Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Доверие — недоверие к источнику информации 2 часть



Со своей стороны, для восстановления статус_кво смущенный человек может либо обра_ тить происшествие в шутку, либо прибегнуть к извинению или каким_то иным способам, на_ пример из описанных выше.

Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М., 2001, с. 224–225.

 

 

Легкость возникновения смущения характеризует эмоциональное свойство личF ности, называемое застенчивостью (см. раздел 4.6).

 

Стыд

 

Одним из проявлений смущения является стыд. О нем писал еще Аристотель в «Риторике» (гл. VI, параграф 1): стыд — это такое неприятное чувство, которое ведет к дурной славе. Он отметил важный момент в понимании природы стыда: никто не стыдится младенцев и животных, и стыд, ощущаемый нами в присутF ствии других людей, соразмеряется с тем уважением, которое мы имеем к их мнению. Известно, что римляне и римлянки не стыдились своих рабов. Спиноза понимал стыд как печаль, сопровождаемую представлением о своем действии, коF торое подлежит осуждению со стороны других. Но и Аристотель, и Спиноза, как отмечает К. Д. Ушинский (1974), не отличали стыд от раскаяния, а между тем, считает он, различия между ними весьма существенные. По этому поводу он пиF шет: «Раскаиваться мы можем и тогда, когда уверены, что никто не узнает о наF шем поступке, и не имея в виду мнения других людей; стыд же при таком условии невозможен. Еще яснее выражается различие между раскаянием и стыдом в той борьбе между этими двумя душевными состояниями, которую мы нередко можем заметить и в себе, и в других. Весьма обыкновенно то явление, что чувство стыда побуждает человека скрывать свой поступок, а чувство раскаяния побуждает отF крыть его» (с. 409).

 

К. Изард (2000) пишет, что стыд — это осознание собственной неумелости, неF пригодности или неадекватности в некой ситуации или при исполнении некоего задания, сопровождаемое негативным переживанием — огорчением, беспокойством или тревогой. Это определение стыда мне представляется неправильным. ОсознаF ние собственной неумелости — это лишь повод для возникновения эмоции стыда, а не сам стыд, а основное негативное переживание при стыде — не огорчение и не беспокойство, а смущение. Не забив гол из трудного положения, футболист не испытывает стыда, но огорчается. Стыд у него может появиться в том случае, если он не попадет в пустые ворота с близкого расстояния, что сумел бы сделать и ноF вичок в футболе. Точно так же, вопреки утверждению Изарда, не всякий проигF рыш ведет к неловкости, к стыду.


 

Глава 8. Коммуникативные эмоциональные состояния 151

Стыд — это сильное смущение от сознания совершения предосудительного поFступка или попадания в унизительную ситуацию, в результате чего человек чувF ствует себя опозоренным, обесчещенным. Стыд — это унизительное переживание, или, как пишет С. Томкинс (Tomkins, 1962), внутреннее мучение, болезнь души.

 

Феноменология стыда.При стыде все сознание человека сфокусировано наэтом чувстве или положении (ситуации), в котором он оказался. Ему кажется, что все то, что он скрывал от посторонних глаз, неожиданно оказалось выставленным на всеобщее обозрение и он оказался нагим, беззащитным, беспомощным. ЧелоF веку кажется, что он стал объектом презрения и насмешек. От этого человек, как писал Ч. Дарвин, теряет присутствие духа, говорит нелепые вещи, заикается, страшF но гримасничает, становится неуклюжим. Неожиданную потерю самоконтроля при стыде отмечает и Э. Эриксон (Erikson, 1950). Поэтому стыд может вызывать отчаяние или гнев, которые иногда сопровождаются слезами. Гнев («ярость униF жения») направлен в этом случае не только на себя, но и на осуждающего другого, поскольку именно он был сопричастен к ситуации, вызвавшей стыд, а следовательF но, и он несет хотя бы частично ответственность за острое переживание стыда. По сути это защитная реакция, так как направляя гнев вовне, стыдящийся пытается восстановить ощущение владения ситуацией (Lewis, 1971; Scheff, 1987).

 

Внешним выражением стыда может быть опускание головы и век (иногда глаF за совсем закрыты, а иногда «бегают из стороны в сторону» или часто мигают; поэтому Аристотель приводит греческую пословицу «стыд живет в глазах»), отF ведение взгляда (а если человек этого не делает, то в народе говорят «бесстыжие глаза»), отворачивание лица в сторону. Человек испытывает стремление сжаться, сделаться маленьким, незаметным, «провалиться сквозь землю».

