![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Я пытаюсь заставить тебя бояться
Зависимость Взаимо-зависимость Не-зависимость Нужно ли еще одно? Я думаю, да. Слово зависимость происходит от глагола висеть, другими словами, прикрепляться к чему-либо, при этом оставаясь в воздухе. Глагол висеть, как и выражение подвешенное состояние, имеет коннотацию несамостоятельности, неопределенности, незавершенности. Не говоря уже о таких однокоренных словах, как виселица и висельник. Неудивительно, что, имея подобные значения и производные, слово зависимость вызывает в нас следующие ассоциации, которые мы приведем в качестве определения: Зависимый - тот, кто цепляется за другого, живет, будто подвешенный в воздухе, без опоры, словно украшение другого человека, который его носит. Этот кто- то ступил на опасный путь неполноты и неопределенности. Жил на свете человек, одержимый абсурдным страхом потеряться среди других. Все началось одной ночью, на маскараде, когда он был совсем молодым. Кто-то сфотографировал гостей, выстроившихся в ряд. Когда молодой человек взглянул на фотографию, он не смог себя найти. Для маскарада он выбрал костюм пирата, с повязкой на глазу и платком на голове, но очень многие нарядились так же. В качестве грима мужчина сильно нарумянился и под носом нарисовал углем подобие усов, но румяных пиратов с усами было несколько. Он здорово повеселился на празднике, но на снимке все были веселые. В конце концов он вспомнил: в момент, когда их фотографировали, он обнимал блондинку. Тогда молодой человек попытался вычислить себя по этому признаку, но тщетно: более половины женщин были блондинками и большинство из них обнимались с пиратами. Мужчина был глубоко потрясен этим переживанием и из-за этого на протяжении долгих лет не посещал никаких общественных мероприятий из страха потеряться вновь. Но как-то раз его осенило: с этого дня, куда бы он ни направился, он будет всегда носить одежду коричневого цвета. Коричневая рубашка, коричневые брюки, коричневая куртка, коричневые носки и ботинки. «Если кто-то захочет сделать снимок, я всегда смогу сказать: «Я тот, который в коричневом»,-— заверил он себя. Прошли недели, за которые нашему герою не раз представился случай убедиться в действенности собственной хитрости: когда он бросал взгляд на витрины больших магазинов и отражался в них вместе с другими прохожими, он повторял, успокаивая себя: «Я человек в коричневом». Той же зимой друзья подарили мужчине приглашение, в котором ему предлагалось один вечер понежиться в паровой бане. Он принял его с радостью, так как никогда не был в подобном месте, хотя со слов друзей был наслышан о прелестях шотландского душа, финской сауны и ароматической бани. В бане ему выдали полотенца и предложили раздеться в небольшой кабинке. Мужчина снял куртку, брюки, свитер, рубашку, ботинки... и, дойдя до носков, взглянул на себя в зеркало и замер, как изваяние. Его пронзила мысль: «Если я сниму с себя последний предмет одежды, я окажусь голым, как и все остальные. А если я потеряюсь? Как я смогу узнать себя, если лишусь единственного отличия, которое меня спасало?» Более четверти часа мужчина стоял в кабинке в нижнем белье, сомневаясь и решая, не стоит ли ему уйти... Тогда его осенило, что хотя он и не может находиться в бане одетым, зато может придумать какой-нибудь отличительный знак. Очень осторожно он вытянул нитку из своего свитера и перевязал большой палец правой ноги. «Я должен запомнить это на случай, если потеряюсь: теперь тот, у кого коричневая нитка на пальце, это я», — заключил он. Наконец, расслабившись, доверившись спасительной отметке, он полностью отдался удовольствию от бани - пару и плаванию, не замечая, что, пока он погружался и выныривал, шерстяная нитка соскочила с его пальца и теперь плавала в бассейне сама по себе. Какой-то мужчина рядом, увидев ее, поделился с другом: «Какое совпадение — я давно пытаюсь объяснить жене, какого цвета я хочу шарф: отнесу-ка я ей