Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ



ВЛАСТИ РФ. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ

Представительным и законодательным органом РФ является постоянно действующее Федеральное собрание (Парламент РФ), кот.состоит из двух палат:

- Совет Федерации (Верхняя) – состоит из представителей субъектов (по 2 прдставителя, у нас 178 (89*2): один – от законодат.власти (избирается); другой – от исполнительной (назначается главой субъекта, срок полномочий – не ограничен).

- Государственная Дума (Нижняя) - состоит из депутатов – 450 чел.:

½ - избирается по партийным спискам, ½ - по одномандатным округам.Срок полномочий депутата – 4 года, кол-во сроков – не ограничено.

Совет Федерации и Гос. Дума формируют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

Предметы ведения Совета Федерации:

Совет Федерации выступает инструментом стабильности, служит посредником между Президентом РФ и Гос. Думой при принятии законов.

К ведению Совета Федерации относятся: - утверждение, изменение границ между субъектами РФ, указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; - решение вопроса об использовании вооруженных сил за пределами территории России; - назначение выборов президента РФ, отрешение его от должности; - назначение на должность судей Конституционного суда, Верховного суда. Высшего Арбитражного суда РФ, Генерального прокурора РФ, заместителя председателя Счетной Палаты и половины состава ее аудиторов Обязательному рассмотрению на Совете Федерации подлежат принятые Гос. Думой Федеральные законы по вопросам: - Федерального бюджета, федеральных налогов и сборов;

-финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; - регистрация (подписание) и денонсация (выход из..) международного договора России; - статуса и защиты государственных границ России; - войны и мира.

Совет Федерации принимает решение большинством голосов от общего числа его членов. Прямое большинство - 50% + 1 голос - голосование по фракциям; Конституционное большинство - 2/3 - голосование персональное.

Предметы ведения Госуд. Думы:

-решение вопроса о доверии Правительству РФ, согласие на назначение председателя правительства РФ,

- назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦентроБанка России, Председателя Счетной Палаты и половины состава ее аудиторов, уполномоченного по правам человека.

- объявление амнистии

- выдвижение обвинений против президента РФ для отрешения его от должности (импичмент)

- принятие Федеральных законов.

Совместное ведение палат: После рассмотрения ГД СФ рассматриваются:

- федеральные законы

- федеральный бюджет и налоговые законы

- вопросы финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и денежной ремиссии (выпуск денежной массы, кредитное регулирование)

- вопросы войны и мира

- ратифиация (подписание) и денонсация (выход из договора) междунаролных договоров.

Совет Ф.распущен быть не может, а Г.Д. может быть распущена Президентом РФ с обязат.назначением нов.выборов, если она отвергла три представленные по очереди Президентом кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ, в случае квотума недоверия, отказа в доверии Правительству РФ.

 

 

1.6. СИСТЕМА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РФ, ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ

 

Констит.РФ гласит: исполнит власть РФ осуществляет ПравительствоРФ.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят:

· Правительство РФ, которое состоит:

- Председателя Правительства РФ

- заместителя Председателя Правительства РФ

· Федеральные министерства(Минфин, МВД, МЧС, МИД, Минобороны);

· государственные комитеты (Госкомимущество, теле и радио вещание, таможня..);

· российские агентства (по образованию, Росавиокосмос, Рионовости..);

· федеральные службы (ФСБ, Служба Внешней Разведки);

· государственные комиссии (центральная избирательная комиссия.);

· федеральные надзоры (Госатомнадзор, санэпидемнадзор, Госатомнадзор, экологический).

Полномочия на неопределенный срок.

Структуру Правительства, его состав определяет Президент при консультациях с назначенным ранее Председателем Правительства.

Порядок назначения Председателя Правительства РФ. Президент выбирает по св.усмотрению кандидатуру и вносит эту к. на рассмотрение Гос.Думы для получения согласия. ГД рассматривает к. в теч.недели. Согласие Д. выражается тайным или открыт.голосованием – большинством голосов из общего состава. После трехкратного отклонения През. назначает Председ. по своему усмотрению, распускает ГД и назначает нов.выборы в Думу. После получения согласия Думы През.назначает Председателя Правительства, кот в теч недельного срока представляет ему предложения о структуре Правительства.

Отставка правительства существуют различн.основания для прекращ-я полномочий Правительства:

· Слагает полномочия перед вновь избранным Президентом;

· Подает в отставку, о чем объявляет Предс.Правительства;

· Президент по своей инициативе;

· М.б. уволено в рез-те двойного вотума недоверия или однократного отказа в доверии;

· Может прекратить св.полномочия по инициативе Предс.Правительства;

Предметы ведения:

1. Правительство РФ:

- разработка и представление Гос. Думе проекта Федерального бюджета, обеспечение его исполнения и отчет перед Гос. Думой - обеспечение единой политики государства ( финансовой, кредитной, денежной и т.д.)

- осуществляет управление федеральной собственностью, меры по обеспечению обороны страны, гос. безопасности, реализация внешней политики РФ, законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. -координирует деятельность органов исполнительной власти по экономической реформе, реформе научной сферы, национальной, региональной политике, сотрудничество с государствами - участнаками СНГ, правоохранительную деятельность. -осуществляет иные полномочия, возложенные на него федеральными законами, указами президента РФ, издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

2. Министерство - как федеральный орган исполнительной власти проводит государственную политику и осуществляет управление в соответствующей сфере деятельности. Министерство возглавляет министр РФ (федеральный министр), который входит в состав правительства, назначается и освобождается президентом РФ по предложению председателя правительства РФ. (Например: федеральн. Министерство образования, здравоохранения и т.д.)

3. Государственный комитет РФ, Федеральная комиссия России - являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности.

Возглавляют:- Председатель госкомитета РФ; - Председатель федеральной комиссии РФ (Например: Гос. комиссии - избирательная комиссия и т.д. Гос. комитет - по управлению имуществом.)

- Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор - осуществляет специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения. Возглавляет: - Федеральную службу: директор ( ФСБ, ФСК и т.д.)

-Российское агентство: ген. директор (авиа космос, рос. вооружение)

- Федеральный надзор: начальник ( гос.ком.надзор).

Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация, осуществляется президентом РФ по предложению председателя правительства РФ.

