Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА



Широкова Г. А.

Ш64 Практикум для детского психолога / Г.А. Широко­ва, Е.Г. Жадько. — Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Фе­никс, 2006. — 314, [1]с.: ил. — (Психологический практикум). 18ВМ 5-222-10194-0

В книге дается обзор современных отечественных и зарубежных исследований по проблемам развития детей-дошкольников (гиперактивность, агрессивность, застен­чивость, ранний детский аутизм, задержка психического развития и т.д.). Комплекс диагностических методик и описание общей стратегии коррекционной работы помо­гут специалистам выстроить индивидуальную програм­му. Предлагаемые рекомендации будут способствовать оптимизации общения родителей и детей.

Приведены подвижные и дидактические игры, кото­рые могут быть использованы в индивидуальной и групповой работе с детьми-дошкольниками.

Книга имеет практическую направленность и адресо­вана детским психологам, а также может быть полезна заинтересованным родителям.

УДК 159.922.7(076) ББК 88.8я7ISBN 5-222-10194-0

© Широкова Г. А.,

Жадько Е. Г., 2004 © Изд-во «Феникс», оформление, 2004


ВВЕДЕНИЕ

Во взаимосвязанной системе деятельности детского практического психолога коррекция тех или иных нару­шений является наиболее востребованной со стороны ро­дителей и педагогов. Часто такая ситуация обуславлива­ется желанием переложить ответственность за свои ошиб­ки на кого-то другого. При благоприятных обстоятель­ствах психолог может переориентировать родителей и пе­дагогов с поисков виновного на поиски конструктивного выхода из сложившегося положения. Но главным ориен­тиром в его деятельности должна быть защита прав ре­бенка, особенно ребенка, имеющего какие-то проблемы в развитии.

В рамках отечественной психологической науки осо­бое место отводится среде как источнику развития лич­ности. В соответствии со взглядами Л. С. Выготского1, человек не может полноценно развиваться в отрыве от других людей, наполняющих средовое воздействие либо позитивными, либо негативными стимулами. Таким об­разом, одно из ведущих мест в жизни человека отводится семье, образовательному учреждению и т. д. Поэтому в книге рассматриваются вопросы влияния детско-роди-тельских отношений и стиля воспитания на развитие личности ребенка-дошкольника, а их нарушение — как фактор, опосредующий появление проблем и деформаций.

Проблемы развития детей-дошкольников, представлен­ные в книге, разнообразны по глубине и распространен­ности. Это:

— синдром дефицита внимания с гиперактивностыо (СДВГ);

— агрессивность;

— застенчивость и тревожность;

— ранний детский аутизм (РДА);

— задержка психического развития (ЗПР);

— вербализм;

1 Выготский Л. С. Собрание сочинений. М., 1984.


— воровство;

— лживость;

— онанизм;

— «уход от деятельности».

Достижение результатов в ходе коррекционной рабо­ты возможно при условии знания спектра причин воз­никновения нарушения у конкретного ребенка. В книге предлагается обзор отечественных и зарубежных иссле­дований по указанным проблемам, включающий описа­ние особенностей проявления симптомокомплекса у детей дошкольного возраста. Комплекс диагностических мето­дик и описание общей стратегии коррекционной работы помогут специалистам выстроить индивидуальную про­грамму. Оптимизации процесса общения родителей и де­тей будут способствовать предлагаемые рекомендации.

Во второй части имеется обзор подвижных и дидакти­ческих игр, которые могут использоваться как в индиви­дуальной, так и в групповой работе с детьми-дошкольни­ками. Каждая игра сопровождается небольшим коммен­тарием, содержащим рекомендации по ее оптимальной организации или возможности коррекционно-развиваю-щего эффекта. Включены как авторские, так и ставшие народными игры.

Словарь терминов поможет в осмыслении теоретиче­ского материала.

