Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА 5 часть



1 Карабанова О. С. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.


1 В особых игровых условиях ребенок имеет воз­можность моделировать систему социальных отношений в наглядно-действенной форме, развивать ориентировку

в них.

2. В условиях игры происходит постепенное преодоле­ние познавательного и личностного эгоцентризма, благо­даря чему развивается самосознание ребенка, он стано­вится социально компетентным, приобретает опыт раз­решения проблемных ситуаций.

3. Наличие наряду с игровыми партнерских отноше­ний создает в игре условия для позитивного личностного развития.

4. В игре происходит поэтапное освоение, отработ­ка, интериоризация (перевод во внутренний план) и усво­ение адекватных способов разрешения проблемных си­туаций.

5. На основе осознания и вербализации своих внут­ренних переживаний в игре ребенок получает возмож­ность для осознания смысла проблемной ситуации и из­менения отношения к ней.

6. Подчинение игровым правилам в контексте роли стимулирует формирование элементов произвольной ре­гуляции поведения и деятельности ребенка.

Таким образом раскрывается многофункциональность игровой деятельности, ее комплексное воздействие на раз­витие личности и поведения ребенка-дошкольника.

Игры, предлагаемые далее, подбирались с учетом воз­можности их использования и в повседневной жизни де­тей, имеющих проблемы. В первом разделе представлены игры, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы, их целью является:

— развитие невербальных средств общения;

— осознание собственных ЧVвств и переживаний;

— развитие интереса к сверстникам;

— развитие умения действовать согласованно;

— развитие умения вступать в диалог.

Эти игры способствуют также снятию эмоциональнох напряжения; снижению чувства страха; формированию


выдержки, терпимого отношения к физическому контак­ту с другими людьми; развитию уверенности в себе, пози­тивного самовосприятия.

Во второй части представлены игры, целью которых

является развитие:

— пространственного мышления;

— слухового внимания, восприятия;

— речи, активного словаря;

— навыков счета;

— наблюдательности;

а также усвоение сенсорных эталонов и расширение

кругозора.

Необходимо уточнить, что такое деление игр очень условно, так как многие из них помогают в решении сра­зу нескольких проблем. Так, например, игра «Оживи кар­тинку» (автор — М. Сигимова) имеет своей целью не только развитие воображения и памяти, но и развитие коммуникативных навыков. Важно, какие акценты де­лать в процессе ее использования.

Предлагаемые игры можно использовать в работе со всеми детьми-дошкольниками — как с проблемными, так ис развивающимися в рамках возрастной нормы. В каж­дой игре имеется указание на контингент детей, которым она будет наиболее полезна.


РАЗДЕЛ 1

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ

И ДВИГАТЕЛЬНАЯ СФЕРА

Кинолента (М. Сигимова)

Цель: развитие невербальных средств общения, раз­витие памяти.

Нарушение: застенчивость/тревожность, СДВГ.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: группа (6-7 человек).

Описание игры: дети садятся в круг и создают кино «с первого слова». Первый ребенок придумывает сло­во, второй должен повторить его и добавить одно свое слово, третий — повторить первые два слова и сказать свое, четвертый — повторить первые три слова и ска­зать четвертое и т. д. Когда все дети проговорят жела­емое, они должны показать фильм с помощью пласти­ки и мимики.

Комментарий: вместо показа кино игра может закон­читься сочинением сказки или рассказа с использовани­ем предложенных слов.

Если же взрослый ставит задачу мышечного раскре­пощения детей, развития способности передавать свои чувства и переживания невербально (мимикой и панто­мимой), тогда лучше использовать первый вариант окон­чания игры.

Мысленное путешествие по картинке (М. Сигимова)

Цель: развитие воображения, осознание собственных чувств и переживаний.

Нарушение: застенчивость/тревожность.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: двое и более.

Необходимые приспособления: картина.

Описание игры: взрослый показывает детям картину, они должны внимательно рассмотреть ее, а затем пред-



ставить себя на этой картине. Помочь им в рассказе мо­гут вопросы:

— Где ты сейчас находишься?

— Что видишь, слышишь?

— Что происходит во время твоего путешествия?

— Есть ли кто-то рядом?

— Что бы ты хотел сейчас сделать?

— Хочется ли тебе уйти с картины?

— Хотел бы ты пригласить кого-нибудь с собой в пу­тешествие по картине?

Комментарий: игра содержит ярко выраженный ди­агностический аспект, так как с помощью предложенных вопросов взрослый может помочь ребенку раскрыть свой внутренний мир, особенности своего «Я», узнать, какие взаимоотношения складываются в его семье. Главное — идти за ребенком, вовремя задать нужный вопрос.

Ау! (О. Хухлаева, О. Хухлаев)

Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового вос­приятия.

Нарушение: застенчивость/тревожность, СДВГ, РДА, ЗПР.

Возраст: 3—4 года.

Количество играющих: 5—6.

Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем ос­тальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо ис­пользовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ре­бенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодо­леть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

Пальцы — звери добрые, пальцы — звери злые (О. Хухлаева, О. Хухлаев)

Цель: развитие эмоциональной сферы, коммуникатив­ных навыков.

Нарушение: СДВГ, РДА, агрессивность. Возраст: 3-4 года.


Количество играющих: любое.

Описание игры: дети представляют, что их пальчики — добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зай­чата и т. д.

Комментарий: взрослый предлагает детям превратить свои пальчики, например, на правой руке — в добрых волчат, а на левой — в злых зайчат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, может быть, поссориться. Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей. Кроме развивающего эффекта игра дает возможностт вы­явить особенности общения детей.

Игра полезна гиперактивным, агрессивным и аутич-ным детям. Она помогает им ощутить возможности свое­го тела, найти новые способы налаживания контакта, преодолеть боязнь физического контакта.

Змейка

Цель: развитие ловкости и координации, умения дей­ствовать согласованно.

Нарушение: застенчивость/тревожность, СДВГ, агрес­сивность.

Возраст: любой, но предпочтительно одинаковый.


Количество играющих: 10 и более.

Описание игры: выбирают водящего, он становится во главе «змейки», которую образуют игроки, становясь в ряд лицом в одну сторону. Водящий бежит по причуд­ливой траектории, делая резкие повороты и закручивая «змейку». Его цель — заставить играющих расцепить руки. Такие дети из игры выбывают. Выигрывают те, кто дольше всех продержится в «змейке».

Комментарий: взрослый занимает либо позицию на­блюдателя, либо позицию судьи, который следит за со­блюдением целостности «змейки» и выводит нарушив­ших правила игроков.

Оказываясь в ситуации, в которой необходимо и в пря­мом и в переносном смысле держаться друг за друга, дети приобретают опыт проживания различных ситуаций, учатся не бояться общения, согласовывать свои действия.



Просмотров 624

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!