Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



НА СЛУЖБЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ



 

Статья 17. Право поступления на службу в органы внутренних дел

 

Комментарий к статье 17

 

В комментируемой статье регламентировано право поступления на службу в ОВД. Часть 1 данной статьи определяет условия поступления граждан на службу в ОВД. Одновременно указано на то, что граждане вправе поступать на службу независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Данное правило, которое ранее содержалось в ч. 1 ст. 8 Положения 1992 г. о службе в ОВД и ч. 1 ст. 35 Закона о полиции (см. ниже), основано на норме ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

В качестве условий поступления граждан на службу в ОВД в ч. 1 комментируемой статьи названы следующие обстоятельства:

достижение возраста 18 лет;

владение государственным языком РФ;

соответствие квалификационным требованиям, установленным комментируемым Законом;

способность по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника ОВД.

Ранее соответствующее регулирование формулировалось в ч. 1 ст. 8 Положения 1992 г. о службе в ОВД (в ред. Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ) следующим образом: на службу в ОВД принимаются в добровольном порядке граждане РФ не моложе 18 и не старше 40 лет (на службу в полицию - не старше 35 лет) независимо от национальности, пола, социального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, способные по своим деловым, личным и нравственным качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности. В свою очередь, норма ч. 1 ст. 35 Закона о полиции устанавливала, что на службу в полицию имеют право поступать граждане РФ не моложе 18 лет и не старше 35 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, владеющие государственным языком РФ, имеющие образование не ниже среднего (полного) общего, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника полиции. Указанная норма Закона о полиции признана комментируемым Законом утратившей силу (см. комментарий к ст. 93 Закона).

Необходимо также упомянуть о следующей правовой позиции, изложенной в Постановлении КС России от 6 июня 1995 г. N 7-П <1>: специфическая деятельность, которую осуществляют органы внутренних дел, предопределяет специальный правовой статус сотрудников милиции; исходя из положения Конституции РФ о равном доступе к государственной службе (ч. 4 ст. 32) государство, регулируя отношения службы в органах внутренних дел, может устанавливать в этой сфере особые правила; это находится в полном соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, допускающей в установленных ею целях ограничения прав граждан федеральным законом, и не противоречит п. 2 ст. 1 Конвенции МОТ N 111 1958 г. относительно дискриминации в области труда и занятий, согласно которому различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 24. Ст. 2342.

 

2. В части 2 комментируемой статьи определено, что зачисление в образовательное учреждение высшего профессионального образования ФОИВ в сфере внутренних дел для обучения по очной форме в должности курсанта, слушателя является поступлением на службу в ОВД. При этом предусмотрено, что в такие образовательные учреждения для обучения по очной форме вправе поступать в том числе граждане, не достигшие возраста 18 лет. Ранее подобное правило формулировалось в ч. 1 ст. 8 Положения 1992 г. о службе в ОВД следующим образом: в учебные заведения МВД России могут приниматься лица, не достигшие 18 лет, имеющие среднее образование. Соответственно, в части 2 комментируемой статьи использована аналогия с нормой ч. 2 ст. 35 Закона о полиции, указывающей, что в образовательные учреждения высшего профессионального образования ФОИВ в сфере внутренних дел могут приниматься граждане РФ, не достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее (полное) общее образование. Причем указанная норма Закона о полиции признана комментируемым Законом утратившей силу (см. комментарий к ст. 93 Закона).

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает предельный возраст поступления на службу в ОВД. В этой связи, прежде всего, следует упомянуть о следующей правовой позиции, изложенной, например, в Определении КС России от 22 марта 2011 г. N 427-О-О <1>: специфическая деятельность, которую осуществляют ОВД, предопределяет специальный правовой статус сотрудников милиции; исходя из положения Конституции РФ о равном доступе к государственной службе (ч. 4 ст. 32) государство, регулируя отношения службы в ОВД, может устанавливать в этой сфере особые правила, в том числе специальные требования, связанные с соблюдением возрастных критериев при приеме на службу и увольнении по достижении предельного возраста службы.

--------------------------------

<1> СПС.

 

В соответствии с п. 1 ч. 3 комментируемой статьи предельный возраст для замещения должностей в ОВД устанавливается в 35 лет. Как говорилось выше, прежде в ч. 1 ст. 8 Положения 1992 г. о службе в ОВД (в ред. Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ) предусматривалось, что на службу в ОВД принимаются граждане РФ не старше 40 лет, а на службу в полицию - не старше 35 лет. Соответственно, в ч. 1 ст. 35 Закона о полиции устанавливалось, что на службу в полицию имеют право поступать граждане РФ не старше 35 лет.

В пункте 2 ч. 3 комментируемой статьи предельный возраст для поступления в образовательные учреждения высшего профессионального образования ФОИВ в сфере внутренних дел для обучения по очной форме установлен в 25 лет. Ранее такой предельный возраст поступления на службу в ОВД законодательно не устанавливался.

4. В части 4 комментируемой статьи регламентированы возрастные ограничения для поступления на службу в ОВД граждан, ранее проходивших службу в ОВД или в ФОИВ на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных (воинских) званий. В отношении таких граждан предусмотрено, что возрастные ограничения для поступления на службу определяются возрастными ограничениями для пребывания на службе в ОВД, установленными ст. 88 комментируемого Закона. Часть 1 указанной статьи устанавливает предельный возраст пребывания на службе для сотрудников ОВД соответственно их специальным званиям (см. указанную статью и комментарий к ней).

Ранее соответствующее регулирование содержалось в ч. 2 ст. 8 Положения 1992 г. о службе в ОВД, предусматривавшей, что возрастные ограничения для граждан, ранее уволенных из ОВД и вновь принимаемых на службу, определяются исходя из требований ст. 59 "Возрастные ограничения, установленные для сотрудников органов внутренних дел" названного Положения.

5. Часть 5 комментируемой статьи устанавливает, что гражданин не может быть принят на службу в ОВД в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 29 и ч. 3 ст. 35 Закона о полиции. Первая составляющая изложенной нормы охватывается нормой ч. 1 ст. 14 комментируемого Закона, согласно которой на сотрудника ОВД распространяются ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в ОВД, установленные ст. 29 Закона о полиции. В части 1 указанной ст. 29 Закона о полиции определен перечень случаев, в которых сотрудник полиции не может находиться на службе в полиции (см. комментарий к ст. 14 Закона).