эту нитку, чтобы она подобрала такую пряжу». И поймал нитку, плавающую на поверхности воды, но, поняв, что ему некуда ее убрать, не придумал ничего лучшего, как привязать ее к большому пальцу ноги. Тем временем главный герой нашей истории, напарившись и наплававшись вдоволь, отправился в свою кабинку одеваться. Он вошел уверенным шагом, но когда закончил вытираться, взглянул в зеркало и с ужасом обнаружил, что он абсолютно нагой, а нитка на пальце пропала. «Я потерялся», — заключил он, весь дрожа, и бросился искать отличающую его коричневую метку. Через несколько минут, внимательно рассматривая пол, он заметил ногу другого мужчины с кусочком коричневой шерсти на пальце. Он робко шагнул к нему и промямлил: - Извините, пожалуйста. Я знаю, кто вы. Не могли бы вы подсказать мне, кто я? Пусть мы не зависим от других настолько, чтобы спрашивать у них, кто мы. Мы недалеко ушли от героя этой истории, если отказываемся верить собственным глазам, а смотрим на себя лишь глазами других. Зависимость буквально означает добровольное согласие на то, что другой человек меня ведет или тащит за собой, распоряжается моим поведением не по моему, а по своему усмотрению. Для меня зависимость - всегда темное и болезненное состояние, альтернатива, которая пытается быть оправдана тысяча ми аргументов, но в конце концов неизбежно ведетк имбецильности. Слою имбецильный к нам пришло из греческого (im - с, baculo - посох), им обозначали людей, которые держались за других, чтобы выжить, зависели от того, кто помогал им передвигаться. Речь не идет об индивидуумах, временно переживающих кризис, о больных и раненых, о настоящих инвалидах, об умственно отсталых, о детях или незрелых юнцах. Все они, безусловно, пребывают в зависимости, и в этом нет ничего ужасного или плохого, потому что вполне естественно, что они не готовы и не способны от нее избавиться. Но те здоровые взрослые люди, которые продолжают делать выбор в пользу зависимости от других людей, со временем станут имбецилами без надежды на выздоровление. Многие из них воспитывались с этой целью, потому что есть родители, которые освобождают, и есть родители, которые превращают своих детей в имбецилов. Есть родители, которые предоставляют детям выбор, возвращая им ответственность за свою жизнь, по мере того как они растут. Также есть родители, которые предпочитают всегда быть рядом, «чтобы помочь», «на всякий случай», «потому что он (в сорок два года) очень наивный» и «зачем нам все нажитое нами состояние, если не для того, чтобы помогать нашим детям?». Эти родители когда-нибудь умрут, а их дети будут цепляться за нас с вами, пытаясь использовать в качестве нового костыля. Я не могу оправдывать зависимость, потому что не хочу прославлять имбецильность. Если обратиться к анализу, предложенному Фернандо Саватером, существует несколько типов имбецилов. Интеллектуальные имбецилы не доверяют своему разуму (или боятся, что от частого использования их мозги иссякнут) и потому спрашивают ближнего: «Какой я? Что мне делать? Куда мне идти?» А когда им предстоит принять решение, они мучают всех вопросом: «А ты что бы сделал на моем месте?» Перед тем как сделать любой шаг, они набирают себе команду советчиков, которые думают за них. Так как они действительно полагают, что не способны думать, то передают право думать другим, и это довольно тревожный симптом. Самая большая опасность в том, что их порой принимают за истинно общительных и любезных людей, а цепляясь за всех подряд, они в результате могут стать очень популярными. (Возможно, здесь уместно предостеречь читателя: никогда не голосуйте за таких людей!) Эмоциональные имбецилы зависят от чужих заверений в любви, в обожании, в их красоте и исключительности. Они инициаторы знаменитых диалогов: -Ты меня любишь? -Да, я тебя люблю. -Ты злишься? -На что? -На мой вопрос. -Нет, с какой стати я буду злиться? -Ах… ты все еще меня любишь? (Прямо побить хочется!) Эмоциональный имбецил неустанно ищет того