![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Краткие теоретические сведения. В практической деятельности судна посадка с креном может встречаться довольно часто, особенно на рыболовном флоте
В практической деятельности судна посадка с креном может встречаться довольно часто, особенно на рыболовном флоте. Причиной крена могут быть: ü смещение на один борт незакрепленного груза из-за сильной бортовой качки в штормовую погоду; ü прием или снятие /расход/ груза несимметрично относительно ДД; ü аварийное затопление отсека или танка /цистерны/, расположенного несимметрично относительно ДП; ü большое количество цистерн, не полностью запрессованных и имеющих свободную поверхность жидкости; ü отрицательная начальная остойчивость судна из-за высокорасположенных грузов, когда ЦТ судна выше метацентра /поперечного/, т.е. когда начальная метацентрическая высота будет отрицательной; ü несимметричное обледенение надводного корпуса и надстройки судна и т.д. В случаях, когда судно имеет отрицательную начальную остойчивость, спрямление не может быть достигнуто перемещением грузов в поперечной плоскости, так как судно, встав в прямое положение, может резко накрениться на противоположный борт на еще больший угол из-за перемещения грузов. Поэтому в этих случаях необходимо понизить центр тяжести судна перемещением грузов вниз или принятием балласта в танки с полной запрессовкой. Задание на работу. Выполнить спрямление модели судна, имеющей начальный крен. Исходное состояние модели задается преподавателем.
Порядок проведения работы и обработки Результатов измерений Первоначально следует сделать попытку спрямления модели перемещением груза на рее поперек ДП. Если модель при небольшом Мкр после вывода ее в прямое положение накренится на противоположный борт и не вернется в положение "прямо", значит модель имеет отрицательную начальную остойчивость. Вернуть груз на рее в первоначальное состояние и снять повторно вое элементы посадки (Мо, dн, dk, dср, θо, Zдо, ψ) Расчетным путем определить отрицательную метацентрическую высоту,. для чего вычислить аппликату ЦТ модели: где ММ = М0 + МШГ + МН +МК, кг. При крене модели истинные осадки dн и dк слагаются из показаний левого и правого бортов, т.е. Проверка: держа рукой мачту модели, произвести временное спрямление модели /когда 9 = 0/ и снять осадки носом и кормой. Из двух наблюдений для расчета взять среднюю величину: По гидростатическим кривым модели /КЭТЧ/ определяем поперечный метацентр Zт. Тогда h = Zm - Zg. Должно быть (Zm - Zg ) < 0. Чтобы сделать h положительной, необходимо определить расстояние, на которое следует переместить штангу с грузами на мачте:
так как lz. получится отрицательной, значит груз со штангой нужно опустить вниз. При этом метацентрическая высота должна иметь нулевое значение. Чтобы обеспечить h > 0 нужно увеличить перемещение, т.е. Если модель не встала после перемещения груза в прямое положение, необходимо переместить грузы на штанге в сторону борта, противоположную крену. Все производимые действия фиксировать /1y, Рг, θ и т.д./. По формуле вычислить ly так как θ остаточное известно, вес передвигаемого груза Р тоже известен, то Для определения h1 нужно рассчитать Zg1 по ранее приведенной формуле. В формулах: масса – в килограммах, расстояния – в метрах. Содержание отчета. Отчет должен быть составлен в соответствии с рекомендациями, данными в организационно-методических указаниях по проведению практических работ. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1
Протокол производства опыта кренования модели судна типа ________________________________________________________________________ 1. Время производства опыта: начало__________________________ конец_________________________________ 2. Место производства опыта: ________________________________________________________________________ 3. Опыт производили: 4. Удельный вес воды;___________________________________________ т/м ; кН/м3 5. Особые замечания:______________________________________________________ 6. Осадка модели судна в момент опыта. Во время опыта кренования были измерены осадки на носовом и кормовом перпендикулярах с левого и правого бортов отдельно. Таблица 1
При расчете водоизмещения в момент кренования принимает осадки, мм: ü носом dк ü кормой dн; ü среднюю dср на миделе. Водоизмещение модели, определенное по кривым элементов теоретического чертежа /или по диаграмме посадок/: Весовое водоизмещение модели Δм находится как сумма весов порожней модели Δм.n и принятых на модель грузов ΣPгр: 7. Балласт для кренования. В качестве кренящего балласта были использованы грузы массой _______ кг, каждый из них ранее взвешен, замаркирован и расположены они в следующих местах. Таблица 2
Общая масса крен-балласта для кренования 8. Приспособление для измерения наклонений модели при креновании: _______________________________________________________________________ а/ отвес /весок/ и транспортир для измерения углов крена; б/ весок, ванночка с водой, измерительная линейка.