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Закона о полиции гражданин РФ не может быть принят на службу в полицию в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 29 названного Закона, а также в случаях, если он:

1) имеет вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;

2) является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу;

3) неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в полицию, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения;

4) не согласен соблюдать ограничения, запреты, выполнять обязанности и нести ответственность, установленные для сотрудников полиции названным Законом и другими федеральными законами.

Следует отметить, что эти положения являются нововведениями Закона о полиции, поскольку в ч. ч. 2 и 3 ст. 19 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 22 июля 2010 г. N 157-ФЗ <1>) устанавливалось, что не могут быть приняты на службу в милицию граждане: имеющие либо имевшие судимость, а также граждане, уголовное преследование в отношении которых прекращено за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, за исключением уголовных дел частного обвинения, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием; лишенные на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать должности сотрудников милиции, в течение указанного срока. Такие случаи охватываются положениями ч. 1 ст. 29 Закона о полиции, определяющими случаи, в которых сотрудник полиции не может находиться на службе в полиции.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2010. N 30. Ст. 3988.

 

6. В части 6 комментируемой статьи предусмотрена необходимость прохождения гражданами, поступающими на службу в ОВД, психофизиологических исследований (обследований), тестирования, направленных на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами. Прежде в части 5 ст. 8 Положения 1992 г. о службе в ОВД (в ред. Федерального закона от 22 июля 2010 г. N 156-ФЗ) устанавливалось, что при приеме граждан на службу в ОВД проводятся их психофизиологическое исследование, тестирование в отношении наличия алкогольной, наркотической и иной токсической зависимости. Эта норма воспроизведена в ч. 4 ст. 35 Закона о полиции в отношении граждан РФ, поступающих на службу в полицию. Причем указанная норма Закона о полиции признана комментируемым Законом утратившей силу (см. комментарий к ст. 93 Закона).

Полномочие по определению порядка прохождения соответствующих психофизиологических исследований (обследований), тестирования федеральный законодатель согласно ч. 6 комментируемой статьи делегировал ФОИВ в сфере внутренних дел. Такое регулирование содержалось в ч. 5 ст. 8 Положения 1992 г. о службе в ОВД и ч. 4 ст. 35 Закона о полиции, но сведений об издании соответствующего приказа МВД России не было.

7. Частью 7 комментируемой статьи закреплена необходимость оформления личного поручительства на гражданина, поступающего на службу в ОВД. При этом определено содержание данной процедуры: письменное обязательство сотрудника ОВД, имеющего стаж службы не менее трех лет, о том, что он ручается за соблюдение указанным гражданином ограничений и запретов, установленных для сотрудников комментируемым Законом и другими федеральными законами. Ранее в части 5 ст. 8 Положения 1992 г. о службе в ОВД (здесь и далее в ред. Федерального закона от 22 июля 2010 г. N 156-ФЗ) предусматривалось лишь то, что при приеме граждан на службу в ОВД оформляется личное поручительство за них сотрудниками ОВД. Соответственно, в части 7 комментируемой статьи использована аналогия с нормой ч. 5 ст. 35 Закона о полиции, указывающей, что на гражданина РФ, поступающего на службу в полицию, оформляется личное поручительство, которое состоит в письменном обязательстве сотрудника органов внутренних дел, имеющего стаж службы не менее трех лет, о том, что он ручается за соблюдение указанным гражданином РФ ограничений и запретов, установленных для сотрудников полиции названным Законом и другими федеральными законами. Причем указанная норма признана комментируемым Законом утратившей силу (см. комментарий к ст. 93 Закона).

В части 7 комментируемой статьи федеральный законодатель также делегировал ФОИВ в сфере внутренних дел полномочия по определению порядка и категорий должностей, при назначении на которые оформляется личное поручительство. Такое регулирование содержалось и в норме ч. 5 ст. 8 Положения 1992 г. о службе в ОВД. На основании этой нормы издан Приказ МВД России от 30 сентября 2010 г. N 700 "Об утверждении Порядка оформления личного поручительства в органах внутренних дел Российской Федерации и Категорий должностей, при назначении на которые оформляется личное поручительство" <1>, которым соответственно утверждены:

--------------------------------

<1> РГ. 2010. 1 декабря. N 271.

 

Порядок оформления личного поручительства в органах внутренних дел Российской Федерации;

Категории должностей, при назначении на которые оформляется личное поручительство.

 

Статья 18. Документы, представляемые гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел

 

Комментарий к статье 18

 

1. Часть 1 комментируемой статьи определяет перечень документов, которые гражданин представляет в ФОИВ в сфере внутренних дел, его территориальный орган, подразделение для поступления на службу в ОВД. При этом установлено, что данные документы гражданин представляет лично.

Ранее подобный перечень документов был определен в п. 12 Инструкции о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 19 мая 2009 г. N 386 <1>. В частности, устанавливалось, что в случае принятия решения о продолжении предварительного изучения кандидата ему предлагается представить в подразделение по работе с личным составом: паспорт; трудовую книжку (за исключением поступающих на работу впервые, работающих на момент изучения по трудовому договору, а также для принимаемых на работу на условиях совместительства); страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (за исключением поступающих на работу впервые); документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; для кандидатов на службу или работу по должностям, требующим специальных знаний или специальной подготовки, - документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний. Там же предусматривалось, что кандидатом могут быть представлены письменные рекомендации о возможности его службы в органах внутренних дел, характеристика с последнего места работы.

--------------------------------

<1> БНА ФОИВ. 2009. N 31.

 

Следует также отметить, что в положениях ч. 1 комментируемой статьи прослеживаются аналогии с нормой ч. 2 ст. 26 Закона о гражданской службе, определяющей следующий перечень документов, которые гражданин, поступающий на государственную гражданскую службу, при заключении служебного контракта предъявляет представителю нанимателя:

1) заявление с просьбой о поступлении на государственную гражданскую службу и замещении должности государственной гражданской службы;

2) собственноручно заполненную и подписанную анкету установленной формы;

3) паспорт;

4) трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

5) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

6) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории РФ;

7) документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

8) документ об образовании;

9) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

2. В части 2 комментируемой статьи предусмотрено, что может быть установлена необходимость представления гражданином для поступления на службу в ОВД и иных документов, нежели указанные в ч. 1 данной статьи. Как определено при этом, такие случаи устанавливаются законодательством РФ.

