![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Лоббирующая деятельность отделов по связям с общественностью
Служба связей с общественностью принимает управленческие решения, которые подкрепляются их реализацией. Вырабатывая и реализуя управленческие решения, она тем или иным образом артикулирует общественные требования, информирует о них, руководствуется ими в конкретных ситуациях, проверяя правомерность своих действий. Процесс, посредством которого индивидуумы и группы предъявляют требования службам связей с общественностью, называется артикуляцией интересов. Службы связей с общественностью ищут каналы для передачи своих артикулированных интересов органам власти, т.е. осуществляют лоббистскую деятельность. Западные исследователи, определяя основные лоббистские функции служб связей с общественностью, указывают на то, что они: ♦ передают настроения и требования групп общественности исполнительным органам ♦ влияют на законодательный процесс; ♦ выполняют важную роль при подборе экспертов и специалистов на министерские и ♦ оказывают поддержку и мобилизуют людей в реализации правительственных программ; ♦ осуществляют контакт с органами власти и способствуют выработке своевременных и Рассматривая лоббистскую роль служб связей с общественностью, американские ученые К. Хитчнер и С. Левин пишут: «Из множества стратегий, используемых группами связей с общественностью для достижения своих целей, преимущественное значение имеют две: во-первых, прямое влияние на правительственные органы и официальных лиц; во-вторых, косвенное влияние на них через отдельных лиц, политические партии и общественное мнение». Влияние служб связей с общественностью на государственную политику осуществляется на пяти уровнях. Во-первых, службы связей с общественностью влияют на общественное мнение, используя различные средства массовой коммуникации для популяризации требований или программ среди групп общественности. Во-вторых, они стремятся повлиять на результаты выборов путем взаимодействия с политическими партиями в период предвыборной борьбы. В-третьих, службы связей с общественностью влияют на содержание предвыборных программ во время проведения партийных съездов. В-четвертых, они могут сконцентрировать свои усилия на законодательных органах власти, входя в контакт с депутатами, присутствуя на слушаниях законопроектов в комиссиях и т.д. И, наконец, в-пятых, они пытаются контролировать уже принятые законы, сотрудничая с государственными служащими или оспаривая правильность толкования, администрацией этих законов, передавая дело в случае необходимости на рассмотрение суда. Лоббистский процесс состоит из четырех этапов. Рассмотрим задачи, которые решают на каждом из них. Первый этап — это съезд политической партии. Общенациональные партии в РФ представляют собой гибкие ассоциации групп интересов, которые сотрудничают друг с другом в процессе назначений и выборов в федеральные органы. Некоторые из групп вопреки принадлежности к одной партии преследуют противоположные интересы. Программы общенациональных партий обычно представляют собой компромисс этих интересов. Используя эти противоречия, представители служб связей с общественностью на съездах партий ведут борьбу за включение и программные документы своих агрегированных требований. Второй этап — это общенациональные выборы. В этот период представители служб связей с общественностью стараются направить в нужное русло массовые выступления во время избирательных кампаний. Они — организаторы и участники митингов, пламенные ораторы, инициаторы сбора средств, пропаганды в прессе, на радио и телевидении в поддержку своих кандидатов. Третий этап — вступление в силу законов, и именно здесь службы связей с общественностью прилагают наибольшие и непрестанные усилия. Официальным и общедоступным методом убеждения является ходатайство перед органом власти, в чьей компетенции находится выполнение данных законов. Наряду с этим службы связей с общественностью используют иные косвенные и неформальные методы влияния. Депутаты, государственные служащие часто получают личные обращения от представителей служб связей с общественностью или от известных общественных деятелей, которые побуждают их «сказать свое слово». Четвертый этап — влияние на администрацию органов власти. Государственная Дума РФ, Совет Федерации РФ, местные законодательные органы власти — важные объекты концентрации усилий служб связей с общественностью, но не менее важное место в их деятельности занимают исполнительные органы. Федеральное правительство поддерживает различные программы расходов на социальное обеспечение и экономический комплекс. Государственные контракты на соответствующие поставки и услуги являются одним из важнейших элементов социально-экономической системы. Поэтому государственные учреждения и местные органы власти становятся эпицентром борьбы за материальные блага со стороны различных служб связей с общественностью. В дополнение к вышеперечисленным аспектам деятельности служб связей с общественностью можно назвать еще один, это их роль в судопроизводстве. Постановления судов, как центров политической власти, могут иметь большое значение для целей служб связей с общественностью. Возбуждая дело в суде, служба не только может добиться немедленных результатов, например, благоприятного решения в конкретном случае, но умелыми действиями может извлечь из деятельности апелляционных судов прецеденты, имеющие гораздо большее значение для сферы связей с общественностью. Вместе с тем проблема, связанная с деятельностью служб связей с общественностью, заключается в том, что они порой навязывают свою волю законодателям и административным органам. От этого не только страдают нормы общественной морали, но и происходит перекос политики, проводимой в интересах народа. Эта опасность весьма реальна, особенно в странах с высокоорганизованными службами связей с общественностью, часть которых отшлифовала свою технику воздействия до уровня искусства. Вопросы для самоконтроля 1. К стратегическому или оперативному управлению организацией следует отнести 2. назовите направления деятельности ПР-служб. 3. Каким образом можно обеспечить эффективную работу ПР-отделов? 4. Перечислите основные факторы, влияющие на деятельность ПР-отделов. 5. Что такое лоббирование? 6. Каковы основные функции лоббистской деятельности ПР-отделов? 7. Какие виды деятельности ПР-отделов можно отнести к лоббированию? 8. перечислите основные уровни влияния служб связей с общетсвенностью на органы Литература Основная 1. Алешина И. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетологов. - М., 1997. 2. Бортник Е.М., Коротков Э.М., Никитаева А.Ю. Управление связями с общественностью. - М., 2002. 3. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. - М., 2002. 4. Пашенцев Е.Н. Паблик рилейшнз? От бизнеса до политики. - М., 2000. 5. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. -М., 2001. 6. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика. - М., 2003. Дополнительная 1. Доти Д.И. Паблисити и паблик рилейшнз. - М., 1999. 2. Иванченко Г.В. Реальность паблик рилейшнз. -М., 1999.
![]() |