Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Почему запугивание может быть недейственным



 

Большинство лекций… на противоалкогольные темы посвящено разъяснению вредных, опас_ ных последствий употребления спиртных напитков. При этом каждый специалист — кто с помо_ щью статистики, кто оперируя примерами — пугает своих слушателей, что им грозит рожде_ ние слабоумных детей, распад семьи, ожирение сердца, цирроз печени, несчастный случай на производстве или на улице, психиатрическая больница или тюрьма. И хотя все эти и мно_ гие другие опасности ничуть не преувеличены, но они носят не абсолютный, а вероятност_ ный, статистический характер. И поэтому человек, особенно склонный к излишествам в упо_ треблении спиртного (т. е. как раз тот, у кого риск пострадать больше), думает: «Может быть, все это и так, но ко мне не относится». Более того, когда однажды в выступлении сотрудника ГАИ прозвучало, что каждый третий из пострадавших в дорожно_транспортных происшестви_ ях оказался в состоянии опьянения, нашлись защитники зеленого змия, которые то ли все_ рьез, то ли в шутку стали доказывать, что трезвым на улице быть опаснее, так как две_то из трех жертв были трезвыми.

Линчевский Э. Э., 1982, с. 26.

 

 

Используется также «невинный» шантаж (дружеские намеки на промахи, ошибF ки, допущенные адресатом в прошлом; шутливое упоминание «старых грехов» или личных тайн адресата).

 

Самовосхваление и самоназидательность

 

Чтобы воздействовать на других людей путем своего авторитета, некоторые люди прибегают к самовосхвалению. Иногда это приводит к нужному эффекту: люди начинают более уважительно относиться к такому человеку (вспомним ХлестаF кова из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»). Однако чаще всего «саморекламщик» добивается обратного эффекта. «Раскусив» его, люди начинают воспринимать его как пустого, назойливого, недалекого и самовлюбленного хвастуна или как челоF века с низкой самооценкой. Поэтому к этому приему воздействия на других нужно подходить осторожно. Его эффективность зависит от многих факторов, но прежF де всего от чувства меры и здравого смысла.


 

Глава 5. Формы воздействия (влияния) на партнеров общения 107

Самоназидательность преследует цель вызвать у других чувство вины. Дляэтого человек ставит в пример самого себя: «Я в твои годы…» — говорят родители своим детям, указывая на свои достижения. Человек, репрезентирующий себя как образец для подражания, стремится подчеркнуть свою примерность, образцовость мыслей и поступков, чтобы собеседник на его фоне осознал собственную никчемF ность и вину за нее.

 

Расчет здесь состоит в том, что человеку неприятно испытывать чувство вины, он стремится избавиться от этого переживания, хочет «загладить вину» и поэтоF му становится легко управляемым. И не случайно, по мнению В. Райха (1997), в патриархальных семьях при воспитании детей специально культивируется чувF ство вины, чтобы они стали покорными и управляемыми.

 

Критика

 

Критика — это обсуждение, разбор чегоFнибудь с целью вынести оценку, выF явить недостатки; отрицательное суждение о чемFнибудь, указание недостатков (С. И. Ожегов).

 

Люди очень чувствительны к малейшим намекам на критику. Писатель Ларри Кинг по этому поводу говорит, что писателя критический отзыв огорчает гораздо больше, чем хвалебный радует. Происходит это потому, что вообще негативная информация для людей оказывается более значимой, чем позитивная, так как, будучи менее обычной, она привлекает к себе больше внимания (Yzerbyt, Leyens, 1991). Результаты голосования на выборах зависят не столько от того, как повлиF яли на избирателей достоинства кандидатов, сколько от того, как повлияли их недостатки (Klein, 1991). Отсюда и «грязные» предвыборные технологии.

 

Это не значит, что критику как способ воздействия на людей надо исключить. Но используя ее, нужно учитывать, в какой форме она должна прозвучать, в каF кое время и в каком месте. Хорошие тренеры никогда не критикуют своих спортF сменов сразу после игры, когда эмоции еще не остыли. Они откладывают «разбор полетов» на следующий день, на «холодные головы». Иначе они могут выступить с необоснованной критикой, зря обидеть спортсмена.

