Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



В период экзаменационной сессии



Критическим и сложным фактором обучения в вузе является экзаменационный период – два месяца в учебном году, связанные со сдачей зачётов и экзаменов, которые служат стимулом к увеличению объёма, продолжительности и интенсивности учебной деятельности, мобилизации всех сил организма. В экзаменационные сессии у студентов, при средней продолжительности самоподготовки 8-9 часов в день, интенсивность учебного труда повышается на 86-100 %.

Экзамены – один из вариантов стрессовой ситуации, протекающей в большинстве случаев в условиях дефицита времени и характеризующейся большой ответственностью с элементами неопределенности. У многих студентов в этот период возникают отрицательные эмоции, неуверенность в своих силах, чрезмерное волнение, страх и др. Так, при обследовании 637 студентов было установлено, что
36,5 % из них испытывали перед экзаменом сильную эмоциональную напряжённость, 63,4 % – плохо спали накануне. В период экзаменов под влиянием напряжённой умственной деятельности, в условиях существенных изменений процессов жизнедеятельности, отсутствия в них физических упражнений как средства эмоциональной разрядки, рекреации, активного восстановления, наблюдается последовательное снижение показателей умственной и физической работоспособности на всём периоде экзаменационной сессии. Сам процесс экзамена характеризуется значительными психоэмоциональными перегрузками и энергетическими затратами.

Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов: происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам; возрастает негативное влияние гиподинамии и нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания; интоксикации организма из-за вредных привычек и нарушений питания; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление. Сложившаяся ситуация – необходимость концентрации психофизического состояния в период сессии ставит перед студентами проблему поиска средств и методов повышения умственной работоспособности в период экзаменационной сессии.

В научной литературе имеются сведения, что более высокий уровень физической подготовленности и использование различных средств и методов физической культуры позволяет организму студентов успешно справляться с повышенными требованиями экзаменационного периода. Специалисты считают что, направленность занятий в экзаменационный период для основной массы студентов должна носить профилактический характер, а для студентов-спортсменов иметь поддерживающий уровень физической и спортивно-технической подготовленности.

Состояние психической напряженности, наблюдающееся у студентов в период экзаменов, можно уменьшить за счёт использования психофизических упражнений и психической саморегуляции. Психофизическая тренировка, по мнению многих учёных, служит основой регуляции психоэмоционального состояния человека в различных сферах его жизнедеятельности.

Психофизическая тренировка – это метод самовоздействия на организм посредством психофизических упражнений различной направленности. К психофизическим упражнениям относятся концентрационные, активизирующие, дыхательные и релаксирующие упражнения. Эффективность психофизических упражнений заключается в смене мышечного тонуса, регуляции дыхания, образного представления нормального функционирования органов, словесного подкрепления с целью повышения психофизического потенциала, воспитания активного внимания, воли, развития памяти, формирования самообладания и адекватной реакции на раздражители. Проведённые исследования доказали, что выполнение психофизических упражнений студентами повышает умственную работоспособность и качество учебного труда во время сессии на 0,6 балла (С. А. Григорьева, 2008), а исследования, проведённые В. Я. Виленским (2001), позволяют рассмотреть и рекомендовать студентам ряд вариантов проведения занятий в зачётный и экзаменационный период:

1 вариант – занятия проводятся раз в неделю после сдачи экзаменов. Продолжительность – 90 мин. Содержание – плавание, спортивные игры, легкоатлетические и общеразвивающие упражнения умеренной интенсивности.

2 вариант – два занятия в неделю по 45 мин. со следующей структурой: упражнения на внимание – 5 мин., общеразвивающие – 10 мин., подвижные и спортивные игры – 25 мин., дыхательные упражнения – 5 мин.

3 вариант – два занятия в неделю по 45 мин. по возможности после экзамена. Их содержание включает общеразвивающие упражнения, разнообразные двусторонние и подвижные игры, которые избираются самими студентами. Занятия дополняются ежедневной УГГ, а после 55- 60 мин учебного труда – физкультурной паузой до 5-10 мин.

4 вариант – ежедневные занятия по 60-70 мин умеренной интенсивности, в содержание которых включаются плавание, минифутбол, спокойный бег, общеразвивающие упражнения. После каждого экзамена продолжительность занятий увеличивается до 120 мин. Кроме того, через каждые два часа умственной работы выполняется 10-минутный комплекс упражнений.

5 вариант – отличается комплексной организацией ЗОЖ студентов в экзаменационный период. Его содержание охватывает чёткую регламентацию сна, питания, самоподготовки, пребывания на свежем воздухе не менее двух часов в день. Физическая активность определяется выполнением 15-20-минутной зарядки на воздухе, физкультурными паузами после 1,5-2 ч умственного труда, прогулками на свежем воздухе по 45-60 мин. после 3,5-4,5 часов учебного труда в первой половине дня и после 3,5-4 часов умственных занятий – во второй. По желанию студентов вторая прогулка может заменяться играми с мячом.

Применяемые во всех вариантах спортивные и подвижные игры не должны носить высокоинтенсивного соревновательного характера. При проведении учебно-тренировочных занятий в период экзаменов следует снижать их интенсивность до 60-70 % от обычного уровня.

 



Просмотров 4112

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!