 

 

1.7. ПРЕЗИДЕНТ РФ: СТАТУС, ПОЛНОМОЧИЯ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ

 

СТАТУС: является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

ФУНКЦИИ: - обеспечение согласованного взаимодействия ветвей власти - определяет основанные направления внешней и внутренней политики государства (один раз в год в виде обращения к федеральному собранию)

- представляет Россию внутри страны и за рубежом

- обеспечивает независимость, государственную целостность и суверенитет РФ (указы, распоряжения)

- назначает и освобождает высших должностных лиц государства

- назначает референдум и выборы в гос. думу.

- подписывает и обнародует Федеральные законы

- является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил РФ

- издает указы и распоряжения

- обеспечивает согласованное взаимодействие путем создания согласительной комиссии, вправе приостанавливать действие актов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции

- формирует Администрацию Президента РФ

АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА – Гос.орган, обеспечивающий деятельность Президента, осуществляющий информирование Президента и подготовку его решений по вопроса государственной внешней и внутренней политики. Является аппаратом для осуществления функций главы государства. Она действует на правах органа государственного управления. В составе администрации существуют самостоятельные подразделения, должностные лица. Основными обязанностями администрации президента является непосредственное обслуживание, курирование Федерального уровня, работа с регионами, международная политика. Администрация контролирует исполнение указов, проводит политику Президента РФ.

Президент РФ, его место в системе органов власти Российской Федерации:

Как глава гос-ва, Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов гос.власти, осуществляя в том числе согласительные процедуры между органами гос.власти РФ и между органами гос.власти субъектов РФ и друг.полномочия; юридически ни к одной власти не относится;

- глава гос-ва, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; избирается населением на 4 года; может стать гражданин РФ, 10 лет проживший в РФ, не моложе 35 лет.

Срок и количество сроков полномочий Президента РФ. Порядок избрания Избирается на 4 года, всенародно, тайно, на 2 срока подряд, может быть гражданин РФ, не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет.

Порядок избрания: выдвижение кандидатуры Пр.РФ осуществляется после принятия закона о полит.партиях 2001г. и нового закона о выборах Пр.РФ только партиями или инициативными группами избирателей (500 чел) , которые должны собрать 2 млн подписей избирателей в поддержку кандидата. Выборы проходят по мажоритарной системе абсолютн.большинства: в первом туре – получивший более половины всех голосов, если ни один из канд. не получит такого большинства – через две недели второй тур – баллотируются только два кандидата – достаточно относительного большинства голосов для избрания.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: - Президент может быть отрешен от должности Советом Федерации на основании обвинения, выдвинутого Гос. Думой в гос. измене или ином тяжком преступлении, подтвержденным заключением Верховного Суда РФ.

- Решение Гос. Думы о выдвижении обвинения и Совета Федерации - об отрешении от должности д.быть. приняты 2/3 голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе 1/3 депутатов Гос. Думы, заключения спец. комиссии, образованной Гос. Думой.

- Решение Совета Федерации д.б. принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Гос. Думой обвинения. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

1.8. СУДЫ РФ И ОРГАНЫ СУДЕБНОГО СООБЩЕСТВА

 

Судебная власть в РФ независима, осуществляется посредствам Конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства

Судебная система:

К Федеральным судам относятся:

1. Конституционный суд РФ

2.Фед.суды общей юрисдикции (Верх.суд РФ, Верх.суды субъектов, Районные суды, Военные, Специализированные суды)

3. Система Федер.Арбитражных судов (Высший Арб. Суд РФ, Федеральные Арбитражные суды округов, Арбитражные суды субъектов РФ)

Суды субъектов:

1. Конституционные (уставные) суды РФ

2.Мировые судьи

Единство судебной системы РФ обеспечивается в:

1).Соблюдения всеми судами установленных законом правил судопроизводства Все суды действуют единообразно (рассматривают дело по одному сценарию, по одному порядку).

2).Обязательным исполнением на всей территории РФ судебных постановлении, вступивших в законную силу. (где бы не было совершено преступление виновный будет осужден по всей России. Пр. Америка – только по штатам, кража до 50 долларов не является федеральным преступлением, а если федеральное то везде).

3). Финансированием Федеральных судов и мировых судей только из Федерального бюджета (обеспечивает независимость судов от всех властей, кроме арбитражных судов субъектов РФ – финансируют субъекты).

Судьи имеют единый статус, различаются полномочием и компетенцией. Судья несменяем. Полномочия не ограничены сроком; граждане РФ, возраст максимальный до 75 лет, с 21 года, имеющие высшее образование и стаж по юридической профессии, лишить полномочий возможно только на основании квалификационной коллегии судей.

Судебная система - единая Федеральная,

Конституционные суды финансируются из бюджета субъекта (это карманные деньги); Суды имеют право на зарабатывание дополнительных средств. Совет судей - 89 человек.

Конституционный суд состоит из 19 судей; Судьями могут быть граждане РФ, достигшие 21 лет, имеющие высшее образование и стаж по юридической профессии не менее лет. Федер. Законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ. Максимальный возраст судьи - 75 лет.

Органы судейского сообщества.

Высший орган судейского сообщества – всероссийский съезд судей. Он формирует совет судей РФ и высшую квалификационную коллегию судей РФ. В каждом субъекте тоже создается своя квалификационная коллегия судей. В совет судей входят по 1 представителю от субъектов (89). Каждый судья утверждается квалификационной комиссией, а затем утверждается и подписывается Президентом.

Статус судей - обладают единым статусом и различаются полномочиями и компетенцией, сроком не ограничены. Судья несменяем.

Требования к судье.Судьей может быть только гражданин РФ, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. К этому при­равнивается стаж преподавателя юридических дисциплин, а также не требующая юридического образования работа на определенных долж­ностях в государственных и муниципальных органах. Для судей вышестоящих судов (например, арбитражных судов округов) установ­ки повышенный возраст и более продолжительный стаж работы.

Судьей может быть лишь гражданин, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей. Судья не должен принадлежать к политическим партиям и движениям, не вправе участвовать в полити­ческих мероприятиях. Он не может быть депутатом представительно­го органа, не вправе совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литера­турной и иной творческой деятельности. Гражданин РФ назначается на должность судьи после сдачи квалификационного экзамена и представления квалификационной коллегии.

