимо в отрыве от фактического материала. Однако само понятие «факт» а историческом познании требует уточнения, ибо оно весьма многогранно. Главная особенность его изуче­ния с точки зрения историка состоит в том, что он, как правило, не является предметом непосредственного наблюдения иссле­дователя и познаётся через посредство тех или иных источни­ков. Материалистическое понимание истории исходит из того, что «факт» как объект исследования существует вне сознания историка и от него не зависит. Существуют факты более про­стые и более сложные. Исторический процесс, представляя собой цель взаимосвязанных фактов, сам по себе может рас­сматриваться как исторический факт. [Жуков Е.М. Очерки ме­тодологии истории. - М., 1987].

 

Историческим источником может быть любая информа­ция, относящаяся к прошлому человечества. Неоднократность исторических источников требует их классификации (письмен­ные источники, памятники материальной культуры и т.д.).

Наиболее существенной для исторического исследования является, конечно, не формальная классификация разнотипных исторических источников, а классификация атрибутивная, т.е. соотнесение их с теми пространственно-временными комплек­сами, которые являются объектом изучения.

Успех исторического исследования в значительной мере зависит от использования не какого-либо одного источника (ре­зультаты археологических раскопок, работа с документами и т.п.), а совокупность источников, дающих взаимно дополняю­щую друг друга информацию. Чем шире и разнообразнее ком­бинация источников, относящихся к определённому процессу или событию, тем увереннее выводы исследователя. [Жуков Е.М. Очерки методологии истории. - М., 1987].

 

Исторического круговорота теория - созданная Вико идеалистическая теория, согласно которой в общественной ис­тории бесконечно повторяются одни и те же стадии. В XIX-XX вв. буржуазные философы и социологи, отбрасывая положи­тельные элементы теории Вико - идею исторического прогрес­са, признание закономерности общественного развития и т.д., -выдвигают на первый план реакционную идею о постоянном возврате человечества к исходному пункту (Ницше, Шпенглер). Главными сторонниками этой теории в наши дни были П.А. Со­рокин, Тойнби и другие (Прогресс и регресс в общественном развитии). В историческом круговороте теории абсолютизиру­ются и искажаются отдельные стороны исторического процесса (повторяемость, преемственность и другие). [Философский сло­варь. - М., 1987].

 

История - временная последовательность мировых собы­тий, создающих определенную деятельность, а также запись в форме обычного временного следования одного события за другим (т. е. в форме хроники). Несмотря на то, что человеку ближе всего история человеческого рода, т. е. его собственная история, тем не менее и нечеловеческая природа имеет свою историю (которая подробнее рассматривается только с XIX в.), включающую в себя историю возникновения мира, земли, цар­ства растений и животных. Задача исторического исследования - из совокупности исторических событий, дошедших до нас, выбрать те, которые имеют значение, составить с их помощью историческую картину и вскрыть существующие между ними связи таким образом, чтобы современное состояние оказалось их результатом. Вся история подобна «канату; сотканному из тысячи нетей, отдельные нити длиной в столетие, тысячелетие, а большая часть их является лишь короткими отрезками в пря­же времени. Задача всякого исторического исследования - распутать эту ткань» (К. Брейзиг). Историческое исследование при этом не стоит над историей, а само вплетено в ткань вре­мени. «То, что в истории является лишь физической основой и что одинаково повторяется, т. е. закономерные причинные свя­зи, - это неисторическое в истории. В буре событий подлинно историческое носит характер единственного в своем роде. Оно является традицией благодаря авторитету и составляет непре­рывность благодаря воспоминанию о прошлом. Это смена со­бытий в сознательно осуществленных смысловых связях.

В историческом сознании становится ясным незаменимое. единственное в своём роде, индивидуальное, значимость чего нельзя обосновать всеобщей ценностью, некая сущность, имеющая временную, исчезающую форму. Историческое - это гибнущее, но вечное во времени. Отличительный признак исто­рического бытия - быть историей и тем самым не продолжать­ся вечно. Ибо, в отличие от просто происходящего, в котором как в материале лишь повторяются всеобщие формы и законы, история - это такое событие, которое в себе, вопреки времени, содержит уничтожение (погашение) времени, вечное.

