Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Неимперативные прямые формы воздействия



К неимперативным прямым формам воздействия на субъекта относятся просьба, предложение (совет), убеждение, похвала, поддержка и утешение.

 

Просьба

 

Известный французский композитор Мишель Легран какFто сказал: «Это ненорF мально, когда ты делаешь то, о чем тебя не просят. Лень — это нормальное состояF ние». Очевидно, именно для людей с таким темпераментом просьба является мощF ным стимулятором их активности, выводящим их из «состояния анабиоза». Если же говорить серьезно, то эта форма внешней инициации мотивационного процесса субъекта используется в том случае, когда не хотят придавать воздействию офиF циальный характер или когда ктоFто нуждается в помощи. Во многих случаях субъекF там (особенно детям и подчиненным) льстит, что вместо приказа, требования старF ший по возрасту или должности использует форму обращения к ним, в которой проявляется некоторый элемент зависимости просящего от того, к кому он обраF щается. Это сразу меняет отношение субъекта к такому воздействию: в его сознаF нии может возникнуть понимание своей значимости в возникшей ситуации.

 

Милграм и Сабини попросили студентов принять участие в изучении влияния нарушения простейшей социальной нормы: им нужно было обратиться к пассажирам нью_йоркского метро с просьбой уступить им место. К их удивлению, 56% из тех, к кому они обратились с этой просьбой, сразу же встали, не выслушав даже объяснения (Milgram, Sabini, 1983).

Майерс Д., 2004, с. 262.


 

 

Глава 5. Формы воздействия (влияния) на партнеров общения 89

 

В исследовании Дж. Дарли и Б. Латане (J. Darley, B. Latane, 1968) изучались условия, при которых просьба чаще побуждала людей на улице к оказанию помоF щи. Выявлено, что имеет значение, с какой просьбой обращались к прохожим. Информационная помощь (о времени, о том, как пройти кудаFто, и т. п.) оказываF лась чаще, чем материальная. Причем большое влияние оказывала манера обраF щения. Деньги давали чаще, если сначала спрашивали время или называли себя;

 

в случае, когда говорили о потере кошелька или о необходимости позвонить по телефону, на просьбу откликались две трети прохожих. При этом женщиныFпроF сительницы имели больший успех, особенно у мужчин. Деньги давали чаще и в тех случаях, когда просящий был с кемFто.

 

В одном полевом эксперименте помощница экспериментатора обращалась к студентам, которые стояли в очереди, чтобы воспользоваться библиотечным ксеF роксом, и спрашивала, не пропустят ли ее вперед. Когда она просто просила окаF зать ей любезность («Можно мне воспользоваться ксероксом?»), 60% студентов согласились пропустить ее без очереди. Отсюда следует, что на большинство стуF дентов подействовала основная стратегия получения согласия, которая состоит

 

в том, что надо просто попросить об оказании любезности.

 

Как же можно увеличить эффективность этой стратегии? Другую группу студентов женщина попросила о той же любезности, слегка изменив формулировку просьбы: «Можно мне вос_ пользоваться ксероксом, потому что мне надо сделать несколько копий?» Процентная доля согласившихся резко подскочила, достигнув победного уровня 93%. Очевидно, магическое воздействие оказало слово «потому что». Это слово_ловушка. Оно подразумевает, что у просьбы есть какая_то причина, и как бы «подтверждает», что сейчас последует объяснение этой при_ чины, поэтому включается автоматическая реакция…

Зимбардо Ф., Ляйппе М., 2000, с. 281.

 

 

Просьба оказывает большее влияние на намерения субъекта, если облекается в ясные и вежливые формулировки и сопровождается уважением к его праву отF казать, если выполнение просьбы создает ему какиеFто неудобства.

 

Предложение (совет)

 

Предложить комуFлибо чтоFто — значит представить на обсуждение это чтоFто как известную возможность (вариант) решения проблемы. Принятие субъектом предF лагаемого зависит от степени безвыходности положения, в котором он находится, от авторитетности лица, которое предлагает, от привлекательности предлагаемого, от особенностей личности самого субъекта. Так, применительно к темпераменту человека отмечают следующее: холерик на предложение скорее ответит сопротивF лением, сангвиник проявит к нему любопытство, меланхолик ответит избеганиF ем, а флегматик — отказом или затяжкой времени, так как ему нужно разобраться в предложении.


 

90 Раздел I. Психология общения

 

Спрашивать совета — искать одобрения уже принятому решению.

Амброз Бирс

 

Можно дать другому разумный совет, но нельзя научить его разумному поведению.

Ф. Ларошфуко

 



Просмотров 704

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!