Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Восприятие как процесс формирования первичного образа



Сохраняя существенные черты, присущие ощущениям, восприятие обладает специфическими особенностями:

- Восприятие или перцепция является сложным психическим феноменом, возникающим на основе синтеза ощущений;

- Восприятие существует в форме «первичного образа», в котором завершается воспринимающий процесс. Закрепленные в опыте жизнедеятельности образные продукты становятся личностными особенностями субъекта перцепции.

- Восприятие зависит от объединенной деятельности специализированных перцептивных систем (рече-слуховой, зрительной, кинестетически-осязательной и др.). Интеграция сенсорных систем ведет к превращению ЦНС в единый орган перцепции.

-Восприятие направлено на создание, воссоздание перцептивного или первичногообраза актуальной жизненной ситуации.В образе даются целостные, сложные, предметные группировки, предметные обстановки, предметные изменения и преобразования.

- Воспринимающая активность (перцептивная деятельность) протекает в формах опознания, наблюдения, созерцания, познания, моделирования, перцептивного творчества. Восприятие осуществляется индивидом в форме спонтанного, саморазвертывающегося, бессознательного процесса и в форме активной, сознательной перцептивной деятельности.

- Выделяют перцептивные (познавательные) операции и действия, которые создают образ наличного предмета: операции выделения предмета из фона, построение его внешнего контура; операции различение деталей; выделение ключевых признаков и структурообразующих признаков; идентификация предмета как целого; привнесение нового в перцептивную структуру; установление связей с элементами предметной обстановки.

- В индивидуальной перцептивной системе человека выделяются образы доминирующей модальности (происхождения) зрительной или речевой.

Основания научной теории восприятия выделены Шопенгауэром. « Как осязание так и зрение обладают своими преимуществами, вследствии чего они поддерживают друг друга. Зрение не нуждается в прикосновении, даже в близости; его горизонт неизмерим, оно достигает звезд. Зрение ощущает также тончайшие нюансы света, тени, цвета, прозрачности, следовательно, дает рассудку множество тонко определенных данных, из которых тот, достигнув известного навыка, конструирует форму, величину, отдаленности и свойства тел и сразу же представляет их созерцанию. Осязание же, хотя оно и связано с прикосновением, дает также безошибочные и многосторонние данные».

Научное направление гештальт-психология исследует целостность образа восприятиячерез его «структурность». Однородные и разнородные элементы и качества перцептивного целого субъективно преобразуются под влиянием связей друг с другом. Межэлементные связи образуют «силовые отношения», стремящиеся усовершенствовать образ (перцептивный гештальт). Обоснованы закономерные влияния перцептивной структуры на восприятие элементов и межэлементных отношений объекта и обратные зависимости восприятия структуры от взаимодействия и характера ее элементов. Эти влияния и законы обобщены в «законах целостного восприятия».

Константность восприятия рассматривается как постоянство (стабильность) перцептивного образа. Перцептивная стабильность может нарушаться в ответ на временные, пространственные, патольгические возмущения. Устойчивости образа способствует его включение в интеллектуальную, практическую, художественную деятельность человека.

Благодаря свойству интенсивности перцептивного впечатлениявоспринимаемое становится для человека достоверным свидетельством реальности и самоценности предметного мира.

 

2.2. Представления

Представлениями или “вторичными образами” называют психические явления, исходно имеющие анализаторную основу, субъективные по содержанию и не требующие прямого чувственно контакта с объектом. Представления представляют реальные объекты, но в отличие от восприятия, несколько смутно и размывчато, с изменением деталей, цветности, формы, величины. Они неустойчивы, легко рассеиваются. Во временном плане представления ориентированы на близкое и давнее прошлое, а некоторые его формы имеют направленность на будущее. Представления категориально организованы и одновременно проникнуты индивидуальными желаниями и эмоциональным отношением человека.

Представления направлены на воссоздание прошлых впечатлений в контексте наличной ситуации, на построение “мыслеобразов”, на создание моделей несуществующих объектов и ситуаций, свободное творение образцов искусства.