Почему вообще существует история? Потому что человек - существо конечное и несовершенное; превращения, происхо­дящие в нем благодаря времени, приобщают его к вечному, постичь которое он может только таким путём. Несовершенство человека и его историчность - это одно и то же. Ограничен­ность человека исключает некоторые возможности; на земле не может быть идеального состояния. Не существует справедли­вого устройства мира. Устойчивые конечные состояния воз­можны лишь как повторения естественных событий. Благодаря постоянному несовершенству устройство мира должно посто­янно меняться в истории. История сама собой не может быть завершена. Она может окончиться только благодаря внутрен­нему затору или космической катастрофе. Но хотя вопрос о том, является ли собственно историческое вечным в той фор­ме, как оно реализуется, ждет от нас своего разрешения, тем не менее остается невозможным в целом и окончательно вы­нести суждение о каком-либо историческом явлении, т. к. мы не божество, которое судит, а люди, которые открывают смысл явления, чтобы участвовать в историческом. Поэтому чем больше мы его постигаем, тем больше поражаемся и все снова продолжаем искать». [Краткая философская энциклопедия. - М., 1994].

 

История в некотором смысле есть священная книга наро­дов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; до­полнение, изъяснение настоящего и пример будущего...

Но и простой гражданин должен читать историю. Она ми­рит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государст­венных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали по­добные, бывали еще ужаснейшие и государство не разруша­лось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества...

Есть три рода истории: первая - современная, например, Фукидидова, где очевидный свидетель говорит о происшестви­ях; вторая, как Тацитова, основывается на свежих словесных преданиях в близкое к описываемым действиям время; третья извлекается только из памятников, как наша до самого XVIII века. В первой и второй блистает ум, воображение дееписателя, который избирает любопытнейшее, цветит, украшает, иногда творит, не боясь обличения; скажет: я так видел, так слы­шал - и безмолвная критика не мешает читателю наслаждаться прекрасными описаниями. Третий род есть самый ограничен­ный для таланта: нельзя прибавить ни одной черты к известно­му; нельзя вопрошать мёртвых; говорим, что передали нам со­временники; молчим, если они умолчали, или справедливая критика заградит уста легкомысленному историку, обязанному представить единственно то, что сохранилось от веков в лето­писях, в архивах. Древние имели право вымышлять речи со­гласно с характером людей, с обстоятельствами: право, неоце­ненное для истинных дарований, и Ливии, пользуясь им, обога­тил свои книги силою ума, красноречия, мудрых наставлений. Но мы, вопреки мнению аббата Мабли, не можем ныне витий­ствовать в историю. Новые успехи разума дали нам яснейшее понятие о свойстве и цели ей; здравый вкус уставил неизмен­ные правила и навсегда отлучил дееписание от поэмы, от цветников красноречия, оставив в удел первому быть верным зерцалом минувшего, верным отзывом слов, действительно сказанных героями веков. Самая прекрасная выдуманная речь безобразит историю, посвященную не славе писателя, не удо­вольствию читателей и даже не мудрости нравоучительной, но только истине, которая уже сама собой делается источником удовольствия и пользы. Как естественная, так и гражданская история не терпит вымыслов, изображая, что есть или было, а не что быть могло. Но история, говорят, наполнена ложью: ска­жем лучше, что в ней, как в деле человеческом, бывает при­месь лжи, однако ж характер истины всегда более или менее сохраняется; и сего довольно для нас, чтобы составить себе общее понятие о людях и деяниях. Тем взыскательнее и стро­же критика; тем непозволительнее историку, для выгод его да­рования, обманывать добросовестных читателей, мыслить и говорить за героев, которые уже давно безмолвствуют в моги­лах. Что ж остается ему, прикованному, так сказать, к сухим хартиям древности? Порядок, ясность, сила, живопись. Он тво­рит из данного вещества: не произведёт золота из меди, но должен очистить и медь; должен знать всего цену и свойство; открывать великое, где оно таится, и малому не давать прав великого. Нет предмета столь бедного, чтобы искусство уже могло в нём ознаменовать себя приятным для ума образом. [Карамзин Н.М. История государства Российского. - М., 2003].

 