Следует отметить, что подобная норма в ч. 3 ст. 26 Закона о гражданской службе сформулирована несколько иначе: в отдельных случаях с учетом условий прохождения государственной гражданской службы, установленных названным Законом, другими федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, при заключении служебного контракта может предусматриваться необходимость предъявления иных документов, нежели указанные в ч. 2 этой статьи.

3. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает, что документы, указанные в п. п. 2, 5 - 8 ч. 1 данной статьи, т.е. те документы, которые не предназначены исключительно для поступления на службу в ОВД, - паспорт гражданина РФ, документ государственного образца об образовании, документы воинского учета, трудовая книжка, документ о постановке на учет в налоговом органе - после заверения их копий уполномоченным должностным лицом подлежат возвращению гражданину в день их представления.

4. В части 4 комментируемой статьи федеральный законодатель делегировал ФОИВ в сфере внутренних дел полномочия по утверждению порядка приема документов для поступления на службу в ОВД и перечня должностных лиц, имеющих право принимать указанные документы. Таким образом, следует ожидать издания соответствующего приказа МВД России. Ранее подобные вопросы регулировались Инструкцией по применению Положения 1992 г. о службе в ОВД, а также названной выше Инструкцией о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 19 мая 2009 г. N 386.

 

Статья 19. Рассмотрение документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел, и принятие по ним решений

 

Комментарий к статье 19

 

В комментируемой статье регламентировано рассмотрение документов, представленных гражданином для поступления на службу в ОВД, и принятие по ним решений. В рамках этой регламентации в части 1 данной статьи федеральный законодатель, прежде всего, делегировал ФОИВ в сфере внутренних дел полномочие по утверждению перечня уполномоченных руководителей и иных должностных лиц, наделенных правом рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в ОВД, и принятия по ним решений.

Ранее такой перечень следовал из правил п. 4.6 Инструкции по применению Положения 1992 г. о службе в ОВД (в ред. Приказа МВД России от 16 ноября 2001 г. N 1010 <1>), предусматривавших, что приказ о приеме на службу:

--------------------------------

<1> РГ. 2002. 20 марта. N 49.

 

а) лиц высшего, старшего и среднего начальствующего состава в соответствии с номенклатурой должностей подписывается Министром внутренних дел РФ, его заместителями, первым заместителем начальника Следственного комитета при МВД России, начальниками главных управлений, управлений (на правах главных), управлений МВД России, непосредственно подчиненных МВД России подразделений, министрами внутренних дел, начальниками Главных управлений и управлений внутренних дел субъектов РФ, управлений (отделов) внутренних дел на транспорте, управлений (отделов) внутренних дел Управления режимных объектов, окружных управлений (отделов) материального, технического и военного снабжения, окружных УВД, ГУВД г. Москвы, начальниками образовательных и научно-исследовательских учреждений, школ усовершенствования начальствующего состава, управлений (отделов) ГПС МВД России, управлений (отделов) вневедомственной охраны, начальниками линейных ОВД на транспорте, районных, городских, районных в городе управлений (отделов) внутренних дел;

б) лиц рядового и младшего начальствующего состава - должностными лицами, перечисленными в подп. "а" данного пункта, а также начальниками управлений, отделов (служб) МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, пожарных частей и отрядов ГПС МВД России, подразделений вневедомственной охраны, Главного клинического госпиталя МВД России и начальниками, командирами строевых и других подразделений ОВД, которым предоставлено такое право, начальниками, перечисленными в подп. "а" данного пункта.

2 - 3. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает необходимость обеспечения уполномоченным руководителем проведения в отношении гражданина, поступающего на службу в ОВД, мероприятий, связанных с: допуском к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну;

проверкой достоверности сообщенных гражданином сведений; проверкой уровня физической подготовки;

прохождением медицинского освидетельствования (обследования) гражданина;

проведением мероприятий по профессиональному психологическому отбору.

В рассматриваемой норме также установлено, что перечисленные мероприятия должны быть осуществлены в течение трех месяцев со дня принятия заявления. При этом в части 3 комментируемой статьи предусмотрено, что срок проведения проверки достоверности сообщенных гражданином сведений может быть продлен уполномоченным руководителем до четырех месяцев с письменным уведомлением об этом гражданина.

Прежде соответствующее регулирование содержалось в Инструкции о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 19 мая 2009 г. N 386, но эта регламентация была иная. Так, в п. 10 названной Инструкции предусматривалось, что изучение кандидатов для поступления на службу в ОВД осуществляется в два этапа: предварительное изучение; изучение кандидатов в процессе медицинского освидетельствования, психофизиологического обследования, сдачи испытаний по общей и физической подготовленности.

Пункт 19 названной Инструкции определял, что проверка кандидатов, принимаемых на службу в ОВД, проводится с целью установления сведений, являющихся ограничениями в приеме на службу в ОВД, установленными ст. 19 Закона 1991 г. о милиции и ст. 9 Положения 1992 г. о службе в ОВД; проверка проводится с письменного согласия проверяемого лица путем использования оперативных возможностей ОВД, а также в соответствии с законодательством РФ о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне.

Там же предусматривалось, что проверка подразделяется на полную, неполную, местную и дополнительную. При этом в п. п. 20 - 25 устанавливалось следующее:

полной проверке подлежат лица: принимаемые на службу на должности рядового и начальствующего состава, в том числе направляемые на учебу в образовательные учреждения МВД России; принимаемые на работу на должности, предусматривающие оформление допуска к государственной тайне по первой и второй формам допуска (п. 20);

неполной проверке подлежат лица, принимаемые на работу в ОВД в качестве работников, за исключением лиц, указанных в п. 20 Инструкции (п. 21);

местной проверке подлежат лица, принимаемые на должности государственных гражданских служащих и работников, за исключением лиц, указанных в п. п. 20 и 21 Инструкции (п. 22);

полная проверка проводится в отношении кандидата, его жены (мужа) и их близких родственников. В процессе полной проверки осуществляются следующие мероприятия: проверка по учетам ОВД кандидата, его жены (мужа) и их близких родственников; проверка по месту жительства кандидата; подтверждение данных в необходимых случаях через соответствующие ОВД, органы записи актов гражданского состояния, иные органы (п. 23);

неполная проверка проводится в отношении кандидата, его жены (мужа) и близких родственников, проживающих совместно с кандидатом, и включает в себя: проверку по учетам ОВД; проверку по месту жительства кандидата (п. 24);

местная проверка проводится в отношении самого кандидата по учетам ОВД (п. 25).

