Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Понятие и система источников права о прокурорском надзоре в РБ



Правовой основой организации и деятельности прокура­туры являются:

1) Конституция РБ

2) Закон РБ «О про­куратуре РБ»

3) ГПК РБ;

4) ХПК РБ;

5) УПК РБ;

6) ПИКОАП;

7) КоБС;

8) УИК РБ;

9) Закон РБ от 9 июля 1999 г. «Об оперативно-розыскной деятельности»

10) Указ Президента РБ от 27 марта 2008 г. № 181 «Об утверждении Положения о прохождении службы в органах Прокуратуры РБ и другие указы ;

11) Конвенция о правовой помощи и правовых отношени­ях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октяб­ря 2002 г., другие международно-правовые акты;

12) приказы, распоряжения Генерального прокурора РБ

В Конституции РБ установлены осно­вы организации и деятельности прокуратуры; посвящена от­дельная глава, установлены основные принципы деятельно­сти. В ст. 125 Конституции определена основная функция прокуратуры — надзор за точным и единообраз­ным исполнением законов, иных НПА. Прокуратура наделена полномочием осуществлять надзор за соответствием закону судебных поста­новлений по гражданским, уголовным делам и делам об ад­министративных правонарушениях. Прокуратура поддержи­вает государственное обвинение в судах.

Конкретизация конституци­онных положений об организации и деятельности прокура­туры дана в Законе «О прокуратуре РБ». В этом Законе определены система органов прокуратуры, направления ее деятельности, принципы, на которых осно­вывается эта деятельность, полномочия прокурора, необхо­димые для осуществления надзора, закреплены правовые средства, которые вправе применять прокурор при надзоре за исполнением законов, других актов законодательства. В Законе предусмотрены акты прокурорского надзора, которые вправе вносить прокурор при выявлении нарушений законов, иных НПА, отражены предъявляемые к ним требования. Установлены требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на долж­ности в органы прокуратуры, урегулированы другие вопросы организации и деятельности прокуратуры.

Развитие нормы Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» получили в Положении о прохождении служ­бы в органах прокуратуры РБ. В этом нормативном правовом акте установлены общие требова­ния к деятельности прокурорских работников при исполнении служебных обязанностей, урегулированы вопросы назначения прокурорских работников на должности, продвижения их по службе, освобождения от должностей, поощрения, награждения, привлечения к дисциплинарной ответственности за нарушение служебных обя­занностей, трудовой дисциплины, совершение действии, дискредитирующих звание прокурорского работника.

В ГПК,ХПК,УПК-нормы регламентирующие участие прокурора в судебных заседаниях при рассмотрении дел судами первой инстанции; регламенти­рующие деятельность прокуроров по надзору за испол­нением отраслевого законодательства, имеются в Кодек­се о браке и семье, Уголовно-исполнительном кодексе, ряде других кодифицированных законов.

В Зак«Об оператив­но-розыскной деятельности» прокурор санкционирует проведение оперативно-розыскных мероприятий, затра­гивающих конституционные права граждан.

4.Нормативные правовые акты Генерального прокурора Республики Беларусь: понятие, виды и юридическое значение.

Со­гласно п. 1 ст. 23 Закона «О прокуратуре Республики Бела­русь» Генеральный прокурор в соответствии с законами издает, обязатель­ные для исполнения всеми прокурорскими работниками и работниками прокуратуры. Генеральный прокурор утверждает также инструкции.

Приказ Генерального прокурора - правовой акт, изда­ваемый по основным вопросам организации деятельно­сти органов прокуратуры, отдельным отраслям проку­рорского надзора, а также по личному составу органов прокуратуры.

Распоряжение Генерального прокурора — правовой акт, издаваемый по оперативным вопросам, имеющий, как правило, ограниченный срок действия.

Положения и инструкции, утверждаемые Генеральным прокурором своими приказами, определяют порядок испол­нениями прокурорами каких-либо оперативных или про­цессуальных действий.

Правовые акты Генерального прокурора должны со­ответствовать законодательству Республики Беларусь, а также ранее принятым правовым актам Генерального прокурора.

При необходимости Генеральный прокурор издает правовые акты в форме приказов (постановлений) со­вместно с руководителями других правоохранительных и иных республиканских органов государственного управления.

Отдельные правовые акты руководители других пра­воохранительных и иных республиканских органов госу­дарственного управления перед их изданием предвари­тельно согласовывают с Генеральным прокурором Рес­публики Беларусь. Такое согласование обеспечивает со­ответствие издаваемых подзаконных нормативных пра­вовых актов действующему законодательству.

Основные понятия прокурорского надзора (прокуратура, прокурор, прокурорский работник, руководители органов прокуратуры, субъекты и объекты прокурорского надзора, методика и тактика прокурорского надзора).

Прокуратура– единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами.

Прокурор– действующие в пределах своей компетенции Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры, в том числе транспортные и военные прокуроры, их заместители и помощники, советники, начальники структурных подразделений органов прокуратуры и их заместители, старшие прокуроры и прокуроры структурных подразделений органов прокуратуры, если иное не определено в настоящем Законе;

Прокурорский работник – прокурор, стажер прокуратуры;

Руководители органов прокуратуры – Генеральный прокурор Республики Беларусь, прокуроры областей, города Минска и приравненные к ним Белорусский транспортный и Белорусский военный прокуроры (далее – приравненные к ним прокуроры), а также прокуроры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним транспортные и межгарнизонные военные прокуроры;

Работник прокуратуры – лицо, состоящее в трудовых отношениях с органом прокуратуры и не являющееся прокурорским работником;

Объекты ПН—предприятия, учреждения, организации и др. органы, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов.

Субъекты ПН— участники прокурорско-надзорных отношений: прокурор, осуществляющий надзор, а также физическое (должностное) лицо, исполнение закона которым проверяется прокурором.

Методика ПН — совокупность научно-обоснованных и проверенных на практике методов и приемов (способов)применения правовых средств.

Тактика ПН – совокупность приемов, способов и методов применения правового средства прокурорского надзора.



Просмотров 2436

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!