![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Выкладывание различных фигур из заданного числа палочек
Цель: развитие мышления, воображения, мелкой моторики. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 6-8 лет. Количество играющих: любое. Необходимые приспособления: палочки. Описание игры: ребенку предлагается из определенного числа палочек (можно использовать спички, очищенные от серы) сложить какую-нибудь фигуру. Можно договориться, что разрешается использовать другие необходимые предметы. Комментарий: если в игре принимает участие несколько человек, интереснее устроить так, чтобы они не видели фигур, создаваемых другим играющим. Сравнивать можно как каждую фигуру, так и несколько фигур, созданных за определенное время. Детей, придумавших самые оригинальные фигуры, необходимо отметить словесно. Знайка (И. Климина) Цель: развитие внимания, зрительной памяти. Нарушение: СДВГ. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: любое. Необходимые приспособления: мольберт с рисунком. Описание игры: дети выбирают «Знайку», он становится рядом с мольбертом с собственным рисунком. Дети по очереди задают ему всевозможные вопросы. «Знайка» должен ответить на них быстро и правильно. Комментарий: вопросы могут касаться цветовой гаммы рисунка, изображенных на нем предметов, их расположения. Интересно задать вопросы о том, помнит ли «Знайка», как расположен рисунок на мольберте и что он вообще рисовал. Дорисуй фигуры Цель: освоение эталонов формы, развитие мелкой моторики. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 2-3 года. Количество играющих: один или более. Необходимые приспособления: рисунок с недорисованными линиями в изображениях геометрических фигур. Описание игры: ребенку дают заготовленные рисунки с неполными изображениями геометрических фигур и предлагают дорисовать недостающие линии. Комментарий: в процессе рисования ребенок должен обозначать, какую именно фигуру он дорисовывает в настоящий момент. Можно попросить его найти все такие же, объединить их одной линией или закрасить одним цветом. Необходимо разнообразить способы узнавания фигур, чтобы ребенок лучше их запомнил и ему легче было их различать. Нехотелка (авторская) Цель: развитие двигательной активности, межполушар-ного взаимодействия, мыслительных процессов. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, -РДА, ЗПР. Возраст: 5-6 лет. Количество играющих: 8-10 человек. Описание игры: чтение стихотворения дети сопровождают соответствующими движениями. Некий мальчик, мой знакомый, {дети шагают) Убежал вчера из дома, {дети бегут) Не хотел он умываться, {на слова «не хотел» машут головой, затем имитируют умывание) Одеваться, {имитируют одевание) Убираться, {имитируют подметание) Надоело есть и пить {имитируют процесс еды и питья) И спасибо говорить, {кланяются) Не хотел на пианино {имитируют игру на пианино) Гаммы нудные играть И за ручку с мамой чинно {ходьба) Час по улице гулять. Не хотел остаться дома {на слова «не хотел» машут головой, на слова «остаться дома» — присаживаются на корточки) И ушел вчера из дома, {ходьба) Он один на белом свете, {разводят по кругу руками) Он свободен, словно ветер, {«полет птицы») Что захочет — то захочет, {хватательные движения) Что не хочет — не захочет. {Отталкивающие движения) Шел он, шел, и вот ему {ходьба) Скучно стало одному: {кулачком подпереть подбородок, опустить голову) Кто возьмет его за руку, {пожимание плечами, «незнайка» с поворотом туловища) Кто развеет сказкой скуку? (имитация движений «утят») Слово некому сказать. Захотел он есть и спать, (имитация еды и сна) Захотел увидеть маму, («бинокль») Захотел он даже гамму Громко, весело сыграть, (имитация игры на пианино, высоко поднимая руки) Тут же мальчик мой знакомый Повернул обратно к дому, (ходьба) Все, что раньше не терпел, Нехотелка захотел, (кивки в знак согласия) Комментарий: такие игры очень нравятся детям. Но кроме того, они способствуют общему развитию. Делаем зарядку Цель: развитие внимания, элементов логического мышления, регуляции движений собственного тела. Нарушение: СДВГ, агрессивность, РДА, ЗПР. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: любое. Необходимые приспособления: рисунки 20x30 см со схематичным изображением человечков. Описание игры: детям показывают по очереди рисунки, он должен посмотреть на них и принять такую же позу, какая изображена на картинке. После этого можно провести «зарядку»: детям показывают картинки, а они должны выполнять движения, которые на них нарисованы, до тех пор, пока им не покажут новую картинку. Тот, кто не успел вовремя сориентироваться и продолжает делать старое упражнение, выбывает из игры. Комментарий: в эту игру можно играть и одному ребенку. Игра учит детей пользоваться схемами, моделями. Задачу можно усложнить: если игра проводится систематически, дети легко запомнят, под каким номером какая картинка. Поэтому взрослый может давать определенное количество звуковых сигналов для смены движений. Закрась фрукты Цель: развитие способности цветовосприятия. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: 2—3 года. Количество играющих: один или более. Необходимые приспособления: рисунки с черно-белым изображением различных фруктов, или овощей, или цветов, или животных; цветные карандаши. Описание игры: ребенку дают картинки с черно-белыми изображениями предметов или животных и предлагают их раскрасить цветными карандашами в соответствующие цвета. Комментарий: данная игра направлена на передачу естественного цвета предлагаемых групп предметов. Поэтому взрослый должен следить, чтобы ребенок придерживался этого правила. Игра может включаться в занятия по ознакомлению с окружающим миром как дополнительный метод. Чудесный лес Цель: развитие творческих способностей. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 3—4 года. Количество играющих: один и более. Необходимые приспособления: большие листы с нарисованными деревьями и контурами или отдельными линиями, ветками деревьев или неопределенными силуэтами; карандаши. Описание игры: детям раздают листы с рисунками, на которых нужно дорисовать то, что лишь намечено: ветки, животных, муравьев и бабочек. Каждый ребенок рисует то, что, как ему кажется, там должно быть нарисо- вано, может быть, даже какие-то фантастические вещи. Заранее оговаривается, что нужно дорисовать все заготовленные фигурки. Если в игре принимают участие несколько детей, то можно устроить обсуждение рисунков, сочиняя в ходе его сказочную историю о чудесном лесе. Так же можно играть в «Чудесный луг», «Чудесное море», «Чудесный дом» и т. д. Комментарий: роль взрослого в этой игре заключается, в основном, в ее организации и подготовке необходимых материалов. Если дети младшего дошкольного возраста, им лучше предложить трафареты-заготовки в виде животных, цветов, насекомых и т. д. (которые можно изготовить самим или купить готовые). Детям более старшего возраста лучше предлагать заготовки-рисунки в виде различных линий на листе бумаги. На что похожа фигурка? (И. Барташникова, А. Барташников) Цель: развитие речи; творческого воображения; умения создавать несколько образов и выбирать из них самый оригинальный; умения выделять различные признаки предмета.
Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: любое. Необходимые приспособления: изображения абстрактных фигур, напоминающие одновременно несколько предметов. ( Описание игры: ребенку показывают заранее подготовленные картинки, а он должен сказать, что бы это могло быть. Когда, по его мнению, он назовет все, можно попросить рассказать подробнее об этих предметах. Комментарий: начать игру взрослый может с демонстрации, обязательно объясняя при этом, почему тот или иной рисунок похож на предмет. Может возникнуть ситуация, когда у ребенка нет версий. Тогда можно предложить ему посмотреть на изображение под другим углом, повертеть картинку в руках, закрыть какую-то часть рисунка и т. д. Можно также попросить ребенка представить какую-то фигурку сверху и снизу: например, если смотреть на два кружочка (один в другом) снизу, то это будет гриб, а если сверху — то бублик. Поощряются все версии, причем особенно нужно отметить оригинальные. Задание можно усложнить, предложив совершенно абстрактные рисунки, на которых, даже по вашему мнению, невозможно увидеть что-то определенное. Если ребенок сможет увидеть на них предметы, это свидетельствует о высокой степени развития творческого воображения. Другим вариантом игры может быть создание таких рисунков самим ребенком, а потом пусть он сам предложит взрослым (или другим детям) отгадать, что на них изображено. В конце игры нужно обязательно спросить ребенка, какой предмет показался ему самым интересным и почему. Город (И. Томашпольская) Цель: формирование представления о классификации по двум признакам. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: 3-4 года. Количество играющих: 4-5 человек. Необходимые приспособления: игровые поля, наборы геометрических разноцветных фигур — по количеству играющих. Описание игры: дети на игровых полях строят город, размещая фигуры-домики в соответствии с названиями улиц и проспектов. Карту можно нарисовать вместе с детьми для более четкого понимания, что на Красноквадратной улице, например, будут только квадратные красные дома (классификация по двум признакам). Волшебные кляксы Цель: развитие творческого воображения, мышления, речи. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: любое. Необходимые приспособления: изображения клякс. Описание игры: ребенку предлагается несколько изображений клякс. Он должен внимательно рассмотреть их и сказать, на что они похожи, постаравшись назвать как можно больше версий. Затем сам ребенок должен назвать самую интересную, на его взгляд, версию и объяснить, почему он так думает. Комментарий: хорошо, если игре предшествует подготовительная работа, проведенная вместе с детьми — по созданию клякс. Это очень увлекательное занятие, при котором вхождение в игру произойдет очень органично. Если в игре принимает участие несколько детей, то они должны называть версии по очереди. Нужно следить, чтобы версии были правдоподобными и действительно имели сходство с называемыми предметами. Когда все выскажутся, нужно попросить детей выбрать самую оригинальную идею и объяснить, почему они так считают. Выигрывает ребенок, назвавший больше всех версии или предложивший самую интересную версию. При ответе замечайте, какие образы возникают у детей: целостные или основанные на какой-то одной детали, подвижные или нет, важна ли для детей форма и цвет. Если дети оценивают все эти качества, это хорошо, если нет — подскажите им, покажите на примере, что в этой кляксе можно увидеть и что-то еще. Дотронься до... Цель: развитие внимания, быстроты реакции, закрепление знаний об эталонах цвета. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: старше 5-ти лет. Количество играющих: группа детей. Описание игры: выбирают ведущего. Ведущий кричит: «Дотронься до... (и называет какой-нибудь цвет)», — а затем дети должны как можно быстрее найти в одежде друг друга этот цвет и дотронуться до него. Тот, кто не успел, становится ведущим. Взрослый следит, чтобы все дети принимали участие в игре. Комментарий: после того как дети найдут источник нужного цвета, взрослый командой «Замри!» оставляет их на одном месте и проверяет правильность выполнения задания.. Художник Цель: развитие речи, памяти и наблюдательности. Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: два и более. Описание игры: ребенок представляет, что он художник. Его задача — внимательно рассмотреть того, кого он будет рисовать, а потом отвернуться и описать его словами. Другие дети по описанию должны догадаться, о ком идет речь. Комментарий: в процессе игры обращается внимание детей на правильное использование терминов (например глаза карие, а не коричневые, волосы — каштановые и т. д.). «Портрет» должен касаться только внешних особенностей того или иного ребенка. Узнай и назови Цель: развитие речи, тактильной чувствительности. Нарушение: РДА, ЗПР, СДВГ. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: группа детей. Необходимые приспособления: различные мелкие предметы по количеству играющих, поднос, повязки на каждого ребенка. Описание игры: детей рассаживают по кругу и завязывают им глаза. Затем взрослый (или выбранный ведущий) раздает каждому ребенку предметы-сюрпризы. Дети ощупывают их. Ведущий собирает предметы на поднос, дети снимают повязки с глаз и разглядывают предметы, они должны найти свой предмет и назвать его. Комментарий: время на обследование предметов может быть произвольным. Если же время ограничить, это сделает игру более интенсивной. Эта игра полезна для всех детей, но особенно эффективна в работе с расторможенными. Сочиним историю Цель: развитие речи, воображения, умения работать в группе. Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: старше 5-ти лет. Количество играющих: группа детей. Описание игры: взрослый начинает историю: «Жили- были...» — далее придумывают дети. Каждый участник игры говорит по предложению. Роль ведущего состоит в том, чтобы направить рассказ по нужному сценарию, сделать его более осмысленным. Комментарий: начало может быть любым, например: «В одном большом (маленьком) сказочном (волшебном) городе (лесу)...», «За тридевять морей...» и т. д. Перед началом игры важно настроить детей на фантазирование, включение героев из разных сказок и т. д. В конце игры ведущий целиком пересказывает полу чившуюся историю. Повторяй за мной Цель: развитие внимания, моторной координации. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: два и более. Описание игры: выбирается ведущий. Он говорит какую-нибудь считалку и одновременно ритмично совершает повторяющиеся движения: хлопает себя по коленям, поднимает руки, кивает. Дети должны точно повторить движения. В какой-то момент ведущий меняет порядок движений. Ребенок, который вовремя не заметил этого, выбывает из игры, а ни разу не ошибшийся становится ведущим. Комментарий: считалки с детьми нужно разучить заранее. Игра всегда проходит весело, дети играют увлеченно. Смена ведущего может быть также оговорена заранее. Например, после трех считалок выбирается новый. Карлики и великаны Цель: развитие внимания. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 3—4 года. Количество играющих: два и более. Описание игры: сначала выбирается ведущий. Он по- дает команды и вместе со всеми их выполняет. При слове «карлики» дети должны присесть, а услышав: «Великаны!» — встать. Время между командами можно увеличивать или уменьшать по договоренности. Комментарий: ведущий может «ошибаться», путая слова и действия. Нельзя давать следующую команду, пока предыдущую выполнили не все дети. Кто наблюдательнее Цель: развитие восприятия формы. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: один или более. Описание игры: ребенку за одну минуту предлагается назвать пять предметов — круглых, прямоугольных, квадратных, овальных. Повторять предметы нельзя. Если игра проходит в группе, то ребенок, не сумевший назвать предметы за минуту, выбывает. Комментарий: если в игре участвуют дети младшего дошкольного возраста, то перед началом игры лучше повторить с ними геометрические фигуры, показать и назвать их. Естественно, этих детей ограничивать временными рамками не рекомендуется. Подарки Цель: развитие воображения, коммуникативных навыков, моторики. Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: группа детей. Описание игры: дети становятся в круг, а ведущий (взрослый) предлагает каждому придумать подарок для соседа справа (это могут быть различные предметы, цветы и т. д.). Нельзя ничего говорить, ребенок должен показать свой подарок жестами, а принимающий подарок — показать этот предмет на картинке или показать, как он будет им пользоваться. Получивший подарок показывает свою пантомиму следующему. Комментарий: остальные дети должны внимательно наблюдать за тем, что происходит. В случае ошибки они должны предложить свои варианты использования подарка. Игра продолжается с того ребенка, который дал правильный ответ. Пользоваться словами может только взрослый. Если подарки однотипны, можно остановить игру и поговорить с детьми о том, что здесь подарком может быть все что угодно. Главное, чтобы это был приятный подарок. Угадай и найди Цель: развитие внимания, восприятия, памяти. Нарушение: застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР. Возраст: 3-4 года. Количество играющих: один. Необходимые приспособления: игрушки. Описание игры: взрослый рассказывает ребенку о какой-либо игрушке. Ребенок задает вопросы, если он еще не понял, о чем идет речь, а затем он должен найти игрушку в комнате. Комментарий: игра может происходить по схеме «ребенок — ребенок», т. е. взрослый в игре может не участвовать. При описании той или иной игрушки начинать лучше со второстепенных деталей или косвенных признаков. Например, можно сказать, что с этой игрушкой больше любят играть девочки, и т. д. Что слышно? Цель: развитие умения сосредотачиваться, соотносить звуки и действия. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 3-4 года. Количество играющих: один или несколько.. Описание игры: взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить, что происходит за дверью. Потом ребенок должен рассказать, что он слышал. После этого так же обращают внимание на окно, затем снова на дверь. Впоследствии ребенок должен точно рассказать, что за чем происходило за окном и за дверью. Комментарий: взрослый сам должен сосредоточиться на звуках, чтобы помочь детям в случае затруднений или исправить в случае ошибок. Можно усложнить задачу, если предложить детям вести рассказ по очереди. Четыре стихии Цель: развитие внимания. Нарушение: СДВГ, агрессивность, ЗПР. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: группа детей. Описание игры: дети садятся в круг. Ведущий предлагает им при слове «земля» опустить руки вниз, при слове «вода» — вытянуть вперед, при слове «воздух» — поднять вверх, при слове «огонь» — вращать кистями. Ошиб-шийся выходит из игры. Комментарий: взрослый принимает активное участие в игре. После того как дети освоили движения, взрослый может специально сбивать детей, допуская ошибки. Например, сказать: «Воздух!» — а показать движение «земли». Кричалки— шепталки— молчалки(И. Шевцова) Цель: развитие восприятия, произвольности поведения. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: любое. Необходимые приспособления: силуэты ладони, вырезанные из картона красного, желтого и синего цвета. Описание игры: изображения ладоней — это сигналы, которым должны подчиняться дети: красная ладонь — «кричалка», она означает, что можно кричать и бегать; желтая ладонь— «шепталка», она разрешает тихо разговаривать и ходить; синяя — «молчалка», сигнализирует о том, что нужно замереть на месте или лечь и за- молчать. Сигналы подаются без системы, но заканчивать игру необходимо синей ладонью. Комментарий: для детей младшего возраста показ ладошки лучше сопровождать звуковым сигналом. А затем постепенно его убирать. В работе с расторможенными детьми «кричалку» лучше использовать реже, чем «шепталку» или «молчал-ку». В то же время детям замкнутым и малообщительным чаще необходимо предлагать именно «кричалку». Угадай-ка Цель: развитие воображения. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: один или больше. Необходимые приспособления: мелкие материалы различной формы, размера и фактуры: зерна, семена, бусинки, камешки и т. д., белый лист бумаги. Описание игры: 10-12 различных предметов складывают вместе, перемешивают и бросают с небольшой высоты на бумагу. При падении предметы образуют разнообразные изображения. Дети должны сказать, на что это похоже. Комментарий: дети могут начать просто фантазировать. В этом случае нужно просить их детально описать предлагаемый объект, т. е. если ребенок говорит, что похоже на мордочку собаки, он должен показать, где уши, где нос и т. д. На один бросок может быть придумано несколько предметов. И чем их больше, тем лучше. Узнай предмет Цель: развитие восприятия и тактильной памяти. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 4—6 лет. Количество играющих: один или больше. Необходимые приспособления: мешок, разные мелкие предметы — игрушки, катушки, ручки и т. д. Описание игры: ребенку предлагается определить на ощупь, какие вещи находятся в мешке. Если детей несколько, то задание немного другое: ведущий определяет на ощупь предмет и описывает его словами, а остальные дети должны угадать, что это за предмет. Комментарий: необходимо, чтобы ребенок дал как можно более полное описание выбранного предмета. Ему можно помогать вопросами, касающимися размера, формы, материала, предназначения этого предмета. Вместо мешка можно приготовить коробку необходимого размера (например из-под электрочайника) с боковой прорезью круглой формы. А если ее оклеить разными картинками, она станет настоящим украшением детского уголка. Круг, треугольник, квадрат Цель: развитие восприятия цвета, формы и величины. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: 3—4 года. Количество играющих: один или более. Необходимые приспособления: наборы, состоящие из больших и маленьких кругов, квадратов и треугольников желтого, синего, зеленого и красного цветов. Описание игры: ребенку дают карточки и затем задания: 1) Дай квадрат кукле, треугольник мишке и положи круг в кузов машины. Покажи красный треугольник, синий квадрат, принеси желтый круг из машины. 2) Выбери все круги. Отдельно сложи красные круги, синие круги, зеленые круги. 3) Покажи треугольник. Покажи треугольники: зеленые, синие, желтые, красные. 4) Собери все квадраты. Выбери все желтые и синие квадраты. 5) Собери все большие квадраты, круги, треугольники. 6) Собери все маленькие квадраты, круги, треугольники. 7) Покажи маленькие зеленые и синие треугольники, большие красные и желтые квадраты, большой желтый круг, большой синий квадрат и маленький желтый круг. Комментарий: игра будет малоинтересна, если не придумать привлекательную для детей мотивацию. Например мишке, зайке и кукле подарили игрушки (фишки), а они все перепутали, надо им помочь. Найди игрушку Цель: развитие восприятия, внимания и памяти. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: два и более. Необходимые приспособления: игрушки. Описание игры: в комнате расставляют игрушки (до 10 штук), затем выбирают ведущего. Ведущий загадывает какую-либо игрушку и начинает ее описывать. Задача других детей — задать вопросы, которые помогут прояснить, что это за игрушка, а затем найти ее. Нашедший становится ведущим и описывает следующую игрушку. Игра продолжается, пока все дети не побывают в роли ведущего. Комментарий: перед началом игры дети должны внимательно рассмотреть все игрушки вместе со взрослым, который в описании обращает внимание на характерные отличия игрушек друг от друга. Немаловажным также является указание на второстепенные малозаметные детали, например бантик у куклы или пуговка на комбине-зончике у мишки. Продолжи ритм (Ю. и М. Шевченко) Цель: развитие слухового восприятия, сенсомоторной координации. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: двое и более. Описание игры: дети заучивают какой-то ритмический рисунок, а затем они должны воспроизвести его совместными усилиями: каждый ребенок после своего соседа хлопает в ладоши один раз. Если он хлопнет два раза или не выдержит необходимую паузу, он выбывает. Комментарий: игра требует некоторой подготовки, которую лучше проводить попарно со взрослым, а потом уже в группе детей. Игра не должна начинаться, пока дети не освоят ритмический рисунок. Для лучшего запоминания можно предлагать детям: — прокричать рисунок, — прошептать рисунок, — прохлопать громко, — прохлопать тихо, — прохлопать быстро, — прохлопать медленно. Такая смена темпа, громкости и способа концентрирует внимание детей на ритмическом рисунке и помогает быстрее и лучше его запомнить. Сравнения Цель: развитие творческого мышления. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: один и более. Описание игры: ребенку предлагается придумать, с чем можно сравнить: птичку, реку, ветер, варежки, снежинку, утюг и т. д. Очень важно, чтобы в процессе ответов дети использовали образные выражения. Комментарий: дети дошкольного возраста испытывают большие трудности при необходимости подбора ассоциаций, так как их речь еще бедна. Лучший способ обогащения речи — это совместное чтение. Да — нет Цель: развитие речи и мышления. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: двое, кратное двум. Описание игры: ребенок загадывает какое-либо существительное, другие дети задают ему вопросы (не более 15) на которые он отвечает «да» или «нет». Вопрос, на который ведущий ответить не может однозначно, не зас-читывается. Цель игры — отгадать задуманное слово, задав как можно меньше вопросов. Комментарий: взрослый должен следить за тем, чтобы вопросы задавали все дети, обращая внимание на малоактивных. Найди общее Цель: развитие наблюдательности, умения анализировать предметы и явления. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: один и более. Необходимые приспособления: карточки с названием или изображением любых предметов. Описание игры: ведущий показывает по две карточки, а дети должны сказать, что общего между этими предметами. Например самолет и машина. Оба эти предмета сделаны руками человека, могут ездить, они из железа, топливо для них — бензин, не помещаются в квартире, больше человека, шумят, когда заводятся и т. д. Комментарий: в тех случаях, когда для рассмотрения детям предлагаются предметы, на первый взгляд, не имеющие ничего общего, ведущий должен простимулировать мыслительную деятельность детей наводящими вопросами, касающимися свойств, размеров, действий с этими предметами. Помоги художнику Цель: развитие мышления, восприятия. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 3-4 года. Количество играющих: один или более. Необходимые приспособления: простые рисунки, на которых не дорисован какой-либо элемент (ручка у чайника, ножка у стула и т. д.). Описание игры: ребенку показывают рисунок, на ко- тором есть недорисованный элемент. Он должен сказать, чего не хватает. Комментарий: для детей 3-4 лет можно подбирать простые рисунки, на которых нарисован предмет без какой-либо важной детали (например, лицо человека без губ, собаку без лапы и т. д.). Детям более старшего возраста необходимо предлагать картинки с предметами, у которых непрорисованы второстепенные, менее заметные детали. Фигуры Цель: развитие внимания, мелкой моторики, воображения. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: один. Необходимые приспособления: счетные палочки. Описание игры: взрослый раскладывает счетные палочки в виде определенной фигуры. Ребенок должен сложить точно такую же фигуру. Сложность задания все время увеличивают: сначала показывают простые фигуры, затем более сложные; сначала ребенок составляет фигуры, глядя на образец, затем образец убирают, дав ребенку возможность запомнить фигуру. Комментарий: счетные палочки можно заменить спичками с обрезанными головками. Эту игру можно использовать наиболее эффективно в работе с детьми, испытывающими трудности при сосредоточении, характеризующимися расторможенностью. Собери картинку Цель: развитие мышления и восприятия. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: 2—3 года. Количество играющих: один. Необходимые приспособления: карточки с изображением какого-то предмета, разрезанного на несколько частей. Описание игры: ребенку предлагают собрать картинку из частей, разложенных на столе так, чтобы получился весь предмет. Для самых маленьких дают картинку, разрезанную на две части, детям постарше предлагают картинку, состоящую из 3-4 частей, затем задание усложняют, добавляя части других картинок. Можно использовать кубики. Комментарий: детям 2-3 лет нужно предлагать простые картинки с крупным изображением. Детям более старшего возраста будет уже доступна игра со сложными картинками со множеством деталей. Игра аналогична игре С пазлами. Но их можно сделать и самим, например, подобрать серию вырезок из журналов, обложек альбомов и тетрадей. Если бы да кабы... Цель: развитие воображения. Нарушение: ЗПР. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: один или более. Описание игры: взрослый говорит: «Если бы на улице было солнце, мы бы пошли гулять». И потом предлагает детям поиграть в «если бы», т. е. продолжить предложения, начинающиеся словами «если бы»: Если бы крокодилы жили в городах... Если бы кошки умели летать... Если бы мальчики стали девочками... Если бы мы были инопланетянами... Если бы паутину плели слоны... Если бы люди никогда не ссорились... Если бы мы оказались на необитаемом острове... Комментарий: перед игрой детям можно прочитать стихотворение Эдуарда Успенского «Если был бы я девчонкой»: Если был бы я девчонкой — Я бы время не терял! Я б на улице не прыгал, Я б рубашки постирал, Я бы вымыл в кухне пол, Я бы в комнате подмел, Перемыл бы чашки, ложки, Сам начистил бы картошки, Все свои игрушки сам Я б расставил по местам! Отчего я не девчонка? Я бы маме так помог! Мама сразу бы сказала: «Молодчина ты, сынок!» Затем нужно настроить детей на то, что в этой игре может произойти все что угодно. Поэтому они могут дать волю собственной фантазии и предлагать самые необычные окончания фраз. Приниматься должны все варианты. Самые нестандартные обязательно должны быть отмечены взрослым. Попробуй угадай Цель: развитие восприятия. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: один или более. Необходимые приспособления: картинки, разрезанные на две, три, четыре части. Описание игры: ребенку показывают часть картинки, а он должен угадать, что на ней изображено. Комментарий: если малышу трудно догадаться с первой попытки, можно помочь ему наводящими вопросами: «На что это может быть похоже?». В случае неудачи нужно добавить еще одну деталь. Подбор прилагательных Цель: развитие речи и мышления. Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: любой. Количество играющих: один и более. Необходимые приспособления: для самых маленьких детей — игрушка или картинка с изображением предмета. Описание игры: ведущий показывает игрушку (называет слово), а играющие называют признаки, характерные для этого предмета. Выигрывает тот, кто придумает больше слов. Кукла: красивая, новая, пластмассовая, любимая, веселая, смеющаяся, интересная и т. д. Комментарий: игру лучше проводить в высоком темпе, иначе интерес детей будет низким. Можно усложнить задачу, если предложить детям описывать только какую-то деталь предмета (например одежду куклы, ствол дерева и т. д.). Что бывает? Цель: развитие речи и мышления. Нарушение: ЗПР. Возраст: любой. Количество играющих: два или больше. Описание игры: ведущий придумывает прилагательное, а задача играющих — назвать как можно больше существительных, обладающих этим признаком. Радостный: праздник, случай, день, человек и т. д. Красный: арбуз, помидор, мак, роза, нос, день календаря и т. д. Комментарий: в игре можно использовать мячик, тогда игра будет проходить веселее, так как вносится эффект неожиданности. Дети должны располагаться в кругу, ведущий называет исходное прилагательное и затем бросает мяч кому-то из детей. Поймавший называет слово и бросает мяч другому ребенку и т. д. Таким образом, участники концентрируются на игре. Что потом? Цель: развитие творческого мышления. Нарушение: ЗПР. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: один или больше. Описание игры: ребенку предлагается придумать как можно больше вариантов событий, которые наступили после того, как... Папа поймал большую рыбу... После этого: — Пруд стал мелкой лужей. — Рыба перекусила леску и уплыла. — Семья целый год ела рыбу. — Рыбу разрезали, а в ней оказалась еще рыба, а в той — еще рыба, а в следующей — еще, и т. д. Белоснежка кормила голубей... Папа Карло стругал полено-Аннушка пролила масло... Воробьишка выпал из гнезда... - Бабушка испекла пирожки... Комментарий: если ответы детей однотипны, взрослый может включиться в игру, изменить ход мыслей детей, дать им образец нестандартного предложения. Пуговичная поляна Цель: развитие воображения, внимания, образного мышления. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: 3-9 лет. Количество играющих: один или более. Необходимые приспособления: пуговицы всевозможных форм и размеров. Описание игры: ребенку предлагается из пуговиц «нарисовать» какой-нибудь предмет, а затем целую картину. Потом детям можно предложить обменяться «картинами» и угадать, что на них «нарисовано». Комментарий: чтобы задуманные картины не распадались, можно выкладывать их на палитрах с пластилином. Игра может стать основой для придумывания сказок. Другим вариантом может стать предложение детям добавлять свои детали в уже начатую картинку или предмет. Это хороший способ ненавязчивого включения застенчивых детей в процесс общения. Запомни ритм (Ю. и М. Шевченко) Цель: развитие слухового восприятия, сенсомоторной координации. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: двое или более. Описание игры: ведущий (взрослый) ритмично хлопает в ладоши, а играющие должны запомнить ритм. Если детям трудно сразу запомнить ритм, можно обучить их запоминанию ритма по цифровой системе (считать хлопки, выделяя паузы между ними). Дети запоминают ритм, считая вслух и следя за движениями. Если в игре принимают участие несколько детей, то ритмический рисунок сначала повторяет каждый, а затем вся группа, ускоряя темп. Тот, кто ошибется, выбывает из игры. Комментарий: если детям трудно воспроизвести ритмический рисунок, можно предложить им сопровождать хлопки голосом. Начинать игру с легких рисунков в медленном темпе. Не стоит переходить к новому ритму, если большинство детей не освоили предыдущий.