4 - 5. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает процедуру принятия решения уполномоченным руководителем по результатам рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в ОВД, заключения военно-врачебной комиссии, результатов психофизиологических исследований (обследований), тестирования, направленных на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, уровня физической подготовки и личного поручительства.

В рассматриваемой норме также определен исчерпывающий перечень видов решений, одно из которых принимает уполномоченный руководитель по результатам рассмотрения указанных документов и материалов. В частности, это решения:

1) о заключении с гражданином трудового договора с условием об испытании, предусмотренном ст. 24 комментируемого Закона;

2) о допуске к участию в конкурсе на замещение должности в ОВД;

3) о заключении с гражданином контракта;

4) о направлении гражданина для поступления в образовательное учреждение высшего профессионального образования ФОИВ в сфере внутренних дел для обучения по очной форме;

5) об отказе гражданину в приеме на службу в ОВД или в направлении для поступления в образовательное учреждение высшего профессионального образования ФОИВ в сфере внутренних дел для обучения по очной форме.

Согласно части 5 комментируемой статьи уполномоченный руководитель обязан сообщить о принятом решении в письменной форме гражданину в 10-дневный срок со дня принятия соответствующего решения.

Аналогично сказанному выше следует отметить, что ранее соответствующее регулирование содержалось в Инструкции о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 19 мая 2009 г. N 386, но эта регламентация была иная. Так, в п. 40 названной Инструкции предусматривалось следующее:

по окончании изучения и проверки кандидата сотрудник подразделения по работе с личным составом оформляет заключение о приеме на службу в ОВД по установленной форме;

по результатам изучения кандидата даются предложения о приеме на службу в ОВД, назначении на должность (стажером по должности). Вывод подписывается руководителем структурного подразделения ОВД, в котором предполагается использовать кандидата, сотрудником подразделения по работе с личным составом, проводившим его изучение, и согласовывается с заместителем начальника ОВД, курирующим данное структурное подразделение, а также с руководителем подразделения по работе с личным составом ОВД, начальник которого имеет право назначения на должность. В случаях, предусмотренных ст. 12 Положения 1992 г. о службе в ОВД, даются рекомендации об установлении и продолжительности испытательного срока, предложения о закреплении за принимаемым в качестве стажера по должности наставника;

вывод и рекомендации должны основываться на материалах предварительного изучения кандидата и записываться в четких, сжатых и конкретных формулировках. Например: "Считаю возможным назначить (Ф.И.О.) стажером по должности дознавателя с установлением испытательного срока шесть месяцев. Полагаю необходимым закрепить наставником старшего дознавателя майора милиции (Ф.И.О.)".

6. В части 6 комментируемой статьи федеральный законодатель делегировал ФОИВ в сфере внутренних дел полномочие по установлению порядка проведения проверок, предусмотренных ч. 2 данной статьи, т.е. порядка осуществления мероприятий, связанных с допуском к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, проверки достоверности сообщенных сведений, проверки уровня физической подготовки, прохождения медицинского освидетельствования (обследования) и мероприятий по профессиональному психологическому отбору. Таким образом, следует ожидать издания соответствующего приказа МВД России. Ранее подобные вопросы регулировались Инструкцией по применению Положения 1992 г. о службе в ОВД, а также Инструкцией о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 19 мая 2009 г. N 386, Наставлением по физической подготовке (НФП-96) сотрудников органов внутренних дел, утв. Приказом МВД России от 29 июля 1996 г. N 412, и Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 14 июля 2010 г. N 523, Инструкцией о порядке допуска сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД России к государственной тайне, утв. Приказом МВД России от 20 августа 2010 г. N 600 <1>.

--------------------------------

<1> БНФ ФОИВ. 2010. N 47.

 

Статья 20. Основания возникновения и изменения правоотношений на службе в органах внутренних дел

 

Комментарий к статье 20

 

1 - 2. Комментируемая статья определяет основания возникновения и изменения правоотношений на службе в ОВД между Россией и гражданином. В части 1 данной статьи названо единственное основание для возникновения и осуществления таких правоотношений - контракт, заключенный в соответствии с комментируемым Законом.

В рассматриваемой норме также установлено, что контракт вступает в силу со дня, определенного приказом руководителя ФОИВ в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя о назначении гражданина на должность в ОВД. При этом указано, что комментируемым Законом может быть предусмотрено иное. Речь идет о положении ч. 3 ст. 88 данного Закона, предусматривающем, что с сотрудником ОВД, достигшим предельного возраста пребывания на службе в ОВД, при соблюдении ряда условий может ежегодно заключаться новый контракт (см. указанную статью и комментарий к ней).

Положения ч. 2 комментируемой статьи определяют перечень обстоятельств, при наступлении которых с гражданином (сотрудником ОВД) заключается контракт:

1) поступление на службу в ОВД по результатам конкурса;

2) зачисление в образовательное учреждение высшего профессионального образования ФОИВ в сфере внутренних дел для обучения по очной форме по результатам прохождения вступительных испытаний;

3) назначение на должность в ОВД;

4) восстановление в должности в ОВД в соответствии с законодательством РФ.

В рассматриваемой норме соответственно норме ч. 1 данной статьи также указано, что на основании контракта возникают правоотношения между Россией и гражданином (сотрудником ОВД).

Ранее в рамках соответствующей регламентации в ч. ч. 6 и 7 ст. 8 Положения 1992 г. о службе в ОВД предусматривалось следующее:

должности рядового и начальствующего состава ОВД замещаются в соответствии с действующим законодательством путем заключения индивидуальных контрактов, по конкурсу, а также посредством назначения на должность (ч. 6);

прием на службу сотрудников ОВД оформляется приказом начальника соответствующего ОВД согласно компетенции, определяемой министром внутренних дел РФ. Приказ объявляется сотруднику ОВД под расписку (ч. 7).

В пункте 4.5 Инструкции по применению Положения 1992 г. о службе в ОВД указывалось, что прием на службу в ОВД кандидатов (в том числе ранее проходивших службу в ОВД, а также офицеров запаса) оформляется с учетом требований Положения 1992 г. о службе в ОВД приказами начальников согласно их компетенции, в соответствии с п. 4.6 названной Инструкции (см. комментарий к ст. 27 Закона). Там же устанавливалось, что приказ о приеме на службу, назначении на должность объявляется сотруднику (стажеру) под расписку не позднее трех дней с момента его поступления в подразделение.