История - греч.; 1) Совокупность фактов прошлого как в жизни народов и государств вообще, так и разных сторон ду­ховной и общественной жизни человечества (история литера­туры, религии, права, народного хозяйства и т.п.), иногда также совокупность фактов, относящихся к прошлому из жизни при­роды, мира животных и растений (история Солнечной системы, история Земли, история органического мира). 2) Наука о про­шлом человечества или какой-либо группы явлений или знаний, исследующая свой предмет «историческим» методом, то есть изучающая причины его происхождения, перемен в нём и связь его с другими явлениями во времени и пространстве. В тесном смысле под историей понимают науку о прошлом культурных народов, то есть имевших большее или меньшее влияние на судьбу человечества, Фактический материал истории извлека­ется из исторических источников или памятников. Памятники бывают вещественные, устные и письменные. Изучение памят­ников выделилось в специальные дисциплины: археология, эпиграфика, палеография, дипломатика, нумизматика, сфраги­стика, геральдика, генеалогия, фольклористика и др. Различа­ют ещё политическую историю (международные отношения, войны, смена династий, перемены в государственном устрой­стве и управлении и пр.) и социальную (общественные движе­ния, борьба классов, экономический и духовный строй и др.); затем различают историю отдельных народов и государств и историю всеобщую и всемирную. Всемирную историю делят на древнюю (до V в. после Рождества Христова, среднюю (VI-XV вв.), новую (XVI-XVIII вв.) и новейшую (с XIX в.). Научная дис­циплина, исследующая отвлеченно сущность и законы истори­ческого процесса, называется философией истории. [Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. - М., 2003].

 

История - наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат) фактов, событий. По сравнению с другими гу­манитарными науками, изучающими какую-либо одну из сторон общественной жизни, она характеризуется тем, что предметом её познания является вся совокупность, жизни общества на протяжении всего исторического процесса. Многие проблемы современности, которыми занимаются экономисты, социологи, политологи, этнологи и другие специалисты гуманитарного цик­ла, могут быть решены только на основе исторического подхо­да по сбору, систематизации и обобщению огромной совокуп­ности фактов, позволяющих выявить тенденции общественного развития.

История - одна из древнейших наук, ей около 2500 лет, Ее основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.), первым написавший книгу, которая так и называ­лась: «История». Древние очень ценили историю и называли её «magistra vitae» (наставница жизни), а историка уважительно именовали «translator temporis» (передатчик времени) [Исто­рия России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. - М., 2001].

 

История не только откровение бога, но и ответное откро­вение человека Богу.

История есть и не прогресс по восходящей линии, и не регресс, а трагическая борьба, в ней вырастает и добро, и зло, в ней обнажаются противоположности.

Эсхатологическое сознание означает переход от истории к метаистории. История происходит в своём историческом вре­мени, вставленном во время космическое. Метаистория же вкоренена во времени экзистенциальном и лишь прорывается во время историческое. В истории могут начаться события, ко­торые будут все более и более принимать характер метаисторический, и это будет как бы время исторических чудес. Два выхода открываются в вечность: индивидуальный выход через мгновение и исторический выход через конец истории и мира. [Н.А. Бердяев].

 

История человечества - это непрерывный процесс смены поколений, обществ, цивилизаций. Историческая наука - соци­альная память людей, своего рода хранитель «генетического кода» мировой цивилизации. Представления о минувшем обра­зуют важнейшие составные части общественного сознания.

В чём притягательная сила истории? Она состоит прежде всего в естественном желании знать как можно больше о своих предках, об их делах и помыслах. История отвечает на вечные вопросы: откуда мы вышли? Кто мы? Куда мы идём? Познавая прошлое, мы объясняем настоящее и заглядываем в будущее. Всякий, кто хотел бы игнорировать наследие, делать «всё на­оборот», по сути оказывается утопистом, если не ретроградам. У всех цивилизованных наций история - это не просто часть культуры, но и национальное достояние. [Коломийцев В.Ф. Ме­тодология истории. - М., 2001].

 

История - это изложение фактов, приведенных в качестве истинных, в противоположность басне, которая является изло­жением фактов ложных.

Существует история мнений, которая есть не что иное, как собрание людских заблуждений; история (механических) ис­кусств является, возможно, самой полезной из всех, когда она сочетает изучение изобретений и прогресса (механических) искусств с описанием их механизма; естественную историю не­точно называют историей, так как она составляет существен­ную часть физики.

История событий делится на священную и гражданскую. Священная история - это ряд божественных и чудесных дейст­вий, с помощью которых богу было угодно некогда руководить еврейским народом, а ныне испытывать нашу веру. Я совсем не коснусь этого почтенного предмета. [Вольтер].

 

...история являет собой череду следствий тех воздейст­вий, которые энергии, или излучения (другими словами, лучи) оказывали на человечество на его многообразных стадиях эво­люционного развития. Последние охватывают весь диапазон, от стадии первобытного человечества до нашей современной цивилизации; всё, что имеет место, является результатом цик­лического воздействия этих энергий на природу и ту ее часть, которую мы называем человеческим царством. [Алиса А. Бейли. Судьба нации. - М., 1999].