 

Типичным выражением стыда Ч. Дарвин считал покраснение лица, однако многие люди, испытывая стыд, не краснеют. Очевидно, имеет значение индивиF дуальная вегетативная реакция, преобладание симпатического или парасимпатиF ческого реагирования. Кроме того, показано, что у детей и подростков покраснение наблюдается чаще, чем у взрослых. Очевидно, это связано с тем, что с возрастом человек научается контролировать экспрессию своих эмоций.

 

Помимо покраснения лица переживание стыда сопровождается и другими веF гетативными изменениями. Люди, пережившие его, отмечают, что у них наблюдаF лись учащение пульса («колотящееся сердце»), перебои дыхания, специфические ощущения в животе.

 

Порог эмоции стыда обусловлен тем, насколько чувствителен человек к отноFшению к себе и к мнению о нем со стороны окружающих его людей.

Стыд может иметь следующие причины.

 

1. Осознание допущенной ошибки при встрече с незнакомым человеком: мноF гим приходилось переживать ситуацию, когда, увидев на улице человека, мы приF знаем в нем знакомого и здороваемся с ним, но потом неожиданно понимаем, что обознались.

2. Критика, презрение, насмешка со стороны других или себя самого.

 

3. Осознание того, что высказанное или совершенное неуместно, неправильно или неприлично в данной ситуации.


 

152 Раздел I. Психология общения

Учитель истории, прежде чем выставить нарушителя дисциплины из класса, имел обыкновение делать замысловатый жест рукой, указующий на дверь. Этот жест очень нравился одному ученику, сидевшему напротив учителя на первой парте. Однажды, когда учитель назвал фамилию очередного нарушителя с намерением выставить его за дверь, ученик повернулся к этому нарушителю и, опередив учиF теля, проделал его знаменитый жест. Возникла долгая пауза, после которой учеF ник сообразил, что он передразнил учителя, и готов был сгореть от стыда.

 

4. Чрезмерная или неуместная похвала, о чем писал еще Ч. Дарвин. Правда, здесь нужно учитывать, что стыд вызовет лишь та похвала, которая воспринимаF ется самим субъектом как незаслуженная. В противном случае похвала вызовет лишь смущение, сочетающееся с радостью, но не стыд.

 

Один школьник, поленившись прочитать литературное произведение, по коF торому нужно было написать домашнее сочинение, решил отделаться «малой кровью» и своими словами изложил то, что было написано по поводу этой книги

 

в учебнике по литературе. Учительнице его сочинение почемуFто понравилось, и на следующем уроке она стала хвалить его, сказав при этом: «Сразу видно, что ты, пожалуй, единственный в классе, кто до конца прочитал это произведение». Эта реплика очень смутила ученика, которому стало стыдно перед товарищами, знавшими, как он писал сочинение, и он стал доказывать учительнице, что не чиF тал книгу, а сочинение писал на основе учебника. К сожалению, его выступление было не столь убедительным, как написанное им сочинение, и учительница остаF лась при своем мнении.

 

5. Раскрытый обман.

 

6. Грязные, аморальные мысли.

 

7. Переживание за дорогого и любимого человека, попавшего в неловкую для него ситуацию или совершившего проступок. Родители, например, могут испыF тывать стыд за поступок своего ребенка.

 

Однажды, принимая гостей, родители выставили к чаю коробку шоколадных конфет. Одна гостья открыла коробку и взяла конфету. Поднеся ее ко рту, она вдруг заметила, что конфета надкушена. Тогда она положила эту конфету обратF но и взяла другую. Та тоже оказалась надкушенной, как и третья и все последуF ющие. Гостья с обидой в голосе спросила родителей: зачем же они угощают надF кусанными конфетами? Родители, ничего не подозревавшие о том, что их сын уже попробовал все конфеты, но так, чтобы этого не заметили, естественно, были очень смущены. Им было стыдно не только за свою оплошность, но и за поведение своF его сына.

 

8. Несостоятельность человека в той или иной ситуации, невыполненные обеF щания и обязательства.

 

9. Негативное представление о какойFто своей особенности (полноте, длинном носе, оттопыренных ушах), привлекшей внимание других; при этом негативное представление об одной черте легко генерализуется до представления о своей личF ности в целом.


 

Глава 8. Коммуникативные эмоциональные состояния 153

С точки зрения Х. Льюис (Lewis, 1971), универсальной предпосылкой стыда является невозможность соответствовать своему идеальному Я. Переживание стыда, отмечает она, возможно лишь на фоне эмоциональной связи с другим чеF ловеком, причем с таким, чье мнение и чьи чувства имеют особую ценность.

