Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Внушаемость и негативизм реципиента



 

Внушаемость— это склонность субъекта к некритической (непроизвольной) поFдатливости воздействиям других людей, их советам, указаниям, даже если они противоречат его собственным убеждениям и интересам. Это безотчетное измеF нение своего поведения под влиянием внушения. Внушаемые субъекты легко зараF жаются настроениями, взглядами и привычками других людей. Они часто склонны к подражанию. Внушаемость зависит как от устойчивых свойств человека — выF сокого нейротизма, слабости нервной системы (Ю. Е. Рыжкин, 1977), — так и от ситуативных его состояний — тревоги, неуверенности в себе или же эмоциональF ного возбуждения.

 

На внушаемость влияют такие личностные особенности, как низкая самооценка и чувство собственной неполноценности, покорность и преданность, неразвитое чувство ответственности, робость и стеснительность, доверчивость, повышенная


 

Глава 7. Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий 143

эмоциональность и впечатлительность, мечтательность, суеверность и вера, склонF ность к фантазированию, неустойчивые убеждения и некритичность мышления.

 

Повышенная внушаемость характерна для детей, особенно 10Fлетнего возраста. Объясняется это тем, что у них еще слабо развита критичность мышления, котоF рая снижает внушаемость. Правда, в 5 лет и после 10 лет, особенно у старших школьF ников, отмечается спад внушаемости (А. И. Захаров (1998), рис. 7.1). Кстати, сниF жение внушаемости у старших подростков отмечали еще А. Нечаев (1900) и Бине (Binet, 1900).

 

Внушаемость женщин выше, чем внушаемость мужчин (В. А. Петрик, 1977; Л. Левенфельд, 1977).

 

Негативизм(от лат.negatio— «отрицание»), т. е. лишенное разумных основаFний (так называемое «немотивированное») сопротивление субъекта оказываемым на него психологическим воздействиям, снижает внушаемость субъекта. НегатиF визм возникает как защитная реакция на воздействия, которые противоречат поF требностям субъекта. Поэтому отказ от выполнения требования или принятия совета является способом выхода из внутреннего конфликта и освобождением от его травмирующего влияния. Чаще всего негативизм встречается у детей по отношеF нию к требованиям взрослых, предъявляемым без учета потребности детей в одобF рении, общении, уважении, эмоциональном контакте.

 

Негативизм усиливается в состоянии перевозбуждения нервной системы и при утомлении.

 

Слабой формой негативизма является упрямство, имеющее тот же механизм и выполняющее ту же защитную функцию. Однако в отличие от негативизма как черты личности упрямство возникает ситуативно и часто по поводу самоутвержF дения. Негативизм тоже может быть ситуативным, когда в силу какихFто причин внушаемый в принципе человек упорно и предубежденно не приемлет какуюFто точку зрения и вследствие этого не формирует адекватное ситуации решение.

 

 

Рис. 7.1.Возрастная динамика внушаемости (по А. И. Захарову): пунктирная линия — внушаемость

мальчиков, сплошная — внушаемость девочек


 

 

144Раздел I. Психология общения



Просмотров 845

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!