человека, который будет повторять ему, что никогда, никогда, никогда его не разлюбит. Все мы испытываем законное желание быть любимыми нашим избранником или избранницей, но жить для того, чтобы это доказывать, — это уже чересчур. Мужчины подвержены эмоциональной имбецильности в большей степени, чем прекрасный пол. Когда женщина имбецильна, она имеет тенденцию проявлять это в повседневных делах, а не в любовных. (Это всего лишь тенденция, я не утверждаю, что все мужчины или все женщины непременно имбецильны или что кто-то не попадает под эту классификацию.) Рассмотрим тысячу семейных пар, распавшихся три месяца назад, и проследим, как развиваются события. У 95% мужчин есть другая женщина, с которой они живут вместе или собираются это сделать. Если побеседовать с ними, мужчины скажут: «Мне было невыносимо возвращаться с работы и видеть, что дома не горит свет и меня никто не ждет. Нестерпимо проводить выходные в одиночестве». 99% женщин продолжают жить в одиночестве или со своими детьми. Если спросить их, они пояснят: «С тех пор, как я научилась чинить кран и сама начала зарабатывать, зачем мне нужен мужчина в доме? Чтобы кричать мне: дорогая, принеси мне тапочки? Нет, нет и нет!» Может, они найдут себе пару, а может и нет, вероятно, соскучатся и захотят найти человека, чтобы разделить с ним свое личное пространство, но вряд ли согласятся на кого угодно, лишь бы не испытать отчаяния от погашенного света в квартире. Это приоритет мужчины. И, наконец,... Нравственные имбецилы, несомненно, самые опасные из всех. Они отчаянно нуждаются в одобрении со стороны, чтобы принять любое решение. Нравственный имбецил испытывает потребность в другом человеке, потому что должен от него услышать, хорошо он поступает или плохо. Он полностью зависим от того, уместны или нет его действия. Для него важнее всего, поступило бы так на его месте большинство людей или нет. Жизнь таких людей проходит за составлением опросов общественного мнения на темы: стоит им купить новую машину или нет, нужен ли им новый дом или нет, подходящий ли сейчас момент, чтобы завести ребенка. Избежать их преследования нелегко: конечно, можно попытаться игнорировать их, когда они добиваются от вас совета, допустим, по поводу того, как складывать туалетную бумагу; тем не менее, я считаю, что лучше всего... спасаться бегством. Когда какой-то из этих шаблонов зависимости проявляется особенно остро и накладывается на какого-то одного человека из окружения, индивидуум может вполне искренне решить, что не может существовать без другого. С этой минуты его поведение подчиняется этой патологической связи, которая представляется человеку его спасением и одновременно его голгофой. Она вдохновляет и подталкивает, дирижирует и руководит всеми его действиями. А последние все без исключения направлены на то, чтобы похвалить, разозлить, соблазнить, наградить или наказать того, от кого он зависит. Этот тип имбецилов в современной психологии называют СОзависимыми. Созависимый - это индивидуум, страдающий недугом сродни любому другому болезненному пристрастию, с той только разницей (на самом деле незначительной), что его «наркотик» - это определенный тип людей или какой-то человек в отдельности. Как и в случае с любой другой наркотической зависимостью, созависимый имеет предрасположенность к пагубной тяге и, если представляется случай, способен совершать слегка (или откровенно) иррациональные поступки, чтобы получить «наркотик». Внезапно лишенный привычного «вещества», он точно так же может порой являть собой жесточайшую картину абстинентного синдрома. Созависимость - возведенная в квадрат болезненная зависимость. Нездоровое пристрастие скрывается под маской любовного отношения, и зависимое поведение вселяется в человека с мыслью: «Я не могу без тебя жить». Всегда находится кто-то, желающий возразить: «Но если я кого-то люблю, и люблю всем сердцем, разве не правда, что я не могу без него жить?» И я с готовностью отвечаю: «Нет, неправда». Правда в том, что мы всегда можем жить без другого человека, всегда, и есть по крайней мере двое, имеющих право знать об этом: я и мой партнер. Я содрогаюсь от предположения, что кто-то может решить, что я не могу без него жить, что я умру, если он уйдет... Меня ужасает мысль о проживании с человеком, верящим, что я в его жизни незаменим. Такая позиция - это зловещее требование и непростительная попытка манипулировать. Любовь всегда позитивна и чудесна, она не может быть негативной, но может использоваться как предлог, попустительство зависимости. Поэтому я обычно утверждаю, что созависимый не любит, он нуждается, он требует, он зависит, но он не любит. Он аддикт, а не возлюбленный. Было бы здорово избавиться от наших аддиктивных отношений с другими людьми, выйти из состояния зависимости и помочь ближнему побороть его пагубные привычки. Я счастлив, если любимые мною люди отвечают мне взаимностью; но если они меня не любят, я буду счастлив, если они мне об этом скажут и уйдут (или не скажут, а сразу уйдут). Потому что я не хочу быть рядом с тем, кто не хочет быть со мной... Да, это очень больно. Но это намного лучше, чем остаться и продолжать обманывать партнера. Антонио Порчия в своей книге «Голоса» говорит: «Тебя перестали не любить, а обманывать, а ты страдаешь, как будто тебя разлюбили». Разумеется, всем нам хотелось бы избежать пресловутой неудачи в любви. Но зачастую, чтобы избежать ее любой ценой, мы становимся манипулирующими невротиками: я держу ситуацию под контролем, чтобы иметь возможность заблуждаться и верить, что ты меня все еще любишь, что ты все еще моя точка опоры, мой костыль. И начинаю свое падение. И опускаюсь все глубже в черный колодец в поисках озарения встречи. Первая ступень - попытка стать твоей необходимостью. Я превращаюсь в твоего избирательного поставщика: я снабжаю тебя тем, что ты пожелаешь, пытаюсь тебя удовлетворить, нахожусь в твоем распоряжении, пытаюсь сделать так, чтобы ты от меня зависел. Стараюсь установить аддиктивную связь, подменяю свое желание быть любимым возможностью быть нужным… Если я тебе нужен, ты меня зовешь, просишь, наделяешь меня полномочиями, и мне уже не трудно поверить, что ты меня любишь. И все же, несмотря на все усилия, которые я прикладываю, порой мне кажется, что ты во мне не нуждаешься. Что же я делаю тогда? Спускаюсь на одну ступеньку вниз. Я пытаюсь вызвать в тебе жалость... Ведь когда ты меня жалеешь, это немного похоже на то, что ты меня любишь... Так что, если изобразить из себя жертву «Я ведь так тебя люблю... а ты совсем меня не любишь», может быть... В отношениях люди слишком часто сбиваются с пути. На самом деле все мы так или иначе играли в это. Возможно, не так настойчиво, чтобы вызвать жалость, но кто из нас не заявлял: «Как ты мог со мной так поступить?» «Я не ожидал этого от тебя, я разочарован… мне очень больно...» «Мне не важно, что ты меня не любишь... я-то тебя люблю». Но мы катимся вниз под откос... А что, если я не добьюсь твоей жалости? Что мне тогда делать? Смириться с твоим равнодушием? Никогда! Если уж я дошел до этого, то по меньшей мере я попытаюсь добиться, чтобы ты меня ненавидел. Некоторые перескакивают один из этапов... спускаются сразу на две ступени вниз и делают прыжок от стремления стать нужным прямиком к ненависти, исключая развитие ситуации. Потому что на самом деле не могут перенести безразличия. А бывает в жизни, что попадаются и «плохие» люди: они настолько плохие, что даже не хотят нас ненавидеть! Какие отвратительные люди, правда? Я хочу получить твою ненависть любой ценой — и не достигаю этого. Тогда... Я уже почти на дне колодца. Что мне еще сделать? Ведь я, всецело зависящий от тебя и от каждого твоего взгляда, готов на все, чтобы не выносить твоего равнодушия. И часто я спускаюсь на последнюю ступень, чтобы привязать тебя к себе. Я пытаюсь заставить тебя бояться. Бояться того, что я могу, в конце концов, сделать с тобой или с собой (предвкушая