Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



С кем мы общаемся, или В каком случае следует говорить об общении? 3 часть



Выделяют три типа разговора:

 

1) формализованный, где разговор следует строгой, заранее оговоренной регF ламентации (например, переговоры, совещания, конференции и т. д.);

 

2) полуформализованный, где отсутствует предварительно заданная регламенF тация, но все же какиеFто каноны соблюдаются (светские беседы, официальF ные приемы);

 

3) неформализованный, где также существуют правила, которые, однако, реF гулируют не внешнюю, а внутреннюю, сущностную сторону разговора. Эти правила довольно гибкие, изменяемые в зависимости от ситуации (наприF мер, повседневные разговоры с близкими, знакомыми, случайными собеседF никами).

 

Вне зависимости от типа все разговоры подчинены единой логике, выраженF ной в последовательности фаз: инициирование (вызывание на разговор, завяF зывание его), сам разговор и его окончание.

 

Первая фаза неформализованного разговора включает в себя признание людьF ми друг в друге потенциальных собеседников, что может достигаться с помощью различных средств коммуникации, в том числе с помощью приветствия, взгляда.

Неформализованный разговор характеризуется следующими признаками:

1) длительность разговора заранее не оговаривается;


 

Глава 1. Характеристика общения

 

2) речь, перебивая друг друга, одновременно ведут оба или несколько собеседF ников, но только до тех пор, пока они не убеждаются, что они не понимают друг друга;

 

3) порядок вступления в разговор каждого участника и время его высказываF ния не регламентируются;

 

4) в процессе разговора участники используют различные приемы, чтобы взять слово или перейти на позицию слушателя. Такими приемами могут быть задаваемый собеседнику вопрос или взятие паузы.

 

Существуют определенные речевые табу, касающиеся как тем разговора, так и используемых в нем слов. Например, запрещено в культурном обществе испольF зовать нецензурные выражения, спрашивать о размерах заработной платы, обсужF дать сексуальные отношения. Многие люди неохотно допускают других, даже близF ких, в свой внутренний мир, многим не нравится обсуждать проблемы здоровья, семейные проблемы и т. п. Помимо общей темы собеседники (каждый для себя) определяют допустимый уровень доверительности, искренности, правдивости.

 

В зависимости от числа общающихся людей различают три вида общения: меж< личностноеобщение между двумяFтремя субъектами,личностно<групповое—общение между одним человеком и группой и межгрупповое.

 

В. Н. Куницына с соавторами (2001) пишут, что межличностное общение долF жно удовлетворять следующим критериям:

 

в нем участвует небольшое число людей (чаще всего — группа из 2–3 челоF век);

это непосредственное взаимодействие: его участники находятся в пространF ственной близости, имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друF га, легко осуществляют обратную связь;

это личностноFориентированное общение; предполагается, что каждый из его участников признает незаменимость, уникальность своего партнера, приF нимает во внимание особенности его эмоционального состояния, самооценF ки, личностных характеристик.

 

Эти критерии (за исключением первого) вызывают ряд вопросов. Будет ли наF зываться межличностным общение людей, разговаривающих по телефону? Ведь между ними нет пространственной близости, т. е. они не могут видеть друг друга

 

и тем более касаться друг друга. Но в то же время это личностноFориентированF ное общение, при котором может учитываться эмоциональное состояние партнеF ра (распознается по голосу и смысловому содержанию речи), возникают психичеF ский контакт и определенные отношения.

 

С другой стороны, всегда ли обязательно при межличностном общении приF нимать во внимание самооценки и личностные характеристики партнера? Не слеF дует ли тогда такое общение считать разновидностью межличностного общения

 

и называть его какFто по другому, например интимным, эмоциональным?


 

При межличностном общении, содержание которого касается только общаюF щихся, отражается позиция каждого из них. Если же участники общения являютF ся представителями групп, коллективов, то они не полностью свободны в своих


 

38 Раздел I. Психология общения

 

позициях и способах контактирования, поскольку заботятся о престиже представF ляемых ими групп. Поэтому, например, воспитательная работа с учащимися, приF надлежащими к компаниям с асоциальным поведением, затруднена, особенно если общение с ними осуществляется учителем в присутствии других ребят из этой компании.

