![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА 5 часть
1 Карабанова О. С. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997. 1 В особых игровых условиях ребенок имеет возможность моделировать систему социальных отношений в наглядно-действенной форме, развивать ориентировку в них. 2. В условиях игры происходит постепенное преодоление познавательного и личностного эгоцентризма, благодаря чему развивается самосознание ребенка, он становится социально компетентным, приобретает опыт разрешения проблемных ситуаций. 3. Наличие наряду с игровыми партнерских отношений создает в игре условия для позитивного личностного развития. 4. В игре происходит поэтапное освоение, отработка, интериоризация (перевод во внутренний план) и усвоение адекватных способов разрешения проблемных ситуаций. 5. На основе осознания и вербализации своих внутренних переживаний в игре ребенок получает возможность для осознания смысла проблемной ситуации и изменения отношения к ней. 6. Подчинение игровым правилам в контексте роли стимулирует формирование элементов произвольной регуляции поведения и деятельности ребенка. Таким образом раскрывается многофункциональность игровой деятельности, ее комплексное воздействие на развитие личности и поведения ребенка-дошкольника. Игры, предлагаемые далее, подбирались с учетом возможности их использования и в повседневной жизни детей, имеющих проблемы. В первом разделе представлены игры, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы, их целью является: — развитие невербальных средств общения; — осознание собственных ЧVвств и переживаний; — развитие интереса к сверстникам; — развитие умения действовать согласованно; — развитие умения вступать в диалог. Эти игры способствуют также снятию эмоциональнох напряжения; снижению чувства страха; формированию выдержки, терпимого отношения к физическому контакту с другими людьми; развитию уверенности в себе, позитивного самовосприятия. Во второй части представлены игры, целью которых является развитие: — пространственного мышления; — слухового внимания, восприятия; — речи, активного словаря; — навыков счета; — наблюдательности; а также усвоение сенсорных эталонов и расширение кругозора. Необходимо уточнить, что такое деление игр очень условно, так как многие из них помогают в решении сразу нескольких проблем. Так, например, игра «Оживи картинку» (автор — М. Сигимова) имеет своей целью не только развитие воображения и памяти, но и развитие коммуникативных навыков. Важно, какие акценты делать в процессе ее использования. Предлагаемые игры можно использовать в работе со всеми детьми-дошкольниками — как с проблемными, так ис развивающимися в рамках возрастной нормы. В каждой игре имеется указание на контингент детей, которым она будет наиболее полезна. РАЗДЕЛ 1 ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ И ДВИГАТЕЛЬНАЯ СФЕРА Кинолента (М. Сигимова) Цель: развитие невербальных средств общения, развитие памяти. Нарушение: застенчивость/тревожность, СДВГ. Возраст: 5-6 лет. Количество играющих: группа (6-7 человек). Описание игры: дети садятся в круг и создают кино «с первого слова». Первый ребенок придумывает слово, второй должен повторить его и добавить одно свое слово, третий — повторить первые два слова и сказать свое, четвертый — повторить первые три слова и сказать четвертое и т. д. Когда все дети проговорят желаемое, они должны показать фильм с помощью пластики и мимики. Комментарий: вместо показа кино игра может закончиться сочинением сказки или рассказа с использованием предложенных слов. Если же взрослый ставит задачу мышечного раскрепощения детей, развития способности передавать свои чувства и переживания невербально (мимикой и пантомимой), тогда лучше использовать первый вариант окончания игры. Мысленное путешествие по картинке (М. Сигимова) Цель: развитие воображения, осознание собственных чувств и переживаний. Нарушение: застенчивость/тревожность. Возраст: 6-7 лет. Количество играющих: двое и более. Необходимые приспособления: картина. Описание игры: взрослый показывает детям картину, они должны внимательно рассмотреть ее, а затем пред-
ставить себя на этой картине. Помочь им в рассказе могут вопросы: — Где ты сейчас находишься? — Что видишь, слышишь? — Что происходит во время твоего путешествия? — Есть ли кто-то рядом? — Что бы ты хотел сейчас сделать? — Хочется ли тебе уйти с картины? — Хотел бы ты пригласить кого-нибудь с собой в путешествие по картине? Комментарий: игра содержит ярко выраженный диагностический аспект, так как с помощью предложенных вопросов взрослый может помочь ребенку раскрыть свой внутренний мир, особенности своего «Я», узнать, какие взаимоотношения складываются в его семье. Главное — идти за ребенком, вовремя задать нужный вопрос. Ау! (О. Хухлаева, О. Хухлаев) Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия. Нарушение: застенчивость/тревожность, СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 3—4 года. Количество играющих: 5—6. Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал. Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве. Пальцы — звери добрые, пальцы — звери злые (О. Хухлаева, О. Хухлаев) Цель: развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков. Нарушение: СДВГ, РДА, агрессивность. Возраст: 3-4 года. Количество играющих: любое. Описание игры: дети представляют, что их пальчики — добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т. д. Комментарий: взрослый предлагает детям превратить свои пальчики, например, на правой руке — в добрых волчат, а на левой — в злых зайчат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, может быть, поссориться. Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей. Кроме развивающего эффекта игра дает возможностт выявить особенности общения детей. Игра полезна гиперактивным, агрессивным и аутич-ным детям. Она помогает им ощутить возможности своего тела, найти новые способы налаживания контакта, преодолеть боязнь физического контакта. Змейка Цель: развитие ловкости и координации, умения действовать согласованно. Нарушение: застенчивость/тревожность, СДВГ, агрессивность. Возраст: любой, но предпочтительно одинаковый. Количество играющих: 10 и более. Описание игры: выбирают водящего, он становится во главе «змейки», которую образуют игроки, становясь в ряд лицом в одну сторону. Водящий бежит по причудливой траектории, делая резкие повороты и закручивая «змейку». Его цель — заставить играющих расцепить руки. Такие дети из игры выбывают. Выигрывают те, кто дольше всех продержится в «змейке». Комментарий: взрослый занимает либо позицию наблюдателя, либо позицию судьи, который следит за соблюдением целостности «змейки» и выводит нарушивших правила игроков. Оказываясь в ситуации, в которой необходимо и в прямом и в переносном смысле держаться друг за друга, дети приобретают опыт проживания различных ситуаций, учатся не бояться общения, согласовывать свои действия.
![]() |