Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Тогда любовь – это эксклюзивное средство для того, чтобы подключиться к своему желанию двигаться вперед



Эмоции возникают помимо нашей воли и нашего решения, мы их не можем контролировать. Тем не ме­нее, хотя я не могу быть хозяином своих чувств, я могу распорядиться, как поступить со своими чувствами, став в результате их владельцем, и это сознательное присвоение собственных чувств, скорее всего, и есть настоящее орудие.

 

Приятие

Если заглянуть в словарь, то там мы прочитаем: со­гласиться может означать дать согласие, признать, а также уступить или примкнуть к кому-либо. Я позво­лю себе предположить, что для нас у этого слова мо­жет быть два смысла: первый — жизнеутверждающий и конструктивный, другой — темный и деструктивный. Положительный вариант согласия называется прияти­ем, а отрицательный — смирением. Я могу согласить­ся, принимая реальность такой, какая она есть, а могу смириться.

Когда я принимаю мир, окружающий меня, я слов­но заявляю: «Это так, нужно лишь понять, как посту­пить с этой данностью».

И напротив, смиряясь, я, говорю: «Будь оно неладно, но это так и я должен это проглотить!»

Это различие состоит в том, что конформизм при­ятия влечет за собой отмену срочности изменений. В то же время конформизм смирения ведет к тому, что мы увязаем в злобе, бесконечно проглатывая происхо­дящее. Фактически мы просто затаились, ожидая под­ходящей ситуации или условий, чтобы сделать скачок через некий факт и изменить его, откладывая проявле­ния своего раздражения.

Некоторые искренне полагают, что надо согла­шаться любой ценой, принимая или смиряясь, а неко­торые - я в их числе - считают, что приятие жела­тельно, а смирение - нет. Разумеется, в жизни каждого человека есть вещи, события в прошлом, которые он никогда не сможет принять, и в этом случае остает­ся только смириться. Тот, кто пережил безграничную боль от потери любимого существа, знает: разве мож­но на самом деле принять что-либо подобное? В этом случае, в качестве первой реакции, мы можем только смириться, конформизм смирения представляется мне единственным выходом.

Можно продолжать беседу о ресурсах до бес­конечности, но на данном этапе будет достаточно этого краткого списка инструментов (внутренних ресурсов), которые я нашел в своей кладовой и ко­торыми располагают также все мои знакомые:

Самосознание

Способность к осознанию

Ассертивность

Личные способности

Аффективная способность

Интеллект

Моральные установки|

Сила воли

Смелость

Обольщение

Способность к ручному труду

Актерское мастерство

Харизма

Эстетическое чувство

Упорство

Способность к обучению

Креативность

Восприятие

Опыт

Интуиция

Нравственные принципы

Приятие

 

Эти инструменты, уверяю вас - лишь немногие из тех, что хранятся в маленькой комнате в глубине ва­шего дома, которую вы, возможно, до сих пор так и не обнаружили. Неважно, что вы не пользуетесь ими каж­дый день; не выбрасывайте, не отказывайтесь от них, не прекращайте упражняться с каждым из них хотя бы время от времени. Они должны быть всегда при вас - очень вероятно, что они вам пригодятся завтра.

Каждый может распорядиться этими орудиями пособственному усмотрению.

Замечательноесостояние инструментов не гаран­тирует того, что они будут применены в благих целях.

Подобно любому инструменту, с ними нужно не просто уметь обращаться, их нужно использовать для достойных целей. Другими словами, результат при­менения одних и тех же ресурсов может быть восхи­тительным или жутким. Если у меня есть молоток, но­жовка, гвозди, винты, бревна и листы металла, я могу с их помощью построить дом или соорудить себе ви­селицу.

Цели всегда индивидуальны: инструменты наделя­ют своего владельца возможностями, но намерения последнего в итоге решают все.

 

 

ГЛАВА 6

РЕШЕНИЕ

 

Мы подошли к самому тяжелому этапу нашего пу­тешествия: на этот раз на пути к самозависимости нам придется отвоевать свою автономию.

Какой смысл я вкладываю в это слово, которое зву­чит так официально и вызывает ассоциации с полити­кой, аэронавигацией или управлением на предприяти­ях, но почти никогда — с живыми людьми?

Слово автономия представляет собой сложение двух понятий: «авто-номия». «Номия» происходит от греческого nomos - «закон, норма, обычай», при этом его дериват nomia означает: система законов, норм или обычаев в отдельной области (таким образом, астрономия - наука, систематизирующая знания и законы, касающиеся движения звезд; экономия соби­рает и классифицирует познания, относящиеся к ekos: очагу, дому, окружению и т. п.). Начало слова - это уже привычное нам «само», которое означает: собственный, принадлежащий самому себе.

Исходя из этимологии, автономный человек - тот, который способен администрировать, систематизи­ровать и устанавливать свои нормы, правила и обычаи. Если я хочу стать самозависимым, я в первую очередь должен попытаться стать автономным, другими словами, определить свои собственные нормы и жить в со­ответствии с ними.