Книга имеет практическую направленность и адресо­вана детским психологам. Она представляет собой обоб­щение современных подходов к оказанию помощи детям-дошкольникам и их родителям.


Часть 1

СИСТЕМА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,

ИМЕЮЩИМИ ПРОБЛЕМЫ ВРАЗВИТИИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

Данное направление деятельности психолога в ДОУ является наиболее сложным и ответственным. Оно вклю­чает в себя достаточно широкий спектр форм работы:

— групповые психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах);

— индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах);

— тренинговые занятия с педагогами и специалиста­ми ДОУ;

— индивидуальные занятия с одаренными детьми;

— занятия по психологической подготовке детей к школь­ному обучению;

— тематические занятия с родителями (например, обу­чающие семинары).

С точки зрения И. В. Дубровиной1, основной целью коррекционной работы с детьми является содействие их полноценному психическому и личностному развитию.

Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И. В.Дубровиной. М„ 1998.



Построение индивидуальных образовательных программ должно основываться на знании возрастных норм и воз­можностей конкретного ребенка.

В процессе реализации данного направления нельзя просто упражнять ребенка или взрослых в дефицитар-ной1 функции. Необходимо с первых этапов работы ори­ентироваться на возможные достижения в процессе кор­рекции. В этом и заключается единство коррекции и раз­вития.

Залог успеха коррекционно-развивающей деятельно­сти — правильно выявленная причина той или иной про­блемы. В психике человека все взаимосвязано, поэтому деформации или нарушения в одной сфере часто влекут за собой появление проблем в другой.

Виды нарушений развития ребенка-дошкольника2:

1. Нарушения, вызванные негативным воздействием на ребенка (единичные случаи).

2. Нарушения, вызванные систематическим негатив­ным отношением к ребенку, следствием которого явилось отсутствие каких-либо важных структурных компонен­тов психики.

3. Нарушения, являющиеся следствием деформации психики.

4. Глобальное отставание всех сфер и процессов.
Такая классификация деятельности в рамках коррек-

ционно-развивающего направления требует учитывать ряд важных моментов. В работе с детьми дошкольного возра­ста невозможно полноценное психотерапевтическое воз­действие, в связи с чем практический психолог ДОУ впра­ве использовать лишь элементы различных технологий. Тем более, что концептуальными основаниями деятель­ности психологической службы являются достижения оте­чественной психологической школы, а большинство тех-

1 Дефицитарная функция.— определенная область какой-либо
из сфер личности, характеризующаяся низким уровнем раз­
вития.

2 На основе классификации Е. И. Рогова.


ник разработано в зарубежной. При выборе средств кор-рекционного воздействия необходима уверенность в при­чинах того или иного нарушения. Кроме того, как и в вы­боре диагностических методик, в коррекционно-развива-ющем направлении ориентиром являются прежде всего возрастные особенности детей-дошкольников, ведущий вид деятельности. Поэтому построение занятий должно пре­дусматривать приоритет игровой формы, а целевая уста­новка должна варьироваться в различных сочетаниях, как показано на схеме 1.

Такой спектр проблем требует наличия обширного ба­гажа средств (схема 2).

В процессе подготовки детей к школе необходимо де­лать акцент на развитие учебных навыков, но отнюдь не на операциях счета, письма и чтения. По возможности, на это необходимо ориентировать и родителей. Ребенок должен научиться мыслить, анализировать, находить не­стандартные творческие решения, грамотно и связно раз­говаривать, удерживать необходимое время свое внима­ние и т. д. Приоритет в развитии операциональных на­выков в дошкольном возрасте приведет на школьном этапе к неутешительным результатам (потеря интереса к уче­бе, нарушение деятельности мозговых структур и т. д.).

1 Детская практическая психология / Под ред. Т. Д. Марцин-ковской. М., 2000.


Данное направление включает и работу со взрослыми (родителями и педагогами), предполагающую их актив­ное обучение навыкам взаимодействия, саморегуляции.



Просмотров 893

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!