 

В личностном общении вербальные компоненты не играют существенной роли. О внутрен_ нем мире личности не «сообщается», он не «транслируется» в личностном общении, а суще_ ствует, наличествует… Основное назначение и цель личностного общения, его реальная функ_ция в жизни человека — обеспечение существования и представления его внутреннего мира, а тем самым личности.

Бобнева М. И., 1981, с. 244–245.

 

 

По содержанию и целям выделяют деловое и неделовое общение. Деловое обF щение включено в продуктивную деятельность и направлено на то, чтобы повыF сить качество этой деятельности. Деловое общение имеет место в школе при обF щении учителя с учащимися на занятиях, во время внеклассной и внешкольной работы с детьми. Деловое общение на предприятии имеет место во время совещаF ний, планерок, производственных собраний, выполнения совместной работы. Оно не затрагивает внутренний мир участников общения, и содержанием такого общеF ния являются производственные вопросы.

 

Неделовое (личностное) общение, наоборот, связано с решением внутренних психологических проблем: разрешением внутреннего конфликта, обсуждением происходящего вокруг, выражением своего отношения к этому, поиском смысла жизни и т. д.

 

В зависимости от цели выделяют также ритуальное, манипулятивное и гумаF нистическое общение. Их характеристика дана Ю. С. Крижанской и В. П. ТретьF яковым (1990).

 

Ритуальное общениеимеет целью поддержание связи с социумом, подкрепFление представления о себе как о члене общества. Его характерными особенноF стями являются ненаправленность, неинформативность, бессодержательность, невовлеченность или малая вовлеченность партнеров в общение. При таком общеF нии партнер становится необходимым атрибутом выполнения ритуала. С помощью ритуального общения «осуществляются многие контакты, разговоры, которые со стороны, да иногда и изнутри, кажутся бессмысленными, бессодержательными, так как они на первый взгляд совершенно неинформативны, нецеленаправленны, не имеют и не могут иметь никакого результата. Ну, действительно, какой, казаF лось бы, смысл в общении, предположим, на некоем дне рождения. Все присутF ствующие знают друг друга лет 20, собираются вместе раза 3–4 в год, сидят по нескольку часов и говорят все об одном и том же. И мало того, что темы разговоF ров в сущности не меняются, так, кроме этого, каждый наверняка может предскаF зать точку зрения любого по любому вопросу. Казалось бы, абсолютно бессмысF ленная трата времени, которая должна вызывать только раздражение. Это иногда


 

Глава 1. Характеристика общения

 

и случается, но редко — гораздо чаще мы получаем от такого рода заседаний удоF вольствие. Мало того, чем больше “отягчающих” обстоятельств — чем больше стаж знакомства, чем меньше новых людей, чем меньше неожиданных точек зрения, — тем больше удовольствие. Зачем же нам это нужно?

 

Описанное общение — типичный случай ритуального общения, где главным делом является подкрепление своих установок, ценностей, мнений и т. д., повыF шение самооценки и самоуважения» (с. 174). Поэтому участники такого общения стараются избежать всякого столкновения мнений. Ритуальное общение не заF трагивает важнейших проблем и интересов человека.

 

Хотя во многих случаях мы с удовольствием принимаем участие в таком (ритуальном. — Е. И.) общении, в еще большем количестве случаев мы участвуем в нем просто автоматически, выполняя требования ситуации, практически не осознавая, не отдавая себе отчета в том, что мы делаем. Мы много раз здороваемся и раскланиваемся со знакомыми и незнакомыми людьми в родном учреждении, на лестничной площадке, на улице, спрашиваем их «Как дела?», узнаем, что «Нормально», говорим о погоде, ругаем общественный транспорт, кото_ рый «плохо ходит», рассказываем и слушаем анекдоты, смеемся, и все это происходит похо_ дя, совершенно нас не затрагивая. И такое общение человеку тоже необходимо — представь_ те себе, какая была бы реакция, если бы все вдруг перестали с вами здороваться. Понятно, что реакция была бы далеко не оптимистическая, ведь лишение человека этого ритуала пря_ мо свидетельствует и понимается как социальная изоляция.

