Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Глава 3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ (СТАТУС) СОТРУДНИКА



ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

 

Статья 10. Сотрудник органов внутренних дел

 

Комментарий к статье 10

 

1. Комментируемая статья определяет основы правового положения сотрудника ОВД. Открывает данную статью норма, устанавливающая, что сотрудником ОВД является гражданин при одновременном выполнении двух условий: во-первых, гражданин взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в ОВД в должности рядового или начальствующего состава, и, во-вторых, гражданину в установленном комментируемым Законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.

Ранее в норме ч. 1 ст. 1 Положения 1992 г. о службе в ОВД было определено, что сотрудниками органов ОВД являются граждане РФ, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава ОВД или в кадрах МВД России, которым в установленном названным Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава ОВД. Соответственно, в ч. 1 комментируемой статьи учтена формулировка нормы ч. 1 ст. 25 Закона о полиции, определяющей, что сотрудником полиции является гражданин РФ, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в ОВД и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное ст. 26 названного Закона. В части 1 ст. 17 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ) подобно Положению 1992 г. о службе в ОВД предусматривалось, что сотрудниками милиции в России являются граждане РФ, состоящие на должностях рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового или начальствующего состава милиции.

2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает случаи, когда сотрудник ОВД проходит службу в ОВД, не замещая при этом должность в ОВД:

прежде всего, непосредственно названы случаи нахождения сотрудника ОВД в распоряжении ФОИВ в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, и прикомандирования сотрудника ОВД к федеральному органу государственной власти, иному государственному органу или к организации. Ранее это предусматривалось в норме ч. 10 ст. 16 Положения 1992 г. о службе в ОВД (в ред. Федерального закона от 22 июля 2010 г. N 156-ФЗ <1>), устанавливающей, что сотрудник ОВД может проходить службу не на должностях рядового и начальствующего состава в случаях: а) нахождения в распоряжении ОВД; б) прикомандирования к органу государственной власти, а также к организации в порядке и на условиях, которые определяются Президентом РФ. Такие же случаи прохождения сотрудником полиции службы в полиции указаны в ч. 2 ст. 25 Закона о полиции;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2010. N 30. Ст. 3987.

 

наряду с этим предусмотрено, что федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ могут быть установлены другие случаи прохождения сотрудником службы в ОВД, когда он не замещает должность в ОВД. Положение 1992 г. о службе в ОВД на такую возможность не указывало. Не содержится подобного указания и в Законе о полиции.

3. В части 3 комментируемой статьи предусмотрено, что правовое положение (статус) сотрудника ОВД определяется как комментируемым Законом, так и иными федеральными законами, регулирующими особенности прохождения службы в ОВД. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 3 Закона), речь идет, прежде всего, о Законе о полиции и Законе о соцгарантиях сотрудникам ОВД, предметы регулирования которых самым тесным образом связаны с предметом регулирования комментируемого Закона. Данные три Закона образуют единую законодательную основу службы в ОВД.

4. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает выдачу сотруднику ОВД служебного удостоверения и специального жетона с личным номером. При этом ФОИВ в сфере внутренних дел делегированы полномочия по утверждению образцов служебного удостоверения и специального жетона сотрудника ОВД и порядка их выдачи.

Прежде соответствующее регулирование содержалось в ч. 2 ст. 1 Положения 1992 г. о службе в ОВД: сотрудникам ОВД выдаются служебные удостоверения и жетоны установленных МВД России образцов. Подобным образом в ч. 3 ст. 17 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ) предусматривалось, что сотрудникам милиции выдаются служебные удостоверения установленного МВД России образца и специальные жетоны с личным номером. В норме же ч. 4 ст. 25 Закона о полиции говорится о выдаче сотруднику полиции не только служебного удостоверения и специального жетона с личным номером, но и нагрудного знака. Вопросы, предусмотренные в указанных нормах Закона 1991 г. о милиции и Положения 1992 г. о службе в органах внутренних дел, решались в нормативных правовых актах МВД России, содержащих служебную информацию ограниченного распространения (с пометкой "Для служебного пользования").

В части 4 комментируемой статьи также непосредственно определено, что служебное удостоверение сотрудника ОВД: является документом, подтверждающим личность сотрудника, его принадлежность к ФОИВ в сфере внутренних дел, его территориальному органу или подразделению, должность и специальное звание сотрудника; подтверждает его право на ношение и хранение огнестрельного оружия и (или) специальных средств, иные права и полномочия, предоставленные сотруднику законодательством РФ. Данные положения в отношении служебного удостоверения сотрудника ОВД законодательно закреплены не были, они введены по аналогии с нормами ст. 41.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (статья введена Федеральным законом от 10 февраля 1999 г. N 31-ФЗ) <1>, посвященными служебному удостоверению прокурорского работника.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 8. Ст. 366; СЗ РФ. 1999. N 7. Ст. 878.

