![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Биологические ритмы и их влияние на
Работоспособность студентов На все функциональные процессы организма существенное значение оказывают биологические ритмы. Биологические ритмы – это регулярное, периодическое повторение по времени отдельных состояний организма или событий, характеризующиеся спадом или подъемом интенсивности жизненных процессов. Они обусловлены временем года, суточной периодикой, влиянием окружающей среды и природных условий, возрастными изменениями и половыми признаками человека. По выполняемой функции биологические ритмы делятся на физиологические – рабочие циклы, связанные с деятельностью отдельных систем организма (дыхания, пищеварения, выделения и др.) и экологические, или адаптивные, служащие для приспособления организма к периодичности окружающей среды (например, зима-лето). В жизни человека биоритмы выполняют роль «биологических часов». Известным примером действия биологических часов служат «совы» и «жаворонки». Установлен период активности, когда уровень физиологических функций высок, – это время с 10 до 12 и с 16 до 18 часов. К 14 часам и в вечернее время работоспособность снижается. Между тем не все люди подчиняются такой закономерности: одни успешнее справляются с работой в первой половине дня, другие – вечером или даже ночью. Все органы и функциональные системы организма имеют собственные ритмы, измеряются в секундах, часах, неделях, месяцах и годах. Взаимодействуя друг с другом, биоритмы отдельных органов и систем образуют упорядоченную систему ритмических процессов, которая организует деятельность целостного организма во времени. Внутренние биологические часы человека представлены в таблице 4. Большое значение для человека имеет умение приспосабливаться (адаптироваться) к меняющимся биологическим ритмам. Важнейшим биологическим ритмом является суточный или циркадианный ритм, который обуславливает большинство физиологических процессов в живом организме (чередование сна и бодрствования, частоту деления клеток, колебания температуры тела, интенсивность обмена веществ и энергии, концентрацию гормонов, поглощение тканями кислорода, артериальное давление, выделительные процессы, спады и подъемы умственной и физической работоспособности и др.). Таблица 4
Внутренние биологические часы человека
В современных условиях жизнедеятельности приобрели особую значимость социальные ритмы – подчинение режиму труда и отдыха, связанного с профессиональной деятельностью и условиями труда. Социальные ритмы оказывают все возрастающее давление на ритмы биологические, ставят их в зависимость, не считаясь с естественными потребностями организма. Высокая работоспособность в любом виде деятельности обеспечивается только в том случае, если социальный (рабочий) ритм правильно согласуется с биологическими ритмами психофизиологических функций человека. Специалисты разделяют работников на два типа по степени адаптации к труду: к 1-ому типу относятся люди с устойчивыми, последовательными изменениями работоспособности в процессе рабочего дня (ритмики); 2-ому типу свойственна неустойчивая работоспособность и последовательность период в течение рабочего дня (аритмики). В зависимости от времени работоспособности, ритмики подразделяются на утренние («жаворонки»), дневные («голуби») и вечерние («совы») типы. Студенты – «жаворонки» встают рано, с утра бодры, жизнерадостны; приподнятое настроение сохраняется в утренние и дневные часы. Они наиболее работоспособны с 9 до 14 часов. Вечером они рано устают. Это наиболее адаптированные к существующему режиму обучения студенты. Их биологический ритм практически совпадает с социальным ритмом дневного вуза. Студенты-«голуби» активны в дневное, солнечное время суток; студенты – «совы» с 18 до 24 часов. Они поздно ложатся спать, чаще всего не высыпаются, нередко опаздывают на занятия; в первую половину дня заторможены. Они находятся в наименее благоприятных условиях, обучаясь на дневном отделении вуза. Очевидно, период спада работоспособности у обоих типов студентов целесообразно использовать для отдыха. Для «сов» целесообразно с 18 часов устраивать консультации и занятия по наиболее сложным разделам программ. Аритмики занимают промежуточное положение между рассмотренными двумя группами, но всё-таки они стоят ближе к лицам утреннего типа. Учитывая, что динамика умственной работоспособности сильно зависима от недельных циклов, изменений погодных условий, времени года, поэтому при распределении учебного труда и отдыха студенты должны учитывать индивидуальные суточные, недельные, месячные и календарные биологические ритмы.
![]() |