В индивидуальный мир представлений человека входят конкретные формы отличающиеся по ряду признаков: близости к перцептивным аналогам; отношению к прошлому опыту человека; уровню осознанности и обощенности; богатству предметных содержаний; временной относительности; устойчивости-изменчивости, соответствию норме-аномалии-патологии. Между конкретными формами представлений существуют тесные взаимосвязи и взаимопревращения.

Различают:

- представления - репродукции –имеют перцптивные аналоги. Они относительно полно отражают качества предметного оригинала

- представления-схемы –существуют как образные аналоги идей или абстрактных понятий о предметах. Они воссоздают контуры и ключевые элементы предметных структур и связей.

- воображение и фантазия – вовлекают в строй внутренних предметных образов те элементы, которые не характерны для обычного порядка индивидуальной жизни. Они отличаются живостью, детальностью, эмоциональной насыщенностью,сюжетностью;

- сноведения - развертывается как бессознательное образное генерирование, близкое фантазии. Они спонтанны, иррациональны, косвенно выражают скрытые желания, тревоги, ожидания.

Выделяют следующие типыобразной деятельности:репродуцирование, образная категоризация, преобразование, образное творчество, моделирование. Микроструктурами образной деятельности выступают: разделение, сравнение,соединение, влождение, сведение, сгущение. Замещение образных элементов, синтез новых образов.

К этапам образного процесса относят:

- актуализацию мотива порождения образа;

- установку человека на осуществление образной деятельности;

- извлечение из прошлого и актуального опыта “материалов№ для образного генерирования;

- собственно образная деятельность;

- момент рождения образа;

- появление желания воплотить рожденный образ в технику и продукт предметной деятельности

В становлении отношения человека к другому человеку важнейшая роль принадлежит формированию адекватного образа “другого”. Культурные традиции его построения заложены физиогномикой м получили развитие в дифференциальной психологии.. В межличностном взаимодействии образное целое “другого” организуется различными установками человека.

Как составляющая отношения к себе формируется образ “я”.В его структуре различаются саморепрезентации (самопредставления) репродуктивного, обощенного, фантазийного и символическго планов. В зависимости от их соотношения и заключенных в них я-содержаний строится типология образного эго личности. Эго, существующее в образе, вбирает в себя различные аспекты личности человека, темперамент, характерологические черты, которые он наблюдает. Различают: “нарциссическое”, “самоотрицающее”, “творческое”, “героическое” и т.д. эго.

Задание для самостоятельной работы № 1

Из предложенных слов выберите те, которые характеризуют природу восприятия человека.

Рефлекторность, материальность, объективность, вторичность, информативность, абстрактность, предметность, обобщенность, константность, идеальность, активность, деятельность, отражение, субъективность, первичность, возбуждение, чувственный образ, раздражимость, познавательный процесс, целостность, избирательное отражение, опережающее отражение, интеллектуальность, произвольность, необратимость.

Задание для самостоятельной работы №2

Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

1.Восприятие - это ... чувственный ... предмета, формирующийся из... под ... воздействием на органы чувств этого предмета.

2.В ощущениях отражаются отдельные свойства вещей и явлений, а восприятие дает их ... ... .

3.Почти все наши восприятия - результат предшествующего ... .

4.В гештальтпсихологии группировка элементов, лежащая в основе организации восприятия, осуществляется по принципам ... , ... , ... и ... .

5.Процесс восприятия требует ... из комплекса воздействующих признаков ... признаков с одновременным ... (...) от ... признаков.

6.При восприятии ... предметов процесс идет очень быстро: человеку достаточно объединить ...-... воспринимаемых признака, чтобы узнать предмет.

7.Полное восприятие предмета - результат сложной ...-... деятельности мозга, выделяющей ... , тормозящей ... признаки и комбинирующей воспринимаемые детали в единое осмысленное целое.

8. Построение образа воспринимаемого объекта тесно связано со способом его ... .

Задание для самостоятельной работы №3

Из перечисленных понятий постройте логические ряды так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к предыдущим.

1.Восприятие, отражение, зрительные иллюзии, психика, чувственное познание.

2.Отражение, зрительное восприятие, психика, восприятие, восприятие цвета.