3 - 4. Положениями ч. ч. 3 и 4 комментируемой статьи регламентированы общие условия изменений правоотношений на службе в ОВД между Россией и сотрудником, т.е. общие условия назначения сотрудника ОВД на другую должность в ОВД. В части 3 данной статьи установлено, что изменение таких правоотношений осуществляется на основании согласия или ходатайства сотрудника, выраженных в письменной форме в его обращении к руководителю ФОИВ в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "рапорт"). Рассматриваемая норма также предусматривает требования к содержанию такого рапорта: в рапорте должно быть указано, что сотрудник ознакомился с должностным регламентом (должностной инструкцией), основными условиями службы в ОВД, установленным порядком исчисления и выплаты денежного довольствия, режимом служебного времени и отдыха (если этот режим отличается от общих правил внутреннего служебного распорядка, установленных в ФОИВ в сфере внутренних дел, его территориальном органе, подразделении).

Часть 4 комментируемой статьи указывает на возможность изменения правоотношений на службе в ОВД между Россией и сотрудником без согласия сотрудника, но устанавливает, что такие случаи могут быть предусмотрены только двумя актами федерального законодателя - комментируемым Законом и Законом о полиции.

Прежде в рамках соответствующей регламентации в п. 5.6 Инструкции по применению Положения 1992 г. о службе в ОВД (в ред. Приказа МВД России от 16 ноября 2001 г. N 1010) предусматривалось следующее: при назначении сотрудника на должность руководитель ОВД обязан использовать его на службе в соответствии с условиями контракта и требованиями ст. 11 "Контракт о службе в органах внутренних дел" Положения 1992 г. о службе в ОВД.

Не предусмотренное условиями контракта перемещение по службе сотрудников органов внутренних дел производится только с их согласия с учетом индивидуальных способностей и профессиональных навыков, опыта работы, деловых и личных качеств, состояния здоровья и по основаниям, установленным ст. 16 "Перемещение сотрудника органов внутренних дел по службе" Положения 1992 г. о службе в ОВД.

Перевод сотрудника ОВД на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в ОВД, в другую местность либо в связи с его зачислением в образовательное учреждение высшего профессионального образования ФОИВ в сфере внутренних дел регламентирован положениями ст. 30 комментируемого Закона, согласно ч. 1 которой перевод допускается с согласия сотрудника, выраженного в письменной форме, если иное не предусмотрено данным Законом (см. указанную статью и комментарий к ней).

5. В части 5 комментируемой статьи предусмотрено, что в случае, когда после заключения контракта сотрудник ОВД назначается на иную должность в ОВД, контракт, заключенный на неопределенный срок, перезаключению не подлежит. Как установлено при этом, указанное назначение должно быть оформлено приказом руководителя ФОИВ в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при соблюдении положений ч. 3 данной статьи, т.е. при наличии соответствующего рапорта сотрудника ОВД. В контракт же согласно рассматриваемой норме вносятся соответствующие изменения.

Ранее подобное регулирование содержалось в п. 5.6 Инструкции по применению Положения 1992 г. о службе в ОВД: при перемещении сотрудника по службе в контракт вносятся изменения, являющиеся основанием для издания приказа о перемещении; изменения вносятся одновременно в оба экземпляра контракта; в случае необходимости перемещения сотрудника с его согласия на должность по новой для него специальности в контракт вносятся изменения с последующей переподготовкой сотрудника на соответствующих курсах (сборах).

6. На случай отказа гражданина (сотрудника ОВД), избранного по конкурсу для замещения должности в ОВД, от заключения контракта ч. 6 комментируемой статьи предусматривает, что приказ о назначении на должность в ОВД не издается. Соответственно, назначение на должность в ОВД, конкурс на замещение которой проводился, при этом не осуществляется. Прежде подобное правило не формулировалось, но с очевидностью подразумевалось. Замещение должностей в ОВД по конкурсу регламентировано положениями ст. 25 комментируемого Закона (см. указанную статью и комментарий к ней).

 

Статья 21. Контракт о прохождении службы в органах внутренних дел

 

Комментарий к статье 21

 

1 - 3. В части 1 комментируемой статьи определено содержание понятия контракта о прохождении службы в ОВД - это соглашение между руководителем ФОИВ в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и гражданином, поступающим на службу в ОВД, или сотрудником ОВД о прохождении службы в ОВД и (или) замещении должности в ОВД; контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Ранее в рамках соответствующего регулирования в ч. 1 ст. 11 Положения 1992 г. о службе в ОВД (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) было определено, что контракт о службе в ОВД заключается между гражданином РФ и МВД России в лице начальника соответствующего ОВД, уполномоченного министром внутренних дел РФ.

Рассматриваемая норма закреплена по аналогии с положениями ч. 1 ст. 23 Закона о гражданской службе, согласно которым служебный контракт - это соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на государственную гражданскую службу, или государственным гражданским служащим о прохождении государственной гражданской службы и замещении должности государственной гражданской службы; служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Положения ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи определяют основные обязанности, которые берут на себя стороны контракта о прохождении службы в ОВД:

руководитель ФОИВ в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель обязуется гражданину, поступающему на службу в ОВД, и сотруднику ОВД обеспечить прохождение службы в ОВД в соответствии с комментируемым Законом, своевременно и в полном объеме выплачивать сотруднику денежное довольствие и предоставлять ему социальные гарантии (ч. 2);

гражданин, поступающий на службу в ОВД, и сотрудник ОВД при заключении контракта обязуются выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) и соблюдать ограничения и запреты, связанные со службой в ОВД, а также внутренний служебный распорядок ФОИВ в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения (ч. 3).

Прежде соответствующее регулирование формулировалось в ч. 2 ст. 11 Положения 1992 г. о службе в ОВД (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) следующим образом: по контракту о службе в ОВД гражданин обязуется выполнять возложенные на него служебные обязанности, соблюдать Присягу, внутренний распорядок и требования названного Положения, а МВД России и соответствующий орган исполнительной власти обязуются обеспечивать ему предоставление всех видов довольствия, права, социальные гарантии и создавать условия для службы в ОВД, предусмотренные действующим законодательством, названным Положением и контрактом.

