Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



В процессе физического воспитания



Морально-волевая и психологическая подготовка. Морально-волевая и психологическая подготовка проводится в соответствии с общими принципами нравственного воспитания. Особенно велико значение спорта в воспитании воли и характера. Необходимость соблюдать строгий режим, переносить большие, подчас предельные нагрузки, преодолевать отрицательные эмоции, бороться с различными внешними и внутренними трудностями, возникающими в процессе тренировки и соревнований, – все это делает спорт отличной школой воспитания воли и мощным фактором формирования высокой нравственности и мужественного характера.

Важное значение придётся психологической подготовке. Нужно уметь настроиться на систематические тренировочные занятия, на самостоятельные тренировки; выработать в себе постоянное стремление к спортивному совершенствованию; тщательно изучить свои индивидуальные особенности; научиться использовать их для достижения возможно более высоких спортивных результатов.

Успех в этом разделе спортивной тренировки решается взаимоотношениями спортсмена и тренера-преподавателя, наличием «обратной связи», когда лучше всего реализуются принципы сознательности и ответственности.

Воспитание нравственных качеств. В рационально построенном процессе спортивной тренировки у занимающихся воспитываются положительные нравственные качества, особенно такие, как трудолюбие, дисциплинированность, принципиальность, честность, доброжелательность, товарищество и взаимовыручка, способность рационально организовывать свой труд и вносить в него элементы творчества, чувство ответственности за результаты своего труда и др.

Решающее значение при их воспитании имеют личный пример преподавателя – тренера, его поведение, квалификация, отношение к работе, к людям (в том числе к своим ученикам), его внешний облик и т. п.

Применяются специальные методы:

– убеждения: словом, примером, проведением лекций, бесед и диспутов на этические темы и т. п.;

– приучения: организация многократного применения усвоенных нравственных правил в спортивной деятельности, труде, учёбе, в общественно полезной работе, в быту, в семье;

– поощрения: с учётом мнения спортивного коллектива, когда принимаются во внимание не только спортивные результаты, но и общественное лицо спортсмена, его отношение к учёбе, к труду, коллективу, его поведение в общественных местах, в быту;

– наказания: заключающийся в отрицательной оценке безнравственных поступков и действий, предание их гласности, разбор в коллективе, замечание, выговор, лишение почётных и спортивных званий, дисквалификация и др.

Именно нравственность спортсмена определяет мотивацию его спортивной деятельности.

Воспитание волевых качеств. Наиболее эффективно в процессе спортивной тренировки и спортивных соревнований воспитываются: смелость и решительность, целеустремлённость, самостоятельность и инициативность, настойчивость и упорство в достижении цели, выдержка и самообладание, умение мужественно переживать трудности и др.

Волевые качества воспитываются непосредственно в процессе спортивной тренировки и спортивных соревнований, а также при выполнении специально подобранных физических упражнений и заданий на тренировочных занятиях.

Положительное воздействие на занимающихся оказывают строгое соблюдение спортивного результата в спортивных соревнованиях, выполнение упражнений на достижение предельного результата, выполнение упражнений, связанных с риском, выполнение упражнений с преодолением неожиданно возникших трудностей и др. В отдельных видах спорта проявление волевых качеств различно.

В задачи психологической подготовки входит изучение типа нервной деятельности занимающихся и на этой основе разработка и проведение мероприятий, которые позволят быть к началу спортивных соревнований в состоянии полной «боевой готовности» с высокой степенью психической устойчивости.

В процессе спортивной подготовки и спортивных соревнований в целях формирования психической устойчивости применяются:

– внушение со стороны тренера-преподавателя, частые повторения определённых положений убеждённым тоном с целью повысить уверенность спортсмена в собственных силах, мобилизовать его волю к показу наивысших спортивных движений;

– регулирование психический состояний самими занимающимися путём применения психотехнических приёмов (психотехника – ветвь психологии, изучающая проблемы практической деятельности людей в конкретно-прикладном аспекте), выполнения упражнений на расслабление с глубоким дыханием, проведения успокаивающего массажа и т. п.;

– специальные двигательные действия: активная разминка, возбуждающий массаж и др.;

– применение аутогенной (саморегулирующей) тренировки с целью самонастроя на определённый результат в процессе тренировочных занятий и спортивных соревнований.

При рациональном управлении процессом спортивной подготовки у занимающихся обеспечивается формирование психофизической устойчивости к различным условиям внешней среды: способность проявлять устойчивость внимания, восприятия, памяти и т. п., их сосредоточение и переключение в условиях дефицита времени, умственного утомления, нервно-эмоционального напряжения, стресса; достигается оптимизация работоспособности, обеспечивается профилактика нервно-эмоционального и психофизиологического утомления и повышение эффективности учебного труда студентов и в дальнейшем их профессионального труда.

 

Общая физическая подготовка

 

Общая физическая подготовка (ОФП) – это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.

Общая физическая подготовка является основным базовым видом физического воспитания, реализующим общеподготовленное направление в физическом воспитании. Её содержание, средства, методы, формы организации занятий направлены на создание базы физической подготовленности для любого вида деятельности людей в процессе их жизни, труда и быта.

ОФП не только создаёт предпосылки, но и определяет уровень и темпы развития основных двигательных качеств человека: силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости.

Целью занятий с общеподготовительной направленностью является достижение и поддержание оптимального для данного конкретного возраста и пола, уровня физического развития и общей физической подготовленности.

К задачам ОФП относятся:

– укрепление здоровья, противодействие неблагоприятным воздействиям на человека условий жизни, быта, трудовой деятельности, сдерживание отрицательного влияния процессов старения;

– создание базы для специальной физической подготовленности к конкретным видам деятельности: трудовой, спортивной, военной;

– обеспечение всестороннего и гармонического физического развития организма человека.

Занятия общей физической подготовкой способствуют:

– приобрести общую выносливость;

– повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности;

– увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц;

– улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных) действиях, умение координировать простые и сложные движения;

– научиться выполнять движения без лишних напряжений, овладеть умением расслабляться.

Вот поэтому основой физического воспитания студентов является общая физическая подготовка.

В содержании занятий по ОФП ведущую роль играют естественные виды движений и их вариации; к ним относятся различные виды ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазанья, общеразвивающие физические упражнения, плавание, подвижные и спортивные игры. Основной формой проведения занятий по ОФП следует рассматривать комплексные уроки (ходьба, бег, спортивные игры, силовые упражнения).

С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства – уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определённых исторически сложившихся условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни.

Конкретные принципы и показатели физического совершенства всегда определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе. Но в них также всегда присутствует требование к высокому уровню здоровья и общей работоспособности. При этом следует помнить, что даже достаточно высокая общая физическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в конкретной спортивной дисциплине или в различных видах профессионального труда. А это значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие выносливости, в других – силы и т. д., т. е. необходима специальная подготовка.

 



Просмотров 1293

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!