Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Психологический портрет субъекта затрудненного общения



 

 

Как отмечает В. А. Лабунская (2003), субъект затрудненного общения — это мноF говариантный феномен. Действительно, разными авторами выделяются разные характеристики человека, затрудняющие процесс общения.

 

Так, на основе параметров субъективности — объективности трудностей общеF ния В. Н. Куницына (1991, 1995) выделила три вида затруднений в общении (трудF ности, барьеры и нарушения), отличающиеся соотношением субъективной неF удовлетворенности общением и степени тяжести объективных последствий их негативного влияния на развитие участников общения. В одном случае человек стремится к общению, имеет такую возможность, но не умеет это делать, так как он невоспитан, беззастенчив, проявляет эгоцентризм, и это приводит к его отвержению. В другом случае субъектом затрудненного общения выступает человек, который умеет общаться, имеет такую возможность, но не хочет этого вследствие своей глубокой интровертированности, самодостаточности, отсутствия потребности в обF щении. Человек, создающий барьеры в общении, имеет другой набор характеристик: предубежденность, ригидность восприятия другого, следование предрассудкам и стереотипам. Субъект затрудненного общения, привносящий нарушения в проF цесс общения, отличается подозрительностью, завистливостью, эгоцентризмом, тщеславностью, себялюбием, ревностью, высоким уровнем фрустрации межличF ностных потребностей.

 

Нарушения общения связывают с установкой человека на унижение другого, ущемление его интересов, подавление и властвование над ним. У такого субъекта затрудненного общения проявляется агрессивноFобесценивающий стиль общеF


 

86 Раздел I. Психология общения

 

ния, выражающийся в запугивании и покорении другого, в бесконечной насильF ственной конкуренции с ним по типу «ты или я».

 

Соотнесение субъективных показателей затрудненного общения со структурF ными компонентами общения представлено в табл. 4.1.

 

  Таблица 4.1.Затруднения в реализации структурных компонентов общения
   
Компонент общения Затруднения в общении
   
Перцептивный Неумение вникать в процессы и состояния окружающих. Невоз-
  можность видеть мир глазами другого человека. Неадекватность
  воссоздания представлений и содержания воздействий. Стерео-
  типизация восприятия окружающих и искажение качеств лично-
  сти партнера общения, «эскалация атрибуции». Преобладание
  в понимании другого человека оценочного компонента, недиф-
  ференцированность оценок
Эмоциональный Преобладание эгоцентрической направленности эмоционального
  отклика. Свернутость сочувствия и содействия. Неадекватность
  восприятия эмоционального состояния других. Неприязненное,
  враждебное, высокомерное, подозрительное отношение
  к другим. Стремление получать в процессе общения только
  положительные эмоции
Коммуникативный Неумение выбрать адекватную форму сообщения. Невырази-
  тельность и длительность пауз в речи. Застывшая поза
  и несоответствие экспрессии речевому поведению. Низкий
  потенциал коммуникативного воздействия. Использование
  свернутых форм обращения
Интерактивный Неумение поддерживать контакт и выходить из него. Стремление
  больше говорить, чем слушать. Навязывание собственной точки
  зрения, слепое доказывание своей правоты. Неумение аргумен-
  тировать свои замечания. Симулирование несогласия в целях
  дезинформации партнера
   


 

 

ГЛАВА 5

 



Просмотров 1479

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!