 

Природа стыда.Является ли стыд самостоятельной эмоциональной единицейили же он представляет модификацию другой базовой эмоции или эмоциональF ного состояния — страха, тревоги, печали? Если рассматривать его как социальную эмоцию, то более правомочна вторая точка зрения, если же признать стыд биолоF гической эмоцией, то верной должна быть первая точка зрения. Но тогда стыд должен быть и у животных, чему нет никаких прямых доказательств, хотя Ч. ДарF вин полагал, что животные способны к проявлению смущения и стыда, и привоF дил примеры стыдливого и смущенного поведения собак.

 

К. Д. Ушинский настаивал на врожденной природе стыда и по этому поводу писал: «Отличив чувство стыда от чувства раскаяния и чувства совести… мы уже легко поймем, в чем состоит ошибка тех мыслителей, которые, замечая, как разF личны предметы стыда у различных людей и различных народов, считают самый стыд за какоеFто искусственное произведение человеческой жизни: не признают его за самостоятельное, прирожденное человеку чувство, полагая, что чувство стыF да образуется оттого, что человека стыдят тем, что признано постыдным в том или другом кругу людей, а не потому, что человеку врождено стыдиться. Это мнение, повторяющееся очень часто, ссылается обыкновенно на те несомненные явления, что то же самое, чего стыдятся одни, нисколько не кажется постыдным для друF гих, и даже одни часто хвалятся тем, чего другие стыдятся. Это явление действиF тельно не подлежит сомнению. Иной стыдится бездеятельности, другой стыдитF ся труда и хвалится тем, что он ничего не делает. Один стыдится разврата, другой хвастает им, один стыдится женственности в характере, другой самодовольно выставляет ее напоказ. Это явление разнообразия и часто противоположности предметов стыда выразится еще яснее, когда мы будем изучать различие и часто противоположность представлений, вызывающих это чувство у различных нароF дов, и особенно у народов, стоящих на различной степени образования. Трудно себе представить, что можно, например, стыдиться надеть платье, а между тем есть именно дикари, которые, не стыдясь своей наготы, стыдятся платья, и есть другие, которые почитают за величайший стыд открыть свое лицо и оставляют открытым все тело или, считая за позор невиннейшие действия в глазах европейца, считают в то же время невинными действиями такие, от которых краснеет самый беззаF стенчивый европеец…

 

Все эти факты, — продолжает Ушинский, — доказывая, что люди стыдятся не одного и того же, доказывают в то же время, что все люди чегоFнибудь да стыдятF ся: всякий же стыдится того, что признается постыдным в кругу людей, мнение которых он уважает. Следовательно, предметы стыда даются человеку историей и воспитанием, но самое чувство стыда дано ему природою.

 

Словом, от чувства стыда так же нельзя отделаться, как нельзя отделаться от чувства страха. Самые понятия о предмете стыда могут быть страшно извращены, но стыд останется. И представления, возбуждающие гнев и страх, также часто


 

154 Раздел I. Психология общения

бывают различны и даже противоположны, но от этого и гнев, и страх не перестаF ют считаться чувствами, общими всем людям и даже животным» (с. 409–410).

 

Однако биологическая роль стыда в этом случае не вполне понятна. Легче обоF сновать, что стыд является трансформированной в результате социализации биоF логической эмоцией страха (тревоги) за свое Я. С этой точки зрения, стыд можно рассматривать как боязнь потерять самоуважение и уважение других (К. Д. УшинFский писал о «чувстве какойFто тревоги в нервах»). Не случайно клиническое поF нятие тревожности часто включает в себя застенчивость, а презрение со стороны другого или самого себя так легко вызывает переживание стыда (как указывает К. Изард, последнее особенно характерно для японцев по сравнению с другими нациями — американцами, немцами, французами, шведами и др., что еще раз деF монстрирует роль социальных факторов в проявлении этой эмоции). В соответствии с такой трактовкой можно понять определение стыда А. Модильяни: стыд — это утрата ситуационного самоуважения.

 

Появление стыда в онтогенезе.С. Томкинс считает, что стыд может пережиFваться уже младенцами в возрасте 4–5 месяцев, т. е. с того момента, когда они научаются отличать чужие лица от материнского. Вначале ребенок радуется люF бому появляющемуся перед ним лицу. Когда же он начинает распознавать незнаF комые лица, эта радость прерывается, так как он узнает, что вместо матери он виF дит чужое лицо и что, следовательно, он напрасно стал радоваться. По Томкинсу, это и является поводом для возникновения стыда. Если ребенок часто переживал таF кие неприятные ощущения, он постепенно понимает, что встреча с незнакомцем всегда вызывает стыд. Гипотеза довольно смелая, но малоправдоподобная. Вряд ли в таком раннем возрасте ребенок может переживать стыд. Да и позже ребенок может бояться незнакомого лица или смущаться при обращении к нему незнакоF мого человека (маленький ребенок прячется за юбку матери), но с какой стати ему стыдиться? Он еще недостаточно социализирован и не знает, «что такое хорошо, а что такое плохо». Это он еще должен узнать, усвоить установки, даваемые ему взрослыми. Взять хотя бы такой факт в познании друг друга мальчиками и девочF ками, как исследование половых органов у представителей противоположного пола: 4–5Fлетние дети охотно демонстрируют их друг другу, не испытывая при этом никакого стыда. Да и поведение взрослых нудистов тоже свидетельствует, что порог стыда устанавливается конкретным сообществом людей, т. е. социальныF ми нормами поведения. По Томкинсу же получается, что стыд чуть ли не генетиF чески обусловлен.