Рассматриваемые положения закреплены по аналогии с нормами ч. 2 ст. 23 Закона о гражданской службе, в соответствии с которыми:

представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на государственную гражданскую службу, возможность прохождения государственной гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или государственному гражданскому служащему возможность замещения определенной должности государственной гражданской службы, обеспечить им прохождение государственной гражданской службы и замещение должности государственной гражданской службы в соответствии с названным Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о государственной гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать государственному гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии;

гражданин, поступающий на государственную гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы и замещении должности государственной гражданской службы и государственный гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности государственной гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.

В свою очередь, основой для регулирования, содержащегося в изложенной ст. 23 Закона о гражданской службе, явились следующие положения ст. 56 "Понятие трудового договора. Стороны трудового договора" ТрК РФ (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ):

трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя (ч. 1);

сторонами трудового договора являются работодатель и работник (ч. 2).

 

Статья 22. Виды и срок действия контракта

 

Комментарий к статье 22

 

1. Комментируемая статья определяет виды и срок действия контракта, заключаемого с гражданином, поступающим на службу в ОВД, или сотрудником ОВД. Открывает данную статью норма, в соответствии с которой с гражданином, впервые поступающим на службу в ОВД, заключается первый контракт. Согласно п. 1 ч. 5 данной статьи с гражданином, впервые поступающим на службу для замещения должности в ОВД, контракт заключается на четыре года, если иное не предусмотрено Законом о полиции. При этом в ч. 8 данной статьи определены особенности срока действия такого контракта.

2. В части 2 комментируемой статьи предусмотрено, что контракт может заключаться на неопределенный срок или на определенный срок. Ранее данное правило подразумевалось в ч. ч. 5 и 6 ст. 11 Положения 1992 г. о службе в ОВД, которые приведены ниже. Закреплена рассматриваемая норма по аналогии с ч. 1 ст. 25 Закона о гражданской службе, согласно которой для замещения должности государственной гражданской службы представитель нанимателя может заключать с государственным гражданским служащим: 1) служебный контракт на неопределенный срок; 2) срочный служебный контракт.

3. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи контракт, заключенный на неопределенный срок, действует до достижения сотрудником предельного возраста пребывания на службе в ОВД. Предельный возраст пребывания на службе для сотрудников ОВД соответственно их специальным званиям устанавливает часть 1 ст. 88 комментируемого Закона (см. указанную статью и комментарий к ней).

В рассматриваемой норме также указано на исключения, установленные комментируемым Законом. Речь идет о положении ч. 3 той же ст. 88 данного Закона, предусматривающем, что с сотрудником ОВД, достигшим предельного возраста пребывания на службе в ОВД, при соблюдении ряда условий может ежегодно заключаться новый контракт (см. указанную статью и комментарий к ней).

4. В части 4 комментируемой статьи определены особенности заключения контракта с таким гражданином, поступающим в образовательное учреждение высшего профессионального образования ФОИВ в сфере внутренних дел для обучения по очной форме, который не достиг возраста 18 лет. Согласно данной норме с таким гражданином контракт заключается с письменного согласия его законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей). Рассматриваемая норма является законодательной новеллой, учитывающей норму п. 1 ст. 21 части первой ГК РФ, в соответствии с которой способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста.

5. Часть 5 комментируемой статьи определяет перечень случаев, в которых контракт заключается на определенный срок (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "срочный контракт"). При этом применительно к каждому случаю определены сроки, на которые заключается контракт.

Ранее соответствующее регулирование сводилось к следующим правилам ч. ч. 5 и 6 ст. 11 Положения 1992 г. о службе в ОВД:

контракты о службе с гражданами, назначенными на должности рядового и младшего начальствующего состава ОВД, заключаются на определенный срок, но не менее чем на три года (ч. 5);

контракты о службе с гражданами, назначенными на должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава, заключаются как на определенный, так и на неопределенный срок. При этом для граждан, впервые поступающих на службу в ОВД, должен предусматриваться срок службы не менее трех лет. Для лиц, поступивших в учебные заведения МВД России, другие учебные заведения с оплатой обучения МВД России, в контракте должен предусматриваться срок службы в ОВД не менее пяти лет после окончания учебного заведения (ч. 6).

В части 5 ст. 38 Закона о полиции устанавливалось, что гражданин РФ или сотрудник полиции, поступающие в образовательное учреждение высшего профессионального образования ФОИВ в сфере внутренних дел, заключает контракт о прохождении службы в полиции после окончания этого образовательного учреждения на срок не менее пяти лет (указанная норма признана комментируемым Законом утратившей силу, см. комментарий к ст. 93 Закона).

Следует отметить, что в положениях ч. 5 комментируемой статьи прослеживаются аналогии с ч. 4 ст. 25 Закона о гражданской службе (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 317-ФЗ <1>), предусматривающей, что срочный служебный контракт заключается в случае:

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2010. N 49. Ст. 6413.

 

1) замещения отдельных должностей государственной гражданской службы категории "руководители", а также должностей государственной гражданской службы категории "помощники (советники)";

2) замещения должности государственной гражданской службы на период отсутствия государственного гражданского служащего, за которым в соответствии с названным Законом и другими федеральными законами сохраняется должность государственной гражданской службы;

3) замещения должности государственной гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения государственной гражданской службы;

4) замещения должности государственной гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях России, иных представительствах России и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории России;

5) замещения должности государственной гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;

6) замещения временной должности государственной гражданской службы или должности государственной гражданской службы на период временного отсутствия государственного гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;

6.1) замещения должности государственной гражданской службы государственным гражданским служащим, достигшим предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе, которому в соответствии с ч. 1 ст. 25.1 названного Закона срок гражданской службы продлен сверх установленного предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе;

7) замещения должности государственной гражданской службы, по которой ч. 14 ст. 50 названного Закона установлен особый порядок оплаты труда;

8) в иных случаях, предусмотренных названным Законом и другими федеральными законами.

6. В части 6 комментируемой статьи закреплено общее правило, согласно которому срочный контракт заключается в случаях, когда правоотношения, связанные со службой в ОВД, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом замещаемой должности в ОВД или условий прохождения службы. При этом указано, что комментируемым Законом и Законом о полиции может быть предусмотрено иное.

Данная норма является нововведением, закрепленным по аналогии с ч. 3 ст. 25 Закона о гражданской службе, устанавливающей, что срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с государственной гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности государственной гражданской службы или условий прохождения государственной гражданской службы, если иное не предусмотрено названным Законом и другими федеральными законами.

