Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Правовые средства прокурорского надзора и их классификация



Правовые средства прокурорского над­зора - это закрепленные в законодательстве правовые акты и действия прокурора, с помощью которых реали­зуются его полномочия.

Правовые средства определяют, что вправе и обязаны делать прокуроры при осуществлении надзора за соблю­дением законности. Правовые средства могут быть клас­сифицированы по различным признакам. В частности, в литературе предложено классифицировать правовые сред­ства по цели, характеру и форме. По цели они делятся на средства, направленные на:

а) выявление нарушений законов, иных нпа, причин, их порождающих, и усло­вий, им способствующих;(истребование документов от руководителей, статистических сведений, проведение ревизии, требование письменных объяснений, вызов лиц и т.д)

б) устранение нарушений законов, иных нормативных правовых актов и обстоятельств, им способствующих;(принесение протеста, отмена незаконных и необоснованных постанов­лений и т.д.)

в) привлечение к ответственности нарушителей зако­нов, иных нормативных правовых актов;( возбуждение уголовного дела, дисциплинарного производства или привлечение лица к материальной от­ветственности)

г) обеспечение возмещения материального ущерба, причиненного правонарушением;( принятие мер обеспечения предъявленного или воз­можного в будущем гражданского иска в уголовном деле, предъявление исков в порядке гражданского судо­производства)

д) предупреждение нарушений законов, иных нор­мативных правовых актов(официальное предупреждение о недопустимости нарушения закона, дача согласия на совершение определенных действий, заключения по поводу заявленных ходатайств в судебном заседании).

По характеруправовые средства прокурорского над­зора делятся на:

Ø обязывающие:применя­ются во всех отраслях ПН(требование о проведении проверок и ревизий, выделении специалистов; обязательность рассмотрения протеста и представ­ления прокурора в установленные законом сроки;)

Ø приостанавливающие(приостановление решений, приговоров, опреде­лений и постановлений судов в порядке надзора);

Ø распорядительные(письменные указания органам дознания, лицам, произ­водящим дознание, о производстве следственных, иных процессуальных действий, изъятие от органов дознания и передача следовате­лю любого дела)

По форме правовые средства прокурорского надзора делятся на предусмотренные законодательством:

Ø действия;

Ø акты.

Все действия прокурора в уголовном процессе, граж­данском и хозяйственном судопроизводстве облекаются в процессуальную форму (поддержание государственно­го обвинения, предъявление и поддержание иска, за­явления, заключения и т. д.). При осуществлении надзора за исполнением законодательства и надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера прокурором используются как не требующие письменного оформления действия, так и правовые акты (документы).

7.Понятие, система и классификация принципов деятельности прокуратуры.

Принципы организации и деятельности прокуратуры - это закрепленные в законе общие, руководящие положения, которые определяют государственное назначение прокуратуры, ее организацию и деятельность по надзору за исполнением законодательства, обеспечением закон­ности в государстве.

Соблюдение принципов позволяет прокуратуре успеш­но выполнять стоящие перед ней задачи по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением зако­нов, иных нормативных правовых актов в государстве.

Принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены в Конституции и Законе «О прокуратуре РБ»

Совокупность принципов организации и деятельности прокуратуры составляет ее систему. В ст. 5 Закона «О проку­ратуре Республики Беларусь» закреплены:

1) законности;

2) равенства всех граждан перед законом;

3) независимости прокурора;

4) подчиненности нижестоящих прокуроров выше­стоящим прокурорам;

5) гласности;

6) обязательности исполнения требований прокурора.

Принцип равенства всех граждан перед законом.
Прокурор осуществляет надзор за соблюдением гарантированных государством прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции. РБ, законодательных актах и предусмотренных международными обязательствами, независимо от их пола, расы, национальности, языка, происхождения гражданства, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к политическим партиям и другим общественным объединениям, также от иных обстоятельств.
Принцип законности. Осуществление прокурорами полномочий в соответствии с Конституцией РБ.
В своей деятельности прокурор руководствуется Конституцией, соответствующими ей актами законодательства и в пределах предоставленных ему полномочий осуществляет функции, возложенные на него Законом «О прок-ре» и иными законодательными актами. Прокурор принимает предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами меры по пресечению нарушений законодательства, от кого бы эти нарушения ни исходили, привлечению к ответственности лиц, их совершивших, восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций.
Принцип независимости в деятельности прокуратуры.
Прокурор при осуществлении своих полномочий независим. Какое-либо вмешательство в его деятельность недопустимо и влечет за собой установленную законодательными актами ответственность. Деятельность прокуратуры осуществляется на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, в том числе Генеральному прокурору. Прокурорские работники не могут быть членами политических партий и иных общественных объединений преследующих политические цели.
Принцип обязательности исполнения требований прокурора.
Требования прокурора подлежат исполнению в установленный срок всеми организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе ИП. При этом информация, истребуемая прокурором, предоставляется безвозмездно.
Должностные лица и иные граждане, в том числе ИП, обязаны являться по вызову прокурора и давать объяснения об обстоятельствах, связанных с проверкой соблюдения законодательства. В случае уклонения от явки должностное лицо и иной гражданин, в том числе ИП, по постановлению прокурора доставляются органами внутренних дел в принудительном порядке.
Гласность в деятельности органов прокуратуры.
Прокурорский работник действует гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям зак-ва о защите прав и законных интересов граждан и организаций, а также зак-ва о защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны.
Не допускаются разглашение прокурорским работником сведений, относящихся к личной жизни гражданина, унижающих его честь и достоинство или способных причинить вред его правам, законным интересам или деловой репутации, а равно разглашение сведений, относящихся к деятельности организации, ИП, могущих причинить вред их правам, законным интересам или деловой репутации, если иное не предусмотрено законодательными актами.

