Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Способы защиты от воздействий




 

Каждому человеку часто не по душе то, что на него оказывается то или иное вербальF ное воздействие. Требуется защита от этого воздействия или проявление контрF суггестии (противовнушения). Как пишет Е. В. Сидоренко (1998), «для большинF


 

Глава 5. Формы воздействия (влияния) на партнеров общения 111

ства [людей] актуальной проблемой является не столько то, как влиять на других людей, сколько то, как противостоять их влиянию. Объективно гораздо большее психологическое страдание вызывает ощущение безнадежности собственных попыF ток преодолеть чужое влияние или отстраниться от него психологически оправданF ным способом. Собственная неспособность влиять на других людей переживается гораздо менее остро. Иными словами, большинству людей кажется, что методами влияния они владеют в достаточной для них степени, а вот методами противостоF яния чужому влиянию — явно не в достаточной» (с. 123).

Б. Ф. Поршнев (1979) выделил такие способы контрсуггестии, как избегание

и отрицание авторитетности источника воздействия.

Избегание.Это наиболее кардинальный способ контрсуггестии, состоящий

 

в уклонении от контакта с партнером, который рассматривается как «чужой», «враг», «недоброжелатель». Естественно, при этом общение становится невозможF ным. Если уклониться все же не удается, то человек прилагает все усилия, чтобы не воспринять сообщение: невнимателен, не слушает («пропускает мимо ушей»), не смотрит на собеседника, постоянно находит повод отвлечься, использует люF бой предлог для прекращения разговора.

 

Отрицание авторитетности источника воздействия.Если человеку отказать

 

в авторитетности, то все, что он говорит, можно подвергать сомнению или игноF рировать его сообщение по принципу «Яйца курицу не учат». Бывает, что у челоF века есть только один кумир, мнению которого он безусловно доверяет, в этом случае все остальные лишаются авторитетности. Естественно, их мнение, внушеF ние, советы не воспринимаются. Например, один известный спортсмен отрицаF тельно относился к тем способам тренировки, которые ему предлагали тренеры и товарищи по команде, пока он не узнал, что этот же способ использует и его кумир.

 

К этим способам контрсуггестии можно добавить еще один — игнорирование сообщения, основываясь на установке «Меня это не касается». Например, когдаалкоголика уговаривают пройти курс лечения, он отвечает: «Я не алкоголик. Мне это не надо».

 

Усиление личной позиции.Этого можно достичь, если сделать свою позициюдостоянием гласности раньше, чем человек столкнется с мнением других людей. Защищая ее, человек становится менее восприимчивым («открытым») к тому, что станут говорить другие. Так, Ч. Кайслер (Kiesler, 1971) обнаружил, что когда люди, заявившие свою позицию, сталкиваются с не очень сильными контраргументами, не способными выбить у них почву из под ног, они лишь укрепляются в собственF ном мнении. Этому способствует и то, что когда ктоFлибо нападает на установки, которыми человек дорожит, он обычно раздражается и обдумывает контраргуменF ты. Такое похожее на прививку против инфекционных болезней воздействие наF зывается инокуляция установки.

 

Группа ученых во главе с Альфредом Макалистером сделала «прививки» семиклассникам против втягивания в курение сверстниками (McAlister et al., 1980). Подростков научили сле_ дующим образом реагировать на рекламный слоган «Курящая женщина — свободная женщи_ на»: «Какая же она свободная, если “подсела” на табак?» Они также участвовали в ролевых


 

112 Раздел I. Психология общения

играх, в ходе которых — после того, как их называли «несмышленышами» за отказ от сигаре_ ты, — они отвечали примерно следующее: «Если бы я согласился закурить ради того, чтобы произвести на тебя впечатление, вот тогда я точно был бы несмышленышем!» После несколь_ ких подобных занятий во время обучения в седьмом и восьмом классах среди «привитых» учеников было в два раза меньше склонных к тому, чтобы начать курить, чем среди ровесни_ ков в другой школе, среди родителей которых было примерно столько же курильщиков.

Майерс Д., 2004, с. 328–329.

 

 

Е. В. Сидоренко (1998) приводит более расширенный список видов психолоF гического противостояния влиянию (воздействию) — табл. 5.1.

 

Е. В. Сидоренко отмечает, что каждому виду влияния могут быть противопоF ставлены разные виды противостояния и один и тот же вид противостояния моF жет использоваться по отношению к разным видам влияния.

 

Сопротивление субъекта убеждающим воздействиям зависит от его моральноF го состояния. При подавленности человека, понимании им бесперспективности того, что он делал раньше, его сопротивление резко уменьшается.

