Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Невербальные средства общения



 

Невербальными средствами общения являются жесты, позы, мимика и другие дви_ гательные действия.

 

Невербальным средствам общения придавали большое значение еще в ДревF ней Греции. Например, большое значение придавалось осанке. Мужчине полагаF лось держать голову высоко поднятой, в противном случае его могли принять за гомосексуалиста. Женщинам и детям, наоборот, не полагалось смотреть собеседF нику прямо в глаза. Отведенный в сторону взгляд свидетельствовал о стыдливосF ти, скромности, покорности.

 

Большой палец, поднятый вверх или опущенный вниз, как знак одобрения или неодобрения, был известен еще древним римлянам. Таким образом император давал знать после окончания поединка, оставляет он гладиаторам жизнь или нет.

 

В риторике, начиная с Цицерона, один из ее разделов посвящался внешнему выражению в поведении оратора.

 

Во времена Эразма Роттердамского сидеть, положив ногу на ногу, означало не уважать собеседника. Руки в боки толковались как мужественный жест, допустиF мый в обществе военных. Гражданским же лицам этого жеста следовало избегать. Ученый советовал остерегаться тех, кто покашливает во время разговора. Он счиF тал их лжецами.

 

На протяжении многих веков считалось, что если человек в чьемFто присутF ствии чешет голову или теребит одежду, то тем самым он выказывает к собеседF


 

50 Раздел I. Психология общения

 

нику пренебрежение. Даже случайное соприкосновение с собеседником могло быть истолковано как грубое нарушение приличий.

 

Не случайно поэтому в ХVII–ХVIII вв. в западных странах издавались книги, посвященные правилам хорошего тона. Например, в 1735 г. вышла в свет книга С. Ван Пара «Большая церемониальная книга о добронравии» объемом 500 страF ниц.

 

Первой книгой, полностью посвященной жестам, была работа Д. Балвера «ХиF рология: или естественный язык руки и хирономия, или искусство риторики рук». А Френсис Бэкон предложил даже создать науку о жестах. В конце XIX в. жесты стали изучать антропологи и психологи. В. Бунд, например, видел в жестах более примитивную форму самовыражения, чем язык, но имеющую с ним существенF ные общие черты. В 70Fх гг. ХХ в. было издано несколько монографий о жестах (Эфрон [D. Efron, 1972]; Моррис с соавторами [D. Morris et al., 1979] и др.).

 

В России первой работой, посвященной языку тела, является сочинение С. ВолF конского, в котором автор излагает свою точку зрения на семиотику жестового общения как выражение внутреннего состояния человека.

 

В 1939 г. вышла трехтомная монография И. А. Соболевского, в которой автор изложил свой взгляд на невербальное общение. По И. А. Соболевскому (1939), структуру кинетической речи составляют: а) кинесинтагмы (кинетическое предF ложение), б) кинелексемы (кинетическое слово) и в) кинемы (простейший элеF мент кинетической речи). Учение о кинесинтагме составляет синтограмматику; учение о кинелексеме входит в лексикологию; учение о кинеме составляет кинеF тику (антропокинетику). Автор распространяет свою схему на искусственно соF здаваемую кинетическую речь, используемую, например, на производстве, когда звуковая речь затруднена изFза большого шума.

 

Изучение значения различных жестов человека продолжается, свидетельством чему являются международные конференции и сборники научных докладов, наF пример вышедший в Англии сборник «Жесты и умонастроения от глубокой древF ности до наших дней».

 

Результатом исследования моторной невербальной коммуникации на Западе явилось формулирование Р. Бердвистлом (R. Birdwhistell, 1952) новой научной дисциплины — кинесики, которая изучает поведение человека в его невербальных проявлениях, к которым относятся мимика (движение мышц лица), пантомимиF ка (движения всего тела), «вокальная мимика» (интонация, тембр, ритм, вибрато голоса), пространственный рисунок (выразительность, сила проявления чувств, переживаний). «Кине» — мельчайшая единица движения, как бы буква движения тела, считывая которую можно интерпретировать передаваемые через жесты или другие движения тела сообщения. По Р. Бердвистлу, все символические взаимоF действия между людьми имеют один и тот же ограниченный репертуар, состояF щий из 50–60 элементарных движений, жестов или поз. Поведение, считает он, складывается из кинем — элементарных единиц, точно так же, как звуковая речь организуется из последовательности слов и предложений.

