![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Войди в круг — выйди из круга
Цель: развитие эмпатии, отработка способов поведения в одиночестве, совершенствование навыков межличностной коммуникации. Нарушение: СДВГ, агрессивность. Возраст: 6—7 лет. Количество играющих: не больше 10. Описание игры: дети выбирают водящего и становятся в круг, очень тесно прижимаясь друг к другу (ногами, туловищами, плечами) и обхватывая друг друга за та- лию. Водящий остается за кругом. Он всеми силами пытается пробраться в круг — уговаривает, толкается, старается разорвать цепь. Если водящему удается пробиться в центр круга, все его поздравляют, а пропустивший становится водящим. Комментарий: взрослый следит, чтобы дети не проявляли агрессию, помогает водящему, если ему приходится совсем туго. В такой игре ребенок получает бесценный опыт общения с разными людьми, когда нужно в одной ситуации проявить уступчивость, попытаться уговорить человека, а в другой, наоборот, проявить твердость и настоять на своем. Зоопарк Цель: развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: две команды. Описание игры: интереснее играть командами. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда — зрители — они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ролями. Комментарий: нужно стимулировать детей к тому, чтобы они передавали повадки того или иного животного, а также по своему желанию наделяли его какими-либо чертами характера. Старенькая бабушка Цель: развитие коммуникативных навыков, доверия, эмпатии, развитие моторной ловкости. Нарушение: СДВГ, агрессивность. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: 8-10. Необходимые приспособления: платки для завязывания глаз. Описание игры: дети разбиваются на две команды — бабушки (дедушки) и внуки (внучки). «Старичкам» завязывают глаза — они очень старенькие, поэтому ничего не видят и не слышат и их надо непременно отвести к врачу. Идти придется через улицу с сильным движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки (внучки), постаравшись, чтобы их не сбила машина.
Затем мелом рисуют улицу, а несколько детей становятся «машинами», бегая по «улице» туда-сюда. Задача внуков — не только перевести «старичков» через дорогу, но и показать доктору (его роль играет кто-то из детей), и купить лекарство в аптеке, а затем привести домой. Комментарий: перед началом игры можно побеседовать с детьми о необходимости оказания помощи пожилым людям, бабушкам и дедушкам. Нужно потренироваться в принятии характерной позы. В процессе игры взрослый регулирует взаимоотношения между играющими. Бабушки (дедушки) должны довериться внукам, машины должны соблюдать правила. Найди отличие (Е. Лютова, Г. Монина) Цель: развитие коммуникативных навыков. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: 3—4 года. Количество играющих: взрослый + ребенок (группа детей). Необходимые приспособления: лист бумаги, карандашей). Описание игры: ребенок рисует все, что ему захочется, затем передает листок взрослому. Взрослый добавляет одну или несколько деталей и возвращает рисунок ребенку, который должен найти изменения. Затем взрослый рисует, а ребенок вносит изменения — они меняются ролями. Комментарий: если в игре принимают участие несколько детей, их можно расположить по кругу и предложить меняться рисунками, пустив их по кругу, пока листок не вернется к хозяину. В зависимости от особенностей детей игра может проходить как в быстром, так и в медленном темпе. После завершения игры рисунки раскладываются на столе или на полу. Взрослый предлагает поговорить о них. Важно спросить ребенка, нравится ли ему рисунок, что именно нравится (или не нравится), что бы он хотел убрать (добавить) и т. д. Жужа Цель: отреагирование отрицательных эмоций. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность. Возраст: 5-6 лет. Количество играющих: группа детей. Необходимые приспособления: полотенце. Описание игры: выбирается ведущий — «Жужа», он сидит на стуле с полотенцем в руках, а остальные дети
бегают вокруг него, дразнятся, строят рожицы, щекочут ее. Когда «Жуже» это надоест, он вскакивает и гоняется за обидчиками, стараясь ударить их полотенцем по спине. Комментарий: нужно настроить детей на то, что дразнилки не должны быть обидными. А «жужа» должен терпеть как можно дольше. Следующим «жужей» становится первый из обидчиков, до которого он дотронется. Газета Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: четверо, или кратное четырем. Необходимые приспособления: газета. Описание игры: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится. Комментарий: эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом, снимает «мышечный панцирь», делает их более открытыми. Особенно это важно для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие-то травмы. Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газету они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа. Трио (К. Фопель) Цель: развитие умения согласовывать свои действия, действовать сообща. Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность. Возраст: 8-9 лет. Количество играющих: кратное трем. Необходимые приспособления: пустые коробки из-под обуви. ■ _ - Описание игры: дети разбиваются на тройки, обнимают друг друга за плечи. Тот, кто стоит в центре, ставит обе ноги в разные коробки. В те же коробки стоящий от него справа ставит левую ногу, а стоящий слева — правую. Таким образом, получается невиданное существо с тремя туловищами и четырьмя ногами. Ему предстоит пройти несколько метров. Если дети успешно справля-