 

«Конец истории»- ёмкий и неоднозначный образ, с по­мощью которого представители различных философских школ стараются соотнести концепцию исторического процесса с кон­цепцией человека, понимания смысла его существования, гра­ниц и возможностей его свободы. Разнообразные концепции «К.И.» всегда имеют аксиологический характер, несут в себе критический заряд по отношению к настоящему и прошлому.

Релятивизм, представление истории как набора не свя­занных между собой уникальных социально-культурных образований: цивилизаций, является залогом уникальности челове­ка как элемента этих социальных организмов. Однако способ­ность индивидуального самовыражения достаточно жестко ог­раничена: выбор занятий, образа мыслей, чувств, веры диктует культура. История оказывается сменой бесплодных надежд и горьких разочарований. Завершение каждого исторического цикла означает окончательный и бесповоротный конец того ми­ра, который является единственно возможным для людей оп­ределенной культуры. В рамках данной концепции «К.И.» как завершение одного из её циклов является синонимом её бес­смысленности для человека как свободного существа.

«Прогрессизм» придаёт истории целостность и единую на­правленность, в ней скрыто или явно реализуется некое подо­бие цели. Казалось бы, так понимаемая история должка раз­решить все человеческие смысложизненные проблемы. Чело­вечество целенаправленно идёт вперёд к конечной цели, к по­следнему идеальному состоянию, а все предыдущие эпохи -лишь этапы на пути к этой цели. «К.И.» в данном случае - это полное и окончательное достижение той цели (либо програм­мы, или же объективно неизбежного состояния), которая одно­временно выражает заветные чаяния каждого человека. Тем самым история обретает смысл.

Человек может уловить тенденции развития мировой исто­рии, осознать свой место в её движении и тем самым обрести свой, личный смысл жизни. В таком выражении идея «К.И.» в, тесно связанная с идеей прогресса и смысла истории, присут­ствует у Гегеля. Однако у него не было окончательного ответа на вопрос о конкретном наступлении «К.И.». Он считал высшим достижением истории, знаменующим её «конец», и прусскую конституционную монархию, и наполеоновскую Францию. Ко­нечным «пунктом» исторического прогресса для Гегеля было достижение абсолютного знания, торжество разума, что тожде­ственно свободе. [Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. - М., 2003].

 

Люди не могут излагать свою историю сколько-нибудь пра­вильно по той простой причине, что ещё не было ни одного человека, который смог бы трактовать исторические события бес­престанно. [Лединский И.Л. За советом к мумии: Сб.- СПб., 1999].

 

Маркс и Энгельс выдвинули новое понятие истории и дви­жущих ею сил. Идеология, право, государственная власть, с их точки зрения, суть не более; нежели «надстройка» над широ­ким социально-экономическим «базисом». Движущие пружины исторического процесса надлежит искать не в политике прави­тельств, а в материальной жизни общества. Соответственно внимание исследователей надлежит переключить на безымян­ную массу создателей материальных благ, на тех, кто связан с землёй, капиталом, торговлей, ремеслом и промышленностью. История, взятая в целом, - это «естественно-исторический процесс», в котором проявляются законы производства, дейст­вующие с той же непреложностью, что и законы природы. [Гуревич А.Я. К пониманию истории как науки о человеке].

 

Материализм (лат. materialis - вещественный) - одно из главных направлений в философии наряду с идеализмом. Суб­станцией, первоосновой всего существующего, он считает ма­терию - независимую от сознания, духа реальность, часто рассматриваемую как вещественную, «телесную». Материа­лизм считает, что материя вечна, является источником много­образия и единства всего существующего. Законы материаль­ного мира распространяются на весь мир, в том числе на об­щество и человека. В области теории познания материалисты стоят на позициях сенсуализма. Как правило, материалистам свойствен социальный и гносеологический оптимизм, вера в возможности науки и преобразовательную деятельность чело­века.

Термин «материализм» был введён Г. Лейбницем. [Кири­ленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. - М., 2003].

 

Материалистическое объяснение истории базируется на четырёх основных принципах:

1. Принцип единства человечества, и, следовательно, единства исторического процесса.

2. Принцип исторической закономерности. Маркс исходит из признания действия в историческом процессе общих, устойчивых, повторяющихся существенных связей и отношений между людьми и результатами их деятельности.

3. Принцип детерминизма - признание существования причинно-следственных связей и зависимостей. Из всего многообразия исторических явлений Маркс считал необходимым выделить главные, определяющие. Таким главным, определяющим в историческом процессе, по мнению К. Маркса, явля­ется способ производства материальных благ.

4. Принцип прогресса. С точки зрения К. Маркса, исторический прогресс - это поступательное развитие общества, поднимающееся на всё более высокие уровни.