Задание для самостоятельной работы №4

Прокомментируйте фрагмент, описывающий исследования А. Л. Ярбуса. Способен ли видеть неподвижный глаз? Почему? Какой важнейший принцип психологии иллюстрирует открытие А. Л. Ярбуса?

А. Л. Ярбус обнаружил, что неподвижный глаз может удерживать воспринимаемый образ лишь на очень короткое время, после чего

изображение исчезает и человек начинает видеть "пустое поле". Чтобы доказать это, он прикреплял к роговице глаза микроприсоску, на которой укреплялась светящаяся петля. Она двигалась вместе с движениями глаза, иначе говоря, оставалась неподвижной по отношению к глазу, и ее изображение всегда падало на один и тот же участок сетчатки. Результаты опыта А. Л. Ярбуса показали, что испытуемый отчетливо воспринимал изображение светящейся петли лишь 1-2 с, после чего оно исчезало и испытуемый видел "пустое поле".

Задание для самостоятельной работы №5

Прокомментируйте следующие расхожие мнения с точки зрения их соответствия современному состоянию науки о познавательных процессах. Ответы аргументируйте.

1. Наше восприятие окружающего зависит от нашей культуры, образования и опыта.

2. У всех животных и человека способность рецепторов улавливать сигналы ограничена.

3. Экстрасенсорное восприятие не считается законным предметом научного исследования.

4. Сенсорная изоляция приводит к необратимым патологическим изменениям психики.

5. Органы чувств ребенка начинают функционировать еще до его рождения.

6. Наше восприятие предметов все время изменяется в соответствии с их расстоянием от глаз и с углом, под которым мы их видим.

 

 

Задание для самостоятельной работы №6

Какие явления восприятия можно узнать в приведенных примерах? В каких из них это явление имеет устойчивый, а в каких - временный характер? Почему?

1. Некоторые жители Полинезии, впервые увидев лошадей, стали называть их свиньями, так как рубрика "свиньи" была в их языке наиболее подходящей для никогда не виданного животного - лошади.

2. Двухгодовалый сын У. Джемса играл целую неделю с апельсином, который увидел в первый раз, называя его мячиком. Мальчика кормили яйцами всмятку, которые подавались ему без скорлупы в жидком виде, вылитые в стакан; когда ребенок увидел впервые цельное яйцо, он назвал его картошкой, так как раньше он видел и ел картофель без кожуры и знал его название. Складной карманный пробочник мальчик без колебаний назвал "дурные ножницы".

3. Фиджийцы, по свидетельству Ч. Дарвина, очень удивлялись при виде маленьких лодок, большие же корабли не вызывали у них никакого удивления.

4. Сложнейшие по устройству ткацкие фабрики, обширнейшие металлические сооружения для большинства современников У. Джемса были таковы, как вода, воздух или земля - обыденные явления, не вызывающие никаких идей.

5. Выгравированная на медной пластинке надпись воспринимается как красивая. Но если нам покажут рисунок пером такого же достоинства, это невольно вызовет в нас удивление искусством художника. Одна пожилая дама, с восхищением рассматривая картину академика, спросила его: "Неужели Вы это сделали рукой?" (У. Джемс)

 

 

Задание для самостоятельной работы №7

Обобщите приведенные отрывки и сделайте вывод: каким образом мы чувствуем запахи?

1. Почему мы чувствуем разные запахи? Впервые ответить на этот вопрос 2000 лет назад попытался Тит Лукреций Кар в своей поэме "О природе вещей". Он думал, что на нёбе имеются маленькие поры различной величины и формы. Каждое пахучее вещество, говорил он, испускает мельчайшие молекулы определенной формы, и запах ощущается тогда, когда эти молекулы входят в поры на нёбе. Опознание каждого запаха зависит от того, к каким порам подходят его молекулы.

2. Особого внимания заслуживает теория Бека и Милеса. В ней предполагается, что орган обоняния подобен маленькому инфракрасному спектрофотометру, производящему инфракрасное излучение и замеряющему его поглощение молекулами, находящимися в самом органе обоняния. Так, было доказано, что пчелы могут чувствовать запах меда, даже если он помещен в запаянный контейнер, который, однако, пропускает инфракрасное излучение.

