Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Роль и функции служб связей с общественностью



Наша страна вступила на путь формирования новой системы связей с общественностью. Сегодня уже существуют и активно образуются новые службы связей с общественностью. Они осваивают различные формы взаимодействия с органами управления и группами общественности, принимают активное участие в функционировании механизма управления, а также осуществляют прямую и обратную связь между органами управления и группами общественности. Большое значение служб связей с общественностью в проведении ПР-кампаний, их реальное положение закономерно обусловливают постоянное внимание исследователей различных направлений и школ к их деятельности.

Характерной для современных исследований является тема кризиса служб связей с общественностью. Так, в ряде публикаций можно встретить скептические суждения об их способности сохраниться в XXI в. В ряде стран «третьего мира» сильны негативные отношения к демократии западного типа вообще и к соответствующим службам связей с общественностью в частности. Некоторые ученые и менеджеры считают, что службы связей с общественностью искажают подлинные желания и ожидания людей, отчуждают индивида от влияния на принятие управленческих решений. Им в вину вменяют и то, что они разделяют группы общественности, ведут пропаганду нездоровыми методами, стимулируют диктат органов управления, создают дополнительный канал для манипулирования, а честным людям мешают высказывать свое мнение.

Однако положительное значение служб связей с общественностью, по мнению большинства специалистов, намного весомее. Они обеспечивают реальное участие членов общества в управлении, помощь индивидам, защиту интересов социальной сферы, просвещение и образование групп общественности и т.д. Реалистическим представляется вывод, что службы связей с общественностью себя не изжили, что у них есть возможности самосовершенствования, приближения к идеальному исполнению роли посредника между интересами граждан и органами управления.

Не рассматривая всего количественного и качественного многообразия представленных в современной зарубежной литературе коммуникационных функций служб связей с общественностью, назовем наиболее характерные из них. Так, большинство исследователей выделяет четыре функции институтов связей с общественностью:

♦ аккумуляция и выражение социальных интересов;

♦ определение планов и программ;


♦ мобилизация и социализация групп общественности в пределах системы;

♦ контроль за ходом выполнения принятых решений.

Главным условием успешной реализации функции аккумуляции и выражения социальных интересов является способность служб связей с общественностью проводить широкое обсуждение, сбор и обобщение предложений, конструктивных инициатив по практическому устройству жизни организации и групп общественности. Именно в процессе этой работы налаживаются горизонтальные связи с другими институтами связей с общественностью, отражающими интересы различных социальных групп, объединяются силы и средства, учитываются внешние и внутренние факторы, мешающие реализации задуманного. Результа­том этого процесса становится выработка всесторонних решений в виде планов или комплексных целевых программ ПР-взаимодействия. После принятия решения кто-то может оказаться в меньшинстве, но задействованное в его выработке большинство становится неформальным проводником принятой программы.

Переориентация задач органов связей с общественностью на первичность участия в накоплении конструктивных социальных инициатив и выработку стратегии и тактики, как всей организации, так и ее звеньев заставляет полностью пересмотреть функции структур этих служб на всех уровнях. Они должны в полной мере стать исполнительными органами, обеспечивающими реализацию совокупности интересов и потребностей групп общественности, координировать все сферы функциональной деятельности организаций, оказывать профессиональную консультативную помощь в любых вопросах.

Сегодня службам связей с общественностью нет необходимости подменять функции органов управления. Необходимо уяснить, что они могут эффективно выражать интересы групп общественности, выполняя свои специфические задачи, а попытки охватить все сферы жизни и влиять на них не дадут ожидаемого результата.

И как бы ни назывались службы связей с общественностью, их главные функции сводятся к следующим:

исследовательская — выявление и учет интересов различных групп общественности;

аналитическая — разработка планов и программ, конкретных мероприятий по связям с
общественностью, постоянный критический анализ программ конкурирующих корпораций;

идеологическая — широкомасштабное информирование групп общественности обо всей
деятельности организации, смысловое, конструктивное проведение всех пропагандистских
мероприятий;

организационная — осуществление гармоничного взаимодействия элементов связей с
общественностью по всем функциональным направлениям, налаживание связей по горизонтали
и вертикали, решение вопросов стратегии и тактики с учетом внешних и внутренних факторов;

контрольная — постоянное отслеживание хода реализации программ связей с
общественностью, его соответствие намеченным планам.

