Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Примерная анкета опроса персонала относительно состояния корпоративного сознания в организации



 

№ п/п Вопросы Оценка (в баллах)
1. Как вы оцениваете четкость определения вашей «роли» в команде (среди персонала)                    
2. Насколько вы удовлетворены своей работой                    
3. Как вы оцениваете распределение работы в подразделении (организации)                    
4. Как вы оцениваете справедливость оплаты труда в организации                    
5. Насколько справедливо распределение условий труда, льготы                    
6. Как вы оцениваете единство в руководстве организации                    
7. Как вы оцениваете связь руководства с персоналом                    
8. Как вы оцениваете взаимоотношения среди персонала                    
9. Как вы оцениваете значение своей роли с достижением конечного результата                    
10. Насколько вы оцениваете личные ощущения общности интересов (команды)                    

После опроса персонала получаем следующую среднюю оценку по отдельным вопросам:

 

№ вопроса
Средняя оценка(в баллах) 5,5 7,0 3,5 4,0 5,0 8,3 5,2 6,7 4,2 5,2

На основании приведенной таблицы можно вычислить среднюю оценку персоналом корпоративности в организации. Она будет равна — 5,34. Таким образом, корпоративное сознание данной организации едва достигает посредственного уровня. Графическая интерпретация опроса показана на рис. 1.

По таблице и графику мы можем судить не только об общем уровне корпоративности организации, но и о том, какие компоненты снижали его.

В нашем примере такими компонентами являются:

♦ плохое распределение работы и обязанностей среди персонала (позиция 3);

♦ несправедливая компенсация за труд (позиция 4);

♦ отсутствие ощущения у работников своей принадлежности к команде (позиция 10).
Сильными сторонами и компонентами, благоприятно влияющими на корпоративное

сознание, оказались:

♦ удовлетворенность работой каждого на своем рабочем месте (позиция 2);

♦ единство администрации (позиция 6);

♦хорошие взаимоотношения среди персонала (позиция 8). Дифференцированная оценка каждого компонента позволяет службе

по связям с общественностью по результатам опроса выработать программу формирования более высокого уровня корпоративного сознания путем изменений в лучшую сторону тех из показателей, которые оказались по оценке ниже среднего уровня корпоративности, достигнутого в данное время.

Социометрическое исследование

Социометрия представляет собой часть социальной психологии и социологии, занимающейся измерением социальных отношений в группе, организации и т.д. Главным методом социометрических исследований, как в опросах PR, является разного рода

 


тестирование. Исследования, как правило, ориентированы на выявление предпочтений отдельных работников и группы. Результаты социометрических исследований выражаются в социограммах, которые могут иметь вид графиков символических соотношений, выражаю­щих характер социально-психологических явлений в группе. По своему назначению социометрические исследования могут быть использованы для изучения и оценки уровня корпоративного сознания в организации.

Рассмотрим один из социометрических методов выяснения сплоченности группы и некоторых сопутствующих этому качеству явлений в группе. Вспомним, что сплоченность характеризует единство в отношении каждого к группе и группы к каждому.

В его основе лежит опрос персонала организации по поводу предпочтений их сотрудников по отношению друг к другу.

При этом могут быть зафиксированы следующие ответы:

• выбор — готовность к сотрудничеству «+»;

• отказ — неготовность к сотрудничеству «-»;

• безразличное отношение «0».

Например, ставится общий вопрос: «С кем бы Вы хотели вместе работать над выполнением сложного задания?» (указывается содержание).

Предположим, исследуется группа из 10 сотрудников, тогда результаты опроса могут быть сведены в матрицу (рис. 2).

По вертикали — отношение каждого к другим членам группы.

По горизонтали — отношение группы к каждому сотруднику.

Результаты опроса сводятся по характеру ответов:

выбор «+» — 29;

отказ «-» — 33;

безразличное отношение «0» — 28.

По результатам можно также выделить:

парные выборы (ПВ) — их оказывается 7 (выбор друг друга); парные отказы (ПО) — их оказывается 8 (отказ друг другу).


где С — коэффициент сплоченности; ПВ — количество парных выборов; К — количество сотрудников.

В нашем примере: С = 2 х 7 : 90 = 0,155, или 15,5 %.

Смысл формулы заключается в сопоставлении 100% сплоченности, когда все готовы сотрудничать друг с другом (ПВ = 90 : 2) к фактическому состоянию отношений (ПВ-7).

