![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Типология корпоративного сознания
Таблица 1
Сплоченность — это социально-психологическое явление, характеризующее отношение к группе каждого из ее членов и группы к нему, которое выражается в виде взаимных доверия, уважения, симпатий и т.д. между сотрудниками. Чем сильнее проявляются названные элементы взаимоотношений, тем, естественно, выше сплоченность группы. Существует понятие «диффузная группа», служащее для определения случайной совокупности людей, или группы с низким уровнем сплоченности ее членов. Говоря о возникновении корпоративного сознания у работников, нельзя не обратить внимание на глубинные причины, побуждающие людей проникаться таким сознанием. Эти причины заключаются в стремлении удовлетворить свои социальные потребности, среди которых наиболее важными в нашем контексте следует считать — потребности в защищенности к принадлежности к группе. Возможна взаимосвязь этих двух потребностей: принадлежность к группе дает социальную защищенность. Корпоративное сознание формируется в формальных и неформальных структурах организации (имеются в виду формальные и неформальные группы, взаимоотношения, коммуникации). Формальные компоненты в процессах воздействия индивидов связаны с социальным восприятием работниками своей организации как совокупности социальных объектов, а не только людей. Неформальные компоненты включают главным образом субъективные условия в организации, групповые мнения и настроения. Корпоративное сознание оказывает большое влияние на характер и результаты деятельности группы, поэтому этот феномен не может остаться за чертой внимания менеджеров по связям с общественностью. Корпоративное сознание является элементом групповой динамики. Групповая динамика — это совокупность социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности группы и ее этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад. Поскольку развитие организации тесно связано с организационной культурой, то корпоративное сознание также представляет собой часть этапа культуры. Команда в общем понимании — это группа, обладающая определенными особенностями, наиболее существенные из которых: ♦ четкое распределение ролей (функций, полномочий, ответственности) в группе между ♦ общность целей, ориентация каждого работника на достижение этих целей; ♦ высокая групповая мотивированность на заинтересованную активную деятельность; ♦ четко выраженный эффект сотрудничества и взаимопонимания. Оценка уровня корпоративного сознания Решая проблему формирования корпоративного сознания у персонала организации, менеджеры по связям с общественностью должны прежде всего выяснить и изучить его реальный уровень. Правильнее будет считать, что задачей администрации является постоянное изучение состояния корпоративности в организации и непрерывное воздействие на персонал с целью поддержания и развития в нем духа корпоративности. В решении названной задачи наиболее эффективны два способа: 1) связь с общественностью внутри организации; 2) социометрические исследования. Оба способа, в принципе, относятся к сфере осуществления «обратной связи» субъекта управления с персоналом организации и осуществляются на основе опросов, анкетирования работников. Речь идет об использовании добровольного и анонимного анкетирования по поводу компонентов корпоративного сознания. Примерное содержание такой анкеты приведено в табл. 2. В ней работники обозначены цифрами по горизонтали, всего 10 человек. Методика оценки по данным опроса заключается в следующем: 1. Анкету анонимно и добровольно заполняют сотрудники организации. 2.Данные опроса исследуются путем вычисления среднего балла по каждому вопросу и по всей анкете. 3.Строится график или таблица отклонений данных по отдельным вопросам от среднего балла. 4.Оценивается состояние корпоративного сознания по среднему баллу и сильные и слабые его компоненты. Таблица 2
![]() |