 

Материалистическое объяснение истории базируется на формационном подходе. [История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций / Сост. и отв. ред. А.А Радугин. - М., 2001].

 

Метаистория- 1) ныне находящаяся вне поля зрения нау­ки и вне её методологии совокупность процессов, протекающих в тех слоях иноматериального бытия, которые, пребывая в дру­гих видах пространства и в других потоках времен, просвечи­вают иногда сквозь процесс, воспринимаемый нами как исто­рия; 2) религиозное учение об этих процессах. [Андреев Д.П. Роза Мира. - М., 1999].

 

Метафизика (греч. ta meta ta physika – букв. «то, что после физики») - учение о первоначалах бытия, лежащих за миром чувственно воспринимаемых вещей и постигаемых разумом, «интеллигибельных». Происхождение термина «метафизика» традиционно связано с именем Андроника Родосского (I век до н. э.), систематизировавшего сочинения Аристотеля и распо­ложившего его собственно философские сочинения, «первую философию», после сочинений специально-научной направ­ленности. Термин «метафизика» иногда отождествляют с тер­мином «онтология». В марксизме под метафизикой понимается учение, противоположное диалектике как учению, полагающему развитие, движение фундаментальным свойством бытия. Ме­тафизика часто отождествляется с понятием спекулятивной умозрительной философии вообще, далёкой от учёта как достижений специального знания, так и от интересов, потребно­стей человека [Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философ­ский словарь. - М., 2003].

Механицизм - мировоззрение, объясняющее развитие природы и общества законами механической формы движения материи, которые рассматриваются как универсальные и рас­пространяются на все виды материального движения. Истори­чески возникновение и распространение механицизма было связано с достижениями классической механики XVII-XVIII вв. (Галилей, Ньютон и др.). [Философский словарь. - М., 1987].

 

Мне представляется — если я позволю себе такое замеча­ние, - что Божество, существуя вне времени, обозревает всё историческое человечество в его целом и всюду считает его одинаково ценным. Идея о воспитании рода человеческого во всяком случае заключает в себе долю истины; но пред Богом всё поколение человечества являются равноправными, и так должен смотреть на дело и историк. [Леопольд фон Ранке].

 

Можно выделить три подхода к анализу эволюции мировых цивилизаций:

- Научно-исторический;

- Эзотерический;

- Математический.

 

Научно-исторический подход - наиболее распространён­ный и признанный официальной наукой. С позиции этого под­хода мы изучаем историю и культурологию в школе или инсти­туте. Но этот подход не дает чёткого и однозначного объясне­ния многих явлений в истории мировых цивилизаций.

Эзотерический подход предполагает наличие неявных, скрытых знаний, которыми обладают избранные. Согласно этому подходу, история цивилизаций полна таинственного и уходит в глубокую древность.

Для математического подхода к истории характерен поиск циклических закономерностей в развитии цивилизаций. Напри­мер, книга Г. Кваши и Ж. Аккуратовой «Поиск империи».

Особый интерес в последние годы вызвали исследования известного математика, академика А.Т. Фоменко по новой хро­нологии. Основная идея автора заключается в том, что история мировых цивилизации гораздо короче, чем считает традицион­ная наука. На основе математических анализов автор создал Глобальную хронологическую карту и вскрыл фантомные отра­жения исторических деятелей и целых династий исторических эпох, а также фантомные отражения отдельных цивилизаций. [Ходаковский Н.И. Спираль времени. - М., 2000].

 

Мы с Ричардом Томпсоном являемся сотрудниками Инсти­тута Бхактиведанта, занимающегося изучением связующих ни­тей между современной наукой и тем мировоззрением, основ­ные положение которого сформулированы в индийской ведиче­ской литературе. Именно в ведическую литературу уходят кор­ни тезиса о чрезвычайно древнем происхождении человечест­ва. Поставив перед собой задачу проведения системного ана­лиза имеющихся в научной литературе данных о древней исто­рии человечества, мы представили упомянутый тезис в виде теории длительного совместного проживания на Земле различ­ных видов человекообразных и обезьяноподобных существ.

То, что наши теоретические взгляды уходят корнями в ве­дическую литературу, отнюдь не умаляет их. В основе той или иной теории могут лежать самые разнообразные источники: прилив личного вдохновения, учения прошлого, совет прияте­ля, просмотр кинофильма и т.п. Важен не источник теории, а её способность дать объяснение тем или иным фактам. [Майкл Кремо, Ричард Томпсон. Неизвестная история человечества. – М. 1999].