твое чувство вины и мысли обо мне...). На этот путь, жуткий, зловещий, который в какой-то степени проходит все человечество, также встали преступные группировки Аргентины и всего мира... Что с ними происходит? Да вот что. Они не смогли добиться, чтобы их любили. Они никому не нужны, на них не обращают внимания, никто не сжалится над их страданиями. Тогда они во что бы то ни стало решают добиться ненависти и вселяют в людей страх. Потому что страх, который они научились порождать в окружающих, это единственная найденная ими замена любви, которую они не смогли получить. Подобное толкование можно применить к насилию во всех его формах, начиная с панков и заканчивая террористическими организациями. Чего добиваются террористы? Я не оправдываю их, тем не менее готов к пониманию того, что это способ привлечь внимание... Позже они свернули на другую тропинку: кто-то внушил им, что единственный путь к признанию лежит через власть, и уже нет возврата к прежним временам, и все же: они начали свой спуск из места, страстно связанного с любовью. В уста героини Гленн Клоуз в фильме «Роковое влечение» можно вложить следующие высказывания, обращенные к Майклу Дугласу: «Если я не смогла стать для тебя любимой или нужной, если ты отказался меня жалеть и находиться со мной из сострадания, если ты даже не удостоил меня своей ненавистью, теперь ты должен, хочешь или не хочешь, мириться с моим присутствием, потому что с этой минуты я заставлю тебя бояться». Когда желание поймать взгляд партнера превращается в зависимость, любовь перерождается в поединок за власть. Мы поддаемся соблазну прислуживать человеку, манипулировать его сочувствием, устраивать ему сцены или даже угрожать разрывом, плохим отношением или нашими собственными страданиями Всего лишь при условии искреннего желания преодолеть недуг созависимость излечивается частично или полностью. Рецепт таков: Оставить ЛЮБУЮ зависимость. Это решение далеко не оригинально, все мои коллеги, учителя, гуру и философы мира твердят об этом. Вопрос другой: оставив ее, куда мне двигаться? Один выход нашелся: это ВЗАИМОзависимость. При взаимозависимости я нахожусь в зависимости от тебя, а ты - от меня. Этот вариант как минимум неприятен. А как максимум - меньшее зло, своего рода заместительная терапия. Мне не нравится, как взаимозависимость «решает» проблему. Это состояние может быть более здоровым или болезненным, но это все равно утешительный приз: хотя я нахожусь в зависимости от тебя, раз ты тоже зависишь от меня, мы можем быть вместе. Я всегда говорю, что все браки в мире разделяются на две большие группы: в одних оба участника хотят быть избранными раз и навсегда, другим нравится быть избираемыми каждый день, состоять в паре, где каждый продолжает чувствовать, что на нем останавливают выбор. Уже по другим причинам, но партнер снова выбирает тебя. Взаимозависимость создает нерасторжимые узы, которые сохраняются потому, что я зависим и ты зависим, но не по причине обновляющегося выбора каждого. Таким образом, взаимозависимые - тоже зависимые, а когда человек зависит, он уже не выбирает... По всей видимости, остается единственная альтернатива: НЕзависимость. Независимость означает, что нельзя позволять себе зависеть ни от кого. И это было бы замечательно, если бы в сущности не было ложью: независимых людей нет. Независимость - это недостижимая цель, утопическое и виртуальное место, которое мне кажется неплохим в качестве места назначения, но о нереальности которого необходимо говорить, чтобы вечно не пребывать в разочаровании. Почему невозможна независимость? Чтобы быть независимым, надо для начала стать самодостаточным, а таких людей нет. Никто не может полностью и навсегда отказаться от окружающих. Мы неизбежно нуждаемся в других людях, так или иначе. Ну хорошо, если независимость невозможна... Созависимость болезненна... Взаимозависимость - не решение... А зависимость нежелательна... Тогда что? Тогда я придумал слово: Самозависимость.