Независимость, несменяемость, неприкосновенность судей и их гарантии.Статья 120 (ч. 1) Конституции РФ устанавливает, что судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному за­кону. Независимость означает, что исключается постороннее воздей­ствие на судей при осуществлении судебного процесса. Судья не обя­зан отчитываться перед кем-либо в своей деятельности. Его независи­мость гарантируется также особым порядком приостановления и прекращения полномочий судьи (что делается органами судейского самоуправления), предоставлением судье за счет государства матери­ального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Несменяемостьсудьи — одна изважнейших гарантий его незави­симости. За судьей сохраняется занимаемая им должность до дости­жения предельного возраста. Без согласия судьи его нельзя перевести в другой суд или на другую, даже вышестоящую должность. Полномо­чия судьи могут быть приостановлены или прекращены только по тем основаниям, которые установлены федеральным (а не иным) законом о статусе судей и при обязательном и решающем участии органов су­дейского самоуправления. Полномочия судьи приостанавливаются и прекращаются решением квалификационной коллегии только в слу­чаях, установленных законом (например, прекращение при занятии деятельностью, несовместимой со статусом судьи, например, пред­принимательской деятельностью), или совершение поступка, позоря­щего честь и достоинство судьи, отказа судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда и др.

Неприкосновенностьсудьи обеспечивается его судебным иммуни­тетом. Решение об уголовной ответственности судьи принимается только Генеральным прокурором РФ (лицом, исполняющим его обя­занности). Оно может быть принято лишь на основе заключения судебной коллегии. Неприкосновенность распространяется не только на личность судьи, но и на его жилище, служебное помещение, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им транспорт и средства связи..

 

1.9. ПРОКУРАТУРА РФ: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

 

Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов (всеми и вся). Прокуратура – жесткая вертикальная система. Всех прокуроров назначает Генеральный прокурор РФ.

Систему прокуратуры составляют:

· Генеральная прокуратура РФ;

· Прокуратуры субъектов РФ;

· Приравненные к ним военные и специализированные прокуратуры (специфические сферы деятельности (природно-охранные, исполнительской системы).;

· Прокуратуры городов и районов;

· И иные территориальные прокуратуры.

Принципы деятельности

§ Единства - единая система на всей территории

§ Централизация, все нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим, кот. Подчинены Ген.прокурору.

§ Независимость, принимает решения на основании закона, никто не вправе вмешиваться

§ Гласность, доступность для граждан, СМИ.

§ Внепартийность – работники прокуратуры не могут входить в политические объединения.

§ Законность - главный принцип, обеспечивается верховенством Закона и Конституции.

Прокуратура РФ выполняет функции, установленные Федер. законами. Прокуратура РФ осуществляет:

1. Надзор за исполнением законов фед.министерствами, гос. комитетами, службами и иными Фед.органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными Органами субъектов РФ, органами МСУ, военными управлениями упр-я, контроля, и должностными лицами и т.д.

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина РФ.

3. Надзор за исполнением законов судебными приставами.

4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом, меры принудительного характера администрациями мест содержания заключенных и задержанных под стражу.

5. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

6. Уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным кодексом.

7. Координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с

преступностью.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством РФ участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Прокуратура РФ принимают участие в правотворческой деятельности.

Ген. Прокуратура РФ выпускает специальные издания.

Организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяется Конституцией РФ, Фед.законами, международными договорами РФ.

Ген. Прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

Если предложенная Президентом РФ кандидатура не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент в течении 30 дней представляет новую кандидатуру.

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора РФ.

Срок полномочия - 5 лет. Ежегодно - доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ, о проделанной работе.

Вертикальная система власти.

Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Генеральным прокурором по согласованию с органами Государственной власти субъектов РФ. Максимальный возраст - 60 лет (допускается продление срока, но не более чем до 65 лет).

1.10. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ИДЕОЛОГИЯ

 

Политика– это искусство управления государством, ведение государственных дел, сущность деятельности органов государственной власти. Политические партии ставят перед собой определенные цели, приходя к власти.

Общественные объединения такой цели перед собой не ставят.

Основой государственной политики является воля народа.

Выбор основных направлений в развитии (продолжительность жизни, состояние здоровья, занятость и др.)

Политика всегда отражает определенные интересы, обусловли­вается экономическим состоянием общества и является эффектив­ной, если соответствует потребностям развития. Вместе с тем по­литика обладает самостоятельностью и влияет на все сферы жизни, в том числе на экономику, выражая ее в концентрированном виде.

Кроме государственной власти в политическую систему об­щества входят профсоюзы, партии, церковь и другие организа­ции, преследующие свои цели, стремящиеся к расширению влияния на массы, обладающие относительной автономией и ответственные перед обществом.

Государственная политика призвана согласовывать интере­сы, находить консенсус, необходимый для стабильности. Со­временное российское общество социально структурируется за­ново, оно уже далеко не однородно и все больше поляризуется. Каждая социальная группа имеет свои интересы, которые не обязательно совпадают в главном с интересами общества, это осложняет проведение государством социальной политики. Если государственная политика выражает интересы не всего народа, а отдельных социальных слоев, то ее целью становится удержание власти. В этом случае политика главенствует над экономикой в интересах сохранения власти.

Научно обоснованная внутренняя и внешняя политика вы­рабатывается на основе ясной идеологии, национальной идеи.

Основные направления государственной и внешней политики определяет Президент (послание Президента парламенту).

Идеология – система политических, идеологических и других взглядов.

У нас нет единой государственной идеологии.

У американцев идея – завоевать мировое господство.

У Китая – догнать и перегнать Америку.

Государственная политика должна опираться фундаментально на право.

Идеология разрабатывается на основе идеи, включает систему взглядов правовых, моральных, эстетических, религиозных и др. В основе понятия идеология – идеал, т.е. полное достижение желаемого состояния.

Идеология как духовная сфера человеческой деятельности играет первостепенную роль в жизни общества. Люди объе­диняются, создают социальную структуру, руководствуясь, прежде всего, духовными интересами. Поскольку без идео­логии жить нельзя, она становится мощным орудием полити­ческой борьбы. Политические организации стремятся зало­жить в свои программы привлекательные идеологии, адресуя их конкретным социальным слоям общества. После победы на выборах они имеют возможность проводить свою идеоло­гию в государственном управлении.

Право – придерживаться любой идеологии. Государство не может обойтись без идеологии.

В нашем государстве единой идеологии нет.

Политика всегда имеет определенного носителя, отражает определенный интерес. Политика эффективна, она способствует интересам граждан.

Отличительные черты:

политические партии – ставят цель прихода к власти;

общественные организации – не ставят такой цели.

РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Охрана труда и здоровья людей, гарантированный минимум оплаты труда (600 руб на данный момент) государственную поддержку семьи, инвалидов, пожилых граждан. Устанавливает государственные пенсии пособия и иные гарантии социальной защиты.

