![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Аннотация программы учебной дисциплины
Деловая риторика 1. Цель и задачи дисциплины Целью данного курса является освоение студентами этических основ, форм и сфер делового общения с деловыми и официальными лицами и зарубежными (и общественными) партнерами в рамках делового протокола, этических норм, требований этикета, сложившихся на основе исторической практики и отчасти закрепленных в нормативных документах и международных конвенциях. К основным задачам изучения дисциплины относятся: - усвоение базовых понятий о природе и сущности общения, его истоках и роли в жизни общества; - изучение теории и практики ведения деловых переговоров, их организации и подготовки; - анализ видов деловой переписки (включая международную), особенности составления деловых документов в области рекламы; - рассмотрение вопросов делового этикета, бизнес-протокола и атрибутов делового общения; изучение исторических аспектов развития делового протокола. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: знать: языковые нормы в деловом общении; историю и основные положения деловой риторики; предмет и функции речевого этикета в деловом общении; функции и языковые особенности жанров письменной и устной деловой речи; уметь: использовать информацию о принципах, правилах и нормах продуктивного общения в ситуациях взаимодействия с организациями и должностными лицами, от которых зависит принятие тех или иных управленческих решений; грамотно составлять документ в соответствии с его типом текстовой организации; моделировать ситуации делового общения, составлять тексты распространенных жанров письменного делового общения, предназначенных для внешнего и внутреннего пользования; готовить и проводить выступления делового характера; владеть: обязательным минимумом знаний в области теории общения, этики и психологии делового общения; навыками и средствами продуктивного общения в деловой сфере; устными и письменными деловыми жанрами; речевым этикетом в деловом общении.
3. Содержание дисциплины Язык как средство общения. Понятие коммуникации. Виды коммуникации. Основные единицы общения (речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие). Язык как система. Функции языка. Внутренняя структура языка: уровни и единицы языковой системы (фонетический, лексический, грамматический, текстовой) Культура речи. Внешняя структура языка: литературный язык и его нелитературные варианты (диалекты, просторечие, жаргоны). Литературный язык как предмет культуры речи. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Коммуникативные качества речи как значимые для общения объективные свойства речи. Типы речевой культуры. Функциональные стили современного русского языка. Официально-деловой стиль (ОДС). Понятие стиля. Разговорная речь и книжные стили. Сфера функционирования официально-делового стиля, экстралингвистические особенности (точность, логичность, стандартность как доминирующие качества деловой речи). Языковые особенности ОДС. Подстили и жанры ОДС. Риторика: законы и правила построения речевых произведений. Риторика применительно к потребностям современной речи. Из истории риторики. Риторический канон. Создание замысла и построение аргументации речи. Композиция речи. Устные формы делового взаимодействия. Принципы речевого поведения в деловом общении. Деловая беседа. Классификация деловых бесед. Технология телефонных бесед. Деловое совещание: подготовка и проведение. Деловая полемика, правила ее проведения. Культура делового спора. Письменная деловая речь. Язык служебных документов. Виды документов. Язык и стиль организационно-распорядительных документов. Организационные документы (уставы, положения, инструкции). Распорядительные документы (постановления, решения, приказы, распоряжения) Информационно-справочные документы. Язык и стиль информационно-справочных документов. Справка. Протокол. Деловая корреспонденция. Частные деловые бумаги. Язык и стиль частных деловых бумаг. Заявление и объяснительная записка. Автобиография. Резюме. Реклама в деловой речи. Виды рекламных текстов. Функции рекламы. Структура рекламного текста. Языковые особенности рекламного текста.
Приложение 4
Б.2. Естественнонаучный цикл Базовая часть
![]() |