Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



РАЗДЕЛ 2 ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА



Большой глаз

Цель: развитие зрительной памяти.

Нарушение: СДВГ, ЗПР.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: 4-5 человек.

Необходимые приспособления: 7-10 предметов (кар­тинок).

Описание игры: предметы (картинки) выставляют в ряд и закрывают. Когда дети будут готовы, им показы­вают предметы в течение 10 секунд, а затем предлагают перечислить все запомненные предметы. После этого пред­меты снова открывают на 10 секунд — дети должны за­помнить последовательность расположения предметов. После этого взрослый меняет положение 2—3 предметов и вновь показывает их детям в течение 10 секунд. Дети должны сказать, какие предметы поменялись местами. Далее они по памяти должны сказать, какого цвета была каждая игрушка.

Комментарий: как вариант можно предложить уби­рать какую-либо игрушку, выставлять их на вертикаль­ной стойке (попросить, чтобы назвали порядок располо­жения игрушек сверху вниз и снизу вверх). Если игруш­ки стоят на горизонтальной плоскости, можно предло­жить детям называть их справа налево и наоборот.

Поиск

Цель: развитие зрительной памяти, внимания.

Нарушение: СДВГ, ЗПР.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: 5-6 человек.

Описание игры: дети в течение 10-15 секунд должны внимательно осмотреться вокруг себя и запомнить как можно больше предметов одного и того же цвета. Затем взрослый дает задание перечислить все красные предме-


ты (или все синие). Один ребенок начинает перечисле­ние, затем другие ему помогают. Повторяться нельзя.

Комментарий: для детей младшего возраста время можно увеличить. Взрослый должен следить за тем, что­бы в игре участвовали все дети.

Все вместе (И. В. Дубровина)

Цель: развитие межполушаркого взаимодействия, ко­ординации, умения распределять внимание.

Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, ЗПР.

Возраст: 7-8 лет.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: книга с иллюстрация­ми, лист бумаги, ручка или карандаш.

Описание игры: в течение 1 минуты ребенок должен левой рукой листать книжку с картинками, а правой рисовать цифры или чертить геометрические фигуры.

Комментарий: игра достаточно сложна для детей. Поэтому на первых этапах необходимо предлагать им выполнять одновременные действия в медленном темпе, постепенно его увеличивая. В процессе игры может на­блюдаться эффект «соскальзывания», когда ребенок на­чинает выполнять только одно из действий. В такой мо­мент ему необходимо напомнить, что по правилам он дол­жен одновременно листать книгу и рисовать.

Спичечный узор

Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мел­кой моторики, пространственного восприятия.

Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР.

Возраст: 4—5 лет.

Количество играющих: двое.

Необходимые приспособления: три спички.

Описание игры: спички прячут в ладонях, затем тря­сут и бросают на стол. Взрослый вместе с ребенком рас­сматривает образовавшуюся фигуру: как легли спички? В какую сторону смотрят головки спичек? Лежат ли спички одна на одной? Взрослый предлагает ребенку повто-


рить образовавшуюся фигуру. После этого оба узора на­крывают листом бумаги. Ребенок должен по памяти вос­произвести его — найти брата (сестру) первой фигуре. После того как ребенок закончит работу, фигуры сравни­вают.

Комментарий: для ребенка это задание может ока­заться слишком сложным, поэтому взрослый может сна­чала делать все сам, называя вслух каждое свое действие. Таким образом, игру можно разбить на несколько эта­пов, которые потом и составят целостную игру.

Аквариум (Т. Зинкевич-Евстигнеева)

Цель: развитие тактильной чувствительности, снятие напряжения.

Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР.

Возраст: 4—5 лет.

Количество играющих: 1—2, не более.

Необходимые приспособления: миска с водой, пугови­цы.

Описание игры: в миску кладут 2—3 пуговицы и объяс­няют ребенку, что это аквариум, а пуговицы — рыбки. После этого предложите ребенку «опустить в аквариум» еще несколько «рыбок». Попросите его закрыть глаза, опустить руку в «аквариум» и найти «рыбок», которые жили в аквариуме изначально.

Комментарий: когда ребенок научится узнавать «рыб», их количество можно увеличить.

Взаимодействие с водой очень важно для саморазви­тия ребенка: таким образом он снимает напряжение и обогащает свой арсенал ощущений. В любом случае, дети очень любят возиться в воде, песке и т. д.

Как добраться до цели?

Цель: развитие ориентировки в пространстве, мышле­ния, воображения.

Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 6-8 лет. Количество и,гпп.юпп1У по Р\г,


Необходимые приспособления: карта острова или го­рода, фишки.