Вышеперечисленные функции деятельности служб связей с общественностью не охватывают всех сфер их работы, но без выполнения этих ключевых позиций трудно рассчитывать на коммуникационную связь, как с группами общественности, так и органами управления.

2. Организационная структура ПР-службы

На практике структура ПР-службы, или, как ее обычно называют, отдела по связям с общественностью, чаще всего выстраивается в соответствии с функциональным принципом. Его численный состав определяется в зависимости от общего количества работников в организации. Иными словами, топ-менеджеров, менеджеров, специалистов, исполнителей в отделе должно быть ровно столько, чтобы вся работа была выполнена качественно и своевременно. Рассмотрим характерный пример организации работы отдела, но связям с общественностью, его численность, состав и обязанности сотрудников.

1. Административная группа (4 человека):

♦ директор по связям с общественностью — общее руководство деятельностью отдела;

♦ помощник начальника отдела — менеджер по развитию и кадрам — кадровое
обеспечение;


♦ менеджер по развитию — планирование ПР-деятельности;

♦ менеджер по внутренним ПР — обеспечение внутренних связей с общественностью в
организации.

2. Исследователъско-аналитическая группа (3 человека):

♦ менеджер по исследованиям и аналитике — руководит исследованиями и анализом;

♦ специалист-исследователь — проводит ПР-исследование;

♦ специалист-аналитик — проводит ПР-анализ.

3. Творческая группа (3 человека):

♦ менеджер по креативу — креативные предложения;

♦ райтер (текстрайтер) — придумывает и составляет тексты для ПР-продукции;

♦ бильдредактор — подбирает и привязывает к текстам иллюстративные материалы.

4. Группа обеспечения и производства (3 человека):

♦ менеджер по координации;

♦ менеджер по обеспечению;

♦ менеджер по работе со СМИ — обеспечивает взаимодействие со СМИ.

5. Группа специальных проектов и внутреннего ПР (8-10 человек):

♦ менеджер-консультант;

♦ менеджер специальных проектов — участвует в наиболее важных и сложных проектах
(ПР-мероприятия, ПР-акции);

♦ пресс-секретарь — обеспечивает участие в публичных мероприятиях (пресс-
конференциях, брифингах), может совмещать должность спичрайтера;

♦ редактор внутреннего издания — обеспечивает выпуск внутреннего издания, может
совмещать должность редактора корпоративного Интернет-ресурса;

♦ оператор ПК — техническое исполнение документов и материалов;

♦ фотограф-видеооператор — обеспечивает фото-, видеосъемку спецмероприятий;

♦ курьер — доставка документов и материалов в организации и за ее пределами;

♦ веб-мастер — обеспечивает развитие интернет-порталов.

Хотя приведенный пример организации ПР-службы может служить базовой основой для создания подобного отдела, на практике все решает руководство конкретной организации.

Отметим, однако, что при разработке структуры отдела по связям с общественностью необходимо учитывать некоторые факторы. Прежде всего, фактор культурного порядка, т.е. набор ценностей, поступков, усвоенных под влиянием социальной среды, семьи, окружающих.

Если рассматривать действия специалиста ПР в соответствии с моделью коммуникации, то он как субъект процесса обязан:

1.Выявить свой объект — целевую аудиторию (конкретное устойчивое множество индивидов, объединенных на какое-то время единой целью, системой ценностей, традициями, стилем жизни) и определить ее состояние по отношению к организации. Состояние целевой аудитории — это социальные, культурные и личностные факторы.

2. Определить желаемое отношение к организации целевой аудитории.

3. Составить сообщение. Здесь существует несколько нюансов: независимо от того, как
передается сообщение — устно или письменно, важно подобрать ключевые слова, которые
были бы позитивно восприняты целевой аудиторией. Необходимо учитывать языковые
особенности, этнические, региональные и даже возрастные различия у того, кто говорит, и того,
кому адресовано сообщение. Также надо внимательно следить, чтобы аудитория правильно
интерпретировала сказанное и не составила бы о нем неверного представления.