 

Самые простые элементы телодвижений («кины») он обозначил символами. Начав с глаз, он решил, что О является лучшим символом для открытого глаза,

 

а «—» наиболее подходит для обозначения закрытого глаза. Подмигивание праF


 

 

Глава 2. Средства общения 51

 

вым глазом обозначается так: (— О), подмигивание левым глазом: (О —). ОткрыF тые глаза обозначаются знаком (ОО). Бердвистл создал символы для туловища и плеч, руки и кисти, ладони и пальцев, бедра, стопы и шеи, а также использовал особые знаки для указания направления движения (вверх, вниз, вперед, назад).

 

Разработанная им система фиксации жестов и мимики полезна многим професF сионалам, так как позволяет регистрировать и анализировать состояние другого человека, целесообразность использования определенных жестов и т. д. ПроведенF ный с их помощью анализ публичных выступлений преподавателей, политичеF ских деятелей может помочь улучшить эффективность их будущих выступлений. Врач может лучше понять пациента, учитывая, что он сказал не только на словах, но и телом. Эта система может быть полезна актерам и бизнесменам, ведущим переговоры.

 

Другим направлением изучения невербального общения является постулироF ванная Э. Холлом (E. Hall, 1959) «пространственная психология», или «проксемиF ка», которая изучает закономерности пространственной организации общения, влияние на общение расстояния между людьми и их пространственной ориентации.

 

Жесты

 

Невербальные жестовые проявления, как произвольные, так и непроизвольные, первоначально в довербальный период эволюции человека были самостоятельF ным средством коммуникации (Г. Хьюз [G. Hewes, 1977]; А. Кендон [A. Kendon, 1981]; К. Хоккет [C. Hockett, 1978]), а в вербальном периоде развития закрепиF лись в качестве полусознательного выразительного средства, сохранив функции предыдущего этапа: защиты (неприятия, отторжения), нападения (приятия, приF своения), сосредоточения (ожидание, ритуалы и переходные состояния). Для наF блюдателя жесты предстают как символы специфического языка образов.

 

Классификации жестов.Первая попытка классификации жестов была предFпринята Д. Эфроном (D. Efron, 1972). Он выделил две группы жестов: употребляF емые совместно с речью и символические жесты, или эмблемы. В свою очередь, первые жесты он разделил на подгруппы: 1) идеографические жесты, которые схематически изображают логическую последовательность высказывания, струкF туру аргументации и находятся в сравнительно неконкретном отношении к содерF жанию высказывания; 2) указательные жесты, показывающие на предмет выскаF зывания; 3) изобразительные жесты, схематически обрисовывающие форму или размер предмета обсуждения, как бы иллюстрирующие содержание высказываF ния; 4) дирижирующие жесты, совершаемые в такт речи.

 

Базируясь на этой классификации, П. Экман и В. Фризен (P. Ekman, W. Friesen, 1972) создали свою классификацию жестов: 1) эмблемы — жесты, имеющие языF ковой эквивалент и достаточно точное значение для данной социальной группы; 2) иллюстративные жесты, которые делятся на семь подгрупп: дирижирующие, акцентирующие, указательные, ритмические, кинетографические, пиктографичеF ские и эмблематические движения; 3) адаптеры — жесты, способствующие уменьF шению или снятию внутреннего напряжения; 4) регуляторы — жесты, используеF мые для контроля или координации общения; 5) аффективные жесты, являющиеся выразителями эмоций и чувств.