В РФ признается идеологическое многообразие (что прописано в Конституции). Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной. Право придерживаться любой идеологии, но не запретной. Идеология государства меняется с приходом нового лидера.

В РФ признается политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия, которые направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной расовой, национальной и религиозной розни. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Источник государственного права - Конституция.

Послание Президента РФ Федеральному собранию:

Ежегодные послания о положении в стране, об основных направлениях внешней и внутренней политики государства, с которыми президент обращается к Федеральному собранию, заслушиваются на совместном заседании палат парламента. Послания обсуждению не подлежат и учитываются им в своей деятельности.

Механизм разработки политики включает выбор соответст­вующих приоритетов, учитывает последствия их реализации в экономической, социальной, экологической и других сферах, предусматривает оценку затрат, выгод и рисков. Устанавливаются целевые ориентиры и ограничения. Они выражаются в показате­лях качества жизни(продолжительность жизни, состояние здоро­вья, объем знаний, доход на душу населения, занятость, реализа­ция прав человека и др.), уровня экономического развития, эколо­гического благополучия.

При прежней системе был единый орган, вырабатывавший го­сударственную политику, которая утверждалась на партийных съездах и пленумах. Правительство не участвовало непосредствен­но в разработке политической линии, но претворяло ее в жизнь.

Основные направления внутренней и внешней политики Российского государства определяет Президент РФ в соответст­вии с Конституцией РФ и федеральными законами. Он обраща­ется к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о по­ложении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Послание Президента РФ пар­ламенту России одновременно является посланием стране.

В послании формулируются основные политические цели и задачи государства на очередной год. Если проект послания за­ранее рассматривается политическими партиями и движениями в регионах, то его статус уточняется и в нем формулируется по­литика не только Президента РФ, но и всего государства.

Послание Президента РФ опирается на доктрины, концепции по различным направлениям развития страны, среднесрочные и долгосрочные прогнозы. Доктрина выражает систему взглядов на значение отдельных мероприятий, принципов, определяющих механизм государственного регулирования, которыми руково­дствуются органы власти. Доктрины и концепции утверждаются Указами Президента РФ, например доктрина развития россий­ской науки, концепция развития рынка ценных бумаг и др.

 

1.11. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В РФ

 

Государственная служба - это профессиональная деятельность на постоянной и платной основе по обеспечению полномочий органа гос власти, имеющих соответствующие ранги, чины, звания только в гос.органах. В Росси – это федеральная .гос.служба (более 500 тыс.чел, 90% которых работают на местах: в территор.органах министерств и ведомств, в судах, прокуратуре).

Регулируется федеральным законом об основах гос. службы (1995г.).

На гос.службу могут быть приняты граждане данного государства, достигшие определенного возраста (не менее18 лет), обладающие профессиональным образованием, владеющие государственным языком.

Виды: 1 .Общеадминистративная:

-Президентская;

-Парламентская;

-Правительственная;

-Исполнительная.

2. Специализированная: -Дипломированная (МИД); налоговая • МНС; Правозащитная; Контрольно-надзорная (Госатомнадзорная палата); Финансово-кредитная; Избирательная; Альтернативная гражданская.

1. Правоохранительная: - судебная (аппараты судов); - прокурорская;

- милицейская; - таможенная; - Госслужба безопасности (ФСБ);

- Разведовательная (Служба внешней разведки); - Госслужба Юстиции;

- Нотариальная.

4.Военная и Военизированная: - Охранная; - Пожарная; Фельдъегерская; - Спасательная; - Гос.служба ЧС; - Казачья.

ПРИНЦИПЫ гос. служащих (определяют характеры и стремления):

1. Верховенство Конституции РФ, ФЗ.

2 Приоритет прав и свобод человека и гражданина.

3 Единство системы Гос.власти (двухуровневая).

4 Принцип разделения властей: - законодательная; - исполнительная;

- судебная.

5 Равный доступ граждан к должностям государственной службы в соответствии: - профессионального образования; - уровня квалификации;

- достижения по службе.

6 Обязательность решений вышестоящих органов власти или должностного лица.

7 Единство требований к Госслужбе

8 Профессионализм и компетентность.

9 Гласность.

10 Ответственность.

11 Внепартийность, внерелигиозность,

12 Стабильность кадров.

ЗАДАЧИ: 1. Возможность влияния на государственные решения.

2. Знание законов (до буквы).

3. Необходимость искать и уметь находить нестандартные решения.

4. Высокий персональный уровень ответственности.

5. Публично-правовой характер.

ФУНКЦИИ:

1.функция социальной организации

2.----------планирования и прогнозирования

3.разработки и принятия решений

4.координации

5.контроль

6.информирования

ЗАПРЕТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ: Прежде всего призваны обеспечить высокий моральный облик гос. Служащего, его политическую беспристрастность при исполнении служебных обязанностей, независимость, препятствовать злоупотреблениям, коррупции.

Ряд запретов связан с социально-экономической сферой.Гос. служащему запрещается заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и творческой. Он не вправе получать гонорары за выступления, интервью, публикации, если это делается при исполнении государственной службы, заниматься предпринимательской деятельностью, состоять членом управления коммерческой организации любой формы собственности и организационно-правовой формы (например, кооператива). Гос. служащему запрещено участвовать в забастовках. Он не вправе быть поверенным или представительным по делам третьих лиц в своем государственном органе или в том, который ему непосредственно подчинен. Он обязан представлять данные о принадлежащей ему доле в уставном капитале коммерческих предприятий. Ему запрещено получать вознаграждения (взятки, подарки, услуги, организацию отдыха, оплату развлечений) от физических или юридических лиц в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию , выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц. При поступлении на государственную службу, а затем ежегодно гос. служащий представляет сведения о доходах и имуществе.

Политические ограничения: Гос. служащий должен быть политически нейтральным. Он не может состоять членом политических партий, использовать свое служебное положение в интересах тех или иных политических партий, других общественных объединений, религиозных организаций, не может их пропагандировать, заявлять о том или ином отношении к ним. Однако политические ограничения не относятся, как правило, к должностным лицам категории»А» (Категория «А»- политико-судебные должности: Президент РФ; Председатель Правительства РФ; Председатель Гос. Думы; Председательс Совета Федерации;Главы субъекта федерации; судьи всех уровней; федеральные министры; депутаты Гос. Думы.

