Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Психические механизмы мышления



 

Мышление - это процесс опосредованного и обобщенного отражения, установления существующих связей и отношений между предметами и явлениями действительности. Мышление - познавательный процесс более высокого уровня по сравнению с непосредственным чувственным отражением действительности в ощущениях, восприятиях, представлениях. Чувственное познание дает лишь внешнюю картину мира, мышление же приводит к познанию законов природы и общественной жизни. Мышление выполняет регулирующую, познавательную и коммуникативную функцию, т. е. функцию общения. И здесь особое значение приобретает выражение его в речи. Передаются ли мысли в устной или письменной форме в процессе общения людей, пишется ли научная книга или произведение художественной литературы - всюду мысль должна быть оформлена словами так, чтобы ее поняли другие люди.

Мышление развивается на сенсорно-образной основе. Чувственное отражение и мышление - единый процесс познания человеком окружающей действительности. Источником познания служит практика. Начинается все с ощущений и восприятий, т. е. с живого созерцания. Никакими другими путями нельзя получить знания о различных предметах и явлениях, о свойствах вещей, о различных формах движения материи. Только потом чувственное познание восходит к мысленному - абстрактному, логическому. Но даже на уровне абстрактного мышления сохраняется его связь с чувственными образами ощущений, восприятий и представлений.

Такое отвлеченное и обобщенное познание позволяет понять мир полнее и глубже. Истинность же такого познания проверяется практикой. Здесь она уже выступает как критерий правильности человеческого познания, человеческого мышления. Единство чувственного отражения и мышления позволяет сопоставить прошлое и настоящее, предвидеть и проектировать будущее. Это относится не только к окружающему миру вещей, явлений, других людей, но и к самому человеку, позволяет ему "учиться властвовать собой".

Ему свойственно опосредованность – отвлеченность – обобщенность; оперирование классами, категориями и системами объектов; речевая форма порождения, существования, выражения и передачи; увеличение на множество порядков познавательных и практических возможностей индивида; обеспечение индивидуального самопознания и рационального самоизменения.

В течение жизни мышление приобретает различные способы существования, организованные по принципу взаимных транформаций и дополнений. Аналогично другим психическим явлениям оно проявляет себя в виде мыслительной активности, разнообразных мыслительных продуктов, задатков, способностей, а также значений и смыслов вербальных, знаковых, символических форм культурного производства.

Детерминантами мыслительной деятельности выступают: речевая, сознательная, познавательная, социальная, бессознательная формы.

 

Формы мышления

Различают наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление:

Наглядно-действенное мышление. Его называют еще практически действенным или просто практическим мышлением. Оно протекает непосредственно в процессе практической деятельности людей и связано с решением практических задач: производственных, организации учебного процесса. Этот вид мышления является, можно сказать, основным на протяжении всей жизни человека

Наглядно-образное мышление. Этот вид мышления связан с решением мыслительных задач, основанных на образном материале. Здесь имеет место оперирование самыми разнообразными, но больше всего зрительными и слуховыми образами. Наглядно-образное мышление тесно связано с практическим мышлением.

Словесно-логическое мышление. Его называют еще отвлеченным или теоретическим. Оно имеет форму отвлеченных понятий и суждений и связано с оперированием философскими, математическими, физическими и другими понятиями и суждениями. Это самый высокий уровень мышления, позволяющий проникать в сущность явлений, устанавливать законы развития природы, общественной жизни.

Все виды мышления тесно взаимосвязаны. Однако у разных людей тот или иной вид занимает ведущее положение. Какой именно, определяется условиями и требованиями деятельности. Скажем, у физика-теоретика или у философа - словесно-логическое мышление, у художника - наглядно-образное.

Положения генетической психологии Ж.Пиаже, теории культурно-исторического развития психики Л.С.Выготского, психоаналитической теории когнитивного развития, современной психологии интеллекта, концепции психических процессов Л.М.Веккера раскрывают разные онтогенетические аспекты развития мыслительной деятельности. Выделяют несколько генетических типов мышления: сенсорно-моторный, символически-интуитивный, конкретно-операционного мышления, тип мышления посредством формальных операций. Переход от ранних стадий мыслительной деятельности к более зрелым предполагает следующие преобразования:

- внутреннее выделение изолированных объектов познания и их дифференцированных свойств;

- синтез когнитивного и эмоционального опыта; разделение первичного (бессознательного) и вторичного (сознательного) процессов психической жизни;

- осознание дисстанции между “Я” и объектом;

- освоение “формальных” операций словесного обобщения, различения, абстрагирования, конкретизации и достижение их обратимости;

- перенос логических операций во внутренний план, на внутренние объекты;

- формирование понятий,согласование объема и содержания понятия, его инвариативногх и вариативных компонентов;

- формирование чувствительности к противоречиям, становление дуального (двойственного) мышления;

- синтез операций и продуктов мышления в крупных когнитивных построениях типа теорий,концепций, мировоззрений;

- развитие рефлективного мыления и мысленное я-обращение к бессознательному.

Мышление - всегда решение какой-то задачи, поиск ответа на возникший вопрос, поиск выхода из сложившейся ситуации. При этом ни решения, ни ответа, ни выхода нельзя усмотреть, только воспринимая действительность.

Мышление - это не только опосредованное, но и обобщенное отражение действительности. Обобщенность его заключается в том, что для каждой группы однородных предметов и явлений вычленяются общиеи существенные признаки, их характеризующие. В результате формируется знание об этом предмете вообще: стол вообще, стул вообще, дерево вообще и т. д. Существенными признаками "человека вообще", например, служат такие общие признаки: человек - это существо общественное, трудящееся, обладающее речью. Чтобы выделить эти общие и существенные признаки, нужно отвлечься, абстрагироваться от частных, несущественных признаков, таких, как пол, возраст, раса и др.

Мыслительные операции

Мыслительными операциями называются умственные действия, используемые в процессе мышления. Это анализ и синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация и классификация.

Анализ - мысленное расчленение целого на части, выделение отдельных признаков, свойств.

Синтез - мысленное соединение частей, признаков, свойств в единое целое, мысленное соединение предметов, явлений, событий в системы, комплексы и др.

Анализ и синтез взаимосвязаны друг с другом. Ведущая же роль того или другого определяется задачами деятельности.

Сравнение - мыслительное установление сходства и различия между предметами и явлениями или их признаками.

Обобщение - мысленное объединение предметов или явлений на основе выделения при сравнении общих и существенных для них свойств и признаков.

Абстракция - мысленное отвлечение от каких-либо свойств или признаков предметов, явлений.

Конкретизация - мысленное выделение из общего того или иного частного конкретного свойства и признака.

Классификация - мысленное разъединение и последующее объединение предметов, явлений, событий в группы и подгруппы по определенным признакам.

Мыслительные операции, как правило, протекают не изолированно, а в различных сочетаниях.

Анализ и синтез образуют единство. В процессе анализа происходит сравнение с целью выделения общих и различных признаков той или иной группы явлений, предметов.



Просмотров 2715

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!