 

52 Раздел I. Психология общения

 

Экман и Фризен описали степень, в которой каждый из знаков является панF культурным, т. е. используется многими народами независимо от особенностей их культуры. Те знаки, которые имеют панкультурную основу, выражают преимущеF ственно аффекты. ЖестыFэмблемы, иллюстративные жесты, жестыFрегулятоF ры обычно специфичны для культуры и являются результатом индивидуального обучения.

 

Критикуя эту классификацию, Кендон (A. Kendon, 1981) считает, что в контекF сте общения ни один жест не может быть полностью только регулятором, эмблеF мой или адаптером.

 

Н. Фридман и С. Гранд придерживаются другой классификации жестов. Они выделяют объектные движения (общеизвестные коммуникативные жесты) и жеF стовую самостимуляцию. Объектные движения делятся ими на доречевые жесты (при задерживающемся или несостоявшемся речевом высказывании); движеF ния, которые возникают с началом речи и сопровождают высказывание (как доF полнение и избыточность); движения, ограничивающиеся разъяснением одного слова.

 

По Б. Аргайлу (B. Argyle, 1975), жесты по своим функциям делятся на пять групп: иллюстративные и другие связанные с речью знаки; конвенциальные жесF ты; движения, выражающие эмоции; движения, выражающие личность; ритуальF ные жесты.

 

ЖестыFэмблемы являются особой группой жестов, так как имеют двойную природу. С одной стороны, они относятся к классу жестов, с другой — функциоF нируют как язык и этим уподобляются слову. В связи с этим они изучаются и сиF стематизируются как специфические коммуникативные единицы для той или иной культуры. Для многих культур жестыFэмблемы сходны, например пожатие плечами означает «не знаю», «ничего не могу сделать», «не понимаю», «какая разF ница?» Приставленная к уху ладонь — это просьба говорить громче. В то же вреF мя имеются и существенные различия. Например, прикосновение указательным пальцем к нижнему веку для флорентийца означает чтоFто лестное, а для жителя Саудовской Аравии этот жест оскорбителен. Девушка из Южной Америки восF примет этот жест как ухаживание. Для русских движение головой вправоFвлево означает отрицание, несогласие, а для болгар, наоборот, согласие. В нашей стране постукивание пальцем по виску означает: «Ты что, ненормальный?» В Дании же этот жест означает комплимент интеллекту. При соединении указательного и больF шого пальца в США подумают, что это «окей», во Франции — «ноль», в Японии — «деньги», в Тунисе — «Я тебя убью». А в Средиземноморье и на Среднем Востоке этот же знак означает намек на гомосексуальные отношения (А. Пиз, 1992).

 

Потирание мочки уха в средиземноморских странах имеет 5 различных значеF ний. Например, для испанцев, греков, мальтийцев и итальянцев этот жест будет оскорбительным, а португалец окажется польщенным. Жест из указательного и средF него пальцев, обозначающий букву V — победа — в Европе воспринимается одноF значно, но только не у англичан. У них имеет значение, какой стороной кисть повернута к собеседнику. Если этот жест сопровождается поворотом ладони к гоF ворящему собеседнику, то он означает «заткнись». В европейской культуре челоF век, сообщающий о постигшем его горе, сделает скорбное выражение лица; вьетF


 

Глава 2. Средства общения

 

намец же в этой ситуации будет улыбаться, потому что он не хочет навязывать собеседнику свою скорбь и избавляет его от притворного выражения этого состоF яния. Арабы при общении стараются смотреть собеседнику прямо в глаза; японца же с детских лет приучают смотреть собеседнику не в глаза, а в область шеи.

 

Составляются словари жестов, содержащие сведения об особенностях употребF ления эмблем, о методах их исследования и пр. (Д. Моррис с соавторами [D. Morris et al., 1979]; Р. Зайтц с соавторами [R. Saitz et al., 1972]).