ГЛАВА 2 ИСТОКИ
Сразу после своего появления на свет человеческое дитя - самое хрупкое, уязвимое и зависимое создание, которое только встречается в природе. Любое другое живое существо, будь то одноклеточный организм или наиболее высокоорганизованное животное, имеет хотя бы маленький шанс выжить, если лишено родителей, способных позаботиться о нем. И у насекомых, абсолютно самозависимых после рождения, и у самых развитых млекопитающих, способных через несколько часов после рождения встать на ноги и отыскать грудь своей матери или, в крайнем случае, отправиться на поиски другой - у всех есть шанс, хотя бы один на тысячу. Морские черепахи откладывают яйца на суше. Самки, прилагая невероятные усилия, неуклюже проползают двести метров по пляжу, оставляют сотни яиц в песке и покидают их навсегда. Когда малыши появляются на свет, многие из них не находят дороги к воде, становятся добычей птиц и рептилий или высыхают на солнце... Только один или два из тысячи выживают. Человеческий младенец не имеет даже одного шанса на миллион, он абсолютно зависим. Чтобы компенсировать эту абсолютную зависимость, природа создала такую связь между родителями и их потомством, при которой последнему почти не грозит участь быть брошенным на произвол судьбу. Инстинкт или любовь (я выбираю второе) заставляет ощущать наших «детенышей» частью нас самих; бросить их - все равно, что остаться калекой, отказавшись от какой-либо части собственного тела. Это защищает новорожденного от возможного вероломства родителей и дает гарантии, что о нем позаботятся. Но этот механизм добавляет не только уверенности, но и проблем. Если мужчина и женщина решают стать семьей и завести ребенка, они берут на себя ответственность за его будущее, но также порождают неизбежный конфликт, который им придется разрешать. Они приносят в мир живое существо, которое будут осознавать собственным продолжением в буквальном смысле, понимая в то же время что этот малыш - полноценное существо, отдельное от их пары и с рождения готовящееся их покинуть. Родителям тяжело это принять. Непросто быть одновременно надзирателем и освободителем. Одного ребенка любишь не так, как другого. С моей дочерью Клаудией меня связывают отношения, невозможные с другими детьми. Я не только люблю ее больше всего на свете, но люблю ее особенным образом, так, словно она часть меня. Наше отношение к детям во многом исключение из правил. Мое ощущение, что ребенок - это продолжение меня самого, на первых порах может быть чрезвычайно полезным для младенца, побуждая меня заботиться о нем и защищать его; в действительности ребенок был зачат в результате желаний своих родителей, а потому это решение есть результат их сугубо личного переживания. Однажды в возрасте тринадцати лет другая любовь всей моей жизни, сын Демиан, обнаружил дома книгу по психологии и принялся за чтение. Потом он пришел ко мне и поинтересовался: «Папа, это правда, что мы, дети, - плод неудовлетворенности родителей?» Когда Демиан задал мне этот вопрос, я осознал, что автор книги прав. Потому что, если индивидуум полностью удовлетворен своей жизнью, если ему достаточно того, чем он обладает, если он не стремится выйти за рамки своей личности через ребенка или не испытывает желания реализоваться в качестве отца или супруга, не имеет этого индивидуального порыва... тогда он не будет заводить детей. В этом неудовлетворенном желании, обусловленном воспитанием, культурой или личностными особенностями, заложена наша мотивация завести ребенка. Дети рождаются по нашему желанию и решению, а не по собственному. Поэтому, когда подростки иногда раздраженно заявляют нам: «А я не просил тебя меня рожать», - это обвинение кажется нам странным, но это сущая правда. Переживание, заключающееся в единении со своими детьми, как я уже говорил, может оказывать на них положительный эффект в первые годы жизни, но может сыграть злополучную роль в их будущем. Потому что ребенок получает эту мысль в готовом виде, улавливает, что родители обращаются с ним как с частью себя, но сам не чувствует этого. А нам, родителям, тяжело. Мы хотим удержать их, сделать вечной ту «пуповину», которая нас связывала. Для этого мы располагаем жизненным опытом, властью, силой, деньгами и, прежде всего, знаниями. Ведь мы всегда верим, что знаем больше их.
«Папочка... папочка... я был в гостях у Угито, который только что поругался со своим папой...» «Почему же он поругался с папой?» «Потому что папа Угито говорит, что знает больше, чем Угито...» «Это так, сынок... Папа Угито действительно знает больше, чем Угито». «Ты что, знаком с папой Угито?» «Ну, сынок, он же отец, а отец знает больше своего ребенка». «А почему он знает больше ребенка?» «А... потому что он отец!» «И что такого?» «Понимаешь, сын, папа прожил больше лет... читал больше... учился больше... Поэтому и знает больше ребенка». «Ага... и ты знаешь больше меня?» «Да». «И все родители знают больше своих детей?» «Да». «И это всегда так?» «Да». «И всегда будет так?» «Да, сын, всегда будет так!» «Значит, мама Мартиты знает больше Мартиты?» «Да, сын, мама Мартиты знает больше Мартиты...» «Скажи папа, а кто изобрел телефон?» Отец с победным видом смотрит на сына и провозглашает: «Телефон, сынок, изобрел Александр Грехем Белл». «А почему не его отец, который знал больше его?»