ются с заданием, можно предложить им взять в компанию еще игрока и еще... В процессе движения они могут обсуждать друг с другом последовательность действий, а также способы справиться с заданием. Комментарий: несмотря на то что автором игра предназначена для детей 8-9 лет, она вполне доступна для детей 6—7 лет. Она интересна как игра-соревнование, в процессе которого им необходимо прийти к согласию, чтобы достичь финиша. Но с детьми-дошкольниками перед началом игры необходимо провести тренировку, сначала в парах, а уж затем в тройках, так как им трудно будет сразу научиться координировать свои движения, что может привести к падениям. Клубочек Цель: развитие коммуникативных навыков. Нарушение: застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР. Возраст: от 4-х лет. Количество играющих: группа детей. Необходимые приспособления: клубок ниток. Описание игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему. Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а взрослому помогает определить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников. Ведущим может быть выбран и ребенок. Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья. Чертик, чертик, кто я? Цель: устранение страхов. Нарушение: застенчивость/тревожность. Возраст: 5-6 лет. Количество играющих: чем больше, тем лучше. Необходимые приспособления: страшная маска. Описание игры: выбирается водящий. Ему надевают страшную маску, а дети бегают вокруг него, кричат и стараются ухватить за руки. Водящий должен по голосу, либо ощупывая протянутые руки, сказать, кто перед ним. Комментарий: одним из главных правил в этой игре, которое дети должны четко усвоить, должен стать договор о том, что хватать «чертика» можно только за руки. В роли «чертика» должны побывать все дети, чтобы они смогли испытать одинаковые эмоции, может быть, даже негативные. Тогда дети лучше понимают чувства другого. Закончить игру лучше ритуалом, в ходе которого взрослый подходит к каждому игроку (если он был «чертиком») и, поглаживая его по голове и рукам, говорит: . «Теперь ты мальчик (девочка) ... (имя)». Зеркала Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных навыков. Нарушение: СДВГ, агрессивность. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: группа детей. Описание игры: выбирается ведущий. Он становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбывает. Победивший ребенок становится ведущим. Комментарий: необходимо напомнить детям, что они — «зеркало» ведущего, т. е. должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он. Поварята Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: старше 4-х лет. Количество играющих: группа детей. Описание игры: все дети встают в круг — это «кастрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» — суп, компот, салат и т. д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морков- кой или чем-нибудь еще. Ведущий — взрослый, он выкрикивает название ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда». Комментарий: хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание. Эта игра помогает снять мышечные зажимы, скованность через легкий имитационный массаж. Разговор с руками (И. Шевцова) Цель: отреагирование эмоций, развитие позитивного самовосприятия. Нарушение: СДВГ, агрессивность, РДА. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: взрослый и ребенок. Необходимые приспособления: карандаши, лист бумаги. Описание игры: в эту игру играют, если ребенок склонен к дракам или разрушению. Взрослый предлагает ребенку обвести контур ладошек, а затем «оживить» их: нарисовать им лица (глазки, ротик, носик и т. д.), можно раскрасить пальчики цветными карандашами. Затем взрослый начинает разговор с пальчиками, расспрашивая их об их привычках и привязанностях, о том, что они любят и чего не любят. Отвечать может ребенок, но если он молчит, то взрослый сам отвечает за пальчики, рассказывая о том, какие они хорошие, как много они умеют. Потом взрослый говорит: «Но пальчики иногда не слушаются своего хозяина», — и предлагает заключить с непослушными пальчиками «договор», что они в течение 2-3 дней не будут никому причинять боль и не будут ничего ломать, будут делать только хорошее: здороваться, мастерить, играть, помогать хозяину одеваться и раздеваться. Для гиперактивных