 

Статья 11. Права сотрудника органов внутренних дел

 

Комментарий к статье 11

 

1. В комментируемой статье регламентированы права сотрудника ОВД. Часть 1 данной статьи определяет перечень права сотрудника ОВД. Положение 1992 г. о службе в ОВД подобным образом перечень прав сотрудника ОВД не определяло. В части 1 его ст. 4 указывалось лишь то, что сотрудник ОВД выполняет обязанности и пользуется правами в пределах своей компетенции по занимаемой должности в соответствии с действующим законодательством, Присягой сотрудника ОВД, названным Положением и контрактом.

Положения ч. 1 комментируемой статьи закреплены по аналогии с ч. 1 ст. 28 Закона о полиции, предусматривающей, что сотрудник полиции имеет право:

1) на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для выполнения служебных обязанностей;

2) на ознакомление с должностным регламентом (должностной инструкцией) и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности, с критериями оценки эффективности выполнения служебных обязанностей, показателями результативности служебной деятельности и условиями продвижения по службе в полиции;

3) на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

4) на оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством РФ и контрактом о прохождении службы в полиции;

5) на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для выполнения служебных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности полиции;

6) на доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности связано с использованием таких сведений;

7) на доступ в установленном порядке в государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации в связи с выполнением служебных обязанностей;

8) на ознакомление с отзывами о его служебной деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, с материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

9) на защиту своих персональных данных;

10) на продвижение по службе в полиции;

11) на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку в установленном порядке;

12) на рассмотрение служебного спора в соответствии с законодательством РФ;

13) на проведение по его заявлению служебной проверки;

14) на защиту своих прав и законных интересов, включая обжалование в суд их нарушения;

15) на обязательное государственное страхование жизни и здоровья в соответствии с законодательством РФ;

16) на государственную защиту жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему и членам его семьи имущества;

17) на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

В свою очередь, в данных положениях прослеживаются аналогии с нормами ч. 1 ст. 14 Закона о гражданской службе, определяющими перечень прав государственного гражданского служащего. Аналогично сказанному выше следует отметить, что Закон 1991 г. о милиции подобным образом перечень прав сотрудника милиции не определял. В части 1 его ст. 18 указывалось лишь то, что сотрудник милиции выполняет обязанности и пользуется правами милиции, предусмотренными названным Законом, в пределах своей компетенции в соответствии с занимаемой должностью.

Как видно, в ч. 1 комментируемой статьи определен более широкий перечень прав сотрудника ОВД по сравнению с перечнем прав, определенным в ч. 1 ст. 28 Закона о полиции. Так, часть 1 комментируемой статьи указывает на следующие права, не обозначенные в ч. 1 ст. 28 Закона о полиции:

на медицинское обслуживание в соответствии с законодательством РФ (п. 18);

на обеспечение жилым помещением его и членов его семьи в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ (п. 19);

на надлежащие организационно-технические и санитарно-гигиенические условия службы с учетом особенностей службы в ОВД (п. 20);

на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, которые предусмотрены Законом о полиции (п. 21);

на создание и участие в деятельности общественных объединений, не преследующих политических целей, в свободное от выполнения служебных обязанностей время, если это не влечет за собой возникновение конфликта интересов (п. 22).

Разумеется, при этом не идет речь о том, что сотрудник ОВД наделен большими правами, нежели сотрудник полиции. Соответствующие права сотрудника полиции предусмотрены в иных нормах Закона о полиции либо в иных нормативных правовых актах. Например, право сотрудника полиции и членов его семьи на медицинское обслуживание предусмотрено в ст. 45 Закона о полиции, а право сотрудника полиции на жилищное обеспечение - в ст. 44 данного Закона (кстати говоря, действие положений этих статей в соответствии с ч. 2 ст. 56 Закона о полиции распространяется на сотрудников ОВД, не являющихся сотрудниками полиции).

В отношении предусмотренных Законом о полиции случаев и порядка применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, к которым отсылает положение п. 21 ч. 1 комментируемой статьи, следует отметить, что соответствующее регулирование содержится в гл. 5 "Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия" названного Закона. Указанная глава включает в себя ст. 18 "Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия", ст. 19 "Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия", ст. 20 "Применение физической силы", ст. 21 "Применение специальных средств", ст. 22 "Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств", ст. 23 "Применение огнестрельного оружия" и ст. 24 "Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции".

Предусмотренное в п. 22 ч. 1 комментируемой статьи право сотрудника ОВД на создание и участие в деятельности общественных объединений, не преследующих политических целей, в свободное от выполнения служебных обязанностей время, если это не влечет за собой возникновение конфликта интересов, ранее следовало из нормы ч. 4 ст. 4 Положения 1992 г. о службе в ОВД, устанавливающей, что сотрудник ОВД в своей служебной деятельности руководствуется требованиями законов и не может быть ограничен решениями политических партий, общественных объединений и массовых общественных движений, преследующих политические цели.