Таблица 3
9. Состояние нагрузки в момент опыта характеризуется следующими излишними /добавленными/ грузами. Таблица 4
После суммирования по графам 3, 7-9 находим 10. Водоизмещение модели, Н, Δ = Δ’’ + ΣPi где Δ’’ – вес модели без оснастки по паспорту модели, Δ’’ = mg; ΣPi – суммарный вес дополнительных грузов /из табл. 4/. Водоизмещение модели Δ, полученное взвешиванием, сравнивается с водоизмещением Δ’ , определенным по измеренным осадкам /см. п. 6/ с помощью диаграммы посадок /из паспорта модели/. Разница в полученных водоизмещениях составляет 11. Перенос крен-балласта производится в порядке, указанном в табл. 5. Таблица 5
Плечи переноса крен-балласта L = ––––––– м. 12. Показание веска в миллиметрах или показание крена в градусах.
Таблица 6
13. Период бортовой качки Тθ . _______________________________________________________________________ При нагрузке, соответствующей водоизмещению порожнем и опыту кренования, было выполнено раскачивание модели с целью определения периода ее бортовой качки. Секундомером было измерено время полных колебаний модели, с:
При Δ = ––––––––– Н Те = ––––––––– с
При Δ1 = ––––––––– Н Те = ––––––––– с
Приложение 2 Расчет водоизмещения и координат центра тяжести модели судна порожнем по данным опыта кренования ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 1. Общая часть. Настоящий расчет выполнен по результатам кренования модели ________________________________________________________________________ 2. Определение осадок модели при креновании. Осадки модели определены по маркам углубления. В результате принимаются следующие значения теоретических осадок модели на перпендикулярах и миделе:
осадка носом dн = –––––– м;
осадка кормой dк = –––––– м;
осадка на миделе d = –––––– м;
3. Определение дифферента, водоизмещения, абсциссы центра тяжести и аппликаты поперечного метацентра модели ________________________________________________________________________ Дифферент модели в процессе опыта, рад: где L – длина модели между перпендикулярами, м. Водоизмещение модели определено двумя способами: взвешиванием модели с оснаткой в условиях опыта и по диаграмме покой в условиях опыта и диаграмме посадок модели /из паспорта модели/ с использованием осадок, определенных в п. 2. В результате принимается следующее значение водоизмещения модели: Δ = –––––––– Н. Абсцисса центра тяжести модели определяется по диаграмме посадок модели: ________________________________________________________________________ Xg = –––––––– м. Аппликата поперечного метацентра определяется по диаграмме начальной остойчивости /из паспорта модели/ с использованием ранее определенных значений Xg и Δ: Zm = –––––––– м. 4. Вычисление моментов от переноса грузов и кренящих моментов. Значение плеч переноса крен-балласта, весов групп крен-балласта, порядок переноса приняты из Протокола кренования /табл. 4 и 5/. Вычисление моментов выполнено в табл. 1, Н·м: Таблица 1
Примечание. При переносе груза с левого борта на правый плечо переноса имеет знак плюс, а с правого на левый - знак /-/ минус. 5. Вычисление углов крена. Длина весков α и их показания взяты из Протокола кренования К или сняты показания углов крена по транспортиру. Вычисление углов крена выполнено в табличной форме. Таблица 2
6. Вычисление поперечной метацентрической высоты модели при креновании. Значения моментов переноса δМi приращения угла крена tgθi (δθ) приняты из пп. 4, 5 настоящего расчета. Вычисления выполнены способом наименьших квадратов и сведены в таблицу. Таблица 3
Метацентрическая высота, полученная при креновании, м: где n – количество наблюдений. Метацентрическую высоту можно вычислить но формуле где Мкр = Рili, H· м; Δ – водоизмещение, м; θo – приращение угла крена, град. 7. Вычисление погрешностей опыта и определение расчетного значения метацентрической высоты. 7.1. Среднеквадратическая абсолютная погрешность одного наблюдения По правилам Регистра /морского/ 1990 г. при качественно выполненном креновании (ст. 1.5.IX, с. 416, ч. 4. Остойчивость, т. 1)[5] полученная метацентрическая высота принимается в расчет без вычета из нее вероятной ошибки опыта. Кренование качественно (ст.1.5.11.6.1): а) если для каждого измерения удовлетворяется условие Измерения, не удовлетворяющие этому условию, исключаются из обработки с соответствующими изменениями общего количества n и повторным вычислением метацентрической высоты hк; б) если вероятная ошибка опыта /ст.1.5.II.2/ удовлетворяет условию Коэффициент tα принимают по ( табл. 1.5.11).
