![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Личностные и деловые качества ПР-менеджера
Деятельность менеджеров по связям с общественностью относится к специализированному менеджменту. Поскольку людские ресурсы занимают в организации доминирующее положение, то соответственно роль менеджера по связям с общественностью приобретает также первостепенное значение. Обычно в западных странах менеджер по связям с общественностью является вторым или третьим лицом в руководстве после топ-менеджера и генерального директора. Все сказанное обусловливает ряд требований, которым должен отвечать специалист такого уровня: ♦ ясно и адекватно воспринимать и осознавать окружающую его действительность, свое ♦ обладать хорошо выраженными личностными качествами: интеллектом, волей, ♦ иметь хорошую образовательную базу (общее образование) и профессиональную ♦ иметь ясную индивидуальную жизненную и деловую концепцию; ♦ быть культурным человеком, т.е. иметь достаточные накопления личностных ценностей, К нормам деловой этики относятся: ♦ порядочность, честность в отношениях с коллегами и партнерами; ♦ верность принятым на себя обязательствам, данному слову; ♦ восприятие деятельности с позиций не только собственной выгоды, но и с позиций ♦ выполнение всех законодательных и правовых норм, соблюдение прав человека; ♦ восприятие своей деятельности с позиции высокой ответственности и обязательности Помимо ярко выраженных личностных качеств, менеджер по связям с общественностью должен обладать качествами лидера. С точки зрения психологии лидерство — это отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. Лидерство, прежде всего, предполагает присутствие у индивида достаточно сильно выраженной потребности влиять на людей, управлять ими. Без такого рода потребности вряд ли возможна полная реализация имеющихся способностей влиять и воздействовать на группы общественности, управлять их деятельностью. Первоначально слабо проявляющиеся управленческие потребности могут развиться в связи с ростом мотивации и интереса к управленческой деятельности, вроде аппетита, который приходит во время еды. Желание управлять сильно подогревается успехами на этом поприще. Потребность управлять людьми является своеобразной формой социальных потребностей, стремлением именно к такому способу самовыражения. Удовлетворение управленческих потребностей у многих людей становится основным и сильным мотивом в их жизни и деятельности, в стремлении иметь власть. Однако у некоторых они могут быть очень слабо выражены или совсем отсутствовать. Следует отметить, что одной только, даже большой управленческой потребности совершенно не достаточно для настоящего лидера. Лидерство, как уже было сказано, предполагает наряду с управленческими потребностями наличие у человека соответствующих личностных данных и высоких управленческих способностей. Эти способности выражаются, прежде всего, в умении влиять на людей, подчинять их своей воле. Такое влияние возникает на основе различных факторов, наиболее существенные из которых — харизматичность личности лидера и специфические деловые качества. Харизма — это влияние, построенное на сильных личностных качествах человека, которые проявляются в основном на подсознательном уровне. Для харизматического лидера характерны: ♦ достоинство и легкость в общении с людьми; ♦ независимость в поведении; ♦ энергичность действий и суждений; Харизматические качества у менеджера по связям с общественностью вызывают уважение и преклонение, иногда неудержимо влекут к нему людей. Харизма дает огромные возможности для воздействия на людей, заставляя их многое принимать на веру без каких-либо пояснений. Но тем, кому даны природой харизматические качества, надо помнить, что их почти магическое влияние на окружающих сохраняется до тех пор, пока оно подкрепляется успехами в деятельности организации. Неудачи, тем более провалы в делах, ослабляют воздействие харизмы, вера проходит. Поэтому одной харизмы для постоянного воздействия на группы общественности далеко не достаточно, лидеру необходимо еще иметь хорошие управленческие способности. 2. Специфические качества ПР-менеджера Благодаря управленческим способностям менеджер по связям с общественностью может добиться сильного влияния на окружающих, даже не обладая харизмой, которую, кстати сказать, дано иметь далеко не всем людям. Специфические управленческие способности слагаются из диагностических, творческих, организаторских, мотивационных и коммуникационных способностей. Диагностические способности проявляются в виде стремления и умения познавать состояние дел, оценивать ПР-ситуации на основе анализа и оценки информации и собственной интуиции. Эти способности быстро развиваются по мере накопления опыта управленческой деятельности в области связей с общественностью. Творческие способности выражаются в умении отыскивать, генерировать и применять оригинальные управленческие решения и действия. Организаторские способности состоят в умении объединять и упорядочивать работу по связям с общественностью, подчинять ее достижению поставленных целей и выполнению принятых решений. Мотивационные способности заключаются в умении отыскивать способы влиять на людей, побуждая их к заинтересованной и активной деятельности в интересах субъекта управления. Коммуникационные способности выражаются в стремлении и умении осуществлять связи с коллегами и партнерами по работе, вести деловые переговоры и выступать перед аудиторией. Все перечисленные составляющие управленческих способностей по связям с общественностью обычно развиваются из природных данных людей в процессе их практической, профессиональной деятельности и обязательно путем постоянного профессионального обучения. Приведенное в предыдущем параграфе определение лидерства позволяет понять причину часто возникающего в деятельности менеджеров по