Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Двигательная активность как средство активного



Отдыха и поддержания работоспособности

В каникулярное время

Вуз предоставляет студентам каникулярный отдых зимой и летом, после окончания экзаменационных сессий.

Научными исследованиями установлено, что двигательная активность студентов в период учебных занятий (8 мес.) составляет 8000-11000 шагов в сутки; в экзаменационный период (2 мес.) – 3000-4000 шагов, а в каникулярный период 14000-19000. Очевидно, что уровень двигательной активности студентов во время каникул отражает естественную потребность в движениях, ибо в этот период они свободны от учебных занятий. Исходя из этого, можно отметить, что уровень их двигательной активности в период учебных занятий составляет 50-65 %, в период экзаменов лишь 18-22 % биологической потребности. Это свидетельствует о реально существующем дефиците движений на протяжении 10 месяцев в году. Следовательно, студентам в каникулярное время необходимо компенсировать недостатки двигательной активности в период интенсивной учёбы.

Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигательной активностью. Физиологическое обследование активного отдыха связано с именем И. М. Сеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие. Этот принцип стал основой организации отдыха и в сфере умственной деятельности, где подобранные соответствующим образом физические нагрузки оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. В процессе выполнения физических упражнений в коре больших полушарий мозга возникает «доминанта движения», которая оказывает благоприятное влияние на состояние мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизирует сенсомоторную зону коры, поднимает тонус всего организма. Во время активного отдыха эта доминанта способствует активному протеканию восстановительных процессов.

Активный отдых повышает работоспособность только при соблюдении определенных условий: его эффект проявляется лишь при оптимальных нагрузках; при включении в работу мышц-антагонистов; эффект снижается при быстро развивающемся утомлении, а также утомлении, вызванном монотонной работой; положительный эффект выражен сильнее на фоне большей, однако не высокой степени утомления, чем при слабой его степени; чем тренированнее человек к утомляющей работе, тем выше эффект активного отдыха.

Специалисты считают, что направленность занятий физической культурой в каникулярное время для основной массы студентов должна носить оздоровительно-профилактический характер. Среди различных форм отдыха в каникулярный период широкое развитие в вузах получили студенческие оздоровительно-спортивные лагеря (зимние и летние). Проведённые исследования показали, что 20-дневный отдых в загородном оздоровительном лагере, организованный через неделю после завершения летней сессии, позволяет студентам восстановить все показатели умственной и физической работоспособности, в то время как у студентов, отдыхающих в городе, восстановительные процессы протекали вяло.

Установлено, что комплексные методики и комбинированные физкультурно-оздоровительные занятия с использованием разнообразных средств и методов физической культуры и оздоровительного фитнеса обеспечивают более эффективное воздействие на положительные изменения морфофункциональных характеристик организма человека и динамику его физической работоспособности. Физкультурно-оздоровительные занятия, построенные с учётом мотивов, интересов студентов помогут студентам в каникулярное время улучшить физическое и эмоциональное состояние, что обеспечит эффективность каникулярного отдыха.

 

Контрольные вопросы:

1 Назовите и дайте определение основным понятиям по теме «Психофизиологические основы учебного труда студентов».

2 Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов.

3 Работоспособность и влияние на нее различных факторов.

4 Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека.

5 Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения. Типы изменений умственной работоспособности студентов.

6 Особенности проведения учебных занятий по физическому воспитанию для повышения работоспособности студентов.

7 Использование «малых форм» физической культуры в режиме учебного труда студентов.

8 Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в экзаменационный период.

9 Использование средств физической культуры в целях активного отдыха в каникулярное время.



Просмотров 1475

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!