2. В части 2 комментируемой статьи предусмотрено право сотрудника ОВД на ношение и хранение огнестрельного оружия и (или) специальных средств. При этом федеральный законодатель делегировал ФОИВ в сфере внутренних дел полномочие по установлению порядка осуществления указанного права. Ранее в части 3 ст. 1 Положения 1992 г. о службе в ОВД также предусматривалось, что сотрудники ОВД после прохождения соответствующей подготовки имеют право на постоянное ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств в порядке, определяемом министром внутренних дел РФ.

Следует также отметить, что право сотрудника полиции на ношение и хранение огнестрельного оружия и специальных средств предусмотрено в ч. 6 ст. 25 Закона о полиции. Там же установлено, что порядок выдачи, ношения и хранения огнестрельного оружия и специальных средств определяется ФОИВ в сфере внутренних дел. Подобным образом право сотрудников милиции на постоянное ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств прежде регламентировалось в ч. 5 ст. 17 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ).

Соответствующим актом являлся Приказ МВД России от 17 ноября 1999 г. N 938, которым утверждена Инструкция о порядке выдачи табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации на постоянное хранение и ношение <1>. Как установлено названной Инструкцией: на постоянное хранение и ношение сотрудникам ОВД может выдаваться табельное боевое ручное стрелковое оружие (пистолеты, револьверы) и специальные средства, состоящие на вооружении в ОВД; в исключительных случаях на период осложнения оперативной обстановки по решению начальника органа внутренних дел на постоянное хранение и ношение сотрудникам могут выдаваться автоматы или пистолеты-пулеметы (п. 2); иные типы табельного боевого ручного стрелкового оружия, состоящие на вооружении в ОВД, могут выдаваться сотрудникам только на время выполнения оперативно-служебных задач (п. 3).

--------------------------------

<1> БНА ФОИВ. 2009. N 52.

 

3. Часть 3 комментируемой статьи указывает, что права сотрудника ОВД, которому присвоено специальное звание полиции, определяются также Законом о полиции. Речь идет, прежде всего, о следующих правах, которые в соответствии с ч. 3 ст. 28 Закона о полиции имеет сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток при выполнении обязанностей, указанных в ч. 2 ст. 27 названного Закона (о таких обязанностях сотрудник полиции см. комментарий к ст. 12 Закона):

1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;

2) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность и (или) подтверждающие их полномочия;

3) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям (за исключением транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций), а в исключительных случаях - транспортные средства, принадлежащие гражданам, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия;

4) требовать от лиц, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения, оставаться на месте до прибытия представителей территориального органа или подразделения полиции либо представителей других правоохранительных органов, а также доставлять лиц, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение;

5) применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом о полиции.

4. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи права сотрудника ОВД по замещаемой должности в ОВД подлежат определению должностным регламентом (должностной инструкцией). Данное правило согласуется с нормой ч. 1 ст. 29 комментируемого Закона, устанавливающей, что профессиональная служебная деятельность сотрудника ОВД осуществляется в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией), утверждаемым (утверждаемой) руководителем ФОИВ в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем. Изложенное регулирование является новым (см. комментарий к указанной статье). Право сотрудника ОВД на ознакомление с должностным регламентом (должностной инструкцией) и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности, предусмотрено непосредственно в п. 2 ч. 1 комментируемой статьи.

5. В части 5 комментируемой статьи предусмотрено, что сотруднику ОВД в соответствии с законодательством РФ могут быть предоставлены и иные права, нежели перечисленные в других нормах данной статьи. В этом отношении представляется целесообразным напомнить, что согласно ч. 2 ст. 3 комментируемого Закона в случаях, не урегулированных комментируемым Законом, Законом о полиции, Законом о соцгарантиях сотрудникам ОВД и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в ОВД, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ и ФОИВ в сфере внутренних дел к таким правоотношениям применяются нормы трудового законодательства.

 

Статья 12. Основные обязанности сотрудника органов внутренних дел

 

Комментарий к статье 12

 

1. Комментируемая статья регламентирует основные обязанности сотрудника ОВД. В части 1 данной статьи определен перечень обязанностей сотрудника ОВД. В этом отношении аналогично сказанному выше в комментарии к предыдущей статье следует отметить, что Положение 1992 г. о службе в ОВД подобным образом перечень обязанностей сотрудника ОВД не определяло. В части 1 его ст. 4 указывалось лишь то, что сотрудник ОВД выполняет обязанности и пользуется правами в пределах своей компетенции по занимаемой должности в соответствии с действующим законодательством, Присягой сотрудника ОВД, названным Положением и контрактом.