7. Часть 7 комментируемой статьи определяет особенности заключения срочного контракта, предусмотренного положением п. 7 ч. 5 данной статьи, т.е. срочного контракта, заключенного с сотрудником ОВД, на которого на срок более шести месяцев руководителем ФОИВ в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем возлагается выполнение специальных задач либо задач в особых условиях. В рассматриваемой норме указано, что заключение такого срочного контракта возможно как с освобождением сотрудника ОВД от замещаемой должности в ОВД, так и без такового. При этом на случай освобождения сотрудника от замещаемой должности установлено, что после прекращения такого срочного контракта сотруднику должна быть предоставлена для замещения другая должность в ОВД, но не ниже ранее замещавшейся, т.е. равнозначная должность или вышестоящая должность. Как определено в ч. ч. 2 и 4 ст. 30 комментируемого Закона: должность считается вышестоящей, если для нее предусмотрено более высокое специальное звание, чем специальное звание по прежней должности, а при равенстве специальных званий - более высокий должностной оклад; должность считается равнозначной, если для нее предусмотрены специальное звание и должностной оклад, равные специальному званию и должностному окладу по прежней должности.

8. В части 8 комментируемой статьи определены особенности действия срочного контракта, предусмотренного положением п. 1 ч. 5 данной статьи, т.е. срочного контракта, заключенного с гражданином, впервые поступающим на службу в ОВД для замещения должности в ОВД. Согласно рассматриваемой норме такой срочный контракт считается заключенным на неопределенный срок, если за два месяца до истечения срока его действия стороны не заявят о желании заключить новый срочный контракт или расторгнуть контракт.

Ранее правило, в котором говорилось о таком же сроке, содержалось в ч. 7 ст. 11 Положения 1992 г. о службе в ОВД, но это было иное правило: контракт может быть продлен или перезаключен по соглашению сторон не позднее чем за два месяца до окончания срока, установленного в контракте. Соответственно этому правилу в п. 5.7 Инструкции по применению Положения 1992 г. о службе в ОВД устанавливалось, что не позднее двух месяцев до истечения срока действия контракта, если он не был продлен или перезаключен, руководитель ОВД принимает решение об увольнении сотрудника либо назначении его на должность; принятое решение оформляется приказом по окончании срока действия контракта.

9. Часть 9 комментируемой статьи указывает на приостановление действия контракта в случаях, предусмотренных ст. 37 комментируемого Закона, т.е. при приостановлении службы в ОВД. Речь идет о случаях избрания (назначения) сотрудника ОВД в законодательный (представительный) или исполнительный орган государственной власти либо орган местного самоуправления, о случае безвестного отсутствия сотрудника ОВД и об иных случаях, связанных с выполнением сотрудником ОВД государственных обязанностей (см. указанную статью и комментарий к ней).

10. В части 10 комментируемой статьи указаны случаи, в которых контракт утрачивает силу - это прекращение сотрудником ОВД службы в ОВД и заключение с ним нового контракта. В отношении иных случаев утраты силы контракта данная норма отсылает к комментируемому Закону и Закону о полиции.

 

Статья 23. Содержание контракта

 

Комментарий к статье 23

 

1. В комментируемой статье закреплены требования к содержанию контракта о прохождении службы в ОВД. Прежде всего, в ч. 1 данной статьи установлено, что в контракте подлежат указанию: во-первых, дата и место заключения контракта, наименование ФОИВ, должность, фамилия, имя, отчество руководителя ФОИВ в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, фамилия, имя, отчество гражданина, поступающего на службу в ОВД, либо должность, специальное звание, фамилия, имя, отчество сотрудника ОВД, являющихся сторонами контракта, и другие необходимые сведения о сторонах контракта; во-вторых, права и обязанности сторон контракта в соответствии с ч. ч. 2 и 3 ст. 21 комментируемого Закона.

Данные положения являются законодательными нововведениями. Закреплены эти положения по аналогии с нормами ч. ч. 1 и 2 ст. 24 Закона о гражданской службе, согласно которым: в служебный контракт включаются права и обязанности сторон, указанные в ч. ч. 2 и 3 ст. 23 названного Закона (ч. 1); в служебном контракте указываются фамилия, имя, отчество гражданина или государственного гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя) (ч. 2).

2 - 3. Положениями ч. 2 комментируемой статьи определен перечень условий, которые должны быть предусмотрены в контракте, а положениями ч. 3 данной статьи - перечень условий, которые должны быть предусмотрены в контракте, заключаемом с гражданином или сотрудником ОВД, поступающими в образовательное учреждение высшего профессионального образования ФОИВ в сфере внутренних дел для обучения по очной форме либо в очную адъюнктуру или докторантуру образовательного или научно-исследовательского учреждения указанного федерального органа.

Ранее в рамках соответствующего регулирования в ст. 11 Положения 1992 г. о службе в ОВД предусматривалось лишь следующее:

условия контракта не могут ухудшать служебное и социальное положение сотрудника ОВД, которое предусмотрено действующим законодательством (ч. 4);

для лиц, поступивших в учебные заведения МВД России, другие учебные заведения с оплатой обучения МВД России, в контракте должен предусматриваться срок службы в ОВД не менее пяти лет после окончания учебного заведения (ч. 6).

В свою очередь, в Инструкции по применению Положения 1992 г. о службе в ОВД были закреплены следующие правила:

на граждан, поступивших на службу в ОВД по контракту, распространяются общий порядок и условия ее прохождения, регулируемые названным Положением. При заключении контракта по соглашению сторон могут устанавливаться дополнительные условия, не предусмотренные названным Положением, с учетом особенностей службы, а также материальных и финансовых возможностей ОВД. Если контрактом предусмотрено перемещение сотрудника на службу в другую местность, стороны определяют дополнительные гарантии и компенсации, выплачиваемые в размерах не ниже предусмотренных законодательством РФ. Дополнительные условия контракта не могут ухудшать служебное или социальное положение сотрудника, предусмотренное законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 5.2);

с лицами, отобранными для поступления в образовательные учреждения профессионального образования МВД России, другие образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, с оплатой обучения МВД России, контракт заключается ОВД, направляющим гражданина для поступления в образовательные учреждения. В условиях контракта при этом предусматривается срок службы в ОВД не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения. После окончания образовательного учреждения условия контракта, за исключением срока службы в ОВД не менее пяти лет, по согласованию сторон могут быть пересмотрены. Дополнительные условия при перезаключении контракта не могут ухудшать служебное или социальное положение сотрудника, которое ранее было предусмотрено при его заключении. В исключительных случаях по инициативе курсанта (слушателя) и с согласия руководителя ОВД, заключившего контракт, он может быть перезаключен с другим ОВД (п. 5.3).