 

  Таблица 5.1.Виды психологического противостояния влиянию
   
Вид противостояния Определение
   
Контраргументация Сознательный аргументированный ответ на попытку
  убеждения, опровергающий или оспаривающий доводы
  инициатора воздействия
Конструктивная критика Подкрепленное фактами обсуждение целей, средств или
  действий инициатора воздействия и обоснование несоот-
  ветствия целям, условиям и требованиям адресата
Энергетическая мобилизация Сопротивление адресата попыткам внушить или передать
  ему определенное состояние, отношение, намерение или
  способ действия
Творчество Создание нового, пренебрегающее влиянием образца,
  примера или моды либо преодолевающее его
Уклонение Стремление избегать любых форм взаимодействия
  с инициатором воздействия, в том числе случайных
  личных встреч и столкновений
Психологическая самооборона Применение речевых формул и интонационных средств,
  позволяющих сохранить присутствие духа и выиграть
  время для обдумывания дальнейших шагов в ситуации
  деструктивной критики, манипуляции или принуждения
Игнорирование Действия, свидетельствующие о том, что адресат умышлен-
  но не замечает либо не принимает во внимание слова, дей-
  ствия или выраженные инициатором воздействия чувства
Конфронтация Открытое и последовательное противопоставление адреса-
  том своей позиции и своих требований инициатору воздей-
  ствия
Отказ Выражение адресатом своего несогласия выполнить
  просьбу инициатора воздействия
   


 

Глава 5. Формы воздействия (влияния) на партнеров общения 113

В. Шпеер, министр фашистской Германии, пишет в своих мемуарах: «Еще в деF кабре 1944 г. нечего было и думать о том, что он (Гитлер. — Е. И.) когдаFнибудь выразит желание выслушать мое мнение о бесперспективности дальнейшего проF должения военных действий. Невозможно было представить себе, что он согласитF ся пойти на уступки и пересмотреть свой приказ о применении тактики выжженF ной земли… В последние недели жизни Гитлер… вышел из состояния оцепенения… Он вновь начал прислушиваться к аргументам, которые прежде безоговорочно отвергал. Но это вовсе не означало, что он снова почувствовал себя внутренне свободным. Гитлер скорее производил впечатление человека, осознавшего, что дело его жизни окончательно погибло; благодаря еще не до конца растраченной энергии он по инерции двигался по накатанной колее, но на самом деле уже махF нул на все рукой и покорился судьбе» (с. 619).

 

Человек склонен воспринимать… только то, что соответствует доминирующей эмоции. Воз_ никает своеобразный «порочный круг»: содержание того, что воспринимается и вспоминает_ ся, усиливает и упрочивает эмоцию. Это, в свою очередь, еще больше укрепляет тенденцию к сосредоточению на содержании эмоции. Человек, которого глубоко задело пережитое уни_ жение, не только постоянно мысленно к нему возвращается, но и вспоминает другие униже_ ния, испытанные в прошлом, сосредоточивает свое внимание на том, что существует угроза дальнейших унижений в будущем, и т. п. Это приводит к усилению прошлого переживания. Человек в состоянии глубокого беспокойства замечает в себе и вокруг себя все новые пово_ ды для тревоги; в состоянии обиды — все новые поводы для того, чтобы почувствовать себя оскорбленным; влюбленный — все новые проявления достоинств обожаемого лица; человек, охваченный чувством вины, — все больше подтверждений своей греховности.

 

Именно поэтому, как правило, безуспешными оказываются попытки повлиять на сильные эмоции при помощи уговоров, объяснений и иных способов рационального воздействия. Из всей сообщаемой информации человек выбирает, воспринимает, запоминает только то, что соответствует доминирующему эмоциональному процессу. Всякие попытки убедить его в том, что не стоит огорчаться, что обида не столь уж велика, что предмет любви не заслужи_ вает испытываемых к нему чувств, как правило, безуспешны и лишь вызывают ощущение не_ понимания. В таких случаях важнее помочь человеку разрядить эмоцию, т. е. создать такие условия, при которых наиболее полное выражение эмоции снижает на некоторое время ее интенсивность, после чего появляется возможность устранить источник эмоции и предупре_ дить ее повторение. Другой способ выхода из эмоционального порочного круга — образова_ ние нового эмоционального очага, достаточно сильного, чтобы затормозить прежнюю эмоцию.

Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М., 2001, с. 216–217.


 

 

ГЛАВА 6

Манипуляция

 

 



Просмотров 973

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!