Описание игры: взрослый вместе с ребенком рисует «карту клада», на которой размещают леса и горы, реки и озера. Затем один из играющих загадывает, где спря­тан «клад», а другой, поставив на карту какую-нибудь фишку (или фигурку солдатика), «высаживается на ост­ров» и движется по рисунку, задавая вопросы: «Свер­нуть налево? Пройти вперед?» — и т. д. Цель игры — задать как можно меньше вопросов и найти «клад».

Комментарий: для игры можно использовать настоя­щие географические карты. Так в игровой форме можно познакомить ребенка с понятием «география».

Интересно играть, нарисовав волшебный город с ули­цами и дворцами, а в нем спрятать принцессу или какой-то сказочный предмет. По ходу «поисков» можно сочи­нять сказки. Поэтому игра интересна и сама по себе, но не менее интересна и подготовка к ней.

Слова-накладки

Цель: развитие речевой активности, словотворчества.

Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, ЗПР.

Возраст: 6—7 лет.

Количество играющих: любое.

Описание игры: слова-накладки имеют один общий компонент, который произносится один раз и является окончанием одного слова и началом другого.

Комар + Марка = Комарка

Зебра + Ракушка = Зебракушка

Дерево + Ворона = Дереворона

Зеркало + Лопасть = Зеркалопасть

Дети по очереди придумывают слова-накладки, затем они выбирают самое смешное и самое оригинальное, объяс­няя, почему они так думают.

Комментарий: термин «слово-накладка» образован В. Мининой. Он был создан в процессе изучения творче­ства Льюиса Кэрролла (вспомните знаменитую Алису и не менее знаменитого кота).


При образовании слова-накладки образуется новый образ, который заключает в себе свойства исходных слов. После словотворчества можно предложить ребенку нари­совать какое-нибудь понравившееся слово-накладку. На­верняка такие слова вызовут самые необычные ассоциа­ции.

Отгадай число (Ю. Гурин)

Цель: развитие мышления.

Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР.

Возраст: 6-8 лет.

Количество играющих: двое.

Описание игры: один из игроков загадывает число (от 1 до 16), а второй должен, задавая вопросы, отгадать его. Цель второго игрока — задать как можно меньше вопросов. Ответы на вопрос могут быть только однослож­ными — «да» или «нет».

Комментарий: взрослый должен знать, что вполне реально отгадать число от 1 до 16, задав не более четы­рех вопросов. Ребенку не стоит подсказывать стратегию вычисления, его радость будет неописуемой, когда он САМ догадается, как это можно сделать!

Арифметический мяч (Ю. Гурин)

Цель: развитие мышления, внимания, навыков счета.

Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР.

Возраст: 6-8 лет.

Количество играющих: двое или более.

Необходимые приспособления: большой мяч.

Описание игры: 1. Дети бросают мяч один другому, при этом называя число и какое-нибудь арифметическое действие (например: 3 плюс 5). Тот, кто мяч ловит, дол­жен сказать ответ, назвать арифметическое действие и тут же бросить его следующему игроку (8 минус 1) и т. д. Есл^и игрок ошибается при вычислении и дает неправиль­ный ответ, то тот, кому он бросает мяч, не ловит его. Ошибшийся сам бел-сит за мячом и исправляет свою ошиб­ку. К нему можно применить и какое-нибудь наказание.


2. Начало такое же, но арифметическое действие дол­жно начинаться с угаданного числа (например: ребенку загадали 2+1, он угадал, что это 3, значит, его пример будет, допустим, 3+4).

Комментарий: когда дети хорошо научатся считать, можно предложить в случае ошибки к правильному отве­ту прибавлять какое-нибудь число, например 2.

«Туда» и «обратно» (Ю. Турин)

Цель: развитие мышления, навыков прямого и обрат­ного счета.

Нарушение: СДВГ, ЗПР.

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: двое или более.

Необходимые приспособления: карточки с числами от 1 до 10 (или 20).

Описание игры: карточки складывают стопкой и за­тем вытаскивают из середины по одной. При этом тот, кто вытаскивает, загадывает, в каком порядке считать: в возрастающем или в убывающем.

Комментарий: интереснее играть, когда порядок счета загадывается до вытаскивания карточки, тогда может слу­читься смешная игровая ситуация: например, выпадает число 1, а считать надо в убывающем порядке. Стимули­рует развитие навыков счета вариант, если заказан счет в возрастающем порядке, а выпадает число 10(или 20).