 

Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, основывающийся на определённом способе производства и выступающий как ступень прогрессивного раз­вития мировой истории человечества от первобытнообщинно­го строя через рабовладельческий строй, феодализм и капи­тализм к коммунистической формации. Понятие «обществен­но-экономическая формация» впервые выработано марксиз­мом и составляет краеугольный камень материалистического понятия истории. Оно позволяет, во-первых, отличить один пе­риод истории от другого и вместо рассуждений об «обществе вообще» исследовать исторические события в рамках опреде­лённых формаций; во-вторых, вскрыть общие и существенные черты разных стран, находящихся на одинаковой ступени развития производства (например, в капиталистической Англии, во Франции, в ФРГ, США и т.д.), а значит использовать в исследо­вании общенаучный критерий повторяемости, применение ко­торого к общественной науке отрицают субъективисты; в-третьих, в противовес эклектическим теориям, рассматриваю­щим общество как механическую совокупность общественных явлений (семьи, государства, церкви и т.д.): а исторический процесс - как результат влияния различных факторов (природ­ных условий или просвещения, развития торговли лил рожде­ния гения и т.д.), понятие «общественно-экономическая фор­мация» позволяет рассматривать человеческое общество в каждый период его развития как единый «социальный орга­низм», включающий в себя все общественные явления в их ор­ганическом единстве и взаимодействии на основе способа про­изводства. Наконец, в-четвёртых, оно позволяет свести стрем­ления и действия отдельных людей к действиям больших масс, классов, интересы которых определяются их местом в системе общественных отношений данной формации. Каждая общест­венно-экономическая формация имеет свои особые законы возникновения и развития. Вместе с тем в каждой формации действуют общие законы, связывающие их в единый процесс мировой истории. Смена одной формации другой происходит в результате социальной революции. Капиталистическое обще­ство - последняя из формаций, основанных на антагонизме классов. Ею завершается предыстория человечества. Комму­нистическая формация, этапом становления и развития кото­рой является социализм, впервые в истории создаёт условия для безграничного прогресса человечества на основе ликвида­ции социального неравенства и ускоренного развития произво­дительных сил. Коммунистическая формация начинает подлин­ную истории человечества. Пути её развития связаны с плано­мерным и всесторонним совершенствованием социализма. [Философский словарь. - М., 1987].

 

«Основным вопросом, основной посылкой всякой филосо­фии истории является, несомненно, вопрос о значении време­ни, о природе времени, потому что история* есть процесс во времени... Имеет ли время метафизическое значение? Связа­но ли с временем что-то существенное, идущее до глубочайше го ядра бытия, или время есть лишь форма и условие для мира явлений, для мира феноменального? Связано ли оно с подлин­ным бытиём, или время только феноменологично, связано только с явлением и не распространяется на внутреннюю сущ­ность бытия, на внутреннее его ядро?» [Н.А. Бердяев].

 

О соотношении формационного и цивилизационного подходов к истории. Предмет и сфера применения формационной теории - история как объективный, независимый от сознания и воли людей результат их деятельности. Предмет и сфера применения цивилизационного подхода - история как процесс жизнедеятельности людей, наделённых сознанием и волей, ориентированных на определенные ценности, специфи­ческие для данного культурного ареала.

Формационная теория представляет собой по преимуще­ству онтологический анализ истории, то есть выявление глу­бинных, существенных оснований. Цивилизационный подход -это в основном феноменологический анализ истории, то есть описание тех форм, в которых история стран и народов являет­ся взору исследователя.

Формационный подход - это разрез истории «по вертика­ли». Он раскрывает движение человечества от изначальных, простых (низших) ступеней или форм к ступеням всё более сложным, развитым. Цивилизационный подход, напротив, - анализ истории «по горизонтали». Его предмет - уникальные, неповторимые образования - цивилизации, сосуществующие в историческом пространстве-времени. Если, например, цивили­зационный подход позволяет установить, чем отличается ки­тайское общество от французского и соответственно китаец от француза, то формационный подход - чем отличается совре­менное китайское общество от того же общества средних веков и соответственно китаец от китайца феодальной эпохи.

Формационная теория - это по преимуществу социально-экономический срез истории. Она принимает за исходный пункт постижения истории способ материального производства как главный, определяющий в конечном счёте все другие сферы общественной жизни. Цивилизационный подход отдаёт пред­почтение культурологическому фактору. Его исходный пункт -культура, причём, так сказать, поведенческого порядка: традиции, обычаи, обряды и т.п. На первом плане здесь не произ­водство средств к жизни, а сама жизнь, и не столько разложен­ная по полочкам (материальная, духовная и проч.), что в об­щем-то необходимо для познания структуры целого, сколько в нерасчлененном единстве.