4. Выбрать наиболее подходящий канал для передачи сообщения: это может быть СМИ,
система Интернет и т.д.

5. Собрать информацию, поступающую по каналам обратной связи.

Не менее важное условие — организационная структура, позволяющая с максимальной эффективностью использовать имеющийся штат и возможности. Необходимо широко применять средства оргтехники: магнитофоны, копировальные устройства, телефакс, телекс. Основная часть расходов отдела ПР идет на зарплату сотрудникам, следует создать все условия для их производительной работы. Гибкость — другой важный момент. Крайне непрактично разбивать небольшой отдел на изолированные части. Нужно добиться такой


взаимозаменяемости, при которой ни один из проектов не будет прерван или отложен из-за чьей-то болезни или отпуска. Личность руководителя отдела неизбежно оказывает воздействие на сотрудников, а поскольку отношения в коллективе и его работа чрезвычайно зависят от личностных качеств того, кто его возглавляет, трудно предположить, что найдутся два отдела, работающих одинаково, даже если их структуры сходны. Квалификационная характеристика директора по связям с общественностью свидетельствует о широте его полномочий. В ней указано, что он:

♦ организует управление формированием и использованием контактов с
общественностью путем объективного информирования о деятельности организации;

♦ возглавляет работу по формированию внешней и внутренней информационной
политики, разработке мер по ее реализации;

♦ принимает участие в разработке бизнес-планов предприятия в части их
информационного сопровождения;

♦ выполняет представительские функции во взаимодействии со СМИ и общественностью,
комментирует и разъясняет действия организации;

♦ организует работу с общественностью в целях обеспечения благоприятного отношения
к организации, благоприятного коммуникационного климата вокруг деятельности организации;

♦ следит за возникновением и устраняет недостатки связей с общественностью,
оказывающие отрицательное воздействие на коммуникационный климат вокруг деятельности
предприятия;

♦ создает систему непрерывного и оперативного информирования руководства
организации об изменениях в информационном поле;

♦ координирует разработку комплекса мер по повышению эффективности
информационно-рекламной политики организации.

Единственным универсальным критерием оценки работы ПР-отдела может служить только эффективность работы. Этому в немалой степени способствует взаимозаменяемость. Сотрудники отдела должны уметь выполнять любые поручения.

Крупный отдел желательно разбить на несколько секторов. Гибкость в этом случае можно поддерживать, следя за тем, чтобы сотрудники не задерживались подолгу в одном секторе, а менялись, скажем, каждые полгода. Одним из секторов будет, конечно же, сектор прессы. Другие могут заниматься публикациями, включая учет и отчетность; пропагандой, включая кино- и видеофильмы, выставки и витрины; сектор общих проблем может разрабатывать «образ фирмы», поддерживать отношения с окружающим населением, осуществлять контакты, сбор информации и т.д. Там, где позволяют масштабы, во главе сектора должен стоять руководитель, ответственный перед главой отдела, который, в свою очередь, обязан проявлять самый пристальный интерес к делам каждого сектора, но не вмешиваться без необходимости в их повседневную работу. Важно пробудить в сотрудниках чувство ответственности, предоставив им право подписывать их часть переписки и полную свободу действий в разумных пределах.

Когда организация занимает одно здание или, по крайней мере, сосредоточена в одном городе, отдел ПР размещается там же, где и руководство организации. Но это не подходит, если штаб-квартира организации находится не в региональном центре, что особенно неудобно для отношений со средствами массовой информации. Это проблема, которую до сих пор не удается решить. Другая, также нерешенная проблема заключается в том, как организовать службу ПР для группы компаний или для компании, имеющей множество различных производств и филиалов. Наилучшим выходом в таком случае является создание штаб-квартиры ПР и пресс-центра в крупном центре с развитыми средствами связи и сети отделений ПР на всех крупных производствах и в филиалах. Каким бы способом ни решалась эта проблема, руководству отдела ПР придется много разъезжать, а значит терять время, но другого выхода в такой ситуации просто нет. Иногда по серьезным вопросам можно проводить «телефонное совещание».

Таким образом, только организационно-структурированная ПР-службы способна наладить плодотворные отношения со стратегически важными группами общественности.



Просмотров 1585

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!