Следует отметить, что положения ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи в отличие от других норм данной статьи закреплены не по аналогии с нормами ст. 24 Закона о гражданской службе, устанавливающими требования к содержанию служебного контракта. В части 3 указанной ст. 24 Закона о гражданской службе определен перечень существенных условий служебного контракта, а в ч. 4 это же статьи - перечень условий, которые могут предусматриваться в служебном контракте.

4. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает дополнительное требование к содержанию контракта, заключаемого с сотрудником ОВД, назначенным на должность в ОВД, по которой предусмотрена ротация: в такой контракт должно быть включено положение о возможности перевода сотрудника в установленном порядке на иную равнозначную должность, в том числе в другую местность, а в случае его отказа - о возможности перевода в установленном порядке на нижестоящую должность или увольнения со службы в ОВД. Перевод сотрудника ОВД в порядке ротации регламентирован нормой ч. 12 ст. 30 комментируемого Закона, согласно которой в порядке ротации может быть переведен сотрудник ОВД, непрерывно замещающий одну и ту же должность руководителя территориального органа ФОИВ в сфере внутренних дел в течение шести лет (см. указанную статью и комментарий к ней).

5. В части 5 комментируемой статьи установлено, что условия контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме. При этом в качестве исключений указано на регулирование, предусмотренное в ч. 1 ст. 35 комментируемого Закона на период действия военного положения или чрезвычайного положения, период проведения контртеррористической операции, условия вооруженного конфликта, период ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций.

Рассматриваемая норма закреплена по аналоги с ч. 5 ст. 24 Закона о гражданской службе, указывающей, что условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме. Ранее в рамках соответствующей регламентации в Инструкции по применению Положения 1992 г. о службе в ОВД предусматривалось следующее: контракт может быть изменен только по соглашению сторон (п. 5.4); при перемещении сотрудника по службе в контракт вносятся изменения, являющиеся основанием для издания приказа о перемещении; изменения вносятся одновременно в оба экземпляра контракта; в случае необходимости перемещения сотрудника с его согласия на должность по новой для него специальности в контракт вносятся изменения с последующей переподготовкой сотрудника на соответствующих курсах (сборах) (п. 5.6).

6. Часть 6 комментируемой статьи на случай заключения срочного контракта предусматривает, что в контракте подлежат указанию срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного контракта в соответствии с комментируемым Законом и Законом о полиции. Это правило установлено по аналогии с нормой ч. 6 ст. 24 Закона о гражданской службе, устанавливающей, что в случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта в соответствии с названным Законом и другими федеральными законами.

7. В части 7 комментируемой статьи установлено, что в контракте должна быть предусмотрена ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных обязанностей и взятых на себя обязательств в соответствии с законодательством РФ. Данная часть также закрепляет запрет требования от сотрудника ОВД выполнения обязанностей, не установленных контрактом и должностным регламентом (должностной инструкцией), но за исключением случаев, предусмотренных комментируемым Законом и Законом о полиции.

Эти положения установлены в точной аналогии с нормой ч. 7 ст. 24 Закона о гражданской службе. Прежде в рамках соответствующей регламентации в ч. 3 ст. 11 Положения 1992 г. о службе в ОВД устанавливалось, что в контракте предусматриваются юридические последствия, которые наступают в связи с невыполнением сторонами взятых на себя обязательств. Наряду с этим в п. 5.6 Инструкции по применению Положения 1992 г. о службе в ОВД (в ред. Приказа МВД России от 16 ноября 2001 г. N 1010) предусматривалось следующее: при назначении сотрудника на должность руководитель ОВД обязан использовать его на службе в соответствии с условиями контракта и требованиями ст. 11 названного Положения; не предусмотренное условиями контракта перемещение по службе сотрудников ОВД производится только с их согласия с учетом индивидуальных способностей и профессиональных навыков, опыта работы, деловых и личных качеств, состояния здоровья и по основаниям, установленным ст. 16 названного Положения.

8. Часть 8 комментируемой статьи устанавливает, что контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами контракта. При этом предусмотрено, что один экземпляр контракта передается сотруднику ОВД, другой хранится в его личном деле. Данные правила закреплены в точности аналогично норме ч. 8 ст. 24 Закона о гражданской службе. В норме ч. 4 ст. 11 Положения 1992 г. о службе в ОВД указывалось лишь на обязательность письменной формы контракта. Другие правила подразумевались в Инструкции по применению Положения 1992 г. о службе в ОВД.

В части 8 комментируемой статьи федеральный законодатель также делегировал ФОИВ в сфере внутренних дел полномочие по установлению примерной форме контракта. На основании данной нормы издан Приказ МВД России от 19 января 2012 г. N 34 "О примерной форме контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации" <1>, которым утверждена форма контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации согласно приложению. Ранее подобным документом являлся Приказ МВД России от 19 июля 1999 г. N 526 "О назначении на должности руководителей органов внутренних дел по контракту" <2>, которым на основании ч. 9 ст. 11 Положения 1992 г. о службе в ОВД были утверждены формы контрактов о службе в ОВД (соответственно, признан утратившим силу названным Приказом МВД России от 19 января 2012 г. N 34).

--------------------------------

<1> РГ. 2012. 10 февраля. N 29.

<2> БНА ФОИВ. 1999. N 37.

 

Следует отметить, что в ч. 8 ст. 24 Закона о гражданской службе полномочие по установлению примерной формы служебного контракта делегировано Президенту РФ. На основании данной нормы издан Указ Президента РФ от 16 февраля 2005 г. N 159 "О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2005. N 8. Ст. 629.

 

9. В части 9 комментируемой статьи предусмотрена возможность существования приложений к контракту. Таковыми согласно данной норме могут являться документы, относящиеся к прохождению службы в ОВД, подписанные сторонами контракта. Ранее рассматриваемый вопрос законодательно не регулировался. Закон о гражданской службе подобных норм не содержит.

 

Статья 24. Испытание при поступлении на службу в органы внутренних дел

 

Комментарий к статье 24

 



Просмотров 3872

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!