связям с общественностью противоречия. Суть его в том, что, с одной стороны, у менеджеров проявляются сильно выраженные потребности и стремление к власти, а с другой — обнаруживаются слабые управленческие способности или просто неумение управлять. Это противоречие оказывает пагубное, а иногда трагическое влияние на деятельность всей организации. Полноценное лидерство — одно из необходимых качеств менеджера, позволяющее ему эффективно реализовать властные полномочия. Лидерство, в совокупности всех его элементов, представляет собой основу полной реализации властных полномочий, делегированных менеджеру. Если власть дает право и возможность, то лидерство дает способность менеджеру управлять людьми. Одно без другого теряет реальное значение. Менеджер по связям с общественностью наделяется определенными властными полномочиями, должностными обязанностями и ответственностью и, как правило, имеет подчиненный ему персонал. Все перечисленное вместе образует официальный, или формальный, статус — положение менеджера. Для укрепления формального статуса менеджера по связям с общественностью весьма важно четко очертить его правовое и функциональное пространство, которое для каждого уровня управления должно иметь свои границы и наполнение. Существуют некоторые общие требования к должностным обязанностям менеджера по связям с общественностью. Он должен ♦ точно формулировать свои права, полномочия и обязанности в области использования ♦ отвечать за принимаемые решения, общее ведение дел, мотивированность групп ♦ уметь подчиняться; ♦ обычно рабочий день менеджеров не регламентируется, т.е. они работают столько Глубоко заблуждаются те, кто считает, что должностное положение уже само по себе определяет отношение людей к менеджеру. Это отношение в большой мере зависит от неформального статуса менеджера по связям с общественностью. Наряду с формальным менеджер имеет неформальный статус. Он формируется на основе его личностных качеств, взаимоотношений с окружающими людьми. Неформальный статус менеджера формируется на основе его личностных и деловых качеств, которые находят наиболее яркое выражение в харизме, лидерстве, стиле работы. В сознании людей формальный и неформальный статус менеджера синтезируются в одно целое, которое можно определить как реальный статус. Реальный статус можно оценить авторитетом, компетентностью и нутацией менеджера, но связям с общественностью среди подчинённых и коллег по работе. Авторитет менеджера выражается степенью всеобщего признания в качестве лидера. Высокий авторитет предполагает безусловное доверие, уважение к менеджеру. Добившись авторитета, менеджеру проще управлять группами общественности, поскольку люди многое делами, полагаясь только на авторитет менеджера, не требуя объяснений. Компетентность — обладание хорошими знаниями в сфере своей деятельности, необходимое условие для поддержания высокого статуса менеджера по связям с общественностью. Репутация менеджера по связям с общественностью определяется к общим мнением подчиненных, коллег, партнеров по работе относительно его достоинств и недостатков. Репутация может быть безупречной или что называется «подмоченной», т.е. содержащей отрицательные оценки, мнения. Для менеджеров репутация во многом идентифицируется с деловой этикой, обращением с людьми. Репутация наряду с другими качествами образует сравнительно новое в нашем лексиконе понятие имидж. В более широком смысле оно включает в себя кроме репутации визуальный облик, манеру держаться в общении. В общем «имидж» — понятие емкое, к нему с некоторой степенью допущения следует отнести все, что может создать у окружающих благоприятное, располагающее впечатление или, напротив, настороженность или даже неприязнь. Привлекательность имиджа менеджера по связям с общественностью во многом зависит от его умения хорошо выглядеть, свободно общаться, вести деловые беседы, выступать перед группами общественности. Менеджер по связям с общественностью действует не сам по себе, а всегда представляет организацию, в которой он работает. Это обстоятельство возлагает на него обязанность заботиться не только о своем, по и об имидже организации. Менеджер олицетворяет для групп общественности, партнеров свою организацию, ее положение в деловом мире. Многое в имидже менеджера зависит от его отношения к себе. Это относится, прежде всего, к собственному здоровью, которое сильно зависит от образа жизни. Основные элементы здорового образа жизни: подвижность, умеренность, спортивность. Хорошее здоровье — это не только залог энергичной деятельности и делового успеха, но и часть имиджа менеджера. Оно является естественной основой для активной и полнокровной жизни и деятельности. Внешность и поведение менеджера по связям с общественностью должны выражать присутствие у него уверенности в своих действиях, знание того, чего он хочет добиться, энергию, бодрость. Созданию привлекательного имиджа менеджера способствует: ♦ доступность для людей; ♦ ровность в поведении, без «истерик» и уныния; ♦ внимательность и приветливость, легкость в общении. Таковы основные требования к статусу и стилю успешной работы менеджера по связям с общественностью. Вопросы для самоконтроля: 1. Перечислите характеристики личных качеств ПР-менеджера. 2. Определите основные харизматические качества ПР-менеджера. 3. Как эффективность работы менеджера по связям с общественностью влияет на Литература Основная 1. Алешина И. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетологов. - М., 1997. 2. Блэк С. Азбука выставок и конференций. - М., 1989. 3. Варакута С.А., Егоров Ю.Н. Связи с общественностью: Уч. пос. - М., 2001. 4. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. - М., 2002. Дополнительная 1. Доти Д.И. Паблисити и паблик рилейшнз. - М., 1996. 2. Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. - М., 1992.
![]() |