Положения ч. 1 комментируемой статьи закреплены по аналогии с ч. 1 ст. 27 Закона о полиции, в которой установлено, что сотрудник полиции обязан:

1) знать и соблюдать Конституцию РФ, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, определяемом ФОИВ в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции РФ, законодательных и иных нормативных правовых актов в указанной сфере;

2) выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией);

3) выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральному закону;

4) обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному начальнику, а при необходимости и к прямому начальнику, поставив при этом в известность непосредственного начальника;

5) соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций;

6) соблюдать внутренний распорядок территориального органа, распорядок организации, входящей в систему ФОИВ в сфере внутренних дел, где он проходит службу;

7) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей;

8) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

9) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для выполнения служебных обязанностей;

10) представлять в порядке, установленном законодательством РФ, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

11) сообщать о выходе из гражданства РФ или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства в день выхода из гражданства РФ или в день приобретения гражданства (подданства) иностранного государства;

12) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в полиции, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника полиции;

13) сообщать непосредственному начальнику о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта;

14) уведомлять непосредственного начальника, органы прокуратуры РФ или другие государственные органы о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

В свою очередь, в данных положениях прослеживаются аналогии с нормами ч. 1 ст. 15 Закона о гражданской службе, определяющими перечень обязанностей государственного гражданского служащего. Аналогично сказанному выше следует отметить, что Закон 1991 г. о милиции подобным образом перечень прав сотрудника милиции не определял. В части 1 его ст. 18 указывалось лишь то, что сотрудник милиции выполняет обязанности и пользуется правами милиции, предусмотренными названным Законом, в пределах своей компетенции в соответствии с занимаемой должностью.

Как видно, в ч. 1 комментируемой статьи определен более широкий перечень обязанностей сотрудника ОВД по сравнению с перечнем прав, определенным в ч. 1 ст. 27 Закона о полиции. Так, часть 1 комментируемой статьи указывает на следующие обязанности, не обозначенные в ч. 1 ст. 27 Закона о полиции:

соответствовать по уровню физической подготовки квалификационным требованиям к замещаемой должности в ОВД (п. 15);

проходить ежегодно профилактическое медицинское обследование, а также по направлению медицинского учреждения либо уполномоченного руководителя медицинское освидетельствование (обследование) (п. 16);

рассматривать в пределах служебных обязанностей и в установленные сроки обращения граждан и организаций (п. 17);

в порядке, установленном ст. 31 комментируемого Закона, по решению руководителя ФОИВ в сфере внутренних дел либо уполномоченного руководителя временно исполнять обязанности, не предусмотренные должностным регламентом (должностной инструкцией) по замещаемой должности в ОВД, без освобождения от замещаемой должности (п. 18);

выполнять по решению руководителя ФОИВ в сфере внутренних дел либо уполномоченного руководителя и в соответствии с комментируемым Законом обязанности, аналогичные обязанностям по замещаемой должности в ОВД, при перемещении сотрудника в том же подразделении и в той же местности (п. 19);

пройти обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию в соответствии с федеральным законом (п. 20);

знать и соблюдать требования охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда) (п. 21).

Разумеется, при этом не идет речь о том, что на сотрудника ОВД возложено больше обязанностей, нежели на сотрудника полиции. Соответствующие обязанности сотрудника полиции закреплены в иных нормах Закона о полиции либо в иных нормативных правовых актах. Например, на необходимость обязательной государственной дактилоскопической регистрации сотрудника полиции указано в ч. 7 ст. 25 комментируемого Закона. Там же предусмотрено, что порядок такой регистрации определяется ФОИВ в сфере внутренних дел. Соответствующим актом является Приказ МВД РФ от 31 августа 2007 г. N 769, которым утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации проведения государственной дактилоскопической регистрации <1>.

--------------------------------

<1> БНА ФОИВ. 2008. N 21.

 

В отношении упомянутого в п. 9 ч. 1 комментируемой статьи установленного порядка представления сотрудником ОВД сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей необходимо отметить следующее:

в общем виде обязанность государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера закреплена и регламентирована в ст. 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <1>;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6228.

 

соответствующая регламентация содержится также в Указах Президента РФ от 18 мая 2009 г. N 557 "Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" <1>, от 18 мая 2009 г. N 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" <2>, от 18 мая 2009 г. N 561 "Об утверждении Порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования" <3> и от 21 сентября 2009 г. N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению" <4>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2009. N 21. Ст. 2542.

<2> СЗ РФ. 2009. N 21. Ст. 2544.

<3> СЗ РФ. 2009. N 21. Ст. 2546.

<4> СЗ РФ. 2009. N 39. Ст. 4588.

 

2. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи основные обязанности сотрудника ОВД, которому присвоено специальное звание полиции, определяются также Законом о полиции. Речь идет, прежде всего, о следующих обязанностях, которые согласно ч. 2 ст. 27 Закона о полиции возлагаются на сотрудника полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток:

1) оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

2) в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.

