Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Ведение дневника самоконтроля



Результаты самоконтроля рекомендуется фиксировать в дневнике са­моконтроля, чтобы была возможность их периодически анализировать самостоятельно или совместно с преподавателем, тренером и врачом.

Дневник самоконтроля помогает занимающимся лучше познать само­го себя, приучает их следить за собственным здоровьем, позволяет свое­временно затратить степень усталости от умственной работы или физи­ческой тренировки, опасность переутомления и заболевания, опреде­лить, сколько времени требуется для отдыха и восстановления умствен­ных и физических сил, какими средствами и методами при восстановле­нии достигается наибольшая эффективность.

Самонаблюдения в дневнике самоконтроля, могут быть подробными и состоять из 15-20 показателей и более, но могут быть и краткими – из 5-8 показателей. Эти показатели должны быть наиболее информативны­ми с учетом вида спорта или формы занятий. Например, при ведении дневника студентами-спортсменами, занимающимися силовыми видами спорта (тяжелая атлетика, борьба, бокс), вместе с другими показателями наибольшее внимание должно быть обращено на контроль за массой те­ла и развитием силы. Представителям циклических видов спорта (бег, лыжные гонки, велосипедный спорт и др.) необходимо тщательно кон­тролировать частоту сердечных сокращений, артериальное давление, жизненную емкость легких, а также показатели развития выносливости. Студентам, занимающимся физическими упражнениями по учебной программе организованно или самостоятельно в оздоровительных целях, можно рекомендовать форму дневника, представленную в таблице 3.

Кроме показателей, указанных в примерной форме дневника, необхо­димо периодически дополнительно отмечать результаты наблюдения за ростом, жизненной емкостью легких и физической подготовленностью не реже одного раза в семестр. За весом, окружностью грудной клетки, за развитием силы и состоянием дыхательной системы (пробы Штанге и Генчи) – один раз в месяц. Показатели, которые выражаются в цифрах, полезно представлять в виде графиков.

 

Таблица 3

Примерная форма дневника самоконтроля

 

№ п/п Показатели дата дата
23.03.03 24.03.03
Самочувствие    
Сон, ч    
Аппетит    
Пульс (уд/мин) до тренировки после тренировки    
Вес, кг    
Нарушения режима    
Болевые ощущения    
Спортивные результаты    

 

Девушкам и женщинам рекомендуется включать в дневник самокон­троля протекание менструального цикла, его начало, продолжитель­ность, периодичность, наличие болевых ощущений и др. Нормальная продолжительность овариальноменструального цикла 21-36 дней. В норме она составляет 27-28 дней, характеризуется устойчивой продол­жительностью, отсутствием болевых ощущений и отклонений в само­чувствии. Однако в отдельных случаях могут наблюдаться вялость, по­вышенная утомляемость, отсутствие желания заниматься физическими упражнениями [21].

Контрольные вопросы:

1 Врачебный контроль.

2 Распределение студентов по группам на основании медицинского обследования.

3 Врачебно-педагогическое наблюдение во время занятий.

4 Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями.

5 Субъективные показатели самоконтроля.

6 Объективные показатели самоконтроля.

7 Самоконтроль за функциональным состоянием организма.

8 Оценка физической подготовленности по тестам.

9 Профилактика травматизма при занятиях физическими упражнениями.

10 Дневник самоконтроля.

 


Глава 5. Психофизиологические основы

Учебного труда студентов

Психофизиологическая характеристика труда – сопряжённая характеристика изменения состояния психофизических и физиологических систем и функций организма под влиянием определённой трудовой деятельности.

Работоспособность– потенциальная возможность человека выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определённого времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов человека. Различают максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность.

Утомление– временное объективное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки на организм человека. Сопровождается потерей интереса к работе, преобладанием мотивации на прекращение деятельности, негативными эмоциональными реакциями. Появление утомления зависит от вида нагрузки, локализации её воздействия, времени, необходимого для восстановления. Выделяют физическое и умственное, острое и хроническое, нервно-эмоциональное и другие виды утомления.

Переутомление – накопление утомления по причинам нерационального режима труда и отдыха при отсутствии своевременного восстановления. Влечёт за собой снижение работоспособности и продуктивности труда, появление раздражительности, головной боли, расстройство сна и т. п. Переутомление бывает начинающееся, лёгкое, выраженное, тяжёлое.

Усталость – комплекс субъективных ощущений, сопровождающих развитие состояния утомления после различных видов работ. Характеризуется чувством слабости, вялости, физиологического дискомфорта, нарушением протекания психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления и др.)

Рекреация– активный отдых, необходимый для восстановления сил организма после физической и умственной нагрузки.

Релаксация – процесс снятия напряжения после больших психофизических нагрузок с помощью различных средств (физические упражнения, физиопроцедуры, сауна, массаж и др.).

 



Просмотров 2912

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!