Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Краткая психофизиологическая характеристика



Основных видов спорта

 

В спортивной педагогике имеются различные подходы к группирова­нию видов спорта по их воздействию на организма человека, на развитие и формирование психофизических качеств. Такое группирование, ко­нечно, весьма условно, так как ни один вид спорта, ни одна система фи­зических упражнений не воздействует на человека одинаково, не разви­вает какое-либо одно физическое качество в «чистом» виде. Однако по­добные группировки позволяют объединить различные виды спорта, системы физических упражнений по их ведущему признаку и дать им единую развернутую характеристику, необходимую при индивидуаль­ном выборе вида спорта или системы физических упражнений. Кроме того, такая условная группировка дает возможность лучше ориентиро­ваться в предложенных характеристиках отдельных видов спорта и сис­тем физических упражнений.

Виды спорта, преимущественно развивающие выносливость. Вос­питание выносливости в процессе спортивной тренировки – одно из дей­ственных средств достижения высокой работоспособности, которая ос­нована на устойчивости центральной нервной системы и ряда функцио­нальных систем организма к утомлению.

К видам спорта, акцентированно развивающим общую выносливость, можно отнести все циклические виды спорта, в которых физическая на­грузка продолжается сравнительно долгое время на фоне преимущест­венного повышения аэробного (кислородного) обмена в организме чело­века: спортивная ходьба, бег на средние, длинные и сверхдлинные дис­танции, велосипедный спорт (шоссейные гонки, кросс, группа классиче­ских дистанций на треке), лыжные гонки, плавание, спортивное ориен­тирование, триатлон.

Высокий уровень общей выносливости – одно из главных свиде­тельств отличного здоровья человека. С помощью регулярных занятий видами спорта, развивающими общую выносливость, можно в значи­тельной мере улучшить отдельные показатели физического развития: увеличить экскурсию грудной клетки и жизненную емкость легких, зна­чительно уменьшить жировую прослойку, т. е. лишнюю массу тела. Та­кие занятия позволяют практически здоровому человеку, но с понижен­ными функциональными возможностями сердечно-сосудистой и дыха­тельной систем повысить общую работоспособность, противостоять утомлению.

Выносливость важна при подготовке человека к длительному и пол­ноценному труду в любой профессиональной группе. Все жизненно не­обходимые умения и навыки – быстрое и экономичное пешее передви­жение и ходьба на лыжах по пересеченной местности, плавание - осно­вываются на занятиях циклическими видами спорта, развивающими об­щую выносливость. Таким образом, виды спорта, развивающие общую выносливость, считаются прикладными ко всем профессиональным ви­дам труда. Занятия этими видами спорта, проводимые с низкой интен­сивностью (пульс до 130 удар/мин), но сравнительно длительное время, – прекрасное средство активного отдыха, восстановления работоспособ­ности.

Если и есть отдельные случаи достижения спортивных высот моло­дыми людьми, начавшими регулярную систематическую и упорную тре­нировку в студенческом возрасте, то большая часть этих случаев отно­сится к видам спорта, развивающим преимущественно общую выносли­вость. Оптимальные возможности к достижению наивысших спортив­ных результатов в этих видах спорта находятся в пределах 22-27 лет.

Характеристика видов спорта, преимущественно развивающих силу и скоростно-силовые качества. Тяжелая атлетика – это вид спорта, в котором упражнения выполняются с максимальным мышеч­ным напряжением при поднимании возможно больших тяжестей (в со­ответствующей весовой категории и в соответствующем упражнении – в рывке и толчке). Для этого применяются динамические и изометриче­ские тренировочные упражнения со значительными мышечными напря­жениями.

На занятиях тяжелой атлетикой совершенствуются в основном спо­собности к максимальным мышечным усилиям групп мышц нижних ко­нечностей, туловища и разгибателей рук. Успеха добиваются атлеты, умеющие регулировать степень возбуждения нервной системы, доби­ваться согласованной работы различных групп мышц на фоне максимальных и психических напряжений. При поднимании значительного веса и возникающем при этом натуживают резко возрастает нагрузка на сердечно-сосудистую систему из-за быстрого и резкого колебания кровонаполнения сердца и сосудов. При неправильной организации трени­ровки у тяжелоатлетов могут возникать отклонения в состоянии системы кровоснабжения.

Атлетическая гимнастика – система упражнений с разнообразны­ми отягощениями. Это самостоятельный общедоступный вид спорта, которым в последние годы активно занимаются и женщины. Атлетиче­ская гимнастика позволяет избирательно увеличивать массу отдельных групп мышц, что приводит к росту их силы и силовой выносливости, к совершенствованию телосложения. Следует отметить неодинаковый прирост мышечных групп у спортсменов разного типа телосложения. Возрастные особенности естественного становления силовых качеств человека позволяют добиваться высочайших спортивных результатов в силовых упражнениях в студенческом возрасте и даже после окончания высшего учебного заведения.