 

Семантическое поле эмблем ограничено. Круг значений жестов, описанных Д. Моррисом с соавторами, в основном исчерпывается выражением физического или душевного состояния, регуляцией межличностных отношений и оценочной реакцией на себя и других людей. В эти три области значений входит 80 и более процентов всех жестов. При этом эмблемы, относящиеся к контролю межличностF ных отношений, находятся в списке значений на первом месте.

 

Особенности жестовFэмблем: одна эмблема может иметь несколько значений сразу; не имеют эмблемFсинонимов; не происходят от других эмблем; возникают как заместители слова или действия; эмблемы с одним и тем же значением могут употребляться на достаточно обширных территориях, населенных разноязычными народами. Выступая в качестве своеобразного языка эсперанто, они функциониF руют не как простые заместители слов, а как самостоятельные носители значений.

 

Жестикуляция — это сложная и интенсивная кинетическая активность говоF рящего человека. Она возникает только тогда, когда человек активно разговариF вает с другими людьми (А. Кендон). Речи соответствует определенный паттерн кинетического действия. Различные речевые единицы внутри реплики соотносятF ся с различными движениями рук. Таким образом, процесс речевого выражения осуществляется одновременно в двух формах активности: речевых органов и двиF жений тела. При этом фразы жестикуляции предшествуют соответственным реF чевым отрезкам, в связи с чем А. Кендон предполагает, что процесс речевого выF ражения (возникновение внутриречевого звена конкретного отрезка громкой речи) начинается одновременно с жестовым. Отмечается и определенная связь интонации высказывания с кинетической организацией поведения.

 

Жестикуляция становится более интенсивной в случаях эмоционального подъF ема или волнения говорящего, а также при его доминировании в процессе общеF ния. Она усиливается и тогда, когда «обратная связь» со слушателем «не замыкаF ется» на говорящем или он сам испытывает затруднения в объяснении чегоFлибо (П. Экман, В. Фризен). Она спонтанна и непосредственна, и человек обычно едва ли осознает, что он жестикулирует (в этом отличие жестикуляции от жестовFэмблем, которые произвольны и мотивированы).

 

Самостимулирующие жесты отражают кинетическую фильтрацию (Н. ФридF ман, В. Басси). Фильтрация определяется как внутренняя активность поиска и формирования образа. Она может быть связана с ограничением и исключением ограничения и сопоставления находят выражение в кинетической активности гоF ворящего. При этом стратегиям ограничения и сопоставления соответствуют разF ные формы самостимуляции.

 

Постоянная самостимуляция и описательные движения рук говорящего на неF котором расстоянии от своего тела служат компенсаторным механизмом самореF


 

54 Раздел I. Психология общения

 

гуляции, обеспечивающим говорящему определенную направленность мыслей в тех случаях, когда зрительные, слуховые и другие сенсорные сигналы недостаF точно интенсивны или вообще отсутствуют.

 

При ряде психических заболеваний наблюдается изменение характера самоF стимулирующих жестов. Активная продолжительная самостимуляция свойственF на больным с депрессивными состояниями; интенсивные прикосновения к руке отличают больных шизофренией. Для больных с агрессивными состояниями хаF рактерны короткие, сфокусированные и соритмичные паузам движения (у здороF вых людей эти движения наблюдаются обычно в самом начале реплики и сопутF ствуют, вероятно, процессам планирования лексических и синтаксических аспектов речи (А. Dittman, 1976)).

 

ЖестыFэмблемы, жестикуляция и самостимулирующие движения образуют вместе с громкой речью речекинетический комплекс, развитие которого заканчиF вается в юношеском возрасте. До этого возрастного периода различные жесты используются неодинаково. Так, самостимулирующие жесты предшествуют речи во всех возрастных периодах (4, 10 и 14 лет), объектные движения предшествуют речи только у детей 4 лет, в других возрастных группах эти жесты могут совпаF дать с началом речи.

 

С переходом к общению на неродном языке наблюдается видоизменение акF тивности речекинетического комплекса (S. Grand, 1976). Интенсифицируются все формы объектных жестов и более всего акцентирующие речь движения. КоличеF ство самостимулирующих жестов при этом уменьшается.