в) если с учетом величин h и lmax при наихудших по их значениям расчетных вариантах нагрузки удовлетворяется условие
смотря по тому, что меньше, но не менее 4 см; г) если общее количество удовлетворительных измерений не менее восьми, из расчета исключается не более одного измерения. В ходе практической работы за достаточную точность Можно принять 7.2. Если требования п. 7.1, б не выполняются, следует принимать в расчет полученное при креновании значение метацентрической высоты за вычетом вероятной ошибки опыта, т.е. h'к = hк - δ2 = (ст. 1.5.12 Регистра) [5] 8. Вычисление инерционного коэффициента модели судна. Период собственных бортовых колебаний, измеренный при проведении опыта, принят из Протокола кренования п. 13: Т0 = . Инерционный коэффициент модели судна где В – ширина модели судна, м. 9. Вычисление координат центра тяжести модели судна в условиях опыта
где Zc, r и Zm определяются по гидростатическим кривым или по диаграмме остойчивости (при значительных дифферентах), приведенных в паспорте модели. Абсцисса центра тяжести модели судна при нагрузке в момент опыта определяется по гидростатическим кривым при условии, что Xg = Xc или по диаграмме посадок (при значительных дифферентах), приведенным в паспорте модели: Xg = 10. Расчет водоизмещения, координат центра тяжести и посадки модели судна порожнем. Вес и статические моменты веса излишних и недостающих грузов приняты из Протокола кренования модели /табл. 4/. Расчет выполнен в предложенной далее таблице.
С диаграммы посадок и начальной остойчивости модели судна для водоизмещения Δn и координаты Хgn порожнем сняты: возвышение поперечного метацентра Zm = , м; осадка носом теоретическая dн = , м; , осадка кормой теоретическая dк = , м; осадка на миделе
11. Сводка результатов кренования:
Литература Основная 1. Кулагин В.Д. Теория и устройство морских промысловых судов. Л.: "Судостроение", 1986. 2. Друзь Б.И. и др. Задачник по теории, устройству судов и движителям.Л.: -."Судостроение", 1986. 3. Кулагин В.Д. «Методическое руководство по выполнению курсовой работы» Расчет посадки и остойчивости судна в эксплуатационных условиях» Муманск, 1988. 4. Бендус И.И. Теория и устройство судна. Керчь, КГМТУ, 2008. 5. Войткунский Я.И. Справочник по теории корабля. Л.: "Судостроение" 1985. 6. Новиков А.И. Грузовая марка морских судов – Севастополь 2006. 7. Новиков А.И. Оценка посадки, остойчивости и прочности судна в процессе эксплуатации – Севастополь 2005 8. Методическое руководство по подготовке экипажей к борьбе за живучесть судов. 9. Дунаевский Я.И. Борьба за живучесть и спасение судов флота рыбной промышленности. М: "Легкая и пищевая промышленность" 1982 . 10. Наставление по предупреждению аварий и борьбе за живучесть судов ФРП СССР. Дополнительная 11. Правила Классификации и постройки морских судов. 2005 г Л.: 'Транспорт" 1995 г, 2006 г. 12. Сборник документов по безопасности мореплавания и ведения промысла. 526, Л.: "Транспорт" 1982. 13. Щетинина А.И. Управление судном и его техническая эксплуатация. М.:"Транспорт" 1983. 14. Международная конвенция о грузовой марке 1966 года – М.: Транспорт, 1986. 15. Резолюции ИМО.
Ó Игорь Иванович Бендус
ТЕОРИЯ УСТРОЙСТВА СУДНА МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к практическим занятиям
Тираж_____экз. Подписано к печати_____________. Заказ №________. Объем 1,55 п.л. Изд-во “Керченский государственный морской технологический университет” 98309 г. Керчь, Орджоникидзе, 82.
![]() |