Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Биологические ритмы и их влияние на



Работоспособность студентов

На все функциональные процессы организма существенное значение оказывают биологические ритмы. Биологические ритмы – это регулярное, периодическое повторение по времени отдельных состояний организма или событий, характеризующиеся спадом или подъемом интенсивности жизненных процессов. Они обусловлены временем года, суточной периодикой, влиянием окружающей среды и природных условий, возрастными изменениями и половыми признаками человека.

По выполняемой функции биологические ритмы делятся на физиологические – рабочие циклы, связанные с деятельностью отдельных систем организма (дыхания, пищеварения, выделения и др.) и экологические, или адаптивные, служащие для приспособления организма к периодичности окружающей среды (например, зима-лето).

В жизни человека биоритмы выполняют роль «биологических часов». Известным примером действия биологических часов служат «совы» и «жаворонки». Установлен период активности, когда уровень физиологических функций высок, – это время с 10 до 12 и с 16 до 18 часов. К 14 часам и в вечернее время работоспособность снижается. Между тем не все люди подчиняются такой закономерности: одни успешнее справляются с работой в первой половине дня, другие – вечером или даже ночью.

Все органы и функциональные системы организма имеют собственные ритмы, измеряются в секундах, часах, неделях, месяцах и годах. Взаимодействуя друг с другом, биоритмы отдельных органов и систем образуют упорядоченную систему ритмических процессов, которая организует деятельность целостного организма во времени. Внутренние биологические часы человека представлены в таблице 4.

Большое значение для человека имеет умение приспосабливаться (адаптироваться) к меняющимся биологическим ритмам. Важнейшим биологическим ритмом является суточный или циркадианный ритм, который обуславливает большинство физиологических процессов в живом организме (чередование сна и бодрствования, частоту деления клеток, колебания температуры тела, интенсивность обмена веществ и энергии, концентрацию гормонов, поглощение тканями кислорода, артериальное давление, выделительные процессы, спады и подъемы умственной и физической работоспособности и др.).

Таблица 4

 

Внутренние биологические часы человека

 

Орган Время, ч
максимальной активности энергии минимальной активности энергии
Сердце 11-13 дня 23-1 ночи
Легкие 3 ночи – 5 утра 15-17 дня
Печень 1-3 ночи 13-15 дня
Желчный пузырь 23-1 ночи 11-13 дня
Желудок 7-9 утра 19-21 вечера
Селезенка, поджелудочная железа 9-11 утра 21-23 вечера
Тонкий кишечник 13-15 дня 1-3 ночи
Толстый кишечник 5-7 утра 17-19 вечера
Почки 17-19 вечера 5-7 утра
Мочевой пузырь 15-17 дня 32 ночи – 5 утра

 

В современных условиях жизнедеятельности приобрели особую значимость социальные ритмы – подчинение режиму труда и отдыха, связанного с профессиональной деятельностью и условиями труда. Социальные ритмы оказывают все возрастающее давление на ритмы биологические, ставят их в зависимость, не считаясь с естественными потребностями организма.

Высокая работоспособность в любом виде деятельности обеспечивается только в том случае, если социальный (рабочий) ритм правильно согласуется с биологическими ритмами психофизиологических функций человека. Специалисты разделяют работников на два типа по степени адаптации к труду: к 1-ому типу относятся люди с устойчивыми, последовательными изменениями работоспособности в процессе рабочего дня (ритмики); 2-ому типу свойственна неустойчивая работоспособность и последовательность период в течение рабочего дня (аритмики). В зависимости от времени работоспособности, ритмики подразделяются на утренние («жаворонки»), дневные («голуби») и вечерние («совы») типы. Студенты – «жаворонки» встают рано, с утра бодры, жизнерадостны; приподнятое настроение сохраняется в утренние и дневные часы. Они наиболее работоспособны с 9 до 14 часов. Вечером они рано устают. Это наиболее адаптированные к существующему режиму обучения студенты. Их биологический ритм практически совпадает с социальным ритмом дневного вуза. Студенты-«голуби» активны в дневное, солнечное время суток; студенты – «совы» с 18 до 24 часов. Они поздно ложатся спать, чаще всего не высыпаются, нередко опаздывают на занятия; в первую половину дня заторможены. Они находятся в наименее благоприятных условиях, обучаясь на дневном отделении вуза. Очевидно, период спада работоспособности у обоих типов студентов целесообразно использовать для отдыха. Для «сов» целесообразно с 18 часов устраивать консультации и занятия по наиболее сложным разделам программ. Аритмики занимают промежуточное положение между рассмотренными двумя группами, но всё-таки они стоят ближе к лицам утреннего типа. Учитывая, что динамика умственной работоспособности сильно зависима от недельных циклов, изменений погодных условий, времени года, поэтому при распределении учебного труда и отдыха студенты должны учитывать индивидуальные суточные, недельные, месячные и календарные биологические ритмы.



Просмотров 1940

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!