 

У людей, слепых от рождения, в общении преобладают не объектные движеF ния, а разные формы самостимулирующих жестов (особенно часто — совместные движения кистей, что помогает сузить фокус внимания).

 

Высказывается предположение, что структура речи и жестов филоF и онтогеF нетически обусловлена.

Значение жестов:

 

Жесты дают дополнительную к вербальной информацию о психическом состоянии партнера по общению, о его отношении к участникам общения и обсуждаемому вопросу, о желаниях, выражаемых без слов (жест — «знак возможного действия», как пишет В. Леви, 1991), или же о желаниях, остаF новленных самоконтролем (захотел встать, но только дернулся).

Как правило, выражают отношение не к любой, а к эмоционально значимой информации; ритмически согласованные с интонацией, ударениями и пауF зами, жесты помогают сосредоточить внимание слушающего на тех или иных «ударных» частях высказывания.

Могут провоцировать состояния и отношения партнеров по общению, так как могут оказывать на человека большее влияние, чем речь.

Они молчаливы и могут быть использованы не только в тех случаях, где употребление речи неудобно или запрещено, но также параллельно с речеF вым общением.

Один жест может быть эквивалентен нескольким словам и требует меньшеF го времени для своего планирования и выражения; он удобен для выражеF ний, которые могут производиться мимоходом, походя.


 

Глава 2. Средства общения

 

Могут лучше восприниматься на расстоянии по сравнению с речью, особенF но в условиях сильного шума.

Не требуют ответа.

 

Не все жесты выполняют информативную функцию. Имеются и жестыFсорняF ки, не несущие никакой смысловой нагрузки: заламывание рук, кистей, пальцев, одергивание одежды, непроизвольное раскачивание, притоптывание ногой и т. п.

 

В настоящее время появилось большое количество книг по психологии, в котоF рых рассматривается значение различных жестов как сигналов состояний, желаний, намерений, отношений человека к партнеру по общению и его предложениям. Создаются словари жестов, в которых каждый жест связывается с какимFнибудь одним проявлением поведения человека. Такой путь представляется не очень продуктивным, так как часто одни и те же жесты могут означать различные вещи. Например, наклон головы вперед и взгляд исподлобья могут говорить как об осужF дении со стороны партнера по общению, так и о его смущении; мелкие жесты пальF цев могут отражать и беспокойство, и скуку; позиция прямо против друга, лицом к лицу — интимность или агрессию; касание или потирание носа, век, уха — отриF цание или нетерпеливость, желание чтоFто добавить; пускание курильщиком дыма вверх — самодовольство или согласие. Поэтому для психолога важнее знать комплекс жестов, характеризующих разные состояния субъектов. Именно по их сочетанию можно делать прогноз об этих состояниях, настроениях, намерениях людей.

 

Важно учитывать и то, что жесты имеют не только национальные различия, но и классовые. Бердвистл, например, признает, что в культуре США нет единого языка тела. Он отмечает, что язык тела, выявленный им на американцах среднего класса, может отличаться от такового людей из рабочего класса.

 

Слабым местом кинесики, отмечает Дж. Фаст (J. Fast, 1978), является неумеF ние отделить значащее движение от незначащего, случайного. Почесывание носа, пишет он, может свидетельствовать о сомнениях человека. Но не исключено, что у него просто чешется нос. Когда женщина сидит в определенной позе («поза леди»), это может свидетельствовать о складе ее ума. Однако не исключено, что эта поза является результатом тщательной подготовки на курсах хороших манер, где учат очаровывать людей. Поэтому Дж. Фаст считает, что подходить к кинесиF ке надо осторожно и изучать каждое телодвижение и каждый жест лишь с точки зрения всей структуры движения.

 

И все же общие трактовки жестов для людей из близких культур, очевидно, имеются. В связи с этим ниже приводится характеристика различных состояний человека, проявляемых в общении через различные жесты.