3. Согласно теории Дисона - Райта, колебательные частоты определяют качество запаха, тогда как летучесть, способность к адсорбции (поглощению), растворимость - его интенсивность. Считается, что все молекулы обонятельного эпителия находятся в состоянии электронного возбуждения с запрещенным переходом в основное состояние. Молекулы пахучего вещества комбинируются с молекулами обонятельного эпителия (причем с определенным соответствием колебательных частот), меняют частоту колебаний молекул эпителия и стимулируют возвращение возбужденной молекулы в исходное состояние. Для объяснения разнообразных запахов должно быть несколько типов клеток обонятельного эпителия. Райт утверждал, что в основном в процессе обоняния играет роль физическое, а не химическое взаимодействие. Легкие различия в запахе нескольких оптических изомеров он относил к разной степени частоты колебаний. Изменение качества запаха при разведении, считал Райт, вероятно, происходит потому, что он состоит из нескольких более простых, имеющих различные пороговые значения, а при низкой концентрации фиксируются только определенные компоненты.

4. В течение многих лет химики эмпирическим путем синтезировали огромное количество пахучих веществ, и были открыты лишь некоторые общие принципы. Например, добавление боковой ветви к прямой цепи углеродных атомов весьма усиливает запах. Сильный запах оказался свойственным молекулам некоторых спиртов и альдегидов, содержащих от 4 до 8 углеродных атомов. Два оптических изомера могут пахнуть по-разному. В веществах, молекулы которых содержат бензольное кольцо из 6 углеродных атомов, изменение положения группы атомов, связанных с кольцом, может резко изменить запах, тогда как у соединений, молекулы которых включают большое кольцо из 14 - 19 атомов, такого рода перегруппировка заметного изменения запаха не вызывает. Эти факты привели химиков к мысли о том, что основным фактором, определяющим запах, является общая геометрическая формула молекулы.В 1949 г. Р. Монкрифф предположил, что обонятельная система построена из рецепторных клеток немногих типов, каждый из которых воспринимает отдельный "первичный" запах, и что пахучие молекулы оказывают свое действие при точном совпадении их формы с формой "рецепторных участков" этих клеток. Он предположил, что существует от 4 до 12 типов рецепторов, каждый из которых отвечает основному запаху.

Дж. Эймур установил число основных запахов, считая, что каждый из них отвечает форме рецептора. Это было достигнуто при объединении 600 соединений в группы на основе схожести запаха. На основании частоты встречающихся запахов удалось выделить 7 запахов, которые можно рассматривать как первичные. При смешивании первичных запахов в определенных пропорциях можно получить любой известный запах. Молекулы важнейших запахов могут совпасть только с одним видом рецепторов, тогда как молекулы сложных запахов должны подходить двум и большему числу рецепторов. Поэтому важнейшие запахи в чистом виде встречаются чаще, чем сложные.

Чтобы воспринять 7 первичных запахов, в носу надо иметь 7 различных типовобонятельных рецепторов. Дж. Эймур представлял рецепторные участки в виде ультрамикроскопических щелей или впадинок в мембране нервного волокна, каждая из которых имеет своеобразную форму и величину. Предполагалось, что молекулы определенной конфигурации "вписываются" в каждый из этих участков подобно тому, как штекер входит в гнездо.

Используя дифракцию рентгеновских лучей, инфракрасную спектроскопию, электронно-зондовый анализ и другие методы, исследователи построили трехмерные модели молекул всех соединений, обладающих камфарным запахом. Оказалось, что все они имеют примерно одинаковую округлую форму и диаметр, равный 7 ангстремам. Это означало, что рецепторный участок для камфарных соединений должен иметь форму полукруглой чаши такого же диаметра. Выяснилось, что мускусный запах характерен для молекул дискообразной формы с диаметром около Ю ангстрем. Приятный цветочный запах вызывается молекулами дискообразной формы с гибким хвостом, как у воздушного змея. Прохладным мятным запахом обладают молекулы клинообразной формы. Эфирный запах вызывается палочковидными молекулами. (По М. С. Плужникову, С. В. Рязанцеву)

 

3. Мышление



Просмотров 5007

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!