Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Робость (социальная трусость)



 

Мешает общению робость, которая сродни застенчивости, но проявляется при пубF личных выступлениях. Робость — это психическая заторможенность. Часто она проявляется в боязни, связанной с общественными ситуациями, поэтому опредеF ляется как «общественная боязнь», «социальная трусость». Она проявляется в замF кнутости и ограниченной подвижности. Робкий ребенок редко смеется, с трудом привыкает к людям, он пассивен, плохо себя чувствует в новых для себя условиF ях. Робости сопутствует, как правило, переживание ребенком смущения, неловF кости, озабоченности, даже физической слабости. Поэтому задача учителя — преF дупредить развитие робости, не дать ей стать особенностью личности. Для этого рекомендуется соблюдать ряд принципов.

 

1. Не следует перегружать ребенка сверх его возможностей, применять давлеF ние, чтобы заставить его преодолеть заторможенность, какой является роF бость. Принуждение может вызвать обратный эффект.

 

2. Замечая даже незначительные достижения ребенка, надо его подбодрить, одобрить его усилия.

 

3. Не следует преувеличивать трудности, говорить о сомнениях, преградах или неудачах.

 

4. Нужно совместно с ребенком анализировать действительные причины его неудач и находить способы действовать более эффективно. Нужно распреF делять дела во времени так, чтобы спешка не вела к напряжению и не сниF жала уровень достигаемых результатов.

 

5. Надо помочь ребенку увидеть его достоинства, а недостатки рассматривать как явления, подлежащие ликвидации.

 

6. Не следует неожиданно ставить ребенка перед новыми ситуациями.

 

7. Не нужно стыдить ребенка в присутствии лиц, не входящих в его ближайF шее окружение.

 

8. Не следует говорить вслух о тех проблемах, которые ребенок доверил только вам.

 

9. Надо избегать избитых определений вроде: «Ну и молчун же ты… Улыбнись же наконец!»

 

10. Надо учить ребенка самоконтролю, соответствующим образом дозируя треF бования к нему, помогая понимать причины его переживаний.

 

11. Надо стремиться к общественному признанию ребенка.

 

12. Необходимо обеспечить ребенку контакты с ровесниками. Социальные конF такты предупреждают страх перед участием в деятельности различных соF циальных групп.


 

84 Раздел I. Психология общения

Ригидность — мобильность

 

Это свойство характеризует быстроту приспособления человека к изменяющейF ся ситуации. Понятие «ригидность» сродни понятию «персеверация». Они обоF значают инертность, консервативность установок, неподатливость изменениям, вводимым новациям, слабую переключаемость с одного вида работы на другой. Пластичность, наоборот, означает легкую податливость изменениям ситуации, легкую смену установок и суждений.

Описано несколько видов ригидности (персеверации):

 

сенсорная (ощущение остается долгое время после прекращения действия стимула, его вызвавшего);

моторная (трудность переделки двигательных навыков);

эмоциональная (переживание события продолжается после исчезновения эмоциогенных стимулов);

мыслительная (инерция суждений, способов решения задач);

мнемическая (навязчивость представлений, вторичных образов).

 

Считается, что разные виды ригидности не связаны между собой единым факF тором, так как нет корреляций между степенями их выраженности. Это означает, что, будучи ригидным по одному проявлению, человек оказывается пластичным по другому. Однако общим для всех видов ригидности компонентом может быть инертность нервных процессов. Например, связь ригидности с этой типологичеF ской особенностью была выявлена в исследовании Н. Е. Высотской (1975).

Ригидный собеседник

 

Ему требуется некоторое время, чтобы включиться в беседу с вами, даже если он вполне решительный, уверенный в себе человек. Дело в том, что он основателен, и если непосред_ ственно перед контактом думал о чем_то, то должен как бы поставить отметину — где остано_ вился в своих размышлениях… Но и после этого он не сразу погружается в стихию обсужде_ ния: глядит на вас изучающе и, подобно тяжелому маховику, «раскручивается» постепенно. Зато, «раскрутившись», основателен в общении, как и во всем, что он делает.

 

Слушает внимательно. Говорит неспешно, вдумчиво, мысль излагает подробно (вам ча_ сто кажется, что это излишние подробности, но он_то другого мнения); фразы строит как можно более понятно, стремясь, чтобы слово точнее передавало смысл. В поисках таких слов порой становится «тягучим», топчется на месте. Найдя удачное, на его взгляд, выражение, непременно повторит его в беседе еще раз_другой… Не любит, чтобы его перебивали, и нахо_ дит это несправедливым: он ведь не перебивал вас!

 

Если вы слишком спешите с развитием мысли, отвлекаетесь на побочные темы, выдви_ гаете и тут же сами отменяете приблизительные версии, он морщится: вы кажетесь ему «ба_ лаболкой», несерьезным человеком (а то и невоспитанным, нахальным говоруном). Когда, по_ вашему, главное уже обсуждено и совместные выводы сделаны, он продолжает вдаваться в детали — и порой в этом есть смысл! Одна негодная деталь, обнаруженная им, сводит на нет уже принятое совместное решение, так что приходится начинать тему сызнова…


 

Глава 4. Свойства личности, влияющие на эффективность общения

 

В случае ссоры он умеет не выходить из себя довольно долго, и ваша горячность по_ началу смешит его. Но если вы довели его, что называется, до белого каления, — берегитесь! Тут уж вам его не переспорить…

 

Общение с ним в какой_то мере изматывает вас, если вы нетерпеливый человек. Распро_ ститься с ним сразу невозможно. Он постарается в конце диалога расставить все точки над «i», зафиксировать сходство и различие в ваших позициях, подвести итоги, сформулировать вытекающие из разговора свои и ваши обязательства. Вдобавок ему не нравится, кажется недостойной манера торопливо, небрежно прощаться.

Добрович А. Б., 1987, с. 52–53.

 

 

В исследовании Г. В. Залевского (1976) обнаружена положительная и статисF тически значимая связь ригидности с внушаемостью, а П. Лич (P. Leach, 1967) выявил негативную связь ригидности с творческим потенциалом личности. Люди, у которых он высокий, отличаются гибкостью мышления, независимостью в сужF дениях, отрицанием социальных стереотипов и склонностью к сложным формам выражения своих эстетических предпочтений.

 



Просмотров 577

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!