При формационном подходе акцент делается на внутрен­ние факторы развития, сам этот процесс раскрывается как са­моразвитие. В этих целях разработан соответствующий поня­тийный аппарат (противоречия в способе производства - меж­ду производительными силами и производственными отноше­ниями, в социально-классовой структуре общества и т.д.). Ос­новное внимание при этом уделяется борьбе противоположно­стей, то есть больше тому, что разъединяет людей данной со­циальной системы (общества), и меньше тому, что их объеди­няет. Цивилизационный подход, напротив, исследует преиму­щественно то, что объединяет людей в данное сообщество. При этом остаются как бы в тени источники его самодвижения. Внимание больше фиксируется на внешних факторах развития сообщества как системы («вызов - ответ - вызов» и т.д.), [Фи­лософий истории: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.С. Панарина. - М.,2001].

 

Периодизация - существенное определение основанного содержания этапов становления и развития исторических про­цессов, характерных для данного народа, страны, региона или человечества в целом.

Без периодизации истории, т.е. без генерализирующего подхода к истории, не может быть подлинной исторической наукой. Основой научной периодизации всемирной истории яв­ляется признание общих закономерностей развития человече­ского общества. [Жуков Е.М. Очерки методологии истории. - М , 1987].

 

Провидение (иначе промысел или промышление), непре­рывное целесообразное действие Высшего Существа, направ­ленное к наибольшему благу творения вообще, человека и че­ловечества в особенности. Провидение также и само Высшее Существо, управляющее всеми мировыми событиями. [Брокга­уз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. - М., 2003].

 

Провиденциализм - лат.: историко-философское направ­ление, стремящееся объяснить исторические события с точки зрения непосредственно проявляющегося в них Провидения. Главные представители: Боссюэт, Гегель, Лоран. [Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. – М., 2003].

 

Провиденциализм (лат. provtdentia - провидение) - анти­научное, религиозно-идеалистическое воззрение, пытающееся объяснить ход исторических событий не их внутренней законо­мерностью, а волей провидения (божества). [Словарь ино­странных слов. - М., 1949].

 

Различие между прошлым, настоящим и будущим - всего лишь иллюзия, хотя и упорная. [Альберт Эйнштейн, 1955].

Психоанализ - новая самостоятельная наука об истори­ческой мотивации. Она убедительно доказывает, что от про­грессивного развития стилей воспитания детей зависит ход ис­торического процесса в прошлом, а также предлагает методику прогнозирования на ближайшую историческую перспективу.

Историков воспитывают на теории уникальности любого исторического события. Большинство повествующих историков убеждены в этом принципе по отношению к человеческой исто­рии не меньше, чем средневековый человек - по отношению к естественной истории. Современные историки в лучшем случае изложат некоторые политические события и после простого сопоставления придут к выводу, что эти два повествования со­ставляют теорию. Но нарративная история - не наука и не предназначена ею быть. Нарративная история описывает ход исторических событий; психоистория открывает законы истори­ческой мотивации. Нарративная история полна «случайностей» и «ошибок»; психоистория имеет дело лишь с закономерностя­ми, особенно «случайностей» и «ошибок». Писаная история сосредоточена на периодах, и считается, что любой историк должен специализироваться на каком-нибудь периоде или стране; психоистория же - сравнительная наука, и не может специализироваться на одной области истории, так же, как ас­троном не может специализироваться на одной области неба. Когда я в своих лекциях скачу по периодам, студенты жалуют­ся: «Не похоже, что вы действительно занимаетесь историей».

Они правы. [Ллойд де Моз. Психоистория. Классика психологии XX века. - Ростов н/Д., 2000].

 

Российская цивилизация - научное понятие, которым в рамках теории локальных цивилизаций характеризуется устой­чивая социальная общность, сформировавшаяся:

- на полиэтнической основе в результате интеграции больших и малых народов вокруг ствола великорусского народа;

- при исторически сложившейся многоконфессиональности;

- как синтез культур Запада и Востока.

[Российская цивилизация: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. М.П. Мчедлова. - М., 2003].

 

Релятивизм (лат. retativus - относительный) - признание относительности, условности, ограниченности человеческой деятельности в качестве основной ее характеристики. Понятие относительности, условности, обусловленности противопос­тавляется в релятивизме абсолютному, необусловленному. [Кириленко Г.Г, Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. - М, 2003].