 

Очевидно, переживание стыда не может появиться раньше, чем начнет формиF роваться образ Я. Этой точки зрения придерживается Хелен Льюис. В одном из исследований (Lewis et al., 1989) было установлено, что признаки появления обF раза Я наблюдаются у детей лишь в возрасте 15–18 месяцев. Приблизительно этоF му же возрасту (22 месяца) соответствует и появление первых признаков поведенF ческого паттерна неловкости и стыда, и то не у всех наблюдавшихся детей, а только у четверти из них. Отсюда Х. Льюис с соавторами делают вывод, что переживаF ние стыда базируется на чемFто вроде знания о самом себе. Вообще же вопрос об онтогенезе стыда остается белым пятном.


 

Глава 8. Коммуникативные эмоциональные состояния 155

Роль стыда.К. Изард отмечает, что приспособительная роль стыда не так очеFвидна, как в отношении некоторых других эмоций. На первый взгляд эта эмоция имеет для человека только отрицательное значение. Однако такая оценка, по мнеF нию автора, не совсем точна. Он предполагает, что стыд может выполнять некотоF рые жизненно важные функции. Стыд делает человека восприимчивым к эмоциF ям и оценкам окружающих. Он убеждает членов коллектива, что данный человек восприимчив к критике. Стыд способствует развитию и поддержанию конформF ности по отношению к групповым нормам. Он также способствует общительности, действуя как ограничитель эгоцентризма и эгоизма, и таким образом поощряет стремление к созданию положительных отношений с другими людьми.

 

Изард предполагает, что стыд играет важную роль в половой жизни. Несильно выраженная застенчивость женщин вызывает сексуальное возбуждение мужчин и, возможно, уменьшает их агрессию в отношении женщин. Эмоция стыда заставF ляет искать уединения для сексуальных отношений, что способствует укреплению социального порядка и гармонии.

 

Фиксация внимания на себе во время стыда усиливает самокритику, заставляF ет осознавать свои внутренние противоречия, что способствует формированию более адекватного образа Я. Человек начинает лучше понимать, как он выглядит в глазах других.

 

Мне представляется, что стыд также играет роль «внутреннего» наказания и именF но поэтому так велико его значение в мотивационном процессе. Избегание стыда может быть мощным мотиватором поведения. Угроза стыда, позора заставляла в прежние времена идти на дуэль, а в настоящее время дает людям силы во время войны пренебрегать болью и идти на смерть. Во избежание стыда от своей никF чемности человек начинает развивать свои физические и нравственные качества, приобретать знания, овладевать умениями и профессией. Наконец, во избежание стыда человек культурно развивается, соблюдает правила приличия и гигиены

и т. д.

 

В то же время не следует злоупотреблять стыдом в процессе воспитания ребенF ка. Если ребенка часто стыдят или наказывают за проявление стыда, у него развиF вается недоверие и боязнь людей. Чрезмерные усилия ребенка, направленные на избегание стыда, могут привести к отгораживанию его от всех эмоций, что сделаF ет его жестким и ограниченным. Последующие переживания стыда будут у него исключительно интенсивными и психотравмирующими.

 

Преодоление стыда.Для борьбы со стыдом используются защитные механизмыотрицания, подавления и самоутверждения (Lewis, 1971).

 

Отрицание выступает в роли оборонительного сооружения на пути стыда: челоF век отрицает существование или значимость источника стыда. Человек может отF рицать и само наличие у него стыда. Однако при этом он должен убедить себя в этом.

 

Подавление как механизм защиты состоит в том, что люди стараются не думать о смущающих ситуациях, о ситуациях, связанных с переживанием стыда.

 

Самоутверждение заключается в том, что человек путем развития какихFто сторон своего Я пытается сделать себя более привлекательным, чтобы отвлечь внимание других от своих недостатков (например, маленького или слишком выF сокого роста), развивая интеллект, достигая высот в спорте и т. д.




Просмотров 549

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!