3. Как предусмотрено в ч. 3 комментируемой статьи, на сотрудника ОВД в соответствии с законодательством РФ могут возлагаться и иные основные обязанности, нежели перечисленные в других нормах данной статьи. В этом отношении аналогично сказанному выше в комментарии к предыдущей статье представляется целесообразным напомнить, что согласно ч. 2 ст. 3 комментируемого Закона в случаях, не урегулированных комментируемым Законом, Законом о полиции, Законом о соцгарантиях сотрудникам ОВД и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в ОВД, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ и ФОИВ в сфере внутренних дел к таким правоотношениям применяются нормы трудового законодательства.

4. В части 4 комментируемой статьи установлено, что служебные обязанности сотрудника ОВД по замещаемой должности в ОВД подлежат определению в должностном регламенте (должностной инструкции). Аналогично сказанному выше в комментарии к предыдущей статье следует отметить, что данное правило согласуется с нормой ч. 1 ст. 29 комментируемого Закона, устанавливающей, что профессиональная служебная деятельность сотрудника ОВД осуществляется в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией), утверждаемым (утверждаемой) руководителем ФОИВ в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем. Изложенное регулирование является новым (см. комментарий к указанной статье). Обязанность сотрудника ОВД знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, закреплено непосредственно в п. 2 ч. 1 комментируемой статьи.

 

Статья 13. Требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел

 

Комментарий к статье 13

 

1. В комментируемой статье согласно ее названию определены требования к служебному поведению сотрудника ОВД. В то же время часть 1 данной статьи устанавливает требования, которые сотрудник ОВД должен соблюдать как при осуществлении служебной деятельности, так и во внеслужебное время. Ранее законодательно такие требования закреплены не были, они сформулированы по аналоги с положениями ч. 1 ст. 18 Закона о гражданской службе, определяющими требования к служебному поведению государственного гражданского служащего. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона о гражданской службе государственный гражданский служащий обязан:

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством РФ компетенции государственного органа;

4) не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;

5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

6) соблюдать ограничения, установленные названным Законом и другими федеральными законами для государственных гражданских служащих;

7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

9) проявлять корректность в обращении с гражданами;

10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов России;

11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

Уместно упомянуть, что Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 утверждены Общие принципы служебного поведения государственных служащих <1>. Как определено в преамбуле данного Указа (здесь и далее в ред. Указа Президента РФ от 16 июля 2009 г. N 814 <2>), названные общие принципы утверждены в целях повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения федеральными государственными служащими и государственными гражданскими служащими субъектов РФ должностных обязанностей, исключения злоупотреблений на федеральной государственной службе и государственной гражданской службе субъектов РФ.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 33. Ст. 3196.

<2> СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3658.

 

Названные общие принципы согласно их п. 1 представляют собой основы поведения федеральных государственных служащих и государственных гражданских служащих субъектов РФ (обозначаются в документе как "государственные служащие"), которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных обязанностей.

В соответствии с п. 2 названных Общих принципов государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих;

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа;

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы;

з) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений;

и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа;

н) принимать предусмотренные законодательством РФ меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов;

о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего;

р) соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации;

т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории РФ товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами РФ, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством РФ, международными договорами РФ, обычаями делового оборота.

В том числе с учетом названных Общих принципов служебного поведения государственных служащих Приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. N 1138 утвержден Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации <1>, который согласно его п. 1 является профессионально-нравственным руководством, обращенным к сознанию и совести сотрудника.

--------------------------------

<1> СПС.

 

Названный Кодекс в соответствии с его общими положениями:

как свод профессионально-этических норм определяет для сотрудника ОВД: нравственные ценности, обязательства и принципы службы в ОВД; профессионально-этические требования к служебному и внеслужебному поведению, взаимоотношениям в служебном коллективе; профессионально-этический стандарт антикоррупционного поведения (п. 2);

служит целям: установления нравственно-этических основ служебной деятельности и профессионального поведения сотрудника; формирования единства убеждений и взглядов в сфере профессиональной этики и служебного этикета, ориентированных на профессионально-этический эталон поведения; регулирования профессионально-этических проблем взаимоотношений сотрудников, возникающих в процессе их совместной деятельности; воспитания высоконравственной личности сотрудника, соответствующей нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали (п. 3);

по своему функциональному предназначению: служит методологической основой формирования профессиональной морали в ОВД; ориентирует сотрудника в ситуациях конфликта и этической неопределенности и иных обстоятельствах нравственного выбора; способствует выработке у сотрудника потребности соблюдения профессионально-этических норм поведения; выступает средством общественного контроля за нравственным обликом и профессиональным поведением сотрудника (п. 4).

