![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
В период экзаменационной сессии
Критическим и сложным фактором обучения в вузе является экзаменационный период – два месяца в учебном году, связанные со сдачей зачётов и экзаменов, которые служат стимулом к увеличению объёма, продолжительности и интенсивности учебной деятельности, мобилизации всех сил организма. В экзаменационные сессии у студентов, при средней продолжительности самоподготовки 8-9 часов в день, интенсивность учебного труда повышается на 86-100 %. Экзамены – один из вариантов стрессовой ситуации, протекающей в большинстве случаев в условиях дефицита времени и характеризующейся большой ответственностью с элементами неопределенности. У многих студентов в этот период возникают отрицательные эмоции, неуверенность в своих силах, чрезмерное волнение, страх и др. Так, при обследовании 637 студентов было установлено, что Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов: происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам; возрастает негативное влияние гиподинамии и нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания; интоксикации организма из-за вредных привычек и нарушений питания; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление. Сложившаяся ситуация – необходимость концентрации психофизического состояния в период сессии ставит перед студентами проблему поиска средств и методов повышения умственной работоспособности в период экзаменационной сессии. В научной литературе имеются сведения, что более высокий уровень физической подготовленности и использование различных средств и методов физической культуры позволяет организму студентов успешно справляться с повышенными требованиями экзаменационного периода. Специалисты считают что, направленность занятий в экзаменационный период для основной массы студентов должна носить профилактический характер, а для студентов-спортсменов иметь поддерживающий уровень физической и спортивно-технической подготовленности. Состояние психической напряженности, наблюдающееся у студентов в период экзаменов, можно уменьшить за счёт использования психофизических упражнений и психической саморегуляции. Психофизическая тренировка, по мнению многих учёных, служит основой регуляции психоэмоционального состояния человека в различных сферах его жизнедеятельности. Психофизическая тренировка – это метод самовоздействия на организм посредством психофизических упражнений различной направленности. К психофизическим упражнениям относятся концентрационные, активизирующие, дыхательные и релаксирующие упражнения. Эффективность психофизических упражнений заключается в смене мышечного тонуса, регуляции дыхания, образного представления нормального функционирования органов, словесного подкрепления с целью повышения психофизического потенциала, воспитания активного внимания, воли, развития памяти, формирования самообладания и адекватной реакции на раздражители. Проведённые исследования доказали, что выполнение психофизических упражнений студентами повышает умственную работоспособность и качество учебного труда во время сессии на 0,6 балла (С. А. Григорьева, 2008), а исследования, проведённые В. Я. Виленским (2001), позволяют рассмотреть и рекомендовать студентам ряд вариантов проведения занятий в зачётный и экзаменационный период: 1 вариант – занятия проводятся раз в неделю после сдачи экзаменов. Продолжительность – 90 мин. Содержание – плавание, спортивные игры, легкоатлетические и общеразвивающие упражнения умеренной интенсивности. 2 вариант – два занятия в неделю по 45 мин. со следующей структурой: упражнения на внимание – 5 мин., общеразвивающие – 10 мин., подвижные и спортивные игры – 25 мин., дыхательные упражнения – 5 мин. 3 вариант – два занятия в неделю по 45 мин. по возможности после экзамена. Их содержание включает общеразвивающие упражнения, разнообразные двусторонние и подвижные игры, которые избираются самими студентами. Занятия дополняются ежедневной УГГ, а после 55- 60 мин учебного труда – физкультурной паузой до 5-10 мин. 4 вариант – ежедневные занятия по 60-70 мин умеренной интенсивности, в содержание которых включаются плавание, минифутбол, спокойный бег, общеразвивающие упражнения. После каждого экзамена продолжительность занятий увеличивается до 120 мин. Кроме того, через каждые два часа умственной работы выполняется 10-минутный комплекс упражнений. 5 вариант – отличается комплексной организацией ЗОЖ студентов в экзаменационный период. Его содержание охватывает чёткую регламентацию сна, питания, самоподготовки, пребывания на свежем воздухе не менее двух часов в день. Физическая активность определяется выполнением 15-20-минутной зарядки на воздухе, физкультурными паузами после 1,5-2 ч умственного труда, прогулками на свежем воздухе по 45-60 мин. после 3,5-4,5 часов учебного труда в первой половине дня и после 3,5-4 часов умственных занятий – во второй. По желанию студентов вторая прогулка может заменяться играми с мячом. Применяемые во всех вариантах спортивные и подвижные игры не должны носить высокоинтенсивного соревновательного характера. При проведении учебно-тренировочных занятий в период экзаменов следует снижать их интенсивность до 60-70 % от обычного уровня.
![]() |