По результатам можно сделать вывод о весьма низком уровне сплоченности и, следовательно, слабо развитом корпоративном сознании.

Оценка данных по поводу удовлетворительности персонала своими коллегами в целом может быть сделана по формуле:

где У — удовлетворенность персонала; В — количество единичных «выборов»; К — количество сотрудников.

В нашем случае: У = 29 :90 = 0,32, или 32%, т.е. только 32% работников удовлетворены своими отношениями с персоналом.

По экспертным оценкам считается, что при показателях:

меньше 0,4 — состояние неудовлетворительное;

0,4-0,65 — состояние удовлетворительное;

0,65-0,86 — состояние хорошее;

больше 0,85 — состояние отличное.

Оценка конфликтности может быть произведена по формуле:

где К — коэффициент конфликтности; ПО — количество парных отказов; К — количество сотрудников.

В нашем примере: К = 2 х 8 : 90 = 0,17, или 17%.

Невысокая конфликтность может быть объяснена в данном примере большим уровнем безразличного отношения работников друг к другу.

Как мы видим, социометрическое исследование дает возможности для оценки некоторых важных компонентов корпоративности в организации.

Кроме того, социограммы дают возможность выяснить отношения определенных работников к группе и группы к каждому работнику. Например, из данных, приведенных

 


выше в матрице, следует, что работники

1 и 5 — расположены к сотрудничеству; 3 и 8 — негативно
относятся к группе;

2 и 10 — безразлично относятся к группе;

остальные — дифференцируют свои отношения с другими сотрудниками.

Что касается отношения группы к отдельным сотрудникам, то наиболее положительно она относится к работникам 2 и 5, отрицательно к 4, 6 и 10. В таком контексте можно оценить отношение персонала к менеджеру, если его включить в матрицу опросов.

Предположим, в нашем случае менеджер обозначен № 1, можно сказать, что подчиненные относятся к нему далеко не однозначно: только 30% — положительно, 20% — отрицательно, 40% — безразлично. Из этого следует вывод, что менеджер не пользуется достаточным авторитетом среди подчиненных.

Формирование корпоративного сознания у персонала

Исходной позицией для формирования корпоративного сознания у персонала организации, естественно, должна быть оценка его состояния на начало этой работы. Она осуществляется на основе методик, рассмотренных раньше в настоящем разделе. Интегральная оценка может быть сделана в виде матрицы, показанной на рис. 3.

Собственно с оценочной матрицы начинается проектирование технологии формирования у персонала корпоративного сознания.

 

 
№ п/ п Наименование компонентов Оценка (по 10-балльной системе) Степень влияния О
По результатам ПР    
  Распределение работы    
Мотивированность персонала    
Отношения к менеджеру    
Достижение деятельности целей    
Ощущение «команды»    
Удовлетворенность    
Деловые взаимодействия    
Единство в руководстве    
Близость руководства к персоналу    
По результатам социометрии    
  Сплоченность    
Удовлетворенность    
  Общая средняя оценка    

Рис. 3. Матрица оценки состояния корпоративного сознания в организации

(*) Степень влияния по 5-балльной оценке: сильная 5; высокая 4; средняя — 3; слабая — 2; незаметная 1.

Конечно, в каждом отдельном случае для оценки состояния корпоративности среди персонала выбираются соответствующие меры воздействия. Мы рассмотрим наиболее действенные меры, которые следует применять в комплексе с акцентом на те из них, которые, исходя из результатов исследования, заслуживают особого внимания. Если оценка состояния корпоративного сознания в организации указывает на слабую мотивированность


персонала, тогда, естественно, следует усилить меры, повышающие заинтересованность и активность работников.

К наиболее действенным мерам, оказывающим влияние на формирование корпоративного сознания среди персонала организации, относятся:

♦ четкое распределение среды работы и конкретное описание каждого рабочего места;

♦ постоянное мотивационное воздействие на весь персонал;

♦ ориентация деятельности всего персонала и каждого работника на конечный
результат;

♦ создание у работника чувства принадлежности к команде и удовлетворенности работой;

♦ формирование благоприятных деловых взаимоотношений среди персонала;

♦ единство целей и воли у администрации;

♦ близость менеджеров к персоналу.



Просмотров 1420

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!