«Вверх — вниз». Счет в возрастающем порядке. Счет в обратном порядке (Ю. Турин)

Цель: развитие мышления, навыков прямого и обрат­ного счета.

Нарушение: СДВГ, ЗПР.

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: двое.

Необходимые приспособления: карточки с цифрами от 1 до 10 (или до 20, если ребенок освоил счет).


Описание игры: карточки складывают, как колоду апт и вытаскивают из середины по одной. Начиная с числа которое идет после нарисованного на карточке, ребенок должен быстро продолжить счет дальше. Напри­мер если вынули цифру 3, то он считает — 4, 5, 6 и т. д., пока второй не скажет: «Стоп!». Затем играющие меня­ются местами.

Когда дети перестанут ошибаться в прямом счете, им можно предложить поиграть в обратный отсчет: 3, 2, 1...

Комментарий: для ребенка вытаскиваемые цифры не­ожиданны, это очень привлекает его. Некоторым детям может быть сложно сосредоточиться на вытащенном чис­ле, им приходится делать над собой усилие, а это спо­собствует, кроме всего, развитию произвольности пове­дения.

Главные буквы

Цель: развитие звуковосприятия, грамматического строя речи.

Нарушение: СДВГ, ЗПР.

Возраст: 7 лет и старше.

Количество играющих: не ограничено.

Описание игры: дети выбирают какую-либо гласную букву, а потом в течение оговоренного времени придумы­вают слова, содержащие как можно большее число раз эту букву. Когда время истечет, кто-то один читает сло­ва, а остальные игроки подсчитывают число гласных. Если такое слово есть только у одного игрока, он получа­ет за него два очка, если это слово есть и у других детей — то только одно. Например:

Коробок

Коромысло

Оболочка

Оборочка

Самородок*

Молоток

Скоморох

Оторопь*


Говорок

Колобок

(Звездочкой отмечены слова, не повторявшиеся у дру­гих играющих.)

2 очка — 6 букв = 12 очков

1 очко — 24 буквы = 24 очка

Итого: 36 очков

Комментарий: игра помогает детям более четко осоз­нать звуковое строение слова, «поиграть» с ним, в игро­вой форме сделать его анализ.

Числовые прятки (Ю. Турин)

Цель: развитие мышления, внимания, навыков счета.

Нарушение: СДВГ, ЗПР.

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: один или более.

Необходимые приспособления: карточки с числами от 1 до 10.

Описание игры: на ровной поверхности раскладывают карточки с числами в произвольном порядке. После это­го ребенок должен рассмотреть все карточки, а затем, не касаясь руками, показать все числа по порядку — от 1 до 10. После этого начинается собственно игра: один иг­рающий отворачивается, а другой перемешивает все кар­точки и одну из них прячет. Первый должен как можно быстрее сказать, какого числа не хватает.

Комментарий: отыскивая карточку, ребенок повто­ряет числа, запоминая их. В этой игре спешить не стоит, необходимо дать ребенку время подумать, поразмышлять. Если ребенок затрудняется, можно подсказать. Напри­мер, напомнить, что после этого числа стоит 4, а перед ним — 2.

Тюрьма

Цель: развитие звуковосприятия, мышления. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 7 лет и старше. Количество играющих: двое.


Описание игры: один играющий загадывает слово, за­писывает его первую и последнюю букву, а все, что ле­жат между ними, показывает черточками. Отгадчик на­зывает разные буквы. Если буква есть в слове, то первый играющий записывает ее на соответствующем месте, если нет - рисует палочку, из которых потом составляется тюремная решетка. Если отгадчик не угадает слово до того, как будут нарисованы шесть палочек тюремной ре­шетки, он считается попавшим в тюрьму. Неправильные варианты слова — это дополнительная палочка в тюрем­ную решетку.

Ухо— нос

Цель: развитие внимания, моторной координации.

Нарушение: СДВГ, ЗПР.

Возраст: 3—4 года.

Количество играющих: два и более.

Описание игры: выбирается ведущий. Он называет слова «ухо» или «нос», при этом в первом случае нужно взять себя за ухо, а во втором — за нос. Ведущий делает все так же, как и другие, но через некоторое время он на­чинает «ошибаться»: при слове «ухо» берет себя за нос, и наоборот. Дети должны внимательно слушать команды и не обращать внимания на ошибочные действия ведуще­го. Если ребенок ни разу не ошибется, он становится ведущим. Совершивший ошибку выбывает.

Комментарий: такие «ошибки» взрослого заставляют


детей быть более внимательными, одновременно выслу­шивать инструкцию и правильно выполнять действие.



Просмотров 546

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!