Ограничения, имеющие моральный характер. Своим поведением служащий не должен ронять собственное достоинство, порочить государственную службу. Запрещается использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового, информационного обеспечения (например, автомашину для поездок членов семьи, служебный телефон для звонков личного характера). Без разрешения Президента не может принимать награды, почетные звания от иностранных государств и международных организаций.

 

 

1.12. ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНО - ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

 

Гос. служащим явл-ся гражданин РФ, исполняющий в порядке установленным законом обязанности в гос. должности гос.службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федер. Бюджета или стредств бюджета субъекта РФ.

Основы правового статуса гос. служащих составляют 6 групп государственно-служебных норм:

1. Обязанности:

- Обеспечивать поддержку конституционного строя РФ и соблюдение законов;

- Добросовестное исполнение должностных обязанностей;

- Обеспечивать соблюдение и защиту прав и свобод человека;

- Исполнять приказы выше стоящих руководителей, отданных в пределах полномочий;

- Своевременно рассматривать обращение граждан и организаций и принимать по ним решения (срок 1 месяц, письменное уведомление, безвозмездно);

- Соблюдать правила внутреннего распорядка и должностные инструкции;

- Поддерживать должный уровень квалификации;

- Хранить государственную и иную тайну, охраняемую законом;

2. Права:

-Посещать в установленном порядке предприятия и учреждения, не зависимо от форм собственности;

- Участвовать в конкурсах на замещение вакантных должностей в гос. службах;

- Продвигаться по службе и получать вознаграждения дополнительные (стаж, профессиональная квалификация);

- Проходить переподготовку за счет средств гос.бюджета;

- Получать пенсионное обеспечение с учетом стажа гос.службы;

- Вносить предложения по совершенствованию гос.службы в любые инстанции, минуя непосредственное начальство;

- Обращаться в суд (за разрешение споров (экзамены, конкурсы);

- Объединятся в профсоюзы для защиты своих прав (бастовать госслуж. Нельзя);

- Право на проведение расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство (комиссия);

- Знакомиться с материалами л/дела, отзывами о своей деятельности и приобщать к л/делу свои объяснения.

3. Ограничения:(устанавливаются двоякого рода):

- Не может быть депутатом ни какого уровня;

- Не бастовать;

- Не заниматься предпринимательской деятельностью;

- Не имеет право заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью (исключение: педагогической (читать лекции), научной и творческой (писать книги, картины);

- Занимать иные оплачиваемые должности;

- Не быть поверенным в делах третьих лиц по месту работы;

- Появление близкого родства;

- Возникновение заболевания (не может выполнять свои обязанности);

- Не может получать деньги с акций, пока вы на гос.службе (акции передаются в комитет управления имуществом (прибыль, дивиденты) ;

- предоставлять декларацию о доходах каждый год;

Ему запрещено получать вознаграждения (взятки, подарки, услуги, организацию отдыха, оплату развлечений) от физических или юридических лиц

запрещается заниматься иной оплач.деят-стью, кроме педагогической, научной и творческой; не вправе получать гонорары за выступления, интервью, публикации при исполнении; заниматься предпринимат.деят-стью.

4. Гарантии и 5. материальное обеспечение:

- Условия работы (стол, стул);

- Гарантированное денежное содержание и иные выплаты;

- Ежегодно оплачиваемый отпуск, не менее 30 рабочих дней;

- Медицинское обслуживание его и членов его семьи, в т. ч. после выхода его на пенсию;

- Переподготовка и повышение квалификации;

- Согласие на перевод на другую должность;

- Пенсионное обеспечение за выслугу лет;

- Обязательное государственное страхование;

- Социальное страхование (в виде проездных);

- Защита его и членов его семьиот насилия, угроз;

- В случае сокращения гос. Органа – его куда-нибудь определят.

- Может быть предоставлено жилье, транспорт, оплата проезда.

6. Ответственность: (подробно описана в вопросе №21) дисциплинарная, уголовная, административная (предупреждение, штраф). Материальная ограниченная (виновный выплачивает часть имущества), неограниченная.

КЛАССИФИКАЦИЯ ГОС.ДОЛЖНОСТЕЙ:

Категория А - политико-судебные должности: Президент РФ; Председатель Правительства, Председатель Гос. Думы; Председатель Совета Федерации. Главы субъекта федерации; судьи всех уровней федеральные министры; депутаты Гос. Думы.

Категория Б - патронатные должности, то есть работники аппарата политико-судебных должностей и сотрудники государственных органов

Категория В - административные должности.

Существуют общие права и обязанности для всех гос. Служащих, независимо от должности, а также прав обязанности, связанные с конкретной должностью. Общие права и обязанности распространяются на лиц занимающих должности категории «Б>» и «В» Одни из числа этих прав и обязанностей имеют «внутренний» характер, т.е. регламентируются в данном органе или внутри службы (например, право гос.служащего на ознакомление со всеми материалами своего личного дела или на продвижение по службе), другие связаны с «внешними» отношениями (например, посещение в установленном порядке для исполнения своих обязанностей предприятий, учреждении, организаций независимо от форм собственности). К общим обязанностям относятся: поддержка конституционного строя, защита прав законных интересов граждан, своевременное рассмотрение, обращений граждан, общественных объединений, предприятий, организаций и принятие по ним решений, обязанность хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, не разглашать сведения, затрагивающие частную жизнь граждан.

ЗАПРЕТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ:

Прежде всего призваны обеспечить высокий моральный облик гос. Служащего, его политическую беспристрастность при исполнении служебных обязанностей, независимость, препятствовать злоупотреблениям, коррупции.

Гос. служащему запрещено участвовать в забастовках. Он не вправе быть поверенным или представительным по делам третьих лиц в государственном органе или в том, который ему непосредственно подчинен. Он обязан представлять данные принадлежащей ему доле в уставном капитале коммерческих предприятий. Ему запрещено получать вознаграждения (взятки, подарки, услуги, организацию отдыха, оплату развлечений) от физических или юридических лиц в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию , выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц. При поступлении на государственную служб затем ежегодно гос. служащий представляет сведения о доходах и имуществе.

Политические ограничения: Гос. служащий должен быть политически нейтральным. Он не может состоять членом политических партий, Однако политические ограничения не относятся, как правило, к должностным лицам категории» А» (Категория «А»- политико-судебные должности: Президент РФ; Председатель Правительства, Председатель Гос. Думы; Председатель Совета Федерации. Главы субъекта федерации; судьи всех уровней федеральные министры; депутаты Гос. Думы.