Крижанская Ю. С., Третьяков В. П., 1990, с. 178.

 

 

Второй вид целевого общения — манипулятивное. Это вид общения, имеющий целью использовать партнера по общению в своих целях. О манипуляции подробF но речь пойдет в главе 6.

 

Третий вид — гуманистическое общение. Это личностное общение, позволяF ющее удовлетворить потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. ОтF личием гуманистического общения от двух вышеназванных является то, что ожиF даемым результатом общения является совместное изменение представлений обоих партнеров, а не поддержание социальных связей, как при ритуальном обF щении, и не изменение поведения партнера, как при манипулятивном общении.

 

К гуманистическому общению относится доверительное общение. Это интимF ное, исповедальное общение, осуществляемое не только между друзьями, но и межF ду пациентом и врачом, нередко дающее психотерапевтический эффект.

 

Доверительное общение как феномен определяется, с одной стороны, значиF мостью, интимностью информации о себе, раскрываемой собеседнику, а с другой — доверием к партнеру (В. С. Сафонов, 1981). Доверие — это отношение к партнеру как человеку, который не будет использовать полученную информацию против доверившегося в силу своих моральных качеств. Вступление в доверительное обF щение требует преодоления некоего психологического барьера в связи с тем, что «раскрытие» себя связано с определенным риском. Вследствие этого для начала доверительного общения необходимы некоторые специфические условия:


 

 

40 Раздел I. Психология общения

1) настоятельная потребность «выговориться»; в этом случае пусковым факF тором для возникновения доверительного общения может стать первый же «попавшийся под руку» человек (например, случайный попутчик), который воспринимается как способный выслушать, понять, сопереживать;

 

2) поведение собеседника, которое располагает к такому общению (его «отF крытость», проявление внимания, доброжелательности, искренней заинтеF ресованности, просто согласие выслушать), общее впечатление о нем, проF шлый опыт общения с ним.

 

А. А. Леонтьев (1974) выделяет три вида общения: социальноFориентированF ное, предметноFориентированное и личностноFориентированное. Первый вид обF щения направлен на изменение психологических характеристик группы людей в сторону либо их унификации, либо рассогласования. Это общение между предF ставителями социальных групп, выступление перед аудиторией. ПредметноFориF ентированное общение направлено на регулирование совместной деятельности людей, а личностноFориентированное — на изменение отдельной личности.

 

Американские исследователи Бернард и Хекинс выделяют пять уровней разговора, каждый из которых определяется своей комбинацией содержания, значения, эмоциональной вовле_ ченности. Приведем их в порядке возрастания значимости партнеров друг для друга. Пер_ вый уровень определяется отношением к другому как к неодушевленному предмету. Это наи_ менее интимная, формальная ситуация, обычно предполагающая случайных участников. Такой разговор содержит много штампов, полон социальными условностями, малозначителен для партнеров, хотя это обычно скрывается. За ним следует уровень, который определяется от_ ношением к партнеру как объекту воздействия. Это информативный уровень разговора, обыч_ но включающий в себя передачу каких_то фактов, знаний, указаний. Разговор на этом уровне имеет все характеристики лекции. Следующий уровень — это первый, на котором в разговор включены реальные чувства партнера. Здесь появляется интерес к партнеру как к таковому. Однако передаются чувства в основном об окружающем мире, а не о себе и не о партнере («Я думаю, что это одно из красивейших мест в мире»). Далее — передаваемые чувства уже относятся к внутреннему миру партнеров. Здесь можно открыто выражать свои чувства. «Я вас люблю» — фраза именно этого уровня. И наконец, последний, наиболее интимный уро_ вень разговора, предполагающий существование значимых отношений между партнерами. Здесь особо важны невербальные компоненты. Типичный пример — отношения матери и мла_ денца.

Крижанская Ю. С., Третьяков В. П., 1990, с. 157.

 

 

Г. А. Ковалев (1996) дает свою классификацию типов общения, основанную на трехкомпонентной модели общения (табл. 1.1).