Заданная буква Цель: развитие элементов логического мышления. Нарушение: ЗПР. Возраст: 6—7 лет. Количество играющих: один или более. Необходимые приспособления: бумага, карандаш. Описание игры: ребенку предлагается составить слова с какой-то определенной буквой так, чтобы в первом слове она была первой, во втором — второй, в третьем — третьей, в четвертом — четвертой. Например: АРЫК 3 А Л П КЛАД УРНА Б РАК ОБОД ЖАБА КРАБ Комментарий: перед началом игры можно потренироваться: называть ребенку слово, а он должен сказать, какая по порядку задуманная буква. Это поможет ребенку понять принцип игры, а заодно позволит поупражняться в счете. Повтори за мной (Ю. и М. Шевченко) Цель: развитие внимания, сенсомоторной координации. Нарушение: СДВГ, агрессивность, ЗПР. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: двое и более. Описание игры: первый ребенок показывает движения или ритм, которые, как он считает, трудновоспроизводи-мы. Второй ребенок должен их повторить. Если ему это не удается, то первый игрок должен сам показать то же самое. Если и у него это не получается, то дети меняются ролями (в группе — ведущий выбывает из игры). А если второй игрок все-таки справился с заданием, то он становится ведущим. Комментарий: ведущему-взрослому нужно следить за тем, чтобы движения не были однообразными. Темп игры должен быть достаточно высоким. В конце игры можно отметить ребенка, предложившего самые оригинальные движения. Вывод Цель: развитие элементов логического мышления. Нарушение: ЗПР. Возраст: 6—7 лет. Количество играющих: один и более. Описание игры: взрослый загадывает загадку, а ребенок должен отгадать. Оля младше Коли, а Коля младше Толи. Кто самый старший? Сережа ниже Лены, а Лена выше Оли. Кто самый высокий? Наташа худее Лены, но полнее, чем Марина. Кто самый полный? А кто самый худой? Лена читает лучше Кати, а Катя — лучше Аси. Кто читает лучше всех, а кто — хуже всех? Лучше Руслана и Олега считает Жора, а Вова считает лучше Олега. Руслан считает лучше Вовы. Кто из мальчиков считает лучше всех? А кто считает хуже всех? Комментарий: в качестве подсказки можно использовать картинки, если загадки касаются каких-либо внешних признаков. Также игра может использоваться в процессе закрепления знаний из различных областей (например, знания времен года: зимой холоднее, чем осенью, а осенью холоднее, чем летом. Когда жарче всего?). Вопросы Цель: развитие творческого мышления, воображения. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: один или больше. Описание игры: ребенку предлагается задать как можно больше вопросов, в которых бы звучали названия двух предметов. Вопросы могут быть смешными. Например: писатель — сорока. Почему писатель пишет о сороке? Что делает сорока на окне у писателя? Какие новости принесла писателю сорока? Зачем это писатель сидит на ветке, как сорока? 1. Озеро — мысль. 2. Лампа — компьютер. 3. Шофер — тропинка. 4. Магнитофон — травинка. 5. Улица — пылесос. Комментарий: игра позволяет ребенку выйти за рамки привычного положения вещей, помогает объединить, казалось бы, необъединимое. Приниматься должны все варианты, даже самые невообразимые. Найди причину Цель: развитие творческого мышления. Нарушение: ЗПР. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: один и более. Описание игры: ребенку предлагается придумать, каким образом могли быть связаны названные события. Например: Одна рыбка гонялась за другой. — Маша спала. Возможные.причины: — Маша не покормила рыбок, потому что спала, и голодные рыбы гонялись друг за другом. __ Пока Маша спала, в ее аквариум посадили хищную рыбу, которая стала гоняться за более миролюбивыми. —Маша долго смотрела за тем, как гоняются рыбы друг за другом, устала и уснула. Оля пошла в подвал за картошкой. — Мама уколола палец. Школа была закрыта. — У Васи закончилась красная краска. Гоша разбил чашку. — В зоопарке родились тигрята. Комментарий: необходимо следить за тем, чтобы дети не повторялись. Когда они с легкостью станут выполнять правила игры, можно предложить им самим придумывать события. Смысловые ряды Цель: развитие познавательных способностей. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: два и более. Описание игры: ведущий (взрослый) предлагает детям закончить смысловой ряд, догадавшись, каким будет последнее слово. Например: солнце — день, луна — ... (ночь), т. е. солнце светит днем, а луна появляется ночью. 1. Волк — заяц, кошка — ... (мышка). 2. Быстро — быстрее, медленно — ... (медленнее). 3. Лиса — лисенок, волк — ... (волчонок). 4. Белка — орешки, медведь — ... (мед). 5. Человек — дом, крот — ... (нора). 6. Лес — деревья, луг — ... (трава). 7. Пальто — зима, шорты — ... (лето). 8. Море — вода, суша — ... (земля). 9. Вода — кран, свет — ... (выключатель). 10. Учитель — школа, воспитатель — ... (детский сад). Комментарий: смысловой ряд может касаться какой-либо одной группы предметов или явлений, тогда игра требует подготовки со стороны взрослого. Например: ботинки — шнурки, куртка — ... (пуговицы); шапка — голова, колготки — ... (ноги); пианино — клавиши, балалайка — ... (струны); скрипка — смычок, барабан — ... (палочки) и т. д. В этом случае игра будет узконаправленной, поможет в ознакомлении детей с какой-либо группой предметов. Золушка Цель: развитие тактильной чувствительности и зрительной памяти, сосредоточенности, усидчивости, навыков счета. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР. Возраст: 4—9 лет. Количество играющих: один или несколько. Необходимые приспособления: спичечные коробки, наполненные семенами: гречихи, овса, ржи, риса, различных цветов и др. Описание игры: ребенку предлагается помочь Золушке: разобрать зерна, подарить по 2—3 разных зернышка сказочным героям, посадить поле. Задание можно усложнить, завязав ребенку глаза. Комментарий: перед началом игры необходимо рассмотреть вместе с детьми зернышки каждого вида, определить их форму, отличия от других, четко обозначить название каждого. К игре можно приступать только тогда, когда ведущий убедится в том, что участники усвоили отличия. Лишнее зернышко Цель: развитие логического мышления, зрительной и тактильной памяти, внимания. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 3—9 лет. Количество играющих: один или более. Необходимые приспособления: различные зерна. Описание игры: Вариант 1. Перед ребенком кладут несколько разных зернышек, он должен запомнить их расположение. Затем ребенка просят отвернуться и изменяют расположение зернышек. Он должен разложить их в прежнем порядке. Вариант 2. Перед ребенком кладут три зернышка, похожие по форме (рис, пшеница, рожь), и одно, отличающееся от них (гречиха). Ребенок должен сказать, чем похожи одинаковые зернышки и чем отличается от них зернышко гречихи. Вариант 3. Положить перед ребенком несколько зернышек, предложить ему их внимательно рассмотреть и запомнить, какие здесь лежат. Затем ребенок отворачивается, а ведущий либо убирает какое-нибудь зернышко, либо заменяет одно из них. Комментарий: этот вариант для детей более старшего возраста. Для малышей можно использовать более легкий: предложить три зернышка риса и одно — гречихи. Дополни фигуру Цель: развитие творческих способностей, воображения. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: один и более. Необходимые приспособления: карточки с изображением 5 кругов и 5 квадратов, карандаши. Описание игры: ребенок получает карточки, на которых должен нарисовать что-нибудь, используя как основу предложенный рисунок. Например: на карточках с изображением круга он рисует солнце, тарелку, лицо, пуговицу (или пятачок хрюшки), ромашку, лошарика, а из квадратов «строит» дом, дорисовывает куб, пишет название книги и т. д. Комментарий: перед тем как начнется игра, взрослый должен убедиться в том, что ребенок хорошо понял инструкцию. Иначе игра может не получиться, так как ребенок будет либо просто обводить геометрические фигуры, либо рядом рисовать другие. В процессе игры нужно обсуждать с ребенком каждый рисунок, чтобы малышу было легче остановиться на какой-нибудь идее. А чтобы помочь ребенку придумать что-то действительно оригинальное, предложите ему мысленно рассмотреть окружающие предметы с разных ракурсов — сверху, сбоку, снизу. Два предмета Цель: развитие мышления, воображения. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 5-6 лет. Количество играющих: один и более. Необходимые приспособления: карточки с написанными на них тремя признаками предметов (можно давать задание вслух, не используя карточки). Описание игры: детям предлагается назвать по два предмета, которые включают три признака: чистый, прозрачный, голубой — небо, хрусталь. 1. Сладкий, легкий, приятный. 2. Сильный, добрый, умный. 3. Звонкий, радостный, громкий. 4. Светлый, блестящий, ранний. 5. Бодрый, веселый, энергичный. Комментарий: групповая игра развивает у детей умение быстро перестраивать ход своих мыслей и находить другой вариант ответа. Кроме того, можно ввести ограничения на выкрики и ответы вне очереди, что будет способствовать развитию выдержки и терпения. Три предмета Цель: развитие мышления, воображения. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: один и более. Необходимые приспособления: карточки с написанными на них двумя признаками предметов (можно давать задание вслух, не используя карточки). Описание игры: детям предлагается назвать по три предмета, которые включают два признака: прозрачный, голубой — небо, вода, хрусталь. 1. Теплый, пушистый. 2. Сладкий, мягкий. 3. Зеленый, ароматный. 4. Звонкий, веселый. 5. Черный, мрачный. Комментарий: детям обычно трудно сразу включиться в игру и назвать три предмета. Поэтому в начале можно немного изменить правила и предлагать детям называть по одному предмету, подходящему к названным признакам. Кто больше? Цель: развитие речи и мышления. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 3-4 года. Количество играющих: двое и более. Описание игры: детям предлагают какой-нибудь глагол (шипеть, свистеть, давить, убежать и т. д.), аони должны назвать как можно больше предметов, способных выполнить это действие. Например, убежать может: мальчик, преступник, время, молоко и т. д. Комментарий: задание можно разнообразить, если предложить подбирать не только существительные, но и прилагательные или наречия. Например: бежать (как?) быстро, медленно, сломя голову, спотыкаясь и т. д. Группировка слов Цель: развитие слухового восприятия, мышления, памяти. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 6-7 лет. Количество играющих: один или более. Описание игры: ведущий (взрослый) предлагает детям составить группы из слов, например: ветка, тигр, пестик, воробей, тычинка, соловей, лист, волк, ствол, попугай, соцветие, лиса. Эти слова можно объединить в группы: 1) птицы: воробей, соловей, попугай; 2) животные: тигр, волк, лиса; 3) части растения: ветка, пестик, тычинка, лист, ствол, соцветие; 4) имеющие пеструю окраску: лист, попугай, тигр, И т. д. Комментарий: игра может не получиться сразу, так как детям-дошкольникам трудно одновременно слушать, выделять необходимое и запоминать. Поэтому для облегчения задачи можно сократить или количество слов, или количество групп. Угадай, что я загадал Цель: развитие мышления, умения задавать и конкретизировать вопросы. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: двое и более. Необходимые приспособления: одинаковые наборы карточек с изображениями разнообразных предметов (для каждого ребенка). Описание игры: детям раздают карточки, затем выбирается водящий и загадывает один из предметов. Дети должны задавать ему наводящие вопросы, чтобы угадать, какой предмет он загадал: какого цвета предмет, можно ли им играть, может ли он ходить, большой это предмет или маленький, круглый или квадратный и т. д. Но нельзя спрашивать напрямую название предмета. Когда один ребенок угадает пять предметов (или больше — по договоренности), тогда он становится водящим и игра продолжается. Комментарий: при затруднениях детей взрослый может помочь. Важно следить, чтобы вопросы не были однотипными, т. е. касались только цвета или только назначения предмета, загаданного ведущим. Назови отличие Цель: развитие наблюдательности, умения анализировать предметы и явления. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: 3-4 года. Количество играющих: один и более. Необходимые приспособления: карточки с названием или изображением любых предметов. Описание игры: ведущий показывает карточки, а дети должны сказать, чем один изображенный предмет отличается от другого. Например: птица и карандаш. Птица имеет крылья, а карандаш не имеет, птица поет, а карандаш — нет. Карандашом можно рисовать, а птицей — нет. Птица живая, а карандаш — нет. И т. д. Комментарий: набор предметов может быть случайным, а может специально подбираться ведущим для решения каких-либо образовательных задач. Лишнее слово Цель: развитие операции анализа и классификации. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: один и более. Описание игры: детям предлагается найти лишнее слово и объяснить, почему оно — лишнее. 1. Карась, ставрида, сельдь, краб. 2. Астра, пион, роза, ромашка, яблоня. 3. Игорь, Сережа, Борис, Вова, Лена. 4. Рысь, тигр, леопард, ягуар, шакал. 5. Шайба, коньки, клюшка, мяч. 6. Ветка, листик, цветок, яблоко, качели. 7. Рука, нога, шея, голова, тарелка. 8. Поползень, снегирь, ворона, синица, скворец. 9. Петух, кошка, собака, овца, медведь. 10. Говядина, свинина, баранина, конина, вредина. Комментарий: важно внимательно выслушать объяснения детей, так как часто даже в неправильных ответах (с точки зрения взрослого) бывает заложена определенная логика. В этом случае можно объяснить малышу, что бывает еще и немного по-другому. На что похоже? Цель: развитие мышления, воображения. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 3—4 года. Количество играющих: один или более. Необходимые приспособления: карточки с изображением геометрических фигур. Описание игры: ребенок выбирает карточку с изображением какой-либо геометрической фигуры. После этого он должен найти предметы, которые похожи на эту фигуру. Например, он выбрал круг. Предметами, похожими на круг, будут: блюдце, мячик, апельсин, пуговицы. Если ребенок предпочел треугольник, то вариантами могут быть: елка, пирамидка, парус, крыша дома и т. д. Комментарий: правила игры могут варьироваться, один вариант — предметы должны находиться в комнате, в которой проходит игра; другой — только на улице. Игру полезно использовать в процессе изучения геометрических фигур и в дальнейшем, при организации индивидуальной работы с детьми, у которых наблюдаются трудности в их усвоении. На ощупь Цель: развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности. Нарушение: застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: 5—10. Необходимые приспособления: мешок, разнообразные мелкие предметы, повязка на глаза. Описание игры: в мешок складывают до десяти небольших предметов. Ребенок, ощупывая мешок, должен сказать, что в нем находится. На выполнение задания отводится 30 секунд. Выигрывает тот, кто назовет больше всех предметов. Комментарий: детям младшего возраста предварительно показывают предметы, которые складывают в мешок. Лучше приготовить несколько наборов предметов, чтобы дети не могли их запомнить. Во время обследования мешка ребенок должен показать все обнаруженные предметы, чтобы другие участники убедились в правильности ответа. Детям 4-х лет время обследования можно увеличить. Найди мячик Цель: развитие ориентировки в пространстве, слухового восприятия. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 3—4 года. Количество играющих: двое (взрослый и ребенок). Необходимые приспособления: мячик с колокольчиком внутри. Описание игры: ребенку закрывают уши и глаза. В это время взрослый прячется с мячиком справа, слева, спереди или сзади (по очереди) от него. Затем ребенок начинает искать, а взрослый, слегка постукивая мячик, заставляет колокольчик звенеть. Важно, чтобы на пути у ребенка не было препятствий. Комментарий: важно, чтобы ребенок сопровождал свои передвижения словами. Если ребенок испытывает трудности в определении местонахождения мячика, можно задать ему вопрос: «Где, по твоему мнению, находится мячик?». Если ребенок угадал, он может пойти и взять его. Узнай фигуру Цель: развитие тактильной чувствительности, освоение сенсорных эталонов. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: 2-3 года. Количество играющих: двое (взрослый и ребенок) или более. Необходимые приспособления: различные геометрические фигуры (прямоугольник, квадрат, треугольник, круг, овал и т. д.) — каждая диаметром 30 см и 5 см. В качестве материала для изготовления фигур лучше всего использовать картон, для усложнения задачи — фигуры могут быть разных цветов. Описание игры: на полу в беспорядке располагают большие фигуры, а ребенку дают по одной маленькие. Получив маленькую фигуру, он должен найти на полу большую такой же формы, стать на нее и назвать. Ребенку можно завязать глаза. Это усложнит задачу. Если играют несколько детей, то им можно предложить собрать фигуры за определенное время. Комментарий: эта интересная игра поможет детям Лучше усвоить эталоны формы. Чем играем? Цель: развитие слухового восприятия. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: 4—15. Необходимые приспособления: любые, способные издавать звуки. Описание игры: дети выбирают водящего, который становится спиной ко всем остальным. Играющие по одному подходят сзади к водящему, спрашивают: «Чем играем?» — и с помощью приспособлений (бубен, ложки, дудочка, бумага) издают звуки. Водящий должен угадать, чем были произведены эти звуки. Водящий может трижды пытаться определить, чем был произведен звук, если, у него это не получается, то предмет заменяют (вместо бубна берут гармошку и т. д.), и так до тех пор, пока водящий не отгадает. Если он угадал, то становится играющим, а его место занимает тот, кто издавал звуки. Комментарий: перед игрой с детьми нужно провести занятие на котором им показывают и предлагают запом- нить, какие звуки что издает. Начинают с самых простых звуков: скрип двери, свисток, шелест бумаги, а заканчивают сложными, возможно, даже сочетанием нескольких звуков. Запомни имя Цель: развитие воображения, двигательной памяти. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 6—7 лет. Количество играющих: 6—10. Описание игры: играющие становятся в круг, затем один из них выходит вперед, называет себя и рассказывает о том виде спорта, который ему нравится. Рассказ сопровождается показом движений, которые совершают спортсмены, занимающиеся этим видом. Потом называет себя и представляет любимый вид спорта другой ребенок, и так по кругу. Когда все дети выступят, участники должны показать, что запомнили, какой вид спорта кто любит. Информацию можно получить в результате фронтального опроса или в игровой форме: выбирается ведущий, он показывает движения, а дети должны угадать имя того, кто их выполняет; или ведущий называет имя, а дети выполняют движения, показанные ребенком с этим именем. Комментарий: эта игра способствует сплочению группы детей. Действия детей можно разнообразить, если предложить им показывать любимых героев сказок, виды занятий и т. д. Опиши по памяти Цель: развитие памяти, умения сосредотачиваться на Деталях. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 3—4 года. Количество играющих: два и более. Необходимые приспособления: кукла. Описание игры: ведущий (взрослый) показывает детям куклу. За 30 секунд они должны внимательно рас-
![]() |