Ограничения, имеющие моральный характер. Своим поведением служащий не должен ронять собственное достоинство, порочить государственную службу. Запрещается использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового, информационного обеспечения (например, автомашину для поездки членов семьи, служебный телефон для звонков личного характера). Без разрешения Президента не может принимать награды, почетные звания от иностранных государств и международных организаций.

1.13. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

 

начало о гос.служащих из вопроса 20. «Основы адм-прав. статуса Гос. служащих, «(полностью)

Государственным служащим – является гражданин РФ, исполняющий, в порядке установленным законом, обязанности государственной должности за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ.

Государственный служащий несет ответственность за неисполнение и недобросовестное исполнение служебных обязанностей, за поведение, которое порочит государственную службу, за правонарушения (проступки, преступления), причинение вреда своей незаконной деятельностью.

За нарушение правил гос. службы (должностные проступки), не преследуемые в уголовном порядке, предусмотрена дисциплинарная ответственность (замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в воинском или специальном звании, увольнение). Допустивший должностной проступок гос. служащий может быть временно (на срок не более одного месяца) до определения меры взыскания отстранен от выполнения служебных обязанностей с сохранением денежного содержания. За это время должно быть проведено служебное расследование. Если дело будет передано в суд, он может лишить лицо права на определенное время занимать государственную должность.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей - дисциплинарной (замечание, выговор, строг, выг., предупреждение о несоответствии, увольнение)

- административной (предупреждение, штраф)

- материальной (служебный проступок, повлекший материальный ущерб- возмещение ущерба)

- уголовной (по статьям уголовного кодекса)

- гражданской за совершение противоправных действий, не связанных со службой, гос. служащие привлекаются к ответственности на общих основаниях.

Дисциплинарная. Основанием для ответственности служит дисциплинарный проступок (трудовая дисциплина, нарушение служебных обязанностей и правил внутреннего распорядка). Виды дисц. взысканий: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о несоответствии, увольнение. В трудовой кн. это не фиксируются. Может быть отстранен от должности с 1 месяца до 6 мес., с сохранением содержания.

Административная ответственность. Основанием является административный проступок – действие, бездействие против собственности прав и свободы человека, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях и другими актами. Несут ответственность перед государством. Взыскания: предупреждение, штраф. Административная и дисциплинарная ответственность может применяться совместно.

Материальная ответственность. Наступает за служебный проступок, принесший материальный ущерб, в соответствии с Гражданским кодексом. Возмещение ущерба. Материальная ответственность бывает полной или частичной.

Уголовная. Основание уголовный кодекс для всех граждан РФ, (взятки, коррупция. Превышение служебных полномочий, подлог.) Меры: вплоть до заключения.

Гражданская. За совершение противоправных действий, не связанных со службой, гос. служащие привлекаются к ответственности на общих основаниях.

Гос.служащий несет ответственность за правомерность своих действий. При сомнениях в правомерных действиях он должен сообщить своему руководителю и вышестоящему руководству в письменной форме. Если руководитель подтверждает данный приказ, гос.служащий обязан его исполнить, если выполнение его не влечет за собой действий, которые относятся к административной, либо уголовной ответственности.

Государственная служба прекращается при увольнении государственного служащего.

Увольнение допускается в случаях: 1. совершение грубого должностного поступка; 2. Длительного пребывания за границей без соответствующего разрешения; 3. сокращение штатов; 4. несоответствие по аттестации; 5. неудовлетворительного результата при приеме; 6. в связи с решением суда.

Гос. Служащий имеет право оспаривать в суде: 1. порядок проведения и результаты экзаменов и аттестации; 2. решения, связанные с приемом на работу, переводом на другую должность, дисциплинарную ответственность, несоблюдение гарантий правовой и социальной защиты гос. Служащих,

 

 

1.14. РОЛЬ И МЕСТО ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ РФ

 

Конституц.основа: Конституция РФ (12.12.93) (1991 г. - образование РФ) В главе 8 Конст. говорится: местное самоуправление - это самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение мун. собств-ю. Это отдельная самостоятельная власть.

Местное самоуправление (МСУ) - это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения муниципального образования по решению вопросов местного значения. Это власть отдельная и самостоятельная. Осуществляется гражданами непосредственно путем применения институтов прямой демократии (выборы, референдум) и через избираемые органы (советы, мэры).

Местное самоуправление в систему органов государственной власти не входит.

МСУ - это самостоятельный, признаваемый и гарантированный вид власти (прописано в Конституции).

Муниципальное образование - это городское сельское население, часть населения, несколько населенных пунктов и т.д., на которых имеется:

1. муниципальная собственность.

2. выборные органы местного самоуправления

3. местные финансы.

Самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения. МСУ представляет собой многостороннюю и многогранную деятельность местного сообщества по решению непосредственно собственных и других стоящих перед ним задач, на основе принципов самоорганизации, самофинансированию самоответственности с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории.

Самоуправление направлено на решение вопросов локального значения, но при этом не должно игнорировать задачи, имеющие федеральное и общерегиональное значение.

вопросы местного значения

· Бюджет (контроль, принятие)

· местные налоги и сборы(отменяются, устанавливаются)

· владение, пользование мун. имуществом

· организация электро, тепло, водоснабжение

· содержание и строительство автодорог, транспорт

· жилищное строительство и обеспечение жильем

· предупреждение и локализация локальных ЧС

· организация правопорядка

· охрана окружающей среды, экологический контроль

· образование

· медицина

· бытовое обслуживание

· библиотечное обслуж

· создание условий для досуга и культ мероприятий

· опека и попечительство

· организация ритуальных услуг

· благоустройство и озеленение, вывоз ТБО

· землеустройство и т.д.

МСУ, как форма народовластия:

· Местный референдум – решаются вопросы местного значения. Решение о проведении принимает Городская Дума или по инициативе населения (5%) или по инициативе партий, общественных движений или по инициативе городской думы совместно с Главой. Принимают право в проведении референдума – граждане, проживающие в МО. Итоги в печать. Решение местного референдума никто не утверждает, т.к. избирается народом.

· Муниципальные выборы – избрание должностных лиц в сроки, соответствующие Уставу. Гарантии избирательных прав, порядок назначения, подготовки, подведение итогов устанавливается ФЗ и принимается в соответствии с ним законов субъектов РФ.

· Голосованиеграждан по отзыву выборного должностного лица. Процедура отзыва прописывается в Уставе, правила голосования как в Муниципальных выборах.