2. Часть 2 комментируемой статьи возлагает на сотрудника ОВД, замещающего должность руководителя (начальника), обязанность не допускать случаи принуждения сотрудников к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных организаций. Данная норма закреплена в точной аналогии с ч. 2 ст. 18 Закона о гражданской службе, устанавливающей соответствующую обязанность государственного гражданского служащего, замещающего должность государственной гражданской службы категории "руководители".

Следует также отметить, что в соответствии с п. 3 названных выше общих принципов служебного поведения государственных служащих, утв. Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885, государственные служащие, наделенные организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, призваны: а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов; б) принимать меры по предупреждению коррупции; в) не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

3. В части 3 комментируемой статьи предусмотрено, что требования к служебному поведению сотрудника ОВД, которому присвоено специальное звание полиции, наряду с положениями ч. ч. 1 и 2 данной статьи определяются также Законом о полиции. Данная норма представляется не вполне удачной сформулированной, поскольку норма ч. 2 ст. 29 Закона о полиции распространяет на сотрудника полиции ограничения, запреты и обязанности, установленные в том числе упомянутой выше ст. 18 Закона о гражданской службе (см. комментарий к ст. 14 Закона). К тому же Закон о полиции не содержит отдельно сформулированного перечня требований к служебному поведению сотрудника полиции.

4. Часть 4 комментируемой статьи указывает на возможность установления иных требований к служебному поведению сотрудника ОВД, нежели те, о которых говорится в ч. ч. 1 - 3 данной статьи. При этом предусмотрено, что такие "иные требования" могут быть определены только актами федерального законодателя. Это согласуется с нормой ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, предусматривающей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

 

Статья 14. Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел

 

Комментарий к статье 14

 

1. Комментируемая статья устанавливает ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в ОВД. В этом отношении, прежде всего, необходимо отметить, что, воспроизводя и детализируя правовые позиции, выраженные в Постановлении КС России от 6 июня 1995 г. N 7-П и Определении КС России от 21 декабря 2004 г. N 460-О (см. комментарий к ст. 35 Закона), КС России в Определении от 16 апреля 2009 г. N 566-О-О <1> указал следующее: служба в ОВД является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности; законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в ОВД, вправе устанавливать для этой категории граждан как определенные ограничения в части реализации ими гражданских прав и свобод, так и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования ОВД, а также специфическим характером деятельности указанных лиц; установление законодателем определенных ограничений прав и свобод в отношении лиц, проходящих службу в органах внутренних дел, само по себе не противоречит Конституции РФ.

--------------------------------

<1> СПС.

 

В рамках установления ограничений, обязанностей и запретов часть 1 комментируемой статьи распространяет на сотрудника ОВД ограничения, обязанности и запреты, предусмотренные ст. 29 Закона о полиции. В соответствии с ч. 1 указанной статьи сотрудник полиции не может находиться на службе в полиции в следующих случаях:

1) признание его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;

2) осуждение его за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно наличие судимости, в том числе снятой или погашенной;

3) прекращение в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;

4) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности в полиции связано с использованием таких сведений;

5) несоответствие требованиям к состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел, установленным руководителем ФОИВ в сфере внутренних дел;

6) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником полиции, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

7) выход из гражданства РФ;

8) приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства;

9) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в полицию.

Согласно части 2 указанной ст. 29 Закона о полиции на сотрудника полиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом "О противодействии коррупции" и ст. 17 "Запреты, связанные с гражданской службой", ст. 18 "Требования к служебному поведению гражданского служащего" и ст. 20 "Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" Закона о гражданской службе, за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником полиции оперативно-розыскной деятельности. Там же предусмотрено, что такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники полиции, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом ФОИВ в сфере внутренних дел. В точности также регламентировались ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением службы в ОВД, в ст. 9.1 Положения 1992 г. о службе в ОВД, а также ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением службы в милиции, в ст. 20.1 Закона 1991 г. о милиции. Указанные статьи были введены в названные акты Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ <1> в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции".

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2008. N 52. Ст. 6235.

 

Необходимо также иметь в виду следующий момент. Как говорилось выше, по аналогии с нормами названной ст. 18 Закона о гражданской службе сформулированы положения ст. 13 комментируемого Закона, устанавливающие требования к служебному поведению сотрудника ОВД. Соответственно, отсылка к указанной ст. 18 Закона о гражданской службе через ст. 29 Закона о полиции представляется не вполне удачной.

2. В части 2 комментируемой статьи федеральный законодатель делегировал Президенту РФ полномочие по определению порядка, в котором осуществляется рассмотрение вопросов, касающихся соблюдения сотрудниками ОВД ограничений и запретов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Тем самым воспроизведено положение, которое было введено в упомянутую выше ст. 9.1 Положения 1992 г. о службе в ОВД Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ <1> в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции.