Значение различных жестов при общении дано в приложении.

 

Мимика

 

Мимика — это сокращение различных мышц лица для выражения своих пережиF ваний и отношения к чемуF или комуFлибо. Для понимания состояния и намереF ний собеседника важно следить за его мимикой. Мимика является одним из средств экспрессивного проявления эмоций. Последние контролируются правым полушаF рием, и поэтому труднее скрыть эмоции именно на левой стороне лица. Правда,


 

56 Раздел I. Психология общения

 

положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих стороF нах лица, но отрицательные эмоции более отчетливо выражены на левой стороне. Особенно экспрессивны губы и глаза человека. Последние, например, могут хаF рактеризоваться широкой раскрытостью или суженностью, блеском или тусклоF стью (что зависит от количества слезной жидкости, кровенаполнения сосудов слиF зистой оболочки), величиной зрачка. «Брови и рот поFразному изменяются при различных причинах плача», — говорил Леонардо да Винчи, а Л. Н. Толстой опиF сал 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки.

 

Улыбка может выражать радость и доброжелательное отношение к человеку, поэтому писатель В. Солоухин справедливо отметил ее важную роль для взаимоF отношений людей и их самочувствия: «Улыбка предназначена другим людям, чтоF бы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся и ты никому не улыбнулся тоже. Душа зябнет и каменеет». Однако улыбки бывают разные. Если человек допустил ошибку, он может виноF вато улыбаться, как бы прося извинения. Улыбка старшего может являться знаF ком одобрения поступка или действия ребенка. Улыбка может выражать дружеF любие, стремление войти в контакт. Но она может отражать и сарказм, иронию,

 

и лицемерное дружелюбие, и превосходство человека (снисходительная улыбка). Улыбка может быть «дежурной», по сути обозначая безразличное отношение к человеку. При заискивании у человека может проявляться чрезмерная улыбчиF вость. Улыбка, сопровождаемая поднятием бровей, обозначает, как правило, гоF товность подчиниться, а улыбка с опущенными бровями выражает превосходство

 

и стремление осуществлять социальный контроль (И. Атватер, 1983). Неоднозначность толкования мимики относится и к другим выражениям лица:

 

разлету бровей, движениям глазных яблок, прищуру век и т. п. Мимика может иметь универсальный характер (например, опущенные уголки губ свидетельствуF ют об отрицательных эмоциях, переживаемых человеком: гневе, презрении, страF дании) и специфичный (например, суженные глазные щели при презрении и страF дании). С другой стороны, одно и то же состояние может выражаться разными неспецифическими мимическими средствами. Так, гнев и радость могут выраF жаться как суженными, так и широко раскрытыми глазами. В этом случае для праF вильного распознавания эмоции требуются дополнительные признаки. Простые мимические признаки входят в состав мимических симптомокомплексов, отражаF ющих различные сочетания положения глаз, губ, век, бровей (рис. 2.2), подвижF ность лица и его частей. Опознание эмоций зависит от участия в их отражении многих лицевых мышц.

 

По выражению лица можно предугадать намерения человека. Если человек в процессе общения занимает агрессивноFжесткую позицию, то он обычно смотF рит собеседнику прямо в глаза, широко открыв свои, губы у него твердо сжаты, брови нахмурены, часто он при этом говорит сквозь зубы, почти не двигая губами. Если человек расположен к контактам, взаимодействию, то у него может быть легкая улыбка, миролюбиво изогнутые брови, отсутствие морщин на лбу, взгляд изFпод прикрытых век. Один из американских психологов говорит, что продавец может угадать то, что у покупателя на уме. Если глаза покупателя опущены к земF ле, а лицо отворачивается в сторону, сделка не состоится. Напротив, если рот расF


 

Глава 2. Средства общения

 

 

Рис. 2.2.Мимические симптомокомплексы

 

слаблен, без вынужденной улыбки, подбородок выставлен вперед, то много шанF сов на то, что покупатель обдумывает сделанное ему предложение. Если его взгляд на несколько секунд встречается с взглядом продавца и при этом он улыбается легF кой боковой улыбкой, то это означает, что он склоняется на сторону продавца. Наконец, если покупатель опускает голову, склоняясь к продавцу, улыбается расF слабленно с энтузиазмом — покупка действительно будет сделана.

