Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий



 

Эффективность воздействия определяется не только тем, каким способом воздейF ствуют на человека, но и тем, как оно осуществляется (вежливо или грубо обраF щаются друг к другу субъекты общения), а также какими качествами личности обладают тот, кто воздействует, и тот, на кого воздействуют.

 

Коммуникативная культура

 

Эффективность общения зависит прежде всего от коммуникативной культуры участников общения. Коммуникативная культура — это совокупность культурных норм, культурологических знаний, ценностей и значений, используемых в процессе коммуникации, в том числе и при общении. Ю. В. Жуков (1988) выделяет три групF пы правил, составляющих коммуникативную культуру.

 

Первая группа — это правила коммуникативного этикета. Они определяют порядок обращения и представления, выбор обращения и многое другое. ЭтикетF ные правила не имеют прямой связи с эффективностью общения, но их частичное или полное игнорирование отстраняет человека от участия в общении.

 

Вторая группа — правила согласования коммуникативного взаимодействия. Они задают тип общения: светское, деловое, ритуальное, интимноFличностное и т. д.

 

Третья группа — это правила самоподачи (самопрезентации). Они не опредеF ляют тип общения и не влияют на общую для всех эффективность, но определяют индивидуальный успех отдельных участников общения. Правила самоподачи предназначены для создания у окружающих определенного впечатления о себе.

 

Признаком культуры общения является вежливость. Вежливость — это обра_ щение с людьми, учитывающее их потребности быть оцененными и защищенными; соблюдение правил приличия, учтивость, уважительность, тактичность, дели_ катность.

 

Вежливость особенно важна, когда нужно сказать человеку чтоFто такое, от чего он может «потерять лицо»: сделать замечание, покритиковать. Такие высказыF вания называют действиями, угрожающими репутации. Цель вежливости состоит


 

132 Раздел I. Психология общения

не в том, чтобы избегать этих действий, а в том, чтобы уменьшить или устранить коммуникативные проблемы в разговорах и отношениях, которые могут быть реF зультатом высказываний, угрожающих репутации.

 

Вежливость — это великое искусство вписываться в общество, умение действовать так, что_ бы давать другому все, что сам хочешь получить от него, и не причинять ему огорчений, ка_ ких сам не желаешь принять от этого другого. Вежливость — необходимая машинная смазка, без которой механизм человеческих отношений перегревается и отказывает на ходу.

Успенский Л. Вежливость — какая ты? // Ленинградская правда. 1968. 2 апреля.

 

Решение быть вежливым базируется на учете трех факторов:

 

1. Насколько хорошо собеседники знают друг друга и каков их статус. Чем меньше они знакомы и чем выше их статус, тем бoльшие прикладывают они усилия, чтобы быть вежливыми.

 

2. Какую власть имеет слушатель над говорящим. Бoльшую вежливость проF являют в отношении людей, обладающих властью.

 

3. Существует ли риск навредить собеседнику. Большинству людей не нравитF ся намеренно говорить собеседнику такое, от чего он может «потерять свое лицо».

 

Вежливость исключает императивные высказывания (приказ, требование). Ее проявление связано с просьбой («Я был бы вам очень признателен, если бы…», «Пожалуйста…», «Будьте добры…»), благодарностью за услуги («Благодарю», «СпаF сибо»), извинением за причиняемые хлопоты или создание какихFто неудобств («Простите, я не хотел…», «Извините, но я вынужден…»), тактичностью, уважиF тельным отношением, основанным на признании достоинств другого человека.

 

Самым действенным и надежным средством для снижения психического дискомфорта и «со_ хранения лица» в ситуации просьбы является вежливость. Согласно «теории вежливости», созданной Пенелопой Браун и Стивеном Левинсоном, просьба, выраженная в вежливой фор_ ме, не угрожает самосознанию ни просителя, ни адресата просьбы. К тому же вежливые просьбы и требования позволяют наиболее эффективно добиться уступчивости и согласия (Brown, Levinson, 1987).

 

«Теория вежливости» дает возможность понять такую форму уступчивости, которую Элен Лангер называет «бездумной» (Langer, 1989). Ее проявляют в тех случаях, когда человек ис_ полняет просьбу, мало над ней задумываясь, автоматически. Ведь если, согласно Браун и Левинсону, «сохранение лица» зависит от степени вежливости просителя, то, вероятно, ког_ да форма просьбы в полной мере соответствует нашим представлениям о вежливости, мы проявляем готовность уступить, даже не анализируя сущность самой просьбы. Просьба ис_ полняется нами бездумно. Результаты многих исследований говорят о том, что люди очень чувствительны к тому, в какой форме на них пытаются оказать влияние. Следовательно, во многих ситуациях для человека важнее не то, о чем его просят, а то, как просят.

Семечкин Н. И., 2004, с. 208.


 

Глава 7. Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий 133

Невежливость проявляется, когда человек первым протягивает руку для пожаF тия при встрече с женщиной и начальником, первый садится в их присутствии, перебивает партнера при разговоре, не извиняется за несвоевременное вторжение и т. д.

 

Своеобразным проявлением невежливости является назойливость, т. е. наF вязчивость, надоедливость, приставание с просьбами и требованиями, не считаF ясь ни с желаниями, ни с временем, ни с возможностями того лица, к которому обраF щаются.

 

Грубость, доходящая порой до хамства, т. е. не просто грубого, но и наглого поведения, не способствует эффективному воздействию на другого человека, так как вызывает у него желание противодействовать внешнему давлению для защиF ты собственного Я.

 



Просмотров 523

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!