--------------------------------

<1> www.pravo.gov.ru. 2011. 22 ноября.

 

Соответствующим актом является Указ Президента РФ от 1 июля 2010 г. N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" <1>, которым наряду с прочим утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Основной задачей указанных комиссий согласно п. 3 названного Положения является содействие государственным органам: а) в обеспечении соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также в обеспечении исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции", другими федеральными законами; б) в осуществлении в государственном органе мер по предупреждению коррупции.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2010. N 27. Ст. 3446.

 

Кстати говоря, в отношении федеральных государственных гражданских служащих на основании названного Указа издан Приказ МВД России от 8 сентября 2010 г. N 652 "О Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата МВД России и урегулированию конфликта интересов" <1>, которым: утверждено Положение о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата МВД России и урегулированию конфликта интересов; сформирована Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата МВД России и урегулированию конфликта интересов и утвержден ее состав.

--------------------------------

<1> БНА ФОИВ. 2010. N 42.

 

Статья 15. Ответственность сотрудника органов внутренних дел

 

Комментарий к статье 15

 

1. Ранее в рамках соответствующей регламентации в ч. 5 ст. 4 Положения 1992 г. о службе в ОВД указывалось лишь то, что за противоправные действия или бездействие при исполнении служебных обязанностей, ненадлежащее исполнение служебных обязанностей сотрудник ОВД дел несет ответственность в соответствии с действующим законодательством. Подобное регулирование закреплено в ч. ч. 1 и 2 ст. 33 Закона о полиции: сотрудник полиции независимо от замещаемой должности несет ответственность за свои действия (бездействие) и за отдаваемые приказы и распоряжения (ч. 1); за противоправные действия (бездействие) сотрудник полиции несет ответственность, установленную федеральным законом (ч. 2).

Часть 1 комментируемой статьи указывает на несение сотрудником ОВД уголовной ответственности за совершение преступления, в связи с чем необходимо отметить следующее. В рамках усиления защиты прав и законных интересов граждан и организаций от неправомерных действий сотрудников ОВД был принят Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 155-ФЗ. Данным Законом в УК РФ внесены изменения, которыми устанавливается, что совершение преступления сотрудником ОВД является обстоятельством, отягчающим наказание (введен п. "о" в ч. 1 ст. 63). Одновременно данный Кодекс дополнен ст. 286.1, устанавливающей уголовную ответственность сотрудника ОВД за неисполнение приказа начальника, отданного в установленном порядке и не противоречащего закону, в результате чего был причинен существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

2. В части 2 комментируемой статьи регламентирована ответственность сотрудника ОВД за совершение административного правонарушения. По общему правилу, закрепленному в данной норме, в случае совершения административного правонарушения сотрудник ОВД несет дисциплинарную ответственность в соответствии с комментируемым Законом, дисциплинарным уставом органов внутренних дел РФ, утверждаемым Президентом РФ. Наложение дисциплинарных взысканий на сотрудника ОВД регламентировано положениями ст. ст. 47, 49 - 51 комментируемого Закона. Указание на дисциплинарный устав органов внутренних дел РФ было включено в Положение 1992 г. о службе в ОВД Федеральным законом от 22 июля 2010 г. N 156-ФЗ, но такой документ до настоящего времени не издан.

Часть 2 комментируемой статьи также указывает, что данное общее правило не касается случаев совершения административного правонарушения, за которые сотрудник ОВД несет административную ответственность на общих основаниях в соответствии с КоАП РФ.

Изложенное регулирование соответствует нормам ст. 2.5 "Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания". Так, согласно ч. 1 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ <1>) за административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 данной статьи, сотрудники ОВД, имеющие специальные звания, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими прохождение службы указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность (т.е. ту, о которой говорилось выше). В части 2 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 404-ФЗ <2>) установлено, что за административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 5.1 - 5.26, 5.45 - 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 - 7.32, гл. 8, ст. 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), гл. 12, ст. 14.9, ч. 3 ст. 14.32, гл. 15 и 16, ст. ст. 17.3, 17.7 - 17.9, ч. ч. 1 и 3 ст. 17.14, ст. ст. 17.15, 18.1 - 18.4, ч. ч. 2.1, 2.6 ст. 19.5, ст. ст. 19.5.7, 19.7.2, 19.7.4, ч. 5 ст. 19.8 и ст. 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) данного Кодекса, сотрудники ОВД, имеющие специальные звания, несут административную ответственность на общих основаниях.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5281.

<2> www.pravo.gov.ru. 2011. 7 декабря.

