Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Психические механизмы мышления
Мышление - это процесс опосредованного и обобщенного отражения, установления существующих связей и отношений между предметами и явлениями действительности. Мышление - познавательный процесс более высокого уровня по сравнению с непосредственным чувственным отражением действительности в ощущениях, восприятиях, представлениях. Чувственное познание дает лишь внешнюю картину мира, мышление же приводит к познанию законов природы и общественной жизни. Мышление выполняет регулирующую, познавательную и коммуникативную функцию, т. е. функцию общения. И здесь особое значение приобретает выражение его в речи. Передаются ли мысли в устной или письменной форме в процессе общения людей, пишется ли научная книга или произведение художественной литературы - всюду мысль должна быть оформлена словами так, чтобы ее поняли другие люди. Мышление развивается на сенсорно-образной основе. Чувственное отражение и мышление - единый процесс познания человеком окружающей действительности. Источником познания служит практика. Начинается все с ощущений и восприятий, т. е. с живого созерцания. Никакими другими путями нельзя получить знания о различных предметах и явлениях, о свойствах вещей, о различных формах движения материи. Только потом чувственное познание восходит к мысленному - абстрактному, логическому. Но даже на уровне абстрактного мышления сохраняется его связь с чувственными образами ощущений, восприятий и представлений. Такое отвлеченное и обобщенное познание позволяет понять мир полнее и глубже. Истинность же такого познания проверяется практикой. Здесь она уже выступает как критерий правильности человеческого познания, человеческого мышления. Единство чувственного отражения и мышления позволяет сопоставить прошлое и настоящее, предвидеть и проектировать будущее. Это относится не только к окружающему миру вещей, явлений, других людей, но и к самому человеку, позволяет ему "учиться властвовать собой". Ему свойственно опосредованность – отвлеченность – обобщенность; оперирование классами, категориями и системами объектов; речевая форма порождения, существования, выражения и передачи; увеличение на множество порядков познавательных и практических возможностей индивида; обеспечение индивидуального самопознания и рационального самоизменения. В течение жизни мышление приобретает различные способы существования, организованные по принципу взаимных транформаций и дополнений. Аналогично другим психическим явлениям оно проявляет себя в виде мыслительной активности, разнообразных мыслительных продуктов, задатков, способностей, а также значений и смыслов вербальных, знаковых, символических форм культурного производства. Детерминантами мыслительной деятельности выступают: речевая, сознательная, познавательная, социальная, бессознательная формы.
Формы мышления Различают наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление: Наглядно-действенное мышление. Его называют еще практически действенным или просто практическим мышлением. Оно протекает непосредственно в процессе практической деятельности людей и связано с решением практических задач: производственных, организации учебного процесса. Этот вид мышления является, можно сказать, основным на протяжении всей жизни человека Наглядно-образное мышление. Этот вид мышления связан с решением мыслительных задач, основанных на образном материале. Здесь имеет место оперирование самыми разнообразными, но больше всего зрительными и слуховыми образами. Наглядно-образное мышление тесно связано с практическим мышлением. Словесно-логическое мышление. Его называют еще отвлеченным или теоретическим. Оно имеет форму отвлеченных понятий и суждений и связано с оперированием философскими, математическими, физическими и другими понятиями и суждениями. Это самый высокий уровень мышления, позволяющий проникать в сущность явлений, устанавливать законы развития природы, общественной жизни. Все виды мышления тесно взаимосвязаны. Однако у разных людей тот или иной вид занимает ведущее положение. Какой именно, определяется условиями и требованиями деятельности. Скажем, у физика-теоретика или у философа - словесно-логическое мышление, у художника - наглядно-образное. Положения генетической психологии Ж.Пиаже, теории культурно-исторического развития психики Л.С.Выготского, психоаналитической теории когнитивного развития, современной психологии интеллекта, концепции психических процессов Л.М.Веккера раскрывают разные онтогенетические аспекты развития мыслительной деятельности. Выделяют несколько генетических типов мышления: сенсорно-моторный, символически-интуитивный, конкретно-операционного мышления, тип мышления посредством формальных операций. Переход от ранних стадий мыслительной деятельности к более зрелым предполагает следующие преобразования: - внутреннее выделение изолированных объектов познания и их дифференцированных свойств; - синтез когнитивного и эмоционального опыта; разделение первичного (бессознательного) и вторичного (сознательного) процессов психической жизни; - осознание дисстанции между “Я” и объектом; - освоение “формальных” операций словесного обобщения, различения, абстрагирования, конкретизации и достижение их обратимости; - перенос логических операций во внутренний план, на внутренние объекты; - формирование понятий,согласование объема и содержания понятия, его инвариативногх и вариативных компонентов; - формирование чувствительности к противоречиям, становление дуального (двойственного) мышления; - синтез операций и продуктов мышления в крупных когнитивных построениях типа теорий,концепций, мировоззрений; - развитие рефлективного мыления и мысленное я-обращение к бессознательному. Мышление - всегда решение какой-то задачи, поиск ответа на возникший вопрос, поиск выхода из сложившейся ситуации. При этом ни решения, ни ответа, ни выхода нельзя усмотреть, только воспринимая действительность. Мышление - это не только опосредованное, но и обобщенное отражение действительности. Обобщенность его заключается в том, что для каждой группы однородных предметов и явлений вычленяются общиеи существенные признаки, их характеризующие. В результате формируется знание об этом предмете вообще: стол вообще, стул вообще, дерево вообще и т. д. Существенными признаками "человека вообще", например, служат такие общие признаки: человек - это существо общественное, трудящееся, обладающее речью. Чтобы выделить эти общие и существенные признаки, нужно отвлечься, абстрагироваться от частных, несущественных признаков, таких, как пол, возраст, раса и др. Мыслительные операции Мыслительными операциями называются умственные действия, используемые в процессе мышления. Это анализ и синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация и классификация. Анализ - мысленное расчленение целого на части, выделение отдельных признаков, свойств. Синтез - мысленное соединение частей, признаков, свойств в единое целое, мысленное соединение предметов, явлений, событий в системы, комплексы и др. Анализ и синтез взаимосвязаны друг с другом. Ведущая же роль того или другого определяется задачами деятельности. Сравнение - мыслительное установление сходства и различия между предметами и явлениями или их признаками. Обобщение - мысленное объединение предметов или явлений на основе выделения при сравнении общих и существенных для них свойств и признаков. Абстракция - мысленное отвлечение от каких-либо свойств или признаков предметов, явлений. Конкретизация - мысленное выделение из общего того или иного частного конкретного свойства и признака. Классификация - мысленное разъединение и последующее объединение предметов, явлений, событий в группы и подгруппы по определенным признакам. Мыслительные операции, как правило, протекают не изолированно, а в различных сочетаниях. Анализ и синтез образуют единство. В процессе анализа происходит сравнение с целью выделения общих и различных признаков той или иной группы явлений, предметов.
|