8.Общая характеристика принципов деятельности прокуратуры.

Принципы ПН - общие руководящие положения, определяющие существенные стороны организации и осуществления прокурорского надзора. Принципы организации и деятельности прокуратуры - это основополагающие положения, определяющие наиболее существенные признаки деятельности органов прокуратуры и основные предъявляемые к ней требования.
Деятельность прокуратуры основывается на принципах законности, равенства всех граждан перед законом, независимости прокурора, подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, гласности, обязательности исполнения требований прокурора.
Принцип равенства всех граждан перед законом.

Прокурор осуществляет надзор за соблюдением гарантированных государством прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции. РБ, законодательных актах и предусмотренных международными обязательствами, независимо от их пола, расы, национальности, языка, происхождения гражданства, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к политическим партиям и другим общественным объединениям, также от иных обстоятельств.
Принцип законности. Осуществление прокурорами полномочий в соответствии с Конституцией РБ.
В своей деятельности прокурор руководствуется Конституцией, соответствующими ей актами законодательства и в пределах предоставленных ему полномочий осуществляет функции, возложенные на него Законом «О прок-ре» и иными законодательными актами. Прокурор принимает предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами меры по пресечению нарушений законодательства, от кого бы эти нарушения ни исходили, привлечению к ответственности лиц, их совершивших, восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций.
Принцип независимости в деятельности прокуратуры.
Прокурор при осуществлении своих полномочий независим. Какое-либо вмешательство в его деятельность недопустимо и влечет за собой установленную законодательными актами ответственность. Деятельность прокуратуры осуществляется на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, в том числе Генеральному прокурору. Прокурорские работники не могут быть членами политических партий и иных общественных объединений преследующих политические цели.
Принцип обязательности исполнения требований прокурора.
Требования прокурора подлежат исполнению в установленный срок всеми организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе ИП. При этом информация, истребуемая прокурором, предоставляется безвозмездно.
Должностные лица и иные граждане, в том числе ИП, обязаны являться по вызову прокурора и давать объяснения об обстоятельствах, связанных с проверкой соблюдения законодательства. В случае уклонения от явки должностное лицо и иной гражданин, в том числе ИП, по постановлению прокурора доставляются органами внутренних дел в принудительном порядке.
Гласность в деятельности органов прокуратуры.
Прокурорский работник действует гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям зак-ва о защите прав и законных интересов граждан и организаций, а также зак-ва о защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны.
Не допускаются разглашение прокурорским работником сведений, относящихся к личной жизни гражданина, унижающих его честь и достоинство или способных причинить вред его правам, законным интересам или деловой репутации, а равно разглашение сведений, относящихся к деятельности организации, ИП, могущих причинить вред их правам, законным интересам или деловой репутации, если иное не предусмотрено законодательными актами.

9.Задачи и направления деятельности прокуратуры и их классификация.

В соответствии со ст. 4 Закона о прокуратуре задачами прокуратуры являются: обеспечение верховенства права, законности и правопорядка; защита прав и законных интересов граждан организаций, а также общественных и государственных интересов

Направления деятельности прокуратуры — это виды деятельности Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров, при осуществлении которых достигаются цели, поставленные законом перед прокуратурой, и выполняются возложенные на нее задачи. В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор:
- за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органам государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров РБ, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе ИП;
- исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
- исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;
- соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;
- соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера.
Прокуратура Республики Беларусь в соответствии с возложенными на нее задачами действует по следующим основным направлениям:
- надзор за исполнением законодательства;
- надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
- надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;
- надзор за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;
- надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера;
- борьба с нарушениями законов, определяющих права, свободы и охраняемые законом интересы личности;
- координация правоохранительной деятельности государственных органов по борьбе с преступностью, в том числе с коррупцией, а также деятельности по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью;
- разработка совместно с другими государственными органами мер по предупреждению преступлений и иных правонарушений.

10.Надзорные направления деятельности прокуратуры: понятие, предмет и пределы.

Надзорное направление—это деятельность прокуроров, направленная на обеспечение точного и единообразного исполнения поднадзорными объектами законов и их НПА.

Предмет рассматривается в 3-х аспектах:

1. надзор за точным и единообразным исполнением законов и НПА

2. надзор за законностью издаваемыми должностными лицами правовых актов

3. надзор за соответствием законодательных решений, действий государственных органов, должностных лиц

Пределы ПН:



Просмотров 5226

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!