· Сход граждан (поселение, где жителей менее 100 чел.) назначается староста, решение принимает сход – 50% от жителей.

· Правотворческая инициатива граждан – инициативная группа 3% жителей МО. В течение 3 месяцев местные власти должны рассмотреть предложения (лежачие полицейские).

· Территориальное общественное самоуправление (ТОС) – самоорганизация граждан на части территории МО (от 1 подъезда, дома, улицы, дворы) на собрании разрабатывают Устав.

· Публичное слушание – для обсуждения решения местной власти, в определенном месте, в определенное время. Дать объявление в СМИ (проект Устава, бюджета).

· Конференция граждан – собираются делегаты от группы жителей.

· Опрос граждан – на всей территории или части его, несет рекомендательный характер по инициативе Главы за счет МБ. Жители должны быть оповещены через СМИ за 10 дней.

· Обращения граждан в органы МСУ – ответ в течении10 дней должностным лицом в ином случае административная ответственность.

Разграничение полномочий и ответственности:

Выборность – является обязательными. Полномочия, права обязанности – определены Уставом.

Глава – высшее должностное лицо, по Уставу наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. Издает правовые акты, функции единства расположения, отчетность 1 раз в год.

Представительный орган МСУ – территориальная (Городская) дума. Избирается в зависимости от численности жителей. 1/10 на постоянной основе, принимает Устав, утверждает бюджет, устанавливает и отменяет налоги, принимает планы и программы развития МО.

Исполнительный орган – администрация МО – полномочия по решению вопросов местного значения, и отдельных государственных полномочий, наделяется Уставом – руководит Глава на принципе единоначалия. Администрация обладает правами юридического лица, структура администрации утверждается Думой.

Контрольный орган МО, в целях контроля за исполнением бюджета, создано казначейство по решению Думы.

Органы МСУ, как юридического лица, от имени МО, осуществляет имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности может Глава или иное лицо в соответствии Устава. Органы МСУ в соответствии с ФЗ и Уставом МО наделяются правами юридического лица, являются муниципальным учреждением, образуемым для управленческих функций и подлежит регистрации в соответствии ФЗ .

 

 

1.15. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Будучи властью особого рода, МСУ опирается на определенные основы: правовую, территориальную и фин.-экономическую. Правовое регулирование МСУ в России относится к предметам ведения субъектов Федерации. К совместному ведению Федерации и субъектов относится лишь установление общих принципов системы МСУ (п.«и» ст.72 Конст.РФ).

В соответствии с этим Федерация вправе издавать законы об общих принципах МСУ и делает это. Детально МСУ регулируется законами субъектовРФ и уставами самих МО.

Правовое регулирование не ограничивается принципами, правовая основа МСУ – это совокупность различных нормативных правовых актов и отдельных правовых норм, регулирующих вопросы МСУ. В состав правовой основы МСУ в России входят прежде всего некоторые международно-правовые нормы, содержащиеся в актах международного права. Это общепризнанные принципы и нормы международного права, а также междунар.договоры, ратифицированные государством. Россия ратифицировала многие такие договоры, присоединившись к ним. Важнейшим из них является Европейская хартия МСУ 1985 г. ЕХ МСУ – международный правовой документ, в 1998г ратифицирована Россией (утверждена для себя) и таким образом стала источником внутреннего права в России. В ней содержится ряд положений, воспринятых росс.законодательством: признание МСУ одной из важнейших основ демократич.общества; запрет на ограничение компетенции органов МСУ не иначе как на основе закона; изменение границ МСУ только на основе консультации с населением или путем референдума и др.

В состав правовой основы МСУ в России входят также положения, содержащиеся в других правовых актах. Это:

· 2 основных закона:

1. Конституция РФ (12.12.93) (1991 г. - образование РФ) В главе 8 Конст. Говорится: местное самоуправление - это самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение мун. собств-ю. Это отдельная самостоятельная власть.

2. Федеральный закон « Об общих принципах организации МСУ вРФ» (25.08.1995), др. федеральные законы.

· Указы президента;

· Постановления правительства;

· Постановл. Констит. Суда РФ

· Конституция (устав) субъекта

· 3акон субъекта РФ о местном с/у.

· Устав мун. образования.

· Нормативные акты МСУ.

На уровне субъекта:

-представительная власть

- законодательная власть;

На уровне МСУ:

- представительная власть. Все постановления и решенияч д.б. подписаны главой МСУ!!!!

7. Ненормативные (индивидуальные акты) МСУ. Нормативные акты касаются всех, ненормативные - отдельно каждого человека.

НАПРИМЕР: мы решили в городе отделиться и сделать самостоятельное МУ:

1.создается инициативная группа

2. пишется проект Устава

3. публикуется в местной прессе

4. собираются отзывы, предложения

5. изменения в проект устава

6. опубликование в печати

7. местный референдум: «будем или не будем отделяться?»

какое кол-во голосов за или против. Власть субъекта дает разрешение

(Э. Россель), например: население проголосовало «за»:

8. оговариваем границы территории

9. но!!! Окончательное разрешение за представительным органом власти субъекта (депутаты и все органы исполнительной власти: мин.фин, мин.экономики и т.д)

10. документ вернулся к нам с замечаниями или нам сказали: «да»

11. регистрация Устава в МинЮсте

12. с этого момента можно приступать к формированию органов власти МСУ.

Самостоятельность органа МСУ:

- Наличие:

- мун. собственности;

- выборных органов

- финансовая независимость.

Особое место среди источников мун.права занимают уставы МО. Устав – это учредительный документ МО, имеющий для данного образования всеобъемлющий характер, являющийся основой муниц.нормотворчества и характеризующийся особым порядком принятия и изменения. Устав является основным актом, регулирующим вопросы МСУ в рамках отдельно взятого МО. Он принимается либо представит.органом либо на референдуме. В соответствии с законами субъектов РФ в уставе должны быть отражены:

границы и состав территории; вопросы местного значения; порядок участия местн.населения в решении этих вопросов; структура и порядок формирования органов МСУ и его должностных лиц; срок их полномочий; виды, порядок принятия и вступления в силу нрм-правовых актов органов МСУ; гарантии прав и виды ответственности органов и должностных лиц (отзыв, выражение недоверия, досрочн.прекращение полномочий и др.); порядок владения, пользования и распоряжения мун.собственностью; особенности организации МСУ в районах с компактным проживанием этнических групп, казачества и др. Уставы МО подлежат гос.регистрации, но органами субъектов РФ (законодат.собрание области, управление юстиции края, представит.органы городов и районов, в состав которых входят МО).