 

3. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает, что за нарушения служебной дисциплины на сотрудника ОВД налагаются дисциплинарные взыскания. При этом в рамках регламентации наложения дисциплинарных взысканий сделана отсылка к следующим статьям комментируемого Закона: ст. 47, содержащей общие положения о служебной дисциплине; ст. 49, определяющей понятия нарушения служебной дисциплины и грубого нарушения служебной дисциплины; ст. 50, предусматривающей виды дисциплинарных взысканий; ст. 51, устанавливающей порядок наложения на сотрудников ОВД дисциплинарных взысканий (см. указанные статьи и комментарий к ним).

4. В части 4 комментируемой статьи регламентирована ответственность за несоблюдение сотрудником ОВД ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции комментируемым Законом, Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. В рамках данной регламентации установлено, что за указанные нарушения на сотрудника ОВД налагаются взыскания, предусмотренные ст. 50 комментируемого Закона, т.е. те же дисциплинарные взыскания, которые налагаются на сотрудника ОВД в случае нарушения им служебной дисциплины.

Данная норма в точности воспроизводит норму ст. 38.1 Положения 1992 г. о службе в ОВД, определявшую взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. Указанная статья была введена Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции.

5. Часть 5 комментируемой статьи предусматривает, что вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника органов внутренних дел при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством РФ. Соответственно, в данной части в точности воспроизведена норма ч. 3 ст. 33 Закона о полиции о возмещении вреда, причиненного сотрудником полиции. В свою очередь, в Законе о полиции с редакционными изменениями воспроизведена норма ч. 2 ст. 40 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ) и ч. 6 ст. 4 Положения 1992 г. о службе в ОВД.

В основе данного регулирования лежат нормы ст. 52 Конституции РФ, устанавливающей, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом и что государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба, а также ст. 53 Конституции РФ, предусматривающей право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. В развитие данных конституционных норм в ст. 16 части первой ГК РФ закреплено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Россией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

В статье 1069 гл. 59 "Обязательства вследствие причинения вреда" части второй ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Там же предусмотрено, что вред возмещается за счет соответственно казны России, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

Статья 1070 ГК РФ регламентирует ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. В соответствии с п. 1 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ <1>) вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны России, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2005. N 19. Ст. 1752.

 

До настоящего времени существует Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г. "О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей" <1>, утв. Законом СССР от 24 июня 1981 г. Однако Определением КС России от 21 апреля 2005 г. N 242-О <2> разъяснено, что данный документ может применяться лишь во взаимосвязи с положениями гл. 18 "Реабилитация" УПК РФ, регламентирующей основания возникновения права на реабилитацию, порядок признания этого права и возмещения различных видов вреда, а также с положениями ст. 1070 и § 4 "Компенсация морального вреда" гл. 59 ГК РФ.

--------------------------------

<1> Ведомости ВС СССР. 1981. N 21. Ст. 741.

<2> СПС.

 

В пункте 2 ст. 1070 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных п. 1 данной статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 1069 данного Кодекса.

Предъявление иска о возмещении на основании ст. 1069 ГК РФ вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц этих органов, и рассмотрение этого иска судом общей юрисдикции или арбитражным судом осуществляются в соответствии с подведомственностью по общим правилам искового производства. Каких-либо особенностей для предъявления и рассмотрения таких исков ни ГПК РФ, ни АПК РФ не определяют.

Согласно ст. 1082 части второй ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (п. 2 ст. 15). Как определено в норме, к которой сделана отсылка (п. 2 ст. 15 части первой ГК РФ), под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Исполнение судебных актов по искам к России о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц этих органов, регламентировано положениями гл. 24.1 "Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы российской федерации" БК РФ (глава введена Федеральным законом от 27 декабря 2005 г. N 197-ФЗ <1>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 8.

 

Часть 5 комментируемой статьи также устанавливает, что в случае возмещения Россией вреда, причиненного противоправными действиями (бездействием) сотрудника, ФОИВ в сфере внутренних дел имеет право обратного требования (регресса) к сотруднику в размере выплаченного возмещения. При этом предусмотрено, что данное право реализуется путем обращения указанного федерального органа в суд от имени России с соответствующим исковым заявлением.

Изложенное основано на норме п. 1 ст. 1081 ГК РФ, согласно которой лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом. Соответственно, судебная практика исходила из того, что в случае, если вред, причиненный ненадлежащим исполнением служебных обязанностей сотрудниками милиции, возмещен за счет казны России, прокурор в интересах России вправе в порядке регресса обратиться в суд с иском к тем сотрудникам, по чьей вине причинен вред (см. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2008 года <1>, утв. Постановлением Президиума ВС России от 5 декабря 2008 г.).

--------------------------------

<1> БВС РФ. 2009. N 2.

 

6. В части 6 комментируемой статьи предусмотрено, что сотрудник ОВД несет материальную ответственность за ущерб, причиненный ФОИВ в сфере внутренних дел, его территориальному органу, подразделению. В отношении порядка и случаев несения такой ответственности данная норма отсылает к трудовому законодательству.



Просмотров 3159

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!