Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
В этой трагедии Еврипид дал яркий,
Незабываемый образ девушки, жертвующей Собой для отчизны. И что всего Замечательнее, он с изумительной художественной Убедительностью показал Нарастание героизма в Ифигении. Вначале Перед зрителем — нежная девушка, Почти ребенок. Она принесла с собой Только любовь к отцу. Она хотела бы Всегда быть вместе с ним и поэтому Наивно просит оставить войну и вернуться В Аргос. И когда она узнает, Что ей предстоит смерть, она так же Трогательно и наивно просит пощадить Ее. Так отрадно видеть солнце И так страшно умереть. Какое ей дело до Париса и Елены! Но затем па глазах Зрителей из нежной девушки, молящей О пощаде, вырастает подлинная герои- К л а в д и й Э л и а п - писатель II в По-гречески. Ия. Отказываясь от помощи Ахилла, Ифигения говорит матери, что она многое Пережила в своей душе. На нее Смотрит вся Эллада. В ее смерти — все для греков: и попутный ветер и победа Над Троей. И сама jjomia греков С троянцами представляется ей борьбой Греческой свободы с троянским Рабством. Таким образом, пафос любви К отцу переходит в пафос любви к родине. И драматург не погрешил против психологической правды: именно в молодых И чистых натурах, подобных Ифигении, такие душевные переходы Совершаются стремительно и бурно. Остальные персонажи этой пьесы Многими чертами своего характера напоминают Средних людей — современников Еврипида. Таков Агамемнон с его Постоянными душевными колебаниями, С его честолюбивыми замыслами и Весьма невысокой дипломатией для их Достижения, с его ложью по отношению К Клитемнестре и Ифигении. В Диалоге с Менелаем, говоря о неизбежности Жертвоприношения, он указывает па роковое стечение обстоятельств: Ифигению вырвут даже из стен Аргоса. В сцепе с дочерью, когда она умоляет не убивать ее, звучит уже другой мотив: Эллада требует смерти Ифигении, и Отец обязан подчиниться этохму требованию. В устах Агамемнона эти слова Оказываются несколько неожиданными И переход к новому пониманию Своего долга перед Элладой не вполне Мотивированным. Добровольное решение Ифигении, совершающей по только Патриотический подвиг в панэллинском Смысле, по и подвиг дочерней любви, Снимает с ее колеблющегося отца всякую Ответственность за ее смерть. В той Отрицательной характеристике, кото- И. э., италиец но происхождению, писавший Глава VIII Рую дает Агамемнону Менелай, несомненно Выступают некоторые черты Современных драматургу демагогов. Менелай — также обычный человек, То откровенно эгоистичный, то раскаивающийся В своем эгоизме. Он владеет Незаурядным красноречием и произносит Искусную обвинительную речь против Агамемнона, не говоря, однако, Ни слова о том, что сам он является Заинтересованной стороной и что главные Его стремления направлены на то, Чтобы вернуть себе Елену. Основная Драматическая функция образа Мене- Лая — резче подчеркнуть беспомощность И бесхарактерность Агамемнона. После первого эписодия Менелай Исчезает и больше не появляется на Сцене. Клитемнестра ничем не напоминает В этой пьесе сверхчеловеческий образ Трагедий Эсхила. В нормальных жизненных Условиях она сохраняет еще Царское достоинство. Но когда на нее Обрушивается несчастье, вся ее гордость Исчезает, и перед зрителями просто Страдающая женщина, которая бросается К ногам Ахилла с мольбой спасти Ее дочь. Все же в трагедии проскальзывают Намеки на ее будущую месть Агамемнону. Можно согласиться с И. Ф. Аннен- ским, что «Ахилл — наиболее бледное из лиц пьесы» г. Он мало напоминает Нам того героя, которого мы знаем по «Илиаде». В речи его, в которой он Утешает Клитемнестру, много риторики, Резонерства и какого-то дюжинного Житейского опыта. В самом благородстве Его есть что-то холодное. Он сам Говорит о себе (ст. 919 и следующие), Что печали и радости умеренно волнуют Ему душу и что его наставник — Разум. Но его учитель кентавр Хирон Воспитал в нем прямоту души. Он Считает, что Клитемнестре и ее дочери Причинено невыразимое страданье, и Готов бороться для отвращения его, Наскдлько хватит сил. В этом месте (ст. 933 и следующие) реч^> его звучит Искренне, а гнев против Агамемнона и 'клятва воспрепятствовать жертвоприношению Ифигении напоминают по Своей страстности эпического Ахилла. В диалоге с Ифигенией в четвертом
|