детей назначают меньший срок — 1-2 дня или даже не- сколько часов. Если ребенок вступает в эту игру, то через оговоренный промежуток времени можно повторить рисование с ним, похвалив пальчики и их хозяина, а также предложив больший срок действия «договора». Комментарий: игра может не получиться с первого раза, так как расторможенные дети с трудом переносят приобретенные навыки в повседневную жизнь, испытывают трудности в контроле за своими порывами. В процессе самой игры взрослый косвенно должен убедить ребенка в том, что он подружится со своими пальчиками, сделает их добрыми. Так, с одной стороны, у ребенка развивается позитивное самовосприятие, а с другой стороны, он задумывается над проблемой. На мостике Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: две команды. Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30—40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать через черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что когда он остался один, мостик перевернулся). Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют». Комментарий: приступив к игре, дети должны договориться о темпе движения, следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика — аккуратно поменяться местами и дойти до конца. Чьи вещи? (Р. Калинина) Цель: развитие умения перевоплощаться, расширение и уточнение знаний о различных профессиях. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 3-4 года. Количество играющих: 5-6. Необходимые приспособления: атрибуты различных профессий: градусник, кастрюля, гармошка, катушка и т. д. Описание игры: взрослый говорит детям, что к ним приходили представители разных профессий и каждый что-то забыл. Он просит играющих помочь разобраться, назвав профессию обладателя той или иной вещи. Ответивший правильно получает этот предмет и играет с ним дальше, изображая, как он работает. Комментарий: по мере увеличения возраста детей сюжет может развиваться и усложняться через обнаружение детьми взаимосвязей между профессиями. Например, чтобы пекарь мог печь хлеб, ему нужна мука, ее, в свою очередь, должен привозить шофер и т. д. Интересно понаблюдать за взаимоотношениями детей, поставленных в ситуацию необходимости налаживания контакта. Это помогает лучше понять личностные особенности ребенка, выявить его проблемы. Мяч в круге (Ю. и М. Шевченко) Цель: развитие координации движений, навыков невербального общения. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: 6 и более. Необходимые приспособления: несколько мячей. Описание игры: дети становятся в круг и бросают друг другу мячи, предварительно знаками показав, кому бу дут бросать. Если тот, кому был брошен мяч, не поймал его, он выбывает. Комментарий: условные знаки могут оговариваться заранее или быть произвольными. Важно также заранее оговорить, что знаки не должны сопровождаться словами. Этот уговор может стать частью правил игры. Ходим в шляпах Цель: тренировка вестибулярного аппарата, развитие моторной ловкости. Нарушение: СДВГ, агрессивность. Возраст: 4-14 лет. Количество играющих: любое. Необходимые приспособления: мешочки с песком весом до 500 г. Описание игры: каждому ребенку на голову кладут мешочек с песком — «шляпу». Ведущий (взрослый) проверяет, правильная ли осанка у детей, а затем дает сигнал к ходьбе. Дети ходят, стараясь не уронить «шляпу». Выигрывает тот, кто за определенное время ни разу не уронил «шляпу». Комментарий: игру можно усложнить, разложив на пути детей различные предметы, через которые надо переступать; а также предложив станцевать или пройти по канату. Эта игра особо рекомендуется расторможенным детям, у которых способность к концентрации и самоконтролю развита слабо. Само игровое правило стимулирует к сосредоточению на своих достижениях, контролю над ними. Следует обратить внимание и на то, что у таких детей плохо развита мотивация к достижениям, они редко доводят что-либо начатое до конца. Поэтому на первых этапах игры можно предложить детям походить «в шляпах» какое-либо фиксированное время, постепенно его увеличивая. Также можно подобрать индивидуальные способы развития целеустремленности. Сиамские близнецы (Н. Кряжева) Цель: развитие моторной ловкости, тактильной чувствительности. Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: не менее двух. Описание игры: дети разбиваются на пары, им предлагается стать «сиамскими близнецами», сросшимися руками, ногами, спинками или головами. После этого дети могут заняться каким-либо делом: походить, попрыгать, сесть, встать, порисовать и т. д. Дети забывают, что они — сиамские близнецы, поэтому можно связать веревкой или скакалкой сросшиеся части тела (руки, ноги), ведь тогда «близнецы» действуют более дружно и слаженно. Комментарий: такая игра ставит детей перед необходимостью договариваться между собой, помогать друг другу. Это развивает умение вступать в контакт, преодолевать робость. Сиамские близыецы-2 Цель: развитие моторной ловкости, тактильной чувствительности. Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, РДА, Возраст: 5-6 лет. Количество играющих: два и более. Описание игры: дети становятся плечом друг к другу, одной рукой обнимают друг друга за пояс, соприкасающиеся ноги можно связать веревочкой. Теперь у них три ноги, две головы, две руки и одно туловище. Игра заключается в выполнении команд ведущего: встать, сесть, попрыгать, лечь, повернуться, встать и т. д. Комментарий: чтобы дети привыкли к новым ощущениям, начать игру лучше с простой ходьбы. Хорошо, если взрослый обыграет обыкновенные действия: «На одном маленьком острове жили самые обыкновенные люди, которые ели, пили, гуляли, играли (выполнение детьми соответствующих действий). Но однажды прилетела злая колдунья и превратила всех жителей в сиамских близнецов. Поначалу им было очень трудно, ведь они привыкли все делать самостоятельно. Но постепенно они привыкли и к этому, и стали ходить, сидеть, ложиться спать (и т. д.), как сиамские близнецы». По кочкам Цель: развитие моторной ловкости. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность. Возраст: старше 5-ти лет. Количество играющих: группа детей. . Необходимые приспособления: подушки, их количество должно быть на одну меньше, чем количество игроков. Описание игры: подушки раскладывают на полу, на расстоянии, которое можно перепрыгнуть лишь с усилием. Играющие — «лягушки», которые прыгают по кочкам-подушкам. На одной кочке две «лягушки» не умещаются, поэтому, запрыгивая на кочку, игроки «квакают»: «Ква-ква, подвинься!» — и пытаются столкнуть соседку в болото или же пытаются найти себе новую кочку. Комментарий: если негативные эмоции начинают преобладать, игру лучше остановить. Поругавшихся «лягушек» следует помирить, тем самым преодолев конфликт. Броуновское движение (Ю. Шевченко) Цель: развитие внимания, моторной ловкости. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: не менее двух. Необходимые приспособления: теннисные мячики. Описание игры: правила игры: теннисные мячики вбрасываются в круг, образуемый детьми, с этого момента они не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно подталкивать руками и ногами. Дети встают в круг, ведущий вбрасывает мячики. Если хоть один мячик остановился, игру прекращают. Дети довольно быстро приспосабливаются и строго следят за движением мячей, поэтому можно предложить им разделиться на две команды и соревноваться, увеличивая количество мячей в круге. Побеждает команда, которая сможет контролировать движение большего количества мячиков. Комментарий: дети должны стоять в кругу, не нарушать его, иначе игра превратится в хаотичное движение самих детей. Мячи лучше вбрасывать постепенно, следя за тем, чтобы дети потренировались с одним, затем с двумя и т. д. мячами. Полет бабочки (Ю. и М. Шевченко) Цель: развитие внимания, выразительности движений. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 3-4 года. Количество играющих: двое и более. Описание игры: детям предлагается запомнить несколько движений и точно повторить их. Для облегчения запоминания предварительно можно разучить блоки движений, дав им оригинальные названия, вроде: «полет бабочки», «кошачий шаг» и т. д. Комментарий: необходимо оговорить движения с детьми с помощью вопроса «А как у нас ходит мишка (на- пример)?». Когда все дети поймут принцип движений, тогда можно приступать непосредственно к игре. Игра может нести и познавательную нагрузку, если ее включать в занятия по изучению видов профессий, животных, транспорта и т.д., т.е. предлагать, например, имитировать только движения машины, самолета, паровоза и т. д. Смена движения должна происходить либо по команде взрослого, либо по звуковому сигналу. Выигрывает самый внимательный ребенок. Горячий мяч Цель: развитие внимания, скорости реакций, моторной ловкости. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: группа детей до 10 человек. Необходимые приспособления: мячик с колокольчиком внутри. Описание игры: дети становятся в круг, очень близко друг к другу. Они передают мяч друг другу быстро, стараясь не уронить его. Тот, кто упустил мячик, выбывает из игры. Побеждают последние два оставшихся ребенка. Комментарий: другие варианты игры строятся на изменении расположения детей. Можно построить детей в колонну, а мяч передавать либо через голову вверху, либо, наклонившись, через ноги. Также можно построить детей зигзагом. Коршун и наседка Цель: развитие моторной ловкости. