![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
В процессе физического воспитания
Морально-волевая и психологическая подготовка. Морально-волевая и психологическая подготовка проводится в соответствии с общими принципами нравственного воспитания. Особенно велико значение спорта в воспитании воли и характера. Необходимость соблюдать строгий режим, переносить большие, подчас предельные нагрузки, преодолевать отрицательные эмоции, бороться с различными внешними и внутренними трудностями, возникающими в процессе тренировки и соревнований, – все это делает спорт отличной школой воспитания воли и мощным фактором формирования высокой нравственности и мужественного характера. Важное значение придётся психологической подготовке. Нужно уметь настроиться на систематические тренировочные занятия, на самостоятельные тренировки; выработать в себе постоянное стремление к спортивному совершенствованию; тщательно изучить свои индивидуальные особенности; научиться использовать их для достижения возможно более высоких спортивных результатов. Успех в этом разделе спортивной тренировки решается взаимоотношениями спортсмена и тренера-преподавателя, наличием «обратной связи», когда лучше всего реализуются принципы сознательности и ответственности. Воспитание нравственных качеств. В рационально построенном процессе спортивной тренировки у занимающихся воспитываются положительные нравственные качества, особенно такие, как трудолюбие, дисциплинированность, принципиальность, честность, доброжелательность, товарищество и взаимовыручка, способность рационально организовывать свой труд и вносить в него элементы творчества, чувство ответственности за результаты своего труда и др. Решающее значение при их воспитании имеют личный пример преподавателя – тренера, его поведение, квалификация, отношение к работе, к людям (в том числе к своим ученикам), его внешний облик и т. п. Применяются специальные методы: – убеждения: словом, примером, проведением лекций, бесед и диспутов на этические темы и т. п.; – приучения: организация многократного применения усвоенных нравственных правил в спортивной деятельности, труде, учёбе, в общественно полезной работе, в быту, в семье; – поощрения: с учётом мнения спортивного коллектива, когда принимаются во внимание не только спортивные результаты, но и общественное лицо спортсмена, его отношение к учёбе, к труду, коллективу, его поведение в общественных местах, в быту; – наказания: заключающийся в отрицательной оценке безнравственных поступков и действий, предание их гласности, разбор в коллективе, замечание, выговор, лишение почётных и спортивных званий, дисквалификация и др. Именно нравственность спортсмена определяет мотивацию его спортивной деятельности. Воспитание волевых качеств. Наиболее эффективно в процессе спортивной тренировки и спортивных соревнований воспитываются: смелость и решительность, целеустремлённость, самостоятельность и инициативность, настойчивость и упорство в достижении цели, выдержка и самообладание, умение мужественно переживать трудности и др. Волевые качества воспитываются непосредственно в процессе спортивной тренировки и спортивных соревнований, а также при выполнении специально подобранных физических упражнений и заданий на тренировочных занятиях. Положительное воздействие на занимающихся оказывают строгое соблюдение спортивного результата в спортивных соревнованиях, выполнение упражнений на достижение предельного результата, выполнение упражнений, связанных с риском, выполнение упражнений с преодолением неожиданно возникших трудностей и др. В отдельных видах спорта проявление волевых качеств различно. В задачи психологической подготовки входит изучение типа нервной деятельности занимающихся и на этой основе разработка и проведение мероприятий, которые позволят быть к началу спортивных соревнований в состоянии полной «боевой готовности» с высокой степенью психической устойчивости. В процессе спортивной подготовки и спортивных соревнований в целях формирования психической устойчивости применяются: – внушение со стороны тренера-преподавателя, частые повторения определённых положений убеждённым тоном с целью повысить уверенность спортсмена в собственных силах, мобилизовать его волю к показу наивысших спортивных движений; – регулирование психический состояний самими занимающимися путём применения психотехнических приёмов (психотехника – ветвь психологии, изучающая проблемы практической деятельности людей в конкретно-прикладном аспекте), выполнения упражнений на расслабление с глубоким дыханием, проведения успокаивающего массажа и т. п.; – специальные двигательные действия: активная разминка, возбуждающий массаж и др.; – применение аутогенной (саморегулирующей) тренировки с целью самонастроя на определённый результат в процессе тренировочных занятий и спортивных соревнований. При рациональном управлении процессом спортивной подготовки у занимающихся обеспечивается формирование психофизической устойчивости к различным условиям внешней среды: способность проявлять устойчивость внимания, восприятия, памяти и т. п., их сосредоточение и переключение в условиях дефицита времени, умственного утомления, нервно-эмоционального напряжения, стресса; достигается оптимизация работоспособности, обеспечивается профилактика нервно-эмоционального и психофизиологического утомления и повышение эффективности учебного труда студентов и в дальнейшем их профессионального труда.
Общая физическая подготовка
Общая физическая подготовка (ОФП) – это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. Общая физическая подготовка является основным базовым видом физического воспитания, реализующим общеподготовленное направление в физическом воспитании. Её содержание, средства, методы, формы организации занятий направлены на создание базы физической подготовленности для любого вида деятельности людей в процессе их жизни, труда и быта. ОФП не только создаёт предпосылки, но и определяет уровень и темпы развития основных двигательных качеств человека: силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости. Целью занятий с общеподготовительной направленностью является достижение и поддержание оптимального для данного конкретного возраста и пола, уровня физического развития и общей физической подготовленности. К задачам ОФП относятся: – укрепление здоровья, противодействие неблагоприятным воздействиям на человека условий жизни, быта, трудовой деятельности, сдерживание отрицательного влияния процессов старения; – создание базы для специальной физической подготовленности к конкретным видам деятельности: трудовой, спортивной, военной; – обеспечение всестороннего и гармонического физического развития организма человека. Занятия общей физической подготовкой способствуют: – приобрести общую выносливость; – повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности; – увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц; – улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных) действиях, умение координировать простые и сложные движения; – научиться выполнять движения без лишних напряжений, овладеть умением расслабляться. Вот поэтому основой физического воспитания студентов является общая физическая подготовка. В содержании занятий по ОФП ведущую роль играют естественные виды движений и их вариации; к ним относятся различные виды ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазанья, общеразвивающие физические упражнения, плавание, подвижные и спортивные игры. Основной формой проведения занятий по ОФП следует рассматривать комплексные уроки (ходьба, бег, спортивные игры, силовые упражнения). С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства – уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определённых исторически сложившихся условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни. Конкретные принципы и показатели физического совершенства всегда определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе. Но в них также всегда присутствует требование к высокому уровню здоровья и общей работоспособности. При этом следует помнить, что даже достаточно высокая общая физическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в конкретной спортивной дисциплине или в различных видах профессионального труда. А это значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие выносливости, в других – силы и т. д., т. е. необходима специальная подготовка.
![]() |