Верно ли, что мы знаем больше наших детей? Порой да, а бывает, что и нет. В лучшем случае мы готовим их к разрешению тех проблем, которые у них возникнут. Ведь у них будут другие проблемы... о которых мы с вами даже не подозреваем! Нам, родителям, не суждено жить в мире наших детей. Мы живем в своем. Тот багаж знаний, который нам достался от наших родителей, в свою очередь, унаследовавших его от наших бабушек и дедушек, сослужил им добрую службу, так как время текло медленнее. Мир, в котором жил мой прапрадед, не сильно отличался от мира моего прадеда. Знания моего прапрадеда пригодились моему прадеду. Знания моего деда более или менее пригодились моему отцу. Знания моего отца были достаточно полезными. Но мои знания не будут слишком ценными для моего сына. И вероятно, знания моего сына вовсе не пригодятся моему внуку... Мы живем в мире, в котором происходят чрезвычайно увлекательные вещи. Как отмечает моя мама, «детки появляются на свет все более умными». И это так. Тридцать лет назад у врачей принято было считать, что ребенок правильно развивается, если может держать головку на восьмой или десятый день после рождения. В наше время большинство младенцев способны на это с момента появления на свет. Малыши рождаются более развитыми и уже через три недели делают то, что мы могли выполнять только в три или четыре месяца. У них такая способность к обучению, которой не было у нас, рожденных пятьдесят лет тому назад, потому что тогда это было нормой. Когда мы с пятилетним племянником ездим в развлекательный комплекс, он, едва войдя в игровой зал, восклицает: «Ух, новый автомат!» Тогда он покупает три фишки, опускает одну, играет немножко и тут же проигрывает. Я спрашиваю: «Ну что, проиграл?» «Да, да, подожди немного». Опускает вторую, а начиная с третьей уже вовсю управляется с автоматом. И играет просто мастерски. Где он научился? Неизвестно. «Ну, объясни мне правила»,- прошу я. «Я вон тот бородатый с оружием в руке, когда я нажимаю эту кнопку, я стреляю молнией, и мне надо спасти принцессу»... А ведь я находился рядом с ним, наблюдая за тем, как он учился, и не понял НИЧЕГО из того, что он делал! Тогда я начинаю играть вместе с ним, и он протестует: «Ты же меня бьешь, дурак!» Бесполезно. Как бы я ни старался, я ничего не пойму.
Посадите своих детей за компьютер, и вы убедитесь, что за десять минут они научатся тому, на что у нас ушло десять недель. По наивности мы верим в то, что знаем, что подходит нашим чадам, что для них лучше всего. Порой это так, но далеко не всегда. Дело не только в непосредственном воздействии на развитие ребенка: генетический материал, передаваемый детям, также имеет познавательную ценность. Часть знаний, накопленных за жизнь, мы передаем нашему потомству. Этот материал включает дополнительные сведения, которыми не может располагать ребенок. Сейчас он как карлик на плечах у гиганта. Он карлик, но глядит далеко. Нас учили, что мудрее всего научить дитя ловить рыбу, вместо того чтобы приносить ему уху. Это больше не имеет смысла, это устарело. В наше время, если я подарю своему отпрыску удочку и стану учить его ловить рыбу, скорее всего, он умрет с голода. Потому что, когда он вырастет, не будет такой рыбы, которая бы ловилась на подаренную мною удочку. И все же я могу кое-что для него сделать. Я могу научить его мастерить свои собственные удочки, плести свои собственные сети. Я могу посоветовать сыну, чтобы он придумал свой собственный способ рыбалки. Но должен смириться с тем, что мой опыт рыбной ловли не поможет ему в его деле.
![]() |