Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Сущность и особенности конфликтов



Конфликты в социальной сфере — активно развивающаяся область знания. Ее истоки восходят к работам М. Вебера, К. Маркса, Э. Дюрк-гейма. В настоящее время взгляды на природу и формы конфликтов настолько многообразны, что возникли целые школы и направ­ления.

Конфликт столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия.

В изучении конфликтов можно выделить два основных направления:

1) концепции Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Н. Смелзера, уделяющие преимущественное внимание проблеме стабильности и устойчивости (функционализм);

2)теории К. Маркса, Р. Дарендорфа, в которых проблематика конфликта занимает доминирующее место при объяснении социальных процессов и изменений (структурализм).

По мнению Р. Дарендорфа, «кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, тот берет под свой контроль ритм истории. Кто упустит эту возможность, получает ритм себе в противники». С его точки зрения, социальный конфликт — результат сопротивления существу­ющим во всяком обществе отношениям господства и подчинения. Подавление конфликта ведет к его обострению, а «рациональная регуляция» — к «контролируемой эволюции».

Л. Козер определяет социальный конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за объективные цели: власть,


изменение статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п. По его мнению, ценность конфликтов состоит в том, что они предотвращают окостенение социальной системы, открывают дорогу инновациям.

Видный американский специалист по общей теории систем К. Э. Боулдинг попытался создать общую модель конфликта, зафиксировать ее с помощью формализованного аппарата таким образом, чтобы она была пригодна для каждого отдельного случая. По мнению Боулдинга, конфликты знаменуют собой осознанные и созревшие противоречия и столкновения интересов, т.е. конфликт — «...это ситуация, в которой стороны сообщают о несовместимости их потенциальных позиций или состояний и стремятся завладеть позицией, исключающей намерения другой стороны».

Согласно общей теории конфликтов Боулдинга, общественные конфликты в зависимости от уровня организованности сторон делятся на три большие группы:

1) конфликты на уровне индивидуума,

2) конфликты на уровне группы,

3) конфликты на уровне организации.

В соответствии с этой классификацией предлагается следующая типология конфликтов:

1) конфликты между индивидуумами;

2) пограничные конфликты между изолированными в пространстве группами;

3) конфликты между пересекающимися в пространстве группами; I

4) конфликты между гомогенными организациями (например, государствами);

5) конфликты между гетерогенными организациями (например, между государством и
церковью);

6) конфликты между индивидуумом и группой;

7) конфликты между индивидуумом и организацией;

8) конфликты между группой и организацией.

Наиболее уязвимое место общей теории конфликтов — чрезмерное обобщение. Многие ее авторы классифицируют конфликты согласно их интегрирующему или дезинтегрирующему характеру.

В противовес этому в общей теории конфликтов А. Раппопорта выделяются три главных типа и одновременно три уровня конфликтов:

1) война,

2) игра,
3)спор.

Война:бескомпромиссная борьба до победоносного конца и применение любых, в том числе насильственных, средств.

Игра:разрешение конфликта на основе действий по заранее определенным правилам; результат — получение выигравшим существенных, но не жизненно важных преимуществ.

Спор:используются только мирные средства; цель — достижение согласия с другой стороной.

Интересную типологию конфликтов предложил профессор Йельского университета Р.Даль. По его мнению, конфликты подразделяются на:

1) биполярные (двусторонние) и мультиполярные (многосторонние) — в зависимости от
числа противостоящих участников конфликта;

2) коммулятивные и перекрещивающиеся — в зависимости от сходства и различия состава
участников конфликта;

3) конфликты, ведущие к поляризации и сегментации в зависимости от степени или
уровня антагонизма участников. Под поляризацией понимается глубокий раскол коллектива на
две противоположные группы, противоречие между которыми мирными средствами не
разреши- \мо, а сегментация — это дробление коллектива на ряд слоев и групп с различными
интересами и ценностями, конфликтующими между собой, но при этом стабильность
коллектива гарантирована системой взаимных уступок, переговоров, консультаций.


Социальные конфликты различаются между собой:

♦ по легальности существования (открытые и латентные);

♦ по направленности развития (субъекты—цели);

♦ по скорости, по типам (когнитивные и мотивационные);

♦ по «механизму» их разрешения;

♦ по сложности и важности.

Конфликты, отражающие противоположные или противоречивые точки зрения на события, факты, называются когнитивными. Они протекают в форме дискуссий, споров, полемики на страницах газет и журналов и т.д. Если по отношению к одной из сторон конфликта не применяются методы насилия, если дискуссия ведется цивилизованно, то обычно не возникает опасности перехода этого типа конфликтов в мотивационные, в основе которых лежат столкновения коренных интересов сторон.

В зависимости от интенсивности, уровня антагонизма отношения между конфликтующими сторонами могут быть двух типов:

1) радикально конфликтными, если какой-либо общий интерес отсутствует;

2) частично конфликтными, когда, несмотря на столкновение, стороны имеют какой-либо
общий интерес.

