Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Манипулятивный (макиавеллический) тип личности




 

Манипулирование связывается с выраженным макиавеллизмом (Domelsmith, Dietch, 1978; А. О. Руслина, 2005, 2007).


 

Глава 6. Манипуляция 127

Макиавеллический, или манипулятивный, тип личности (название связано с хаFрактеристиками личности, описанными в книге флорентийского дипломата и писаF теля XVI в. Никколо Макиавелли «Государь», где он излагает свои принципы управF ления, манипулирования людьми) — это смягченный вариант авторитарного типа. Такие люди воспринимают окружающее как далеко не лучший из миров. По их мнению, человек по своей природе зол, люди живут в постоянной вражде друг с друF гом, и поэтому верить нельзя никому. В этих условиях моральные нормы не приF годны. В войне для достижения цели хороши все средства: и дезинформация, и лесть, и обман, и интриги, и устрашения.

 

Хорошо, когда тебя любят и в то же время побаиваются, но если этого достичь нельзя, то лучше уж пусть боятся, чем любят, потому что люди, презренные сущеF ства, легко разрывают любовные связи, если им это выгодно, в то время как страх наказания всегда удерживает их на привязи.

Макиавелли

 

Идея использовать понятие «макиавеллизм» применительно к психологии инF дивидуальных различий возникла у Р. Кристи и Ф. Гейтс (Christy, Geis, 1970) посF ле проведенного ими контентFанализа трактата Н. Макиавелли. Впоследствии эта особенность личности изучалась многими западными психологами (Ames, Kidd, 1979; Blumstein, 1973; Braginsky, 1970; Cherulnik, 1981; Domelsmith, Dietch, 1978;

 

Greis, 1978; Kraut, 1976; Shepperd, 1997; Sparks, 1994; Wilson, 1996; и др.). Стализучаться макиавеллизм и отечествеными учеными (В. В. Знаков, 1992, 2000, 2005; Б. Г. Мещеряков и А. В. Некрасова, 2005; С. В. Быков, 2007; В. А. Марченко, 2007 и др.).

 

Макиавеллизм определяется как циничная, эксплуататорская установка по отF ношению к другим людям как к слабым, зависимым, как к объектам, которые моF гут быть использованы для достижения своих целей.

 

Такая «идеология» приводит к манипулированию другими людьми. Выбор друF зей, партнеров осуществляется по принципу: «А что я буду с этого иметь?»

 

Эта черта — стремление манипулировать другими людьми — формируется у человека задолго до наступления взрослости. Так, по данным Кристи и Гейс (Christie, Geis, 1970), индивидуальные различия в макиавеллизме существуют уже

в 10 лет.

 

Ю. С. Крижанская и В. П. Третьяков (1990) обращают внимание на то, что может произойти «манипулятивная деформация личности в тех случаях, когда

 

в силу частого профессионального его (манипулятивного общения. — Е. И.) упоF требления, хорошего владения им и соответственно постоянных успехов на этом поприще, человек начинает считать манипулятивное общение за единственно возF можное, единственно правильное, а людей принимать исключительно за мариоF неток, фигур в его манипуляциях. В таком случае все общение человека сводится к манипуляции и тогда, когда это нужно, и когда она совершенно неоправданна...

 

Например, с некоторыми оговорками можно считать профессиональную дефорF мацию учителей и преподавателей частным случаем манипулятивной деформаF ции» (с. 188).


 

 

128Раздел I. Психология общения

П. И. Мадрак обнаружил, что возраст обратно коррелирует с уровнем макиавеллизма, осо_ бенно с такими его компонентами, как лесть и обман. С. Н. Рэй и М. Д. Гапта (S. N. Rai, M. D. Gapta) установили, что уровень макиавеллизма детей зависит от уровня макиавеллизмаих родителей. Исследователи Р. В. Иксклайна, Дж. Тибо, С. Б. Хикей и П. Ламперт не обна_ ружили различий в нравственном или безнравственном поведении «высоких» и «низких» ма_ киавеллистов. Однако было отмечено, что люди с высоким уровнем макиавеллизма более спо_ собны выбрать необходимую линию поведения для успешного манипулирования другими, могут умело «подтасовать» информацию о себе, сформировать ложное впечатление. В то же время следует отметить, что исследования, проведенные на русской выборке, показали от_ рицательную корреляцию макиавеллизма с нравственными качествами личности (Знаков, 2005). Это можно объяснить как тем, что в системе ценностей макиавеллистов в принципе такие понятия, как доброта, нравственность, незначимы, так и тем, что макиавеллисты чест_ но оценивают себя и, понимая, что достигают своих целей в общении неодобряемыми спосо_ бами, честно признаются в том, что их нравственные качества не на высоте.

Мещерякова С. С., 2007, с. 360.

 

 

Сказанное выше означает, что манипуляция — это не всегда плохо. Большое число профессиональных и педагогических задач подразумевает именно манипуF лятивное общение.

 

Манипуляция является достаточно распространенным явлением в общении преподавателей и студентов… Наибольшие затруднения преподаватели испытывают, когда студенты пыта_ ются вызвать у них чувство жалости, прибегают к родственным связям или к общим знако_ мым, часто отпрашиваются с занятий под надуманным предлогом, используют давление сту_ денческой группой, предлагают взятку или намекают на готовность дать ее. Студенты льстят, дарят подарки, предлагают физическую помощь в каком_либо деле, обещают исправиться в следующем семестре и многое другое.