Как воспринимать критику

 

Нам нередко приходится выслушивать критические замечания в свой адрес. Давно известно, что критика становится полезной лишь тогда, когда люди, которым она адресуется, имеют определенные установки на ее восприятие. Их можно свести к следующим положениям:

Критика в мой адрес — мой личный резерв совершенствования.

Объективно критика — это форма помощи критикуемому в поисках и устранении недо_ статков в работе.

Критика в мой адрес — это указание направлений совершенствования того дела, которым я занимаюсь.

Нет такой критики, из которой нельзя было бы извлечь пользы.


 

 

108Раздел I. Психология общения

Всякое приглушение критики вредно, так как «загоняет болезнь внутрь» и тем затрудняет преодоление недостатка.

Конструктивное (с установкой на улучшение дела) восприятие критических замечаний не может зависеть от того, какими мотивами критикующий руководствовался (важно, чтобы была верно указана суть недостатка).

Деловое восприятие критики не должно зависеть от того, кто (какой человек, с какими целями) высказывает критические замечания.

Восприятие критики не должно зависеть от того, в какой форме она преподносится; глав_ ное, чтобы были проанализированы недостатки.

Критика в мой адрес делает меня сильнее, так как позволяет увидеть и устранить то, что мешает мне достичь успеха и на что я сам мог и не обратить внимания.

Главный принцип конструктивного восприятия — все, что я сделал, можно сделать лучше.

Ценнейшая способность — уметь отыскивать в критике рациональное зерно даже тогда, когда оно с первого взгляда не просматривается.

Любая критика требует размышлений: как минимум — о том, чем она вызвана, как макси_ мум — о том, как исправить положение.

Польза критических замечаний состоит в том, что они анализируют и сферы работы, не затрагиваемые в обсуждении.

Первый шаг правильного восприятия критики — фиксация; второй — осмысление и выяв_ ление возможности использовать для дела; третий — исправление недостатка; четвер_ тый — создание условий, исключающих его повторения.

Меня критикуют — значит верят в мои способности исправить дело и работать без сбоев.

Если критика в мой адрес отсутствует — это показатель пренебрежения ко мне как к ра_ ботнику.

Наиболее ценная критика указывает на реальные ошибки того, кто, как кажется, работает хорошо.

Критика возможных негативных последствий принятых мною решений — предпосылка своевременного предотвращения сбоев в работе.

Умение увидеть в задаваемых вопросах критическое содержание — важная способность сотрудника и условие обнаружения слабых мест в организации дела.

Подлинно деловое поведение человека предполагает умение выявить критическое отно_ шение к своим действиям и поступкам даже тогда, когда открытая критика отсутствует.

Целуйко В. М., 2007, с. 284–285.

 

Слухи и сплетни


 

Слухи — это специфический вид неформальной межличностной коммуникации, это сообщение (исходящее от одного или более лиц) о некоторых событиях, офиF циально не подтвержденных, устно передающееся в массе людей от одного челоF


 

Глава 5. Формы воздействия (влияния) на партнеров общения 109

века к другому (доля таких слухов среди всех составляет 68% — А. Т. Хлопьев, 1996). Слухами могут быть сообщения как о реальных, так и вымышленных соF бытиях, важных для определенной социальной группы. Предметом слухов может быть и какойFто человек (герой), чья личность является социально значимой.

 

Слухи — это средство психологического воздействия на изменение мнений, отношений, настроений, поведения. Слухи могут использоваться для укрепления авторитета их распространителей, вызывания недоверия людей друг к другу, поF рождения сомнений разного рода. Н. Ронин (1999) отмечает и другие целевые наF значения слухов: оптимальное распространение правды, создание определенного мнения о событии, ситуации или человеке; подготовка окружающих (путем приF тупления их реакции) к намеченному деянию; выяснение отношения людей к соF общаемому; разжигание смуты, страха, неуверенности.

 

Способствуют распространению слухов недостаток информации, субъективF ная неоднозначность событий. Они или возникают стихийно, или фабрикуются

и распространяются целенаправленно.

 

Б. В. Дубинин и А. В. Толстых (1993) отделяют слухи от других информационF ноFпсихологических явлений. Так, высокая степень обобщенности отличает их от сплетен, доноса, дезинформации; привязка ко времени и среде своего возникноF вения — от байки, поверья; наличие свежей новости — от легенды, анекдота; неF официальность — от официальной информации.

 

