![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Поддержание работоспособности студентов
В период обучения средствами физической культуры Научные исследования психофизиологов и педагогов показали, что учебный труд студентов в условиях нервно-эмоционального напряжения вызывает значительную дестабилизацию функциональных систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, эндокринной и др. систем; зрения), что негативно отражается на состоянии здоровья, умственной и физической работоспособности. Специалисты рекомендуют в период обучения использовать мероприятия, направленные на профилактику нарушений здоровья и повышение умственной и физической работоспособности: – ритмичную и системную организацию умственного труда, систематическое изучение учебных предметов студентами в семестре, без «штурма» в период зачётов и экзаменов; – постоянное поддержание положительного психоэмоционального состояния; интереса к учёбе; воспитание чувств; – совершенствование межличностных взаимоотношений студентов между собой и преподавателями вуза; – организацию рационального режима труда, питания, сна и отдыха; – отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании; – двигательную активность и физическую тренировку, постоянное поддержание организма в состоянии оптимальной физической тренированности; – обучение студентов методам самоконтроля состояния организма с целью выявления отклонений от нормы и своевременной коррекции этих отклонений. Особенности организации и проведения учебных Занятий по физическому воспитанию для повышения Работоспособности студентов Процессы модернизации и интенсификации обучения в вузе требуют создания условий для эффективного учебного труда, который достигается высоким уровнем работоспособности. Позитивный характер изменений работоспособности достигается во многом при адекватном и индивидуальном для каждого студента использовании средств и методов физической культуры и физической реабилитации. Этому требованию должно соответствовать содержание учебной программы по физической культуре и профессионально-прикладной физической подготовке студентов, призванных обеспечивать повышение работоспособности. Реализация данной направленности и функций физического воспитания является одной из ведущих в социальном значении физической культуры. Научно доказано, что двигательная активность и физическая тренировка оказывает значительное воздействие на организм студентов, изменяя его функциональное состояние и влияя на работоспособность. Это обстоятельство должно учитываться и при проведении учебных занятий по физическому воспитанию. Первая часть каждого семестра совпадает с более высоким функциональным состоянием организма и позитивным психоэмоциональным состоянием, вторая — с его относительным снижением. Занятия физической культурой, построенные с учётом данных факторов будут оказывать стимулирующее влияние на умственную работоспособность студентов, улучшать их самочувствие, обеспечивать прогрессивное повышение уровня физической подготовленности в учебном году. В связи с этим, в первой половине каждого семестра на учебных и самостоятельных занятиях целесообразно применять физические упражнения с преимущественной (до 70-75 %) направленностью на развитие скоростных, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости с интенсивностью по ЧСС 120-180 удар/мин. Во второй половине каждого семестра рекомендуется применять средства и методы физической культуры с преимущественной (до 70-75 %) направленностью на развитие силы, общей и силовой выносливости (интенсивностью по ЧСС 120-150 удар/мин.) При двух занятиях в неделю сочетание физических нагрузок с умственной работоспособностью имеет следующие особенности: наиболее высокий уровень умственной работоспособности наблюдается при сочетании двух занятий при ЧСС 130-160 удар/мин с интервалами в 1-3 дня. Положительный, но вдвое меньший эффект достигается при чередовании занятия с ЧСС 130-160 удар/мин и 110-130 удар/мин. Использование двух занятий в неделю при ЧСС свыше 160 удар/мин ведет к значительному снижению умственной работоспособности в недельном цикле, особенно для недостаточно тренированных студентов. Сочетание занятий с таким режимом в начале недели и занятий с ЧСС 110-130, 130-160 удар/мин во второй половине недели оказывает стимулирующее воздействие на работоспособность студентов лишь в конце недели. Динамика работоспособности в течение рабочего дня характеризуется тремя периодами: врабатывание, стабилизация и снижение в результате наступившего утомления. Полученные материалы свидетельствуют о том, что проведение занятий с физическими упражнениями с небольшими нагрузками в период врабатывания (в начале учебного дня) обеспечивает кратковременное (1,5-2 час.) повышение работоспособности и поддерживает её на повышенном уровне в последующие 4-6 часов учебного труда. Далее во время самоподготовки, к 18-20 часам, уровень работоспособности постепенно снижается до исходного. В течение учебной недели положительный эффект от занятий с такими нагрузками, в целом, незначительный. Занятия с нагрузками средней интенсивности обеспечивают наибольший подъём уровня работоспособности до конца учебно-трудового дня, включая время самоподготовки. В течение учебной недели положительное воздействие таких занятий сохраняется на протяжении последующих двух–трёх дней, после чего оно постепенно снижается. Использование в занятиях нагрузок большой интенсивности в непосредственном периоде последействия (до 1 часа) незначительно повышает уровень умственной работоспособности. В последующие часы учебного труда она снижается до 70-90 %. Лишь спустя 8-10 часов её уровень возвращается к исходному. Негативное отдалённое последействие таких нагрузок сохраняется на протяжении трёх-четырёх дней учебной недели. Лишь в конце её наблюдается восстановление работоспособности.
![]() |