 

Выбор манипулятивных приемов во многом определяется особенностями личности са_ мого преподавателя. Информацию о них студенты получают как из поведения преподавате_ ля, так и от старшекурсников, а также по другим неофициальным каналам. В качестве мише_ ней воздействия на преподавателей последние называют свою «мягкость характера», «доброту», «отзывчивость», «лояльность» и т. п.

 

66% опрошенных преподавателей не сомневаются в том, что и сами манипулируют сту_ дентами… Основными приемами скрытого управления, которые используют педагоги, назва_ ны: попытки заинтересовать предметом, расположить к себе, а также упоминание о зачете или экзамене («запугивание»), «завышение или занижение оценок» и т. п.

 

68% преподавателей считают, что следует различать манипуляцию и скрытое управле_ ние человеком ради его же блага. 26% преподавателей рассматривают манипуляцию как выражение естественной потребности человека влиять на других людей. Лишь 6% опрошен_ ных полагают, что любая манипуляция безнравственна.

Тарелкин А. И., 2005, с. 325–326.


 

Глава 6. Манипуляция 129

Манипулятивная личность может быть хорошим руководителем и администF ратором, так как умело защищает интересы своей группы во взаимоотношениях с другими коллективами, поскольку эти интересы стали ее личными, и свои собF ственные эмоции она может игнорировать столь же легко, как и чужие, оставляя

в действии лишь «чистый разум», анализ, расчет.

 

В ряде исследований показано, что макиавеллизм выражен в большей степени у мужчин. Это подтвердилось и в исследовании Д. Б. Катунина (2005) на выборF ке в 525 человек. Однако данная закономерность проявилась только до 45 лет. Начиная с этого возраста женщины не менее охотно, чем мужчины, переносят маF киавеллевские установки на взаимоотношения людей.

 

С. В. Быков (2007) отметил, что высокий уровень макиавеллизма характериF зуется «мягкими» социальными установками по отношению к моральным нормам.

 

В заключение обсуждения вопроса о формах воздействия (влияния) и спосоF бах защиты от него приведу обобщающую табл. 6.2 из работы Е. В. Сидоренко (1998).

 

Таблица 6.2.Классификация видов влияния и противостояния влиянию по признаку психологическойконструктивности—неконструктивности

      Характеристика конструктив- Конструктив- Неконструктив-  
  Вид влияния ные виды ные виды  
  ности-неконструктивности  
      контрвлияния контрвлияния  
         
             
  Убеждение Конструктивный вид влияния, при Котраргумента- Игнорирование, при-  
      условии, что мы ясно и открыто ция нуждение, деструк-  
      сформулировали партнеру цель   тивная критика,  
      нашего воздействия   манипуляция  
  Самопродвижение Конструктивный вид влияния, при Конструктивная Деструктивная  
      условии, что мы не используем критика, отказ критика, игнори-  
      обманных «трюков» и раскрыва-   рование  
      ем свои истинные цели и запросы      
  Внушение Спорный вид влияния; внуше- Конструктивная Деструктивная кри-  
      ние — это всегда проникновение критика, энерге- тика, манипуляция,  
      через «черный ход» тическая мобили- принуждение, игно-  
        зация, уклонение рирование  
  Заражение Спорный вид влияния; никто не Конструктивная Деструктивная кри-  
      может определить, насколько критика, энерге- тика, манипуляция,  
      полезно адресату заражаться тическая мобили- принуждение, игно-  
      именно данным чувством или зация, уклонение рирование  
      состоянием и именно сейчас1      
  Пробуждение Спорный вид влияния; считается Творчество, кон- Деструктивная  
  импульса приемлемым в воспитании детей структивная кри- критика, игнори-  
  к подражанию и при передаче мастерства от тика, уклонение рование  
      профессионала высокого класса      
      молодому профессионалу      
  Формирование Спорный вид влияния; лесть, Конструктивная Деструктивная  
  благосклонности подражание как высшая форма критика, уклоне- критика, игнори-  
      лести и услуга адресату влияния ние, энергетиче- рование  
      могут быть манипуляцией ская мобилиза-    
        ция    
             
             

1 Весьма спорное утверждение, опровергаемое спортивной практикой.


 

130 Раздел I. Психология общения

      Окончание табл. 6.2  
         
  Характеристика конструктив- Конструктив- Неконструктив-  
Вид влияния ные виды ные виды  
ности-неконструктивности  
  контрвлияния контрвлияния  
     
         
Просьба Спорный вид влияния; в росссий- Отказ, уклонение Деструктивная  
  ской культуре считается разру-   критика, игнори-  
  шительным для того, кто просит;   рование  
  в американской культуре      
  считается оправданным      
Принуждение Спорный вид влияния; считается Конфронтация Деструктивная кри-  
  конструктивным в некоторых   тика, манипуляция,  
  педагогических, политических   ответное принужде-  
  системах и в аварийных   ние, игнорирование  
  ситуациях      
Деструктивная Неконструктивный вид влияния Психологическая Ответная деструк-  
критика   самооборона тивная критика,  
      манипуляция,  
      принуждение,  
      игнорирование  
Манипуляция Неконструктивный вид влияния Конструктивная Встречная мани-  
    критика, кон- пуляция, деструк-  
    фронтация тивная критика  
         


 

 

ГЛАВА 7

 



Просмотров 433

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!