Это не всегда предполагает жизнь по законам джунглей, потому что введение собственных норм не означает неведения в отношении уже существующих в обществе, отказа от них или пренебрежения ими. Мои нормы могут совпадать с теми, которым следуют окружающие. Закон может дать разрешение - как, на­пример, в случае с законом о разводе - но не заста­вить. И никто не обязан делать что-либо только пото­му, что закон это позволяет.

В действительности я могу изучить нормы и найти их довольно приемлемыми для себя, полностью со­звучными тому, что я думаю и во что верю. Но все рав­но очень важно иметь возможность подвергать сомне­нию, исправлять и замещать. Мне кажется, что особый труд для живущего в обществе - быть окруженным теми людьми, которые, будучи свободными, выбирают те же нормы, что и он.

Следование нормам, принятым в нашем обществе, обеспечивает более спокойное и счастливое суще­ствование, потому что очень тяжело быть счастливым вопреки всем.

 

Рассказывают такую историю: по проспекту Санта-Фе в самом центре Буэнос-Айреса мужчина едет на машине по встречной полосе.

По радио передают сводку о дорожных происшествиях:

Один автомобиль перемещается по встречной поло­се проспекта Санта-Фе.

Мужчина смотрит вперед и усмехается: «Один автомобиль, говорят! Ха! Да их тысячи! Ты­сячи!»

 

Я могу установить свои собственные нормы и стать полностью самозависимым, но это не значит бросить вызов законам или вовсе пренебречь ими. В худшем случае это предполагает мое право ставить их под со­мнение.

Я могу подчинить жизнь моим законам, но это не имеет ничего общего с навязыванием своих правил другому человеку.

Известен случай из жизни доктора Фрица Перлза, который всегда вызывал мое восхищение.

 

Фриц уже был признанным психотерапевтом в Соеди­ненных Штатах. Одним субботним вечером в конференц-зале Института Эсалена в Калифорнии должно было состояться выступление четырех наиболее ярких пред­ставителей психотерапевтических школ США. Были при­глашены Роджерс, Скинер, Витакер и собственно Перлз.

Начало было запланировано на десять часов.

Перлз прибыл с некоторым запозданием, без конца извиняясь (как обычно). Он был одет в своей узнавае­мой манере: в бежевую мятую куртку (он объяснял, что не имеет особенного смысла снимать одежду, когда ложишь­ся спать, зная, что тебе придется надевать ее утром) и ко­жаные сандалии; своей длинной растрепанной бородой он напоминал пророка, а волосы его были взлохмачены ветром. Организаторы объявили о начале конференции и передали слово Карлу Роджерсу.

Весь поглощенный речью, Фриц облокотился на стол и машинально достал из наружного кармана куртки па­пиросную бумагу, свернул папиросу, поджег ее и, внима­тельно следя за выступлением, начал выпускать большие облака дыма.

Внезапно к нему подошел человек из организационно­го комитета и прошептал: «Извините, доктор Перлз, это храм и здесь запреще­но курить, уж простите».

Фриц мгновенно погасил папиросу о лист бумаги и от­ветил: «Это вы извините. Я не знал».

Через несколько минут Фриц незаметно проскользнул по направлению к выходу.

Роджерс закончил свою речь. Публика из пятисот врачей и психологов взорвалась бурными аплодисментами. Скинер начал свою презентацию, и человек из комите­та вдруг заметил, что Перлз так и не вернулся. Он вышел в холл: Перлз уже должен был докурить па­пиросу, но его нигде не было видно. Мужчина зашел в ту­алет, но там пусто. Выглянул на улицу: бесполезно, гость пропал. Взволнованный, он позвонил домой Перлзу, что­бы сообщить о случившемся.

Трубку снял сам доктор.

- Алло.

Мужчина узнал его характерный хриплый голос.

- Доктор Перлз, что вы там делаете?

- Я здесь живу.

- Но вы должны быть здесь, а не у себя дома, - па­рировал собеседник, слегка раздраженно.

- Извините, разве это не вы сказали мне, что там нельзя курить?

- Да. И что?

- Я курю. Знаете ли, я курильщик. Места, где нельзя курить, для меня противопоказаны.

- Хорошо, доктор. Если для вас это так важно...

- Нет. Я не могу оспаривать решение организаторов. Мне это кажется несправедливым.

- Несправедливо то, что люди, которые хотели услы­шать ваше выступление, не смогут этого сделать.

- Это правда, но я не несу за это ответственность. Те, кто меня приглашал, должны были предупредить меня, что у вас запрещено курить, и я бы ответил, что они могут на меня не рассчитывать. Теперь уже поздно.

 

Подобное отношение представляется мне хвалеб­ной песней индивидуальной свободе, а также гимном уважения к решениям других.

Потому что, будучи автономным, я могу выбирать лишь с позиции своей свободы, хотя зачастую мне придется платить за это.

Здесь перед нами встает новый вопрос. Мы опреде­лились с понятием свободы, но не договорились о том, что будем называть свободой.

Когда мы начинаем раздумывать над этим поняти­ем, наша первая мысль почти всегда такая:



Просмотров 710

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!