Кроме уставов в состав правовой основы МО входят нормативные правовые акты, принимаемые органами и должностн лицами МСУ. К их числу могут относится:

· регламенты работы местных представит.органов;

· решения представит.органов МСУ (н-р, об установлении местн.налогов и сборов);

положения о территор.общественном смоуправлении внутри МО.

 

1.16. СТРУКТУРА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Структуру органов местного самоуправления составляют:

1. представительный орган местного самоуправления (Дума).

2. глава муниципального образования.

1. местная администрация (исполнительно-распрделительный орган муниципального образования) контрольный орган муниципального образования, избирательная комиссия.

Представительный орган состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Он может состоять:

А) из глав поселений, а т.ж. депутатов представительных органов соответствующих поселений, делегируемых представительными органами поселений из своего состава

Б) избираться на муниципальных выборах на основе прямого голосования при равенстве голосов избирателей.

Численность депутатов представительного органа населения определяется уставом и не может быть менее:

10-при численности населения 1 тыс. человек.

15-при числ. от10 тыс. человек.

25-при числ. от 10 до 25 тыс. человек.

30-при числ. от 25 до 5о тыс. чел.

40-при числ. от 50 до 100 тыс. чел.

50-при числ. свыше 100 тыс. чел. При выборах представительного органа

1 депутат должен представить не более 3 тыс. населения муниципального образования (активных избирателей)

Депутаты местного ровня работают бесплатно.

3 варианта получения полномочий Главы: 1.выборы. 2. из числа депутатского корпуса выдвигается депутатами. 3. в результате назначения субъектом РФ. Возрастной ценз 21 год, гражданин РФ. Срок полномочия - 4года (по Федеральному не регламентируется). В Уставе МО прописывается на какой срок избирается Глава (не менее 2 лет, не более 5 лет).

Глава МО - это место выборное, должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории соответствующего МО.

Полномочия Главы МО:

1. Представляет МО а отношениях с организациями МСУ и др. МО, органами гос.власти, гражданами и организациями, действует без доверенности.

2. Подписывает и обнародует правовые акты.

3. Осуществляет функции единства – распорядительства.

4. Издает правовые акты.

5. Вправе требовать внеочередн.заседания представительн. органа МСУ.

Глава может прекратить свои полномочия раньше срока в случаях:

1. Его смерти

2. Его отставки по собственному желанию.

3. В случае приобретения двойного гражданства.

4. в случае выезда на постоянное место за пределы МО (предел 6 месяцев)

5. В случае отзыва его полномочий избирателями.

6. Если будут признаны действительными результаты выборов.

7. По решению суда, вступившего в законную силу.

4. Исполнительный орган - местная администрация

- это совокупность внутренних структурных подразделений, которые оказывают руководящим органам администрации содействие в работе (Глава, его заместители). ;наделяется Уставом мун. образования, собственной компетенцией по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных гос-х полномочий в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Руководит Глава МО на принципах единоначалия.

Аппарат состоит:

1. организационный отдел.

2. общий отдел (внутренних дел)

3. приемная по личным вопросам граждан

4. юридический (осуществляющий проверку правовых актов администрации, знакомит с ними всех руководителей)

5. информационно-аналитическая служба

6. пресс-служба главы МО

7. отдел кадров

8. советники, помощники, руководство администрацией Структурные подразделения администрации Управления:

1. управление здравоохранения

2. управление образования

3. отдел благоустройства (контролирует ДРСУ, освещение)

4. управление архитектуры

5. жилищное управление отдела

6. комитет по экономике

7. финансовые отделы

8. комитет по экологии.

Контрольный орган – контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия, казначейство – контроль за исполнением бюджета. Формируется на выборах или назначается Думой в соответствии Уставом. Результаты проверок публикуются. Органы МСУ обязаны предоставить для проверки информацию и документы.

Коллегиальные выборные органы в системе МС занимают основное место. Он состоит из избранных депутатов - избираются прямыми выборами. Их названия определяются Уставами МО с учетом национальных, исторических и иных местных традиций (Городская Дума, Муниципалитет…). Все МО в России однопалатные.

 

1.17. . ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МСУ

 

Для того, чтобы осуществлять свои полномочия, органы МСУ должны иметь материальные и финансовые средства

Фин.-Эконом. основу МСУ составляют:

- мун. собств-сть,

- местные финансы

- имущество, находящееся в гос. собственности и переданное в управление органам МСУ, иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения МО.

Муницип.имущество (собственность):

- для электро-, тепло-, водо-, газо- снабжения, водоотведения, уличного освещения;

- автодороги, мосты, инженерн.сооружения местн.значения и имущество для их обслуживания;

- жилой фонд и имущество для его обслуживания;

- нежилой фонд (образование, здравоохранение);

- пассажирск.транспорт и имущество для его обслуживания;

- объекты пожарного оборудования;

- библиотеки;

- имущество для предупреждения ЧС

- имущество для развития физкульт и спорта

- памятники истории и культуры местного значения;

- имущество для благоустройства и озеленения;

- имущество для сбора и вывоза ТБО;

- имущество для организации ритуальных услуг, в т.ч.зем.участки;

- муницип.земли;

- обособленнные водн.объекты;

- леса в границах населенных пунктов;

- СМИ.

Владение, пользование, распоряжение мун. имуществом определяется уставом. Виды операций – купля- продажа, приватизация, аренда.

Кроме того в состав мун.собственности могут входить гос. и мун. Ценные бумаги (акции, облигации, жилищн.сертификаты и др.), операции с ними производятся только через уполномоченные банки или через мун. кредитную орг-цию. Доходы от этого обязательно зачисляются в местн.бюджет.

местные финансы - это совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения.

1. местные бюджеты

2. финансовые ресурсы мун-ых предприятий и организаций.

3. финансовые ресурсы предприятий различных форм собственности, направляемые на финансирование объектов мун. хозяйства.

Местный бюджет - это бю-т МО, формирование, утверждение и исполнение которого осущ-ют органы МСУ самостоятельно в соответствии с законодательством.

Функции бюджета: - накопительная; - распределительная; - контрольная.

Местные бю.(бю МО) – их функции:

1. право на формирование и использование своего бю

2. направление расходования средств местного бю. определяется ими самими

3. объемы ориентирования по статьям бю. определяются и перераспределяются тоже самостоятельно

Городской бю. - это б



Просмотров 568

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!