Если говорить о корнях социальных конфликтов, то однозначно ответить на данный вопрос невозможно, так как для каждого вида, уровня социального конфликта имеются свои собственные причины. Причем в одних случаях они могут привести к конфликту, а в других — нет. При выявлении корней, причин того или иного социального конфликта необходимо учитывать целый комплекс обстоятельств: экономические, политические интересы, социальный престиж, идеологические, национальные, религиозные, возрастные факторы и т.д.

Основным источником конфликта в коллективе является расслоение его на индивидов, группы, слои.Базовое противоречие между производительными силами и производственными отношениями «задает» другие, проявляющиеся:

♦ в борьбе между индивидами, группами;

♦ в противостоянии поколений;

♦ в борьбе носителей различных традиционных ценностей с вновь возникающими
обычаями и т.д.

Приступая к анализу того или иного конфликта, службы связей с общественностью должны выяснить:

1. Характеристики конфликтующих сторон (их ценности и мотивации, их устремления и
цели, их интеллектуальные, психологические и социальные ресурсы для ведения или
разрешения конфликта; их представления о конфликте, включая концепцию стратегии и
тактики и т.д.).

2. Предысторию их взаимодействий (отношение друг к другу, взаимные стереотипы и
ожидания, включая их представление о том, что противоположная сторона полагает о них
самих, в особенности степень полярности их взглядов по системе «хорошо—плохо» и
«заслуживает; доверия — не заслуживает доверия»).

3. Природу того, что привело к конфликту (его границы, мотивационную ценность и т.п.).

4. Социальную среду, в которой возник конфликт (различные инструменты, уровень
поощрения или сдерживания в зависимости от выбранной стратегии и тактики ведения или
разрешения конфликта, включая природу социальных норм и институциональных форм для
регулирования конфликта).

5. Заинтересованные стороны (их отношение к конфликтующим, сторонам и друг к другу,
их заинтересованность в тех или иных результатах конфликта, их характеристики).

6. Применяемые конфликтующими сторонами стратегию и тактику (оценивание или
изменение преимуществ, недостатков и субъективных возможностей и попытки одной из
сторон оказать влияние на представление другой стороны о преимуществах или недостатках
первой посредством тактики, которая может варьироваться по таким измерениям, как


легитимность — нелегитимность по соотношению использования позитивных и негативных стимулов, таких как обещания и пoощрения или угроза наказания, свобода выбора — принуждения, уровень доверия, типы мотивов и т.д.).

7. Результаты конфликта для его участников и заинтересованный сторон (выгоды или потери, связанные с непосредственным предметом конфликта, внутренние изменения у участников конфликта, связанные с их участием в конфликте, долгосрочные перспективы взаимоотношений между участниками конфликта, репутация участников в ходе конфликта у различных заинтересованных сторон).

2. Стадии конфликтов

Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта службам связей с общественностью целесообразно проводить по трем основным стадиям:

• предконфликтная стадия,

• непосредственно конфликт,

• стадия разрешения конфликта.

1. Предконфликтная стадия.Характерной особенностью каждого конфликта в момент
его зарождения является наличие объекта, обладание которым (или достижение которого)
связано с фрустрацией потребностей двух субъектов, втягиваемых в конфликт.
Предконфликтная стадия — это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои
ресурсы, прежде чем решиться на действия или отступить. К таким ресурсам относятся
материальные ценности, информация, престиж и т.п. В то же время происходит консолидация
сил противоборствующих сторон, поиск сторонников и оформление групп, участвующих в
конфликте.

Когда все попытки достичь желаемого оказываются тщетными, индивид или социальная группа определяет объект, мешающий достижению целей, степень его «вины», силу и возможности противодействия. Этот момент в предконфликтной стадии называется идентификацией.

Иногда причина фрустрации бывает скрыта и ее трудно идентифицировать, тогда возможен выбор объекта, который не имеет никакого отношения к блокированию потребности. Эта ложная идентификация может привести к воздействию на сторонний объект, ответному действию и возникновению ложного конфликта. Случается, что ложная идентификация создается искусственно, с целью отвлечения внимания от истинного источника фрустрации.

2. Непосредственно конфликт.Эта стадия характеризуется прежде всего наличием
инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников.
Действия, составляющие инцидент, могут иметь как открытый, так и скрытый характер.

Весьма характерным моментом на этапе непосредственно конфликта является наличие критической точки, при достижении которой конфликтные взаимодействия между противоборствующими сторонами достигают максимальной силы и остроты. После прохождения критической точки число конфликтных взаимодействий, их острота и сила резко снижаются и дальше конфликт идет по нисходящей к своему разрешению или же к новому всплеску сил противостояния.

3. Разрешение конфликта.Внешним признаком разрешения конфликта выступает
завершение инцидента. Это означает, что между конфликтующими сторонами прекращается
конфликтное взаимодействие.

Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации, которое может принимать разные формы. Но наиболее эффективным изменением конкретной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причины конфликта. Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте. Социальный конфликт может быть также разрешен в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей силы, создающей перевес одной из сторон.



Просмотров 903

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!