 

Дж. Фаст (J. Fast, 1978) отмечает, что из всех частей тела, которые используF ются для передачи информации, глаза являются самой важной и наиболее приF способленной для передачи наиболее тонких нюансов. Хотя глазное яблоко само по себе ничего не показывает, глаза оказывают эмоциональное воздействие блаF годаря тому, что они используются во взаимодействии с лицом. Они создали обманF чивое представление о своих возможностях изFза того, что с помощью изменений в продолжительности взгляда, движения век, прищуривания и десятка других манипуляций, производимых кожей и глазами, можно передать почти неограниF ченное количество информации. Самым главным в управлении глазами является взгляд, который может быть мимолетным и упорным, настойчивым, скользящим по поверхности и острым, цепляющимся за каждый предмет, проникающим в душу, прямым и косым, взглядом украдкой, расчетливым или оценивающим, наблюдаF ющим и спрятанным за прикрытыми ресницами.

 

Быстрый взгляд и опущенный взор говорят «Я тебе доверяю. Я тебя не боюсь» или что мы уважаем уединение человека и не думаем «глазеть» на него. С другой стороны, длительный, дольше времени, допустимого по нормам вежливости, взгляд используется, когда хотят «поставить человека на место». Длительный взгляд может означать осуждение, неодобрение (поведения, одежды, прически и т. п.).


 

 

58 Раздел I. Психология общения

Б. Аргайл (Argyle, 1983) рассматривает значение длительности контакта глаз общающихся друг с другом людей. Он в какойFто мере опровергает бытующее мнение, что люди, которые не смотрят нам в глаза, чтоFто скрывают. Он подсчиF тал, что люди смотрят друг на друга от 30 до 60% всего времени общения. Он такF же заметил, что если два человека во время разговора смотрят друг на друга больF ше 60% времени, то они, вероятно, более заинтересованы в самом собеседнике, чем в том, что они обсуждают (например, влюбленные или люди, готовые к драке). Б. Аргайл полагает также, что абстрактные мыслители стремятся к активному конF такту глаз в отличие от тех, кто мыслит конкретными образами, потому что у перF вых больше способности к интегрированию поступающей информации и их трудF нее отвлечь.

 

Датский ученый Г. Нильсен выявил, снимая интервью на пленку, что человек, который чаще других глядел на своего интервьюера, отворачивался в сторону 27% всего времени, занятого беседой. Человек, который реже смотрел на интервьюеF ра, бросал взгляды в сторону 92% времени. Половина людей смотрела в сторону 50% того времени, которое ушло на интервью. Он обнаружил также, что люди больF ше склонны к контакту глаз, когда они слушают, чем когда говорят. Они отводят глаза также тогда, когда задаются вопросом, от которого чувствуют себя неудобF но, ощущают вину. Многие люди начинают говорить, глядя в сторону от своих собеседников. Г. Нильсен полагает, что таким образом люди стараются создать себе условия, чтобы их ничего не отвлекало от их речи.

 

Экслайн и Винтерс (Exline, Winters, 1965) показали, что взгляд связан с проF цессом формирования высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек только формулирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону («в пространство»), когда мысль полностью готова — на собеседника. Если речь идет о сложных веF щах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается — больше (Waid, Orne, 1981). Вообще, тот, кто говорит, меньше смотрит на партнера — тольF ко чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий же больше глядит в сторону говорящего, «посылая» ему сигналы обратной связи (Argyle, 1983). Как показал Меграбян (Mehrabian, 1972), обмениваться взглядами очень важно для процесса общения и установления положительных отношений. В его экспеF рименте интервьюер брал интервью одновременно у двух человек, но смотрел преимущественно на одного. В результате тот, на которого смотрели больше, оцеF нивал интервьюера более положительно, а тот, на кого смотрели мало, — более негативно, считая при этом, что то, что он говорил, было ему не интересно.