 

Синергетика (от греч. synergeia - совместное действие) - современная теория самоорганизующихся систем, основанная на принципах целостности мира, общности закономерностей развития всех уровней материальной и духовной организации; нелинейности (многовариантности, альтернативности) и необ­ратимости, глубинной взаимосвязи хаоса и порядка, случайно­сти и необходимости. Термин «синергетика» ввел в научный обиход английский физиолог Ч.С. Шеррингтон более ста лет назад.

В отличие от классической науки, в которой господствова­ли представления об устойчивости, обратимости, однородности и равновесности мира и процессов, происходящих а нем, си­нергетика даёт образ мира как непрерывно возникающего и эволюционирующего по нелинейным законам. В синергетике происходит переосмысление случайности:-если в классической науке и философии необходимость и случайность, как правило, противопоставлялись, то в данной модели они органически слиты, переплетены. Случайность - такое же фундаменталь­ное качество системы, но только относящееся к уровню её элементного строения. [Краткий философский словарь / Кири­ленко Г.Г., Шевцов Е.В. - М., 2003].

 

Субъект и объект - основные элементы структуры позна­ния. Процесс познания рассматривается в гносеологии как взаимодействие субъекта (того, кто познаёт) и объекта (того, что познаётся). Существуют различные способы установления взаимоотношений субъекта и объекта. [Краткий философский словарь / Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. – М. 2003].

 

Сущность соцуокультурного подхода - это понимание общества как единства культуры и социальности, образуемых деятельностью человека. [Российская цивилизация: Учеб. по­собие для вузов / Под общ. ред. МП. Мчедлова. - М., 2003).

 

Теоретическая история. Необычность словосочетания «теоретическая история» свидетельствует, что история - это не совсем наука, правильнее было бы сказать, что это специфиче­ский вид литературы. Наука отличается от литературы неуничтожаемостью. Можно сжечь все учебники физики, уничтожить сам род людской, но по прошествии какого-то времени в другой галактике, на другой планете появится другая цивилизация, однако физика там будет та же самая, там будет та же самая геометрия. Готовы вы поверить, что у них там будет та же са­мая история? Вот то-то и оно, история у них там будет совер­шенно иной! Но когда они разовьются до такого уровня, что осознают необходимость создания теоретической истории, то у них получится примерно та книга, которую вы сейчас держите в руках. Осталось только прочитать ее, чтобы убедиться, что теоретическая история такая же точная наука, как теоретиче­ская физика или теоретическая механика... Создать Теорети­ческую историю может только заведомый дилетант, ничего не смыслящий в истории и, более того, совершенно равнодушный к ней. Сама история, исторические памятники, мнение истори­ков никаким образом не могут повлиять на Теоретическую Ис­торию, тогда как с выводами Теоретической Истории ни один историк (естественно, не нахальный советский историк, наш современник, а тот, который придёт ему на смену чуть-чуть по позже) поспорить не осмелился. Свой фундамент Теоретиче­ская история должна строить в основном на легендах, на клуб­не противоречивых мнений, который пощупать невозможно. Кажется, все [Вотяков А.А. Теоретическая история. – М., 1999].

 

То, что мы считаем историей или историческим процессом, в действительности является историей технологии...

Чтобы ответить на этот вопрос и напомнить подзаголовок книги - «В нетехнологический путь» - надо представить очень простую формулу:

доисторический - дотехнологический;

исторический - технологический;

постисторический - посттехнологический.

Фактор Майя не только описывает средний член этой фор­мулы, но и даёт отношение между первым и третьим членами -пред- и постсостояниями истории и технологии. С точки зрения Фактора Майя, история - экспоненциальное распространение сообщений в виде материальной технологии - заключается в галактическом синхронизационном луче диаметром 520 тунов и является его функцией. Действительно, технологию, как мы теперь понимаем и определяем её, можно было бы описать буквально как результат действия синхронизационного луча. [Хозе Аргугуэльес. Фактор Майя. - Томск, 1994].

 

Факт. Этот термин трудно определить: сказать, что он употребляется при всех известных обстоятельствах, когда что-либо вообще перешло из состояния возможности в состояние бытия, - отнюдь не значит сделать его яснее.

Факты можно разделить на три класса: божественные дея­ния, явления природы и действия людей. Первые относятся к теологии, вторые - к философии, а прочие - к собственно ис­тории. Все они равно подлежат критике.

Кроме того, факты должны быть рассмотрены под двумя самыми общими углами зрения: либо они естественны, либо сверхъестественны; либо мы были их очевидцами, либо они дошли до нас через традицию, через историю и все ее памят­ники. [Вольтер].

 



Просмотров 875

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!