Характеристика видов спорта, преимущественно развивающих координацию движений (ловкость). Ловкость определяет успешность овладения новыми спортивными и трудовыми движениями, проявление силы и ловкости. Хорошая координация движений способствует обуче­нию профессиональным умениям и навыкам. Поэтому воспитанию лов­кости должно уделяться время в плане общей физической и спортивной подготовки студентов. Это обеспечивается достаточным разнообразием и новизной доступных упражнений из различных видов спорта для соз­дания у занимающихся запаса двигательных умений и совершенствова­ния координационной способности.

Наибольший эффект в воспитании ловкости обеспечивают такие сложнокоординационные виды спорта, какими являются спортивная аэробика, гимнастика спортивная и художественная, прыжки в воду, на батуте, прыжки на лыжах, слалом, фрестайл, фигурное катание и спор­тивные игры. Все эти виды (кроме спортивных игр) не оказывают значи­тельного действия на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, но предъявляют значительные требования к подготовке нервно-мышечного аппарата, к волевым качествам спортсменов. Из-за сложности и дли­тельности формирования координационных движений не имеет смысла начинать специализацию в этих видах спорта в студенческом возрасте, чтобы достичь высших спортивных результатов. Фундамент сложно-координационных движений закладывается в детском возрасте и требует многолетней регулярной систематической тренировки.

Краткая характеристика нетрадиционных систем физических упражнений. В последнее время приобрели популярность зарубежные системы физических упражнений различной направленности. Наиболь­шее распространение получила система силовых, упражнений, которую в нашей стане назвали атлетической гимнастикой.

Среди женщин большой популярностью пользуется аэробика, или ритмическая гимнастика. Ритмическая гимнастика общедоступна и вы­сокоэффективна. Музыкальный ритм, танцевальное исполнение органи­зуют движения, повышают настроение занимающихся, вызывают поло­жительные эмоции. Подбор упражнений может акцентировать направ­ленность комплексов на развитие выносливости, силовой подготовлен­ности, улучшение гибкости, пластичности. Ритмическая гимнастика – эффективное средство оздоровления, повышения функциональных воз­можностей, коррекции физического развития и телосложения.

В последнее время стало увеличиваться число групп, занимающихся шейпингом. Эта система, по сути дела, сочетает ритмическую и атлети­ческую гимнастику, но силовым упражнениям отдается некоторое пре­имущество. В основном занятия шейпингом направлены на координа­цию фигуры и улучшение функционального состояния организма, вме­сте с тем это и активный отдых. Менее распространена система специ­альных упражнений, носящая название «стретчинг». Эти упражнения направлены главным образом на растягивание мышц и повышение под­вижности суставов, значительное улучшение гибкости. «Стретчинг» применяется как восстановительное и разминочное средство. Медлен­ное, спокойное выполнение упражнений способствует снятию нервно-эмоциональных напряжений, активному отдыху.

В особую группу выделены восточные системы физических упраж­нений. Наибольшей популярностью здесь пользуются элементы из у-шу, йоги, каратэ, а также система ограниченного воздействия цигун. Имеют­ся и системы локального воздействия – системы дыхательных упражне­ний, разработанные различными авторами, корригирующие упражнения для микромышц глаз и т. д. Одна из разновидностей китайских систем физической подготовки и самозащиты у-шу содержит в себе упражнения оздоровительной направленности, воздействующие через различные по­зы и движения на внутренние органы, на суставно-мышечный аппарат. Древняя китайская система упражнений цигун включает три составляю­щие: регуляцию позиции тела, дыхания и психического состояния. Все это достигается через расслабление, дозированные гимнастические и дыхательные упражнения.

Основная направленность гимнастики цигун – оздоровление, а также стабилизация психического состояния.

В индийском религиозно-философском учении йога содержится раз­дел – система физических упражнений, которая особенно активно воз­действует на дыхательную систему, а через освоение и выполнение дос­таточно сложных поз воздействует на внутренние органы и суставно-мышечный аппарат. Эта система содержит в себе элементы медитации, направленные на коррекцию психофизического состояния.

Между тем почти все восточные системы имеют ограниченное воз­действие на организма человека и не дают занимающемуся разносто­ронней физической подготовки. По этой причине все эти системы обыч­но не включаются в перечень видов спорта и систем физических упраж­нений, предлагаемых студентам на обязательных учебных занятиях по учебной дисциплине «Физическая культура». Но отдельные упражнения, элементы этих систем или сами системы, так же как и отдельные отече­ственные системы (дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой; ком­плекс специальных упражнений для глаз Э. С. Аветисова и др.) могут использоваться на специальном (медицинском) учебном отделении, а некоторые из них в целостном виде – в секционных и групповых заняти­ях с оздоровительной целью в свободное от учебы время [9].

 



Просмотров 2050

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!