 

По данным Р. Экслайна, женщины чаще смотрят на интервьюеров, чем мужF чины. Когда людей расспрашивали об их личных проблемах, они смотрели на инF тервьюера не столь часто, как в тех случаях, когда их расспрашивали об отдыхе, интересе к литературе и спорту. Когда ктоFто смотрел в сторону, это означало, что он еще не закончил свое объяснение и не хочет, чтобы его прерывали. Если его глаза скрещивались с глазами партнера по общению, то таким образом он подавал сигнал: «Вот что я хочу сказать. А что по этому поводу думаете вы?» Если слушаF ющий собеседника человек глядит мимо него, то он подает сигнал: «Я не совсем удовлетворен тем, что вы сказали. У меня другое мнение». Возможна и другая интерпретация: «Я не хочу, чтобы вы знали, что я думаю по этому поводу».


 

Глава 2. Средства общения

 

Бердвистл перечислил 23 различных положения века, которые легко могли идентифицировать пять женщин. Однако все они пришли к выводу, что лишь четыре положения века (глаза открытые, приспущенные веки, косящий взгляд и плотно закрытые глаза) имеют какойFто смысл и несут определенную информаF цию. Сами же женщины смогли воспроизвести только пять положений век. МужчиF ны же смогли воспроизвести десять таких положений, а некоторые — и пятнадцать.

 

Некоторые специалисты утверждают, что в отношении бровей существует 40 поF зиций, но лишь меньшая их часть имеет смысловое значение. Соединение же двиF жений век, бровей и лба создает бесчисленное количество различных комбинаций.

 

Экспрессия лица наиболее информативна при передаче правдивой информаF ции и наименее информативна при передаче лживой информации (Mehrabian, 1972). Следовательно, когда человек хочет скрыть свои переживания или намерения, лицо становится малоинформативным, так как мимика довольно хорошо контроF лируется человеком, а главным источником информации для партнера является тело.

 

Поза

 

Б. Аргайл (B. Argyle, 1975) приводит результаты одного исследования, в котором было показано, что по рисункам, изображающим группы людей, сидящих в разF личных позах, испытуемые без труда определяли взаимоотношения в группе этих людей. Точно так же определялись взаимоотношения между двумя людьми, когF да в фильме без слов посетитель входил в контору, садился и начинал разговор со служащим (Argyle, 1983).

 

«Закрытые» позы (когда человек пытается закрыть переднюю часть тела и заF нять как можно меньше пространства; «наполеоновская» поза стоя; поза сидя, когда обе руки упираются в подбородок) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики или даже страха перед партнером. ОткрыF тые же позы (стоя, руки раскрыты ладонями вверх; сидя, руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. Поза критической оценки — это рука под подбородF ком, указательный палец вытянут вдоль виска. Если человек заинтересован в обF щении, он в положении сидя наклоняется вперед к собеседнику, если не очень заинтересован — откидывается назад (Argyle, 1975).

 

Человек, желающий заявить о себе, будет стоять прямо, с развернутыми плеF чами, иногда упершись руками в бедра; человек, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, находиться в непринужденной позе (Darley et al., 1981).

 

Походка

 

По походке можно легко распознать эмоциональное состояние человека. МонтеF пэр с соавторами (Montepare et al., 1987) выявили, что когда человек счастлив, он «летит», у него более частые и легкие шаги, а когда страдает — он при ходьбе поF чти не размахивает руками. Самая «тяжелая» походка — при гневе, а самая больF шая длина шага — при гордости.


 

60 Раздел I. Психология общения

 



Просмотров 824

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!