![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Примерная анкета опроса персонала относительно состояния корпоративного сознания в организации
После опроса персонала получаем следующую среднюю оценку по отдельным вопросам:
На основании приведенной таблицы можно вычислить среднюю оценку персоналом корпоративности в организации. Она будет равна — 5,34. Таким образом, корпоративное сознание данной организации едва достигает посредственного уровня. Графическая интерпретация опроса показана на рис. 1. По таблице и графику мы можем судить не только об общем уровне корпоративности организации, но и о том, какие компоненты снижали его. В нашем примере такими компонентами являются: ♦ плохое распределение работы и обязанностей среди персонала (позиция 3); ♦ несправедливая компенсация за труд (позиция 4); ♦ отсутствие ощущения у работников своей принадлежности к команде (позиция 10). сознание, оказались: ♦ удовлетворенность работой каждого на своем рабочем месте (позиция 2); ♦ единство администрации (позиция 6); ♦хорошие взаимоотношения среди персонала (позиция 8). Дифференцированная оценка каждого компонента позволяет службе по связям с общественностью по результатам опроса выработать программу формирования более высокого уровня корпоративного сознания путем изменений в лучшую сторону тех из показателей, которые оказались по оценке ниже среднего уровня корпоративности, достигнутого в данное время. Социометрическое исследование Социометрия представляет собой часть социальной психологии и социологии, занимающейся измерением социальных отношений в группе, организации и т.д. Главным методом социометрических исследований, как в опросах PR, является разного рода
тестирование. Исследования, как правило, ориентированы на выявление предпочтений отдельных работников и группы. Результаты социометрических исследований выражаются в социограммах, которые могут иметь вид графиков символических соотношений, выражающих характер социально-психологических явлений в группе. По своему назначению социометрические исследования могут быть использованы для изучения и оценки уровня корпоративного сознания в организации. Рассмотрим один из социометрических методов выяснения сплоченности группы и некоторых сопутствующих этому качеству явлений в группе. Вспомним, что сплоченность характеризует единство в отношении каждого к группе и группы к каждому. В его основе лежит опрос персонала организации по поводу предпочтений их сотрудников по отношению друг к другу. При этом могут быть зафиксированы следующие ответы: • выбор — готовность к сотрудничеству «+»; • отказ — неготовность к сотрудничеству «-»; • безразличное отношение «0». Например, ставится общий вопрос: «С кем бы Вы хотели вместе работать над выполнением сложного задания?» (указывается содержание). Предположим, исследуется группа из 10 сотрудников, тогда результаты опроса могут быть сведены в матрицу (рис. 2). По вертикали — отношение каждого к другим членам группы. По горизонтали — отношение группы к каждому сотруднику. Результаты опроса сводятся по характеру ответов: выбор «+» — 29; отказ «-» — 33; безразличное отношение «0» — 28. По результатам можно также выделить: парные выборы (ПВ) — их оказывается 7 (выбор друг друга); парные отказы (ПО) — их оказывается 8 (отказ друг другу).
где С — коэффициент сплоченности; ПВ — количество парных выборов; К — количество сотрудников. В нашем примере: С = 2 х 7 : 90 = 0,155, или 15,5 %. Смысл формулы заключается в сопоставлении 100% сплоченности, когда все готовы сотрудничать друг с другом (ПВ = 90 : 2) к фактическому состоянию отношений (ПВ-7). По результатам можно сделать вывод о весьма низком уровне сплоченности и, следовательно, слабо развитом корпоративном сознании. Оценка данных по поводу удовлетворительности персонала своими коллегами в целом может быть сделана по формуле: где У — удовлетворенность персонала; В — количество единичных «выборов»; К — количество сотрудников. В нашем случае: У = 29 :90 = 0,32, или 32%, т.е. только 32% работников удовлетворены своими отношениями с персоналом. По экспертным оценкам считается, что при показателях: меньше 0,4 — состояние неудовлетворительное; 0,4-0,65 — состояние удовлетворительное; 0,65-0,86 — состояние хорошее; больше 0,85 — состояние отличное. Оценка конфликтности может быть произведена по формуле: где К — коэффициент конфликтности; ПО — количество парных отказов; К — количество сотрудников. В нашем примере: К = 2 х 8 : 90 = 0,17, или 17%. Невысокая конфликтность может быть объяснена в данном примере большим уровнем безразличного отношения работников друг к другу. Как мы видим, социометрическое исследование дает возможности для оценки некоторых важных компонентов корпоративности в организации. Кроме того, социограммы дают возможность выяснить отношения определенных работников к группе и группы к каждому работнику. Например, из данных, приведенных
1 и 5 — расположены к сотрудничеству; 3 и 8 — негативно 2 и 10 — безразлично относятся к группе; остальные — дифференцируют свои отношения с другими сотрудниками. Что касается отношения группы к отдельным сотрудникам, то наиболее положительно она относится к работникам 2 и 5, отрицательно к 4, 6 и 10. В таком контексте можно оценить отношение персонала к менеджеру, если его включить в матрицу опросов. Предположим, в нашем случае менеджер обозначен № 1, можно сказать, что подчиненные относятся к нему далеко не однозначно: только 30% — положительно, 20% — отрицательно, 40% — безразлично. Из этого следует вывод, что менеджер не пользуется достаточным авторитетом среди подчиненных. Формирование корпоративного сознания у персонала Исходной позицией для формирования корпоративного сознания у персонала организации, естественно, должна быть оценка его состояния на начало этой работы. Она осуществляется на основе методик, рассмотренных раньше в настоящем разделе. Интегральная оценка может быть сделана в виде матрицы, показанной на рис. 3. Собственно с оценочной матрицы начинается проектирование технологии формирования у персонала корпоративного сознания.
Рис. 3. Матрица оценки состояния корпоративного сознания в организации (*) Степень влияния по 5-балльной оценке: сильная — 5; высокая — 4; средняя — 3; слабая — 2; незаметная — 1. Конечно, в каждом отдельном случае для оценки состояния корпоративности среди персонала выбираются соответствующие меры воздействия. Мы рассмотрим наиболее действенные меры, которые следует применять в комплексе с акцентом на те из них, которые, исходя из результатов исследования, заслуживают особого внимания. Если оценка состояния корпоративного сознания в организации указывает на слабую мотивированность персонала, тогда, естественно, следует усилить меры, повышающие заинтересованность и активность работников. К наиболее действенным мерам, оказывающим влияние на формирование корпоративного сознания среди персонала организации, относятся: ♦ четкое распределение среды работы и конкретное описание каждого рабочего места; ♦ постоянное мотивационное воздействие на весь персонал; ♦ ориентация деятельности всего персонала и каждого работника на конечный ♦ создание у работника чувства принадлежности к команде и удовлетворенности работой; ♦ формирование благоприятных деловых взаимоотношений среди персонала; ♦ единство целей и воли у администрации; ♦ близость менеджеров к персоналу.
![]() |