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: не более 10—12-ти. Необходимые приспособления: колокольчик, веревка (скакалка). Описание игры: выбирают двух водящих — «коршуна» и «наседку», все остальные дети — «цыплята». «Наседка» становится первой, за ней, держась за веревочку, «цыплята», на протяжении всей игры они не должны выпускать из рук веревку. «Коршун» надевает колокольчик и становится лицом к «наседке» на расстоянии 1,5-2 м. По сигналу «коршун» должен поймать последнего «цыпленка», а «наседка» мешает ему, но ей нельзя хватать «коршуна» за руки. «Цыпленок» считается пойманным, если «коршун» коснулся его рукой. Игра длится в течение минуты, а затем выбирают новых «коршуна» и «наседку», независимо от того, был ли пойман «цыпленок». Комментарий: взрослый должен следить за четким выполнением правил: не хватать «коршуна» за руки, «цыплятам» — не отпускать веревку. Зоопарк-2 Цель: развитие творческих способностей, воображения, выразительности движений. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: 4—20. Описание игры: дети становятся в круг, и каждый по очереди показывает движения, которые совершают задуманные животные. Остальные играющие должны угадать, что это за животное. Можно разбить играющих на группы по 3-4 человека. Ведущий тихонько говорит им, какое животное нужно изобразить. Все стараются, как могут, каждый — в меру своих представлений о привычках этого зверя. Задача остальных — угадать, что это за животное. Комментарий: этой игре должна предшествовать определенная работа: чтение книги, рассматривание иллюстраций и т. д. Тогда детям легче будет передать повадки того или иного животного. Ловись, рыбка! Цель: развитие ловкости, внимания. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: не менее 5-ти. Необходимые приспособления: нитка длиной 1,5 м с привязанной к ней палочкой на конце. Описание игры: играющие привязывают нитку к поясу, их задача — поймать «рыбку», т.е. наступить на палочку другого игрока и оторвать ее. Тот, кто остался без палочки, выбывает из игры, а собравший наибольшее количество палочек — победитель. Комментарий: сложность игры заключается в том, что игрок не только пытается оторвать палочку у другого игрока, но и следит за тем, чтобы его палочка осталась у него. Зеркало(И. Томашпольская) Цель: развитие внимания, скорости реакции, моторики. Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР. Возраст: старше 2-х лет. Количество играющих: не менее 3-х. Описание игры: дети выбирают ведущего, он становится в центр, а остальные дети — полукругом вокруг ведущего, который показывает разнообразные позы, демонстрирует разные выражения лица. Дети должны повторить их. Комментарий: смена поз и мимических этюдов должна быть быстрой. За темпом и правильностью должен следить взрослый. Танец шляпы Цель: развитие внимания, моторной координации. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре-вожность. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: 4-8. Необходимые приспособления: шляпа, аудиокассета с записью музыкального произведения. Описание игры: дети садятся в круг, при первых же звуках музыки они начинают передавать шляпу, надевая ее на голову соседа. Когда музыка прервется, участник, на голове которого оказалась шляпа, должен показать какое-нибудь движение, а все остальные дети — повторить его. Затем игра продолжается. Комментарий: в этой игре шляпа по сути является «отвлекающим маневром», так как дети с удовольствием стараются нарядить соседа, забывая про музыку. Если дети стесняются по одному выполнять движения, можно предложить ребенку, на котором остановилась музыка, выбрать себе партнера и станцевать с ним. Скульпторы (М. Сигимова) Цель: развитие зрительной памяти, слухового внимания, воображения. Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: два и более, четное. Описание игры: в каждой паре детей один — «скульптор», а другой — «натурщик». «Скульпторы» становятся спиной к «натурщикам», после чего ведущий дает сигнал (хлопок), свидетельствующий о том, что натурщик должен принять какую-нибудь позу. Затем дается второй сигнал (стук), после которого «скульптор» поворачивается и в течение 5 секунд изучает «скульптуру». Услышав два хлопка, он должен отвернуться, а «натурщик» — изменить позу. Ведущий дает сигнал — два стука, после которого «скульптор» вновь поворачивается к «скульптуре» и начинает «лепить», т. е. пытается вернуть «натурщика» в то положение, в котором его запомнил. Комментарий: игра позволяет детям проявить творчество, фантазию. Обычно дошкольникам очень нравят- ся такие игры, в которых можно принимать различные позы, имитировать чьи-либо движения. Перед началом игры взрослый должен убедиться в том, что дети запомнили значение звуковых сигналов. Рыбаки и рыбка Цель: развитие моторной ловкости. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность. Возраст: старше 6-ти лет. Количество играющих: не менее 6-ти участников. Описание игры: выбирают двух «рыбок», остальные дети становятся парами лицом друг к другу в две линии и берут друг друга за руки, образуя, таким образом, «сеть». Рыбка должна проползти под сетью, которая задевает спину, щекочет, постукивает по ней. Выползшая из «сети» «рыбка» дожидается вторую «рыбку», а затем они становятся «сетью». Комментарий: прикосновения сети должны быть приятными, они не должны быть болезненными.
![]() |