![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Работоспособность в умственном труде и влияние
на неё внешних и внутренних факторов Работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров её эффективности. С одной стороны, она отражает возможности биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, с другой – выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности. В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Эти факторы можно разделить на три основные группы: 1-я – физиологического характера – состояние здоровья, сердечно-сосудистой системы, дыхательной и другие; 2-я – физического характера – степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие; 3-я психического характеpa – самочувствие, настроение, мотивация и др.. Основу работоспособности составляют: – специальные знания, умения, навыки, компетенции и компетентности, необходимые при выполнении определённой работы; – уровень развития и сформированности профессионально значимых психофизических качеств личности (мышление, память, внимание, перцепции (перцепция – восприятие) и др.; – состояния здоровья и работоспособности основных функциональных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и др.); – уровень развития физических качеств и психомоторных способностей (выносливости, силы, быстроты и координации движений), необходимых в конкретной деятельности. Работоспособность в учебной деятельности в определённой степени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной системы, темперамента. Наряду с этим, на неё влияют новизна выполняемой работы, интерес к ней, установка на выполнение определённого конкретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность, уровень двигательной активности. В процессе умственного труда основная нагрузка приходится на центральную нервную систему, ее высший отдел – головной мозг, обеспечивающий протекание психических процессов — восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоций. Выявлено отрицательное воздействие на организм длительного пребывания в характерной для лиц умственного труда «сидячей» позе. При этом кровь скапливается в сосудах, расположенных ниже сердца. Уменьшается объем циркулирующей крови, что ухудшает кровоснабжение ряда органов, в том числе мозга. Ухудшается венозное кровообращение. Когда мышцы не работают, вены переполняются кровью, движение ее замедляется. Сосуды быстрее теряют свою эластичность, растягиваются. Ухудшается движение крови и по сонным артериям головного мозга. Помимо этого, уменьшение размаха движений диафрагмы отрицательно сказывается на функции дыхательной системы. Кратковременная интенсивная умственная работа вызывает учащение сердечных сокращений, длительная работа – замедление. Проведённые исследования показали, что до начала учебных занятий у студентов частота сердечных сокращений (ЧСС) в среднем = 70,6 удар/мин; при выполнении относительно спокойной учебной работы – 77,4 удар/мин.; при умственном труде средней степени напряженности равно 83,5 удар/мин, а при сильном напряжении до 93,1 удар/мин. Насыщение крови кислородом может снижаться на 80 %. В процессе длительной и напряженной учебной деятельности наступает состояние утомления. Исследования показывают, что работоспособность у студентов имеет разные уровни и типы изменений, что влияет на качество и объем выполняемой работы. По типу изменений работоспособности в учебном труде выделяют: усиливающийся, неровный, ослабевающий и ровный типы, связывая их с типологическими особенностями студентов. Так, к усиливающемуся типу относят преимущественно лиц с сильным типом нервной системы, способных длительное время заниматься умственным трудом. К неровному и ослабевающему типам относят лиц с преимущественно слабой нервной системой. 5.2.2 Общие закономерности изменения работоспособности Специалистами установлено, что суточная динамика работоспособности человека во многом определяется периодикой физиологических процессов под влиянием экзогенных (связанных с изменениями внешней среды) и эндогенных – внутренних (ритм и частота сердечных сокращений (ЧСС), ритм дыхания, изменение кровяного давления и т. п.) факторов. Колебания работоспособности студентов в течение суток зависят от биологических ритмов организма и вновь образуемых, социальных ритмов – режима обучения (рис. 3).
Рис. 3. Изменение работоспособности студентов в течение суток
Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, полугодия (семестра), учебного года. Учебный день студенты, как правило, не начинают сразу с высокой продуктивностью учебного труда. В начале 1-ой пары проходит 10-20, а иногда и более 30 минут, прежде чем работоспособность студентов достигает оптимального уровня. Этот первый период врабатывания характеризуется постепенным повышением работоспособности с определёнными колебаниями. Второй период оптимальной (устойчивой) работоспособности, имеет продолжительность 1,5-3 часа, в процессе которого психофизиологическое состояние организма характеризуется изменениями функций организма, адекватных той учебной деятельности, которая выполняется. Третий период – период полной компенсации, характеризуется появлением начальных признаков утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией. В четвёртом периоде наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия, а также колебания продуктивности учебной деятельности. В пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспособности, которое перед окончанием работы может смениться кратковременным её повышением за счёт мобилизации резервов организма (конечный порыв). В шестом периоде, при дальнейшем продолжении работы, происходит резкое уменьшение её продуктивности в результате снижения работоспособности и угасания рабочей доминанты (господствующего очага возбуждения в ЦНС). Учебный день студентов, кроме аудиторных занятий включает самоподготовку. Наличие второго подъёма работоспособности при самоподготовке объясняется не только суточным ритмом, а главным образом, психологической установкой на выполнение учебных заданий. Учебная неделя. Динамика умственной работоспособности в недельном учебном цикле характеризуется наличием периода врабатывания в начале (понедельник, вторник), устойчивой работоспособностью в середине (среда-четверг) и её снижением в последние дни недели. В некоторых случаях в субботу отмечается подъём работоспособности, что специалисты связывают с явлением «конечного порыва» (рис. 3). Типичная кривая работоспособности может изменяться при наличии фактора нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего работу в различные дни недели. Такими факторами могут быть: выполнение контрольной работы, участие в коллоквиуме, подготовка и сдача зачёта и т. п. Учебный семестр, учебный год. В начале учебного года в течение 3-3,5 недель наблюдается период врабатывания, сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем на протяжении 2-2,5 месяцев (середина семестра) наступает период устойчивой работоспособности. В конце семестра, когда студенты готовятся и сдают зачеты, работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к исходному уровню, а если отдых сопровождается активным использованием средств физической культуры и спорта, наблюдается явление повышенной работоспособности (рис. 4). Начало второго полугодия также сопровождается периодом врабатывания, продолжительность которого сокращается по сравнению с первым полугодием до 1,5-2 недель. Дальнейшие изменения работоспособности со второй половины февраля до начала апреля характеризуются устойчивым уровнем. Причем этот уровень может быть выше, чем в первом полугодии. В апреле наблюдаются признаки снижения работоспособности, обусловленные возникающим утомлением. В летнюю зачетную сессию и в период экзаменов снижение работоспособности выражено резче, чем в первом полугодии. Процесс восстановления отличается более медленным развитием, вследствие значительной глубины утомления
Рис. 4. Изменение работоспособности в студентов в течение
![]() |