Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
РАЗДЕЛ 2 ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА
Большой глаз Цель: развитие зрительной памяти. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: 4-5 человек. Необходимые приспособления: 7-10 предметов (картинок). Описание игры: предметы (картинки) выставляют в ряд и закрывают. Когда дети будут готовы, им показывают предметы в течение 10 секунд, а затем предлагают перечислить все запомненные предметы. После этого предметы снова открывают на 10 секунд — дети должны запомнить последовательность расположения предметов. После этого взрослый меняет положение 2—3 предметов и вновь показывает их детям в течение 10 секунд. Дети должны сказать, какие предметы поменялись местами. Далее они по памяти должны сказать, какого цвета была каждая игрушка. Комментарий: как вариант можно предложить убирать какую-либо игрушку, выставлять их на вертикальной стойке (попросить, чтобы назвали порядок расположения игрушек сверху вниз и снизу вверх). Если игрушки стоят на горизонтальной плоскости, можно предложить детям называть их справа налево и наоборот. Поиск Цель: развитие зрительной памяти, внимания. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 3-4 года. Количество играющих: 5-6 человек. Описание игры: дети в течение 10-15 секунд должны внимательно осмотреться вокруг себя и запомнить как можно больше предметов одного и того же цвета. Затем взрослый дает задание перечислить все красные предме- ты (или все синие). Один ребенок начинает перечисление, затем другие ему помогают. Повторяться нельзя. Комментарий: для детей младшего возраста время можно увеличить. Взрослый должен следить за тем, чтобы в игре участвовали все дети. Все вместе (И. В. Дубровина) Цель: развитие межполушаркого взаимодействия, координации, умения распределять внимание. Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: 7-8 лет. Количество играющих: любое. Необходимые приспособления: книга с иллюстрациями, лист бумаги, ручка или карандаш. Описание игры: в течение 1 минуты ребенок должен левой рукой листать книжку с картинками, а правой рисовать цифры или чертить геометрические фигуры. Комментарий: игра достаточно сложна для детей. Поэтому на первых этапах необходимо предлагать им выполнять одновременные действия в медленном темпе, постепенно его увеличивая. В процессе игры может наблюдаться эффект «соскальзывания», когда ребенок начинает выполнять только одно из действий. В такой момент ему необходимо напомнить, что по правилам он должен одновременно листать книгу и рисовать. Спичечный узор Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мелкой моторики, пространственного восприятия. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: двое. Необходимые приспособления: три спички. Описание игры: спички прячут в ладонях, затем трясут и бросают на стол. Взрослый вместе с ребенком рассматривает образовавшуюся фигуру: как легли спички? В какую сторону смотрят головки спичек? Лежат ли спички одна на одной? Взрослый предлагает ребенку повто- рить образовавшуюся фигуру. После этого оба узора накрывают листом бумаги. Ребенок должен по памяти воспроизвести его — найти брата (сестру) первой фигуре. После того как ребенок закончит работу, фигуры сравнивают. Комментарий: для ребенка это задание может оказаться слишком сложным, поэтому взрослый может сначала делать все сам, называя вслух каждое свое действие. Таким образом, игру можно разбить на несколько этапов, которые потом и составят целостную игру. Аквариум (Т. Зинкевич-Евстигнеева) Цель: развитие тактильной чувствительности, снятие напряжения. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: 1—2, не более. Необходимые приспособления: миска с водой, пуговицы. Описание игры: в миску кладут 2—3 пуговицы и объясняют ребенку, что это аквариум, а пуговицы — рыбки. После этого предложите ребенку «опустить в аквариум» еще несколько «рыбок». Попросите его закрыть глаза, опустить руку в «аквариум» и найти «рыбок», которые жили в аквариуме изначально. Комментарий: когда ребенок научится узнавать «рыб», их количество можно увеличить. Взаимодействие с водой очень важно для саморазвития ребенка: таким образом он снимает напряжение и обогащает свой арсенал ощущений. В любом случае, дети очень любят возиться в воде, песке и т. д. Как добраться до цели? Цель: развитие ориентировки в пространстве, мышления, воображения. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 6-8 лет. Количество и,гпп.юпп1У по Р\г, Необходимые приспособления: карта острова или города, фишки. Описание игры: взрослый вместе с ребенком рисует «карту клада», на которой размещают леса и горы, реки и озера. Затем один из играющих загадывает, где спрятан «клад», а другой, поставив на карту какую-нибудь фишку (или фигурку солдатика), «высаживается на остров» и движется по рисунку, задавая вопросы: «Свернуть налево? Пройти вперед?» — и т. д. Цель игры — задать как можно меньше вопросов и найти «клад». Комментарий: для игры можно использовать настоящие географические карты. Так в игровой форме можно познакомить ребенка с понятием «география». Интересно играть, нарисовав волшебный город с улицами и дворцами, а в нем спрятать принцессу или какой-то сказочный предмет. По ходу «поисков» можно сочинять сказки. Поэтому игра интересна и сама по себе, но не менее интересна и подготовка к ней. Слова-накладки Цель: развитие речевой активности, словотворчества. Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: 6—7 лет. Количество играющих: любое. Описание игры: слова-накладки имеют один общий компонент, который произносится один раз и является окончанием одного слова и началом другого. Комар + Марка = Комарка Зебра + Ракушка = Зебракушка Дерево + Ворона = Дереворона Зеркало + Лопасть = Зеркалопасть Дети по очереди придумывают слова-накладки, затем они выбирают самое смешное и самое оригинальное, объясняя, почему они так думают. Комментарий: термин «слово-накладка» образован В. Мининой. Он был создан в процессе изучения творчества Льюиса Кэрролла (вспомните знаменитую Алису и не менее знаменитого кота). При образовании слова-накладки образуется новый образ, который заключает в себе свойства исходных слов. После словотворчества можно предложить ребенку нарисовать какое-нибудь понравившееся слово-накладку. Наверняка такие слова вызовут самые необычные ассоциации. Отгадай число (Ю. Гурин) Цель: развитие мышления. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 6-8 лет. Количество играющих: двое. Описание игры: один из игроков загадывает число (от 1 до 16), а второй должен, задавая вопросы, отгадать его. Цель второго игрока — задать как можно меньше вопросов. Ответы на вопрос могут быть только односложными — «да» или «нет». Комментарий: взрослый должен знать, что вполне реально отгадать число от 1 до 16, задав не более четырех вопросов. Ребенку не стоит подсказывать стратегию вычисления, его радость будет неописуемой, когда он САМ догадается, как это можно сделать! Арифметический мяч (Ю. Гурин) Цель: развитие мышления, внимания, навыков счета. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 6-8 лет. Количество играющих: двое или более. Необходимые приспособления: большой мяч. Описание игры: 1. Дети бросают мяч один другому, при этом называя число и какое-нибудь арифметическое действие (например: 3 плюс 5). Тот, кто мяч ловит, должен сказать ответ, назвать арифметическое действие и тут же бросить его следующему игроку (8 минус 1) и т. д. Есл^и игрок ошибается при вычислении и дает неправильный ответ, то тот, кому он бросает мяч, не ловит его. Ошибшийся сам бел-сит за мячом и исправляет свою ошибку. К нему можно применить и какое-нибудь наказание. 2. Начало такое же, но арифметическое действие должно начинаться с угаданного числа (например: ребенку загадали 2+1, он угадал, что это 3, значит, его пример будет, допустим, 3+4). Комментарий: когда дети хорошо научатся считать, можно предложить в случае ошибки к правильному ответу прибавлять какое-нибудь число, например 2. «Туда» и «обратно» (Ю. Турин) Цель: развитие мышления, навыков прямого и обратного счета. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: двое или более. Необходимые приспособления: карточки с числами от 1 до 10 (или 20). Описание игры: карточки складывают стопкой и затем вытаскивают из середины по одной. При этом тот, кто вытаскивает, загадывает, в каком порядке считать: в возрастающем или в убывающем. Комментарий: интереснее играть, когда порядок счета загадывается до вытаскивания карточки, тогда может случиться смешная игровая ситуация: например, выпадает число 1, а считать надо в убывающем порядке. Стимулирует развитие навыков счета вариант, если заказан счет в возрастающем порядке, а выпадает число 10(или 20). «Вверх — вниз». Счет в возрастающем порядке. Счет в обратном порядке (Ю. Турин) Цель: развитие мышления, навыков прямого и обратного счета. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: двое. Необходимые приспособления: карточки с цифрами от 1 до 10 (или до 20, если ребенок освоил счет). Описание игры: карточки складывают, как колоду апт и вытаскивают из середины по одной. Начиная с числа которое идет после нарисованного на карточке, ребенок должен быстро продолжить счет дальше. Например если вынули цифру 3, то он считает — 4, 5, 6 и т. д., пока второй не скажет: «Стоп!». Затем играющие меняются местами. Когда дети перестанут ошибаться в прямом счете, им можно предложить поиграть в обратный отсчет: 3, 2, 1... Комментарий: для ребенка вытаскиваемые цифры неожиданны, это очень привлекает его. Некоторым детям может быть сложно сосредоточиться на вытащенном числе, им приходится делать над собой усилие, а это способствует, кроме всего, развитию произвольности поведения. Главные буквы Цель: развитие звуковосприятия, грамматического строя речи. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 7 лет и старше. Количество играющих: не ограничено. Описание игры: дети выбирают какую-либо гласную букву, а потом в течение оговоренного времени придумывают слова, содержащие как можно большее число раз эту букву. Когда время истечет, кто-то один читает слова, а остальные игроки подсчитывают число гласных. Если такое слово есть только у одного игрока, он получает за него два очка, если это слово есть и у других детей — то только одно. Например: Коробок Коромысло Оболочка Оборочка Самородок* Молоток Скоморох Оторопь* Говорок Колобок (Звездочкой отмечены слова, не повторявшиеся у других играющих.) 2 очка — 6 букв = 12 очков 1 очко — 24 буквы = 24 очка Итого: 36 очков Комментарий: игра помогает детям более четко осознать звуковое строение слова, «поиграть» с ним, в игровой форме сделать его анализ. Числовые прятки (Ю. Турин) Цель: развитие мышления, внимания, навыков счета. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: один или более. Необходимые приспособления: карточки с числами от 1 до 10. Описание игры: на ровной поверхности раскладывают карточки с числами в произвольном порядке. После этого ребенок должен рассмотреть все карточки, а затем, не касаясь руками, показать все числа по порядку — от 1 до 10. После этого начинается собственно игра: один играющий отворачивается, а другой перемешивает все карточки и одну из них прячет. Первый должен как можно быстрее сказать, какого числа не хватает. Комментарий: отыскивая карточку, ребенок повторяет числа, запоминая их. В этой игре спешить не стоит, необходимо дать ребенку время подумать, поразмышлять. Если ребенок затрудняется, можно подсказать. Например, напомнить, что после этого числа стоит 4, а перед ним — 2. Тюрьма Цель: развитие звуковосприятия, мышления. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 7 лет и старше. Количество играющих: двое. Описание игры: один играющий загадывает слово, записывает его первую и последнюю букву, а все, что лежат между ними, показывает черточками. Отгадчик называет разные буквы. Если буква есть в слове, то первый играющий записывает ее на соответствующем месте, если нет - рисует палочку, из которых потом составляется тюремная решетка. Если отгадчик не угадает слово до того, как будут нарисованы шесть палочек тюремной решетки, он считается попавшим в тюрьму. Неправильные варианты слова — это дополнительная палочка в тюремную решетку. Ухо— нос Цель: развитие внимания, моторной координации. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 3—4 года. Количество играющих: два и более. Описание игры: выбирается ведущий. Он называет слова «ухо» или «нос», при этом в первом случае нужно взять себя за ухо, а во втором — за нос. Ведущий делает все так же, как и другие, но через некоторое время он начинает «ошибаться»: при слове «ухо» берет себя за нос, и наоборот. Дети должны внимательно слушать команды и не обращать внимания на ошибочные действия ведущего. Если ребенок ни разу не ошибется, он становится ведущим. Совершивший ошибку выбывает. Комментарий: такие «ошибки» взрослого заставляют детей быть более внимательными, одновременно выслушивать инструкцию и правильно выполнять действие.
|