Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Понятие и система источников права о прокурорском надзоре в РБ
Правовой основой организации и деятельности прокуратуры являются: 1) Конституция РБ 2) Закон РБ «О прокуратуре РБ» 3) ГПК РБ; 4) ХПК РБ; 5) УПК РБ; 6) ПИКОАП; 7) КоБС; 8) УИК РБ; 9) Закон РБ от 9 июля 1999 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» 10) Указ Президента РБ от 27 марта 2008 г. № 181 «Об утверждении Положения о прохождении службы в органах Прокуратуры РБ и другие указы ; 11) Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 г., другие международно-правовые акты; 12) приказы, распоряжения Генерального прокурора РБ В Конституции РБ установлены основы организации и деятельности прокуратуры; посвящена отдельная глава, установлены основные принципы деятельности. В ст. 125 Конституции определена основная функция прокуратуры — надзор за точным и единообразным исполнением законов, иных НПА. Прокуратура наделена полномочием осуществлять надзор за соответствием закону судебных постановлений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях. Прокуратура поддерживает государственное обвинение в судах. Конкретизация конституционных положений об организации и деятельности прокуратуры дана в Законе «О прокуратуре РБ». В этом Законе определены система органов прокуратуры, направления ее деятельности, принципы, на которых основывается эта деятельность, полномочия прокурора, необходимые для осуществления надзора, закреплены правовые средства, которые вправе применять прокурор при надзоре за исполнением законов, других актов законодательства. В Законе предусмотрены акты прокурорского надзора, которые вправе вносить прокурор при выявлении нарушений законов, иных НПА, отражены предъявляемые к ним требования. Установлены требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности в органы прокуратуры, урегулированы другие вопросы организации и деятельности прокуратуры. Развитие нормы Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» получили в Положении о прохождении службы в органах прокуратуры РБ. В этом нормативном правовом акте установлены общие требования к деятельности прокурорских работников при исполнении служебных обязанностей, урегулированы вопросы назначения прокурорских работников на должности, продвижения их по службе, освобождения от должностей, поощрения, награждения, привлечения к дисциплинарной ответственности за нарушение служебных обязанностей, трудовой дисциплины, совершение действии, дискредитирующих звание прокурорского работника. В ГПК,ХПК,УПК-нормы регламентирующие участие прокурора в судебных заседаниях при рассмотрении дел судами первой инстанции; регламентирующие деятельность прокуроров по надзору за исполнением отраслевого законодательства, имеются в Кодексе о браке и семье, Уголовно-исполнительном кодексе, ряде других кодифицированных законов. В Зак«Об оперативно-розыскной деятельности» прокурор санкционирует проведение оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих конституционные права граждан. 4.Нормативные правовые акты Генерального прокурора Республики Беларусь: понятие, виды и юридическое значение. Согласно п. 1 ст. 23 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» Генеральный прокурор в соответствии с законами издает, обязательные для исполнения всеми прокурорскими работниками и работниками прокуратуры. Генеральный прокурор утверждает также инструкции. Приказ Генерального прокурора - правовой акт, издаваемый по основным вопросам организации деятельности органов прокуратуры, отдельным отраслям прокурорского надзора, а также по личному составу органов прокуратуры. Распоряжение Генерального прокурора — правовой акт, издаваемый по оперативным вопросам, имеющий, как правило, ограниченный срок действия. Положения и инструкции, утверждаемые Генеральным прокурором своими приказами, определяют порядок исполнениями прокурорами каких-либо оперативных или процессуальных действий. Правовые акты Генерального прокурора должны соответствовать законодательству Республики Беларусь, а также ранее принятым правовым актам Генерального прокурора. При необходимости Генеральный прокурор издает правовые акты в форме приказов (постановлений) совместно с руководителями других правоохранительных и иных республиканских органов государственного управления. Отдельные правовые акты руководители других правоохранительных и иных республиканских органов государственного управления перед их изданием предварительно согласовывают с Генеральным прокурором Республики Беларусь. Такое согласование обеспечивает соответствие издаваемых подзаконных нормативных правовых актов действующему законодательству. Основные понятия прокурорского надзора (прокуратура, прокурор, прокурорский работник, руководители органов прокуратуры, субъекты и объекты прокурорского надзора, методика и тактика прокурорского надзора). Прокуратура– единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами. Прокурор– действующие в пределах своей компетенции Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры, в том числе транспортные и военные прокуроры, их заместители и помощники, советники, начальники структурных подразделений органов прокуратуры и их заместители, старшие прокуроры и прокуроры структурных подразделений органов прокуратуры, если иное не определено в настоящем Законе; Прокурорский работник – прокурор, стажер прокуратуры; Руководители органов прокуратуры – Генеральный прокурор Республики Беларусь, прокуроры областей, города Минска и приравненные к ним Белорусский транспортный и Белорусский военный прокуроры (далее – приравненные к ним прокуроры), а также прокуроры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним транспортные и межгарнизонные военные прокуроры; Работник прокуратуры – лицо, состоящее в трудовых отношениях с органом прокуратуры и не являющееся прокурорским работником; Объекты ПН—предприятия, учреждения, организации и др. органы, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов. Субъекты ПН— участники прокурорско-надзорных отношений: прокурор, осуществляющий надзор, а также физическое (должностное) лицо, исполнение закона которым проверяется прокурором. Методика ПН — совокупность научно-обоснованных и проверенных на практике методов и приемов (способов)применения правовых средств. Тактика ПН – совокупность приемов, способов и методов применения правового средства прокурорского надзора.
|