![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Двигательная активность как средство активного
Отдыха и поддержания работоспособности В каникулярное время Вуз предоставляет студентам каникулярный отдых зимой и летом, после окончания экзаменационных сессий. Научными исследованиями установлено, что двигательная активность студентов в период учебных занятий (8 мес.) составляет 8000-11000 шагов в сутки; в экзаменационный период (2 мес.) – 3000-4000 шагов, а в каникулярный период 14000-19000. Очевидно, что уровень двигательной активности студентов во время каникул отражает естественную потребность в движениях, ибо в этот период они свободны от учебных занятий. Исходя из этого, можно отметить, что уровень их двигательной активности в период учебных занятий составляет 50-65 %, в период экзаменов лишь 18-22 % биологической потребности. Это свидетельствует о реально существующем дефиците движений на протяжении 10 месяцев в году. Следовательно, студентам в каникулярное время необходимо компенсировать недостатки двигательной активности в период интенсивной учёбы. Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигательной активностью. Физиологическое обследование активного отдыха связано с именем И. М. Сеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие. Этот принцип стал основой организации отдыха и в сфере умственной деятельности, где подобранные соответствующим образом физические нагрузки оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. В процессе выполнения физических упражнений в коре больших полушарий мозга возникает «доминанта движения», которая оказывает благоприятное влияние на состояние мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизирует сенсомоторную зону коры, поднимает тонус всего организма. Во время активного отдыха эта доминанта способствует активному протеканию восстановительных процессов. Активный отдых повышает работоспособность только при соблюдении определенных условий: его эффект проявляется лишь при оптимальных нагрузках; при включении в работу мышц-антагонистов; эффект снижается при быстро развивающемся утомлении, а также утомлении, вызванном монотонной работой; положительный эффект выражен сильнее на фоне большей, однако не высокой степени утомления, чем при слабой его степени; чем тренированнее человек к утомляющей работе, тем выше эффект активного отдыха. Специалисты считают, что направленность занятий физической культурой в каникулярное время для основной массы студентов должна носить оздоровительно-профилактический характер. Среди различных форм отдыха в каникулярный период широкое развитие в вузах получили студенческие оздоровительно-спортивные лагеря (зимние и летние). Проведённые исследования показали, что 20-дневный отдых в загородном оздоровительном лагере, организованный через неделю после завершения летней сессии, позволяет студентам восстановить все показатели умственной и физической работоспособности, в то время как у студентов, отдыхающих в городе, восстановительные процессы протекали вяло. Установлено, что комплексные методики и комбинированные физкультурно-оздоровительные занятия с использованием разнообразных средств и методов физической культуры и оздоровительного фитнеса обеспечивают более эффективное воздействие на положительные изменения морфофункциональных характеристик организма человека и динамику его физической работоспособности. Физкультурно-оздоровительные занятия, построенные с учётом мотивов, интересов студентов помогут студентам в каникулярное время улучшить физическое и эмоциональное состояние, что обеспечит эффективность каникулярного отдыха.
Контрольные вопросы: 1 Назовите и дайте определение основным понятиям по теме «Психофизиологические основы учебного труда студентов». 2 Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов. 3 Работоспособность и влияние на нее различных факторов. 4 Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека. 5 Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения. Типы изменений умственной работоспособности студентов. 6 Особенности проведения учебных занятий по физическому воспитанию для повышения работоспособности студентов. 7 Использование «малых форм» физической культуры в режиме учебного труда студентов. 8 Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в экзаменационный период. 9 Использование средств физической культуры в целях активного отдыха в каникулярное время.
![]() |