Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



В этой трагедии Еврипид дал яркий,



Незабываемый образ девушки, жертвующей

Собой для отчизны. И что всего

Замечательнее, он с изумительной художественной

Убедительностью показал

Нарастание героизма в Ифигении. Вначале

Перед зрителем — нежная девушка,

Почти ребенок. Она принесла с собой

Только любовь к отцу. Она хотела бы

Всегда быть вместе с ним и поэтому

Наивно просит оставить войну и вернуться

В Аргос. И когда она узнает,

Что ей предстоит смерть, она так же

Трогательно и наивно просит пощадить

Ее. Так отрадно видеть солнце

И так страшно умереть. Какое ей дело

до Париса и Елены! Но затем па глазах

Зрителей из нежной девушки, молящей

О пощаде, вырастает подлинная герои-

К л а в д и й Э л и а п - писатель II в

По-гречески.

Ия. Отказываясь от помощи Ахилла,

Ифигения говорит матери, что она многое

Пережила в своей душе. На нее

Смотрит вся Эллада. В ее смерти — все

для греков: и попутный ветер и победа

Над Троей. И сама jjomia греков

С троянцами представляется ей борьбой

Греческой свободы с троянским

Рабством. Таким образом, пафос любви

К отцу переходит в пафос любви к родине.

И драматург не погрешил против

психологической правды: именно в молодых

И чистых натурах, подобных

Ифигении, такие душевные переходы

Совершаются стремительно и бурно.

Остальные персонажи этой пьесы

Многими чертами своего характера напоминают

Средних людей — современников

Еврипида. Таков Агамемнон с его

Постоянными душевными колебаниями,

С его честолюбивыми замыслами и

Весьма невысокой дипломатией для их

Достижения, с его ложью по отношению

К Клитемнестре и Ифигении. В

Диалоге с Менелаем, говоря о неизбежности

Жертвоприношения, он указывает

па роковое стечение обстоятельств:

Ифигению вырвут даже из стен Аргоса.

В сцепе с дочерью, когда она умоляет

не убивать ее, звучит уже другой мотив:

Эллада требует смерти Ифигении, и

Отец обязан подчиниться этохму требованию.

В устах Агамемнона эти слова

Оказываются несколько неожиданными

И переход к новому пониманию

Своего долга перед Элладой не вполне

Мотивированным. Добровольное решение

Ифигении, совершающей по только

Патриотический подвиг в панэллинском

Смысле, по и подвиг дочерней любви,

Снимает с ее колеблющегося отца всякую

Ответственность за ее смерть. В той

Отрицательной характеристике, кото-

И. э., италиец но происхождению, писавший

Глава VIII

Рую дает Агамемнону Менелай, несомненно

Выступают некоторые черты

Современных драматургу демагогов.

Менелай — также обычный человек,

То откровенно эгоистичный, то раскаивающийся

В своем эгоизме. Он владеет

Незаурядным красноречием и произносит

Искусную обвинительную речь против

Агамемнона, не говоря, однако,

Ни слова о том, что сам он является

Заинтересованной стороной и что главные

Его стремления направлены на то,

Чтобы вернуть себе Елену. Основная

Драматическая функция образа Мене-

Лая — резче подчеркнуть беспомощность

И бесхарактерность Агамемнона.

После первого эписодия Менелай

Исчезает и больше не появляется на

Сцене.

Клитемнестра ничем не напоминает

В этой пьесе сверхчеловеческий образ

Трагедий Эсхила. В нормальных жизненных

Условиях она сохраняет еще

Царское достоинство. Но когда на нее

Обрушивается несчастье, вся ее гордость

Исчезает, и перед зрителями просто

Страдающая женщина, которая бросается

К ногам Ахилла с мольбой спасти

Ее дочь. Все же в трагедии проскальзывают

Намеки на ее будущую месть

Агамемнону.

Можно согласиться с И. Ф. Аннен-

ским, что «Ахилл — наиболее бледное

из лиц пьесы» г. Он мало напоминает

Нам того героя, которого мы знаем по

«Илиаде». В речи его, в которой он

Утешает Клитемнестру, много риторики,

Резонерства и какого-то дюжинного

Житейского опыта. В самом благородстве

Его есть что-то холодное. Он сам

Говорит о себе (ст. 919 и следующие),

Что печали и радости умеренно волнуют

Ему душу и что его наставник —

Разум. Но его учитель кентавр Хирон

Воспитал в нем прямоту души. Он

Считает, что Клитемнестре и ее дочери

Причинено невыразимое страданье, и

Готов бороться для отвращения его,

Наскдлько хватит сил. В этом месте

(ст. 933 и следующие) реч^> его звучит

Искренне, а гнев против Агамемнона

и 'клятва воспрепятствовать жертвоприношению

Ифигении напоминают по

Своей страстности эпического Ахилла.

В диалоге с Ифигенией в четвертом



Просмотров 457

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!