 

Общение может быть кратковременным и длительным. При кратковременном общении создается первое впечатление друг о друге. Первое впечатление о челоF веке может быть и неадекватным, так как основано на внешних или случайных признаках. Однако у многих людей оно бывает очень сильным и поэтому надолго сохраняется. Вследствие этого оно может как облегчить, так и затруднить на наF


 

 

Глава 1. Характеристика общения 41

Таблица 1.1.Классификация типов общения

Тип общения Отражение Отношение Обращение
       
Диалогический Сложное Личностное Открытое
Доверительный Простое Личностное Открытое
Рефлексирующий Сложное Личностное Закрытое
Альтруистический Простое Личностное Закрытое
Манипулятивный Сложное Ролевое Открытое
Псевдодиалогический Простое Ролевое Открытое
Конформный Сложное Ролевое Закрытое
Монологический Простое Ролевое Закрытое
       

 

чальном этапе общения воспитание учащихся, да и само общение, если у одной или сразу двух общающихся сторон это впечатление будет негативным.

 

Длительное общение дает возможность глубже понять друг друга. Это путь к взаиF мопониманию, но в то же время — и к возможному взаимопресыщению (что часто наблюдается в замкнутых, изолированных группах).

 

Выделяют также вербальное, невербальное и проксимальное общение. Вер< бальное общение— это общение с помощью языка. По своим коммуникативнымвозможностям оно гораздо богаче всех остальных видов общения, хотя и не в соF стоянии их заменить. Невербальное общение — это общение с использованием неречевых средств — мимики, жестов, через сенсорные и телесные контакты. Про< ксимальнымназывают общение, которое осуществляется через особое расположеFние людей в пространстве относительно друг друга. Э. Холл (Hall, 1959) устаноF вил, что расположение людей на определенном расстоянии друг от друга отражает информацию об отношениях между людьми. Он выделил четыре расстояния (зоны), свидетельствующие о различных взаимоотношениях людей:

 

1. Публичная зона. Она составляет от 3,5 м и больше и указывает на то, что в проFцессе общения находятся люди, не имеющие какихFлибо личных или делоF вых отношений, и что они не намерены идти на сближение друг с другом или установление личных взаимоотношений. Это зона, в пределах которой отF носительно друг друга располагаются люди во всех случаях их публичного общения.

 

2. Социальная зона. Она составляет от 1,2 до 3,5 м и указывает на то, что общаFющиеся люди являются знакомыми, партнерами или коллегами по работе и между ними сложились не только деловые взаимоотношения.

 

3. Личная зона. Она равна примерно 45 см — 1,2 м. В пределах этой зоны расFполагаются люди, между которыми сложились личные взаимоотношения, не переходящие, однако, в интимные.

 

4. Интимная зона. Она составляет от 0 до 45 см. В эту зону допускаются тольFко самые близкие люди, между которыми сложились интимные отношения или которые готовы пойти на установление таких отношений.


 

42 Раздел I. Психология общения

 

 

Вторжение в личное пространство приемлемо только в некоторых ситуациях и только тогда, когда все, кто участвует в этой ситуации, следуют неписаным правилам. Например, люди терпимо отнесутся к другим в переполненном лифте или метро, и их даже не беспокоят при_ косновения окружающих, при условии, что другие следуют определенным «правилам»: стоят неподвижно, смотрят на пол или указатель над дверью и не оглядываются на тех, кто стоит рядом. Встретившись взглядами, в этой ситуации люди могут обменяться смущенными улыб_ ками или как_то иначе признать взаимное вторжение в интимное пространство. Межличност_ ные проблемы возникают, когда человек нарушает ожидания другого, связанные с конкретным пространством. К сожалению, иногда один человек намеренно нарушает пространственные ожидания другого. Когда нарушения возникают между представителями противоположного пола, это может рассматриваться как сексуальное домогательство. Чтобы не создавалось впечатления домогательства, людям нужно особенно чутко относиться к интимному простран_ ству окружающих. Многие люди определенным образом помечают свою территорию. Напри_ мер, если вы рано пришли в класс на первое занятие, поставили рюкзак на пол у свободной парты, повесили куртку на стул и вышли в коридор, а кто_то появился, пока вас нет, отодви_ нул ваш рюкзак и сел за парту, то этот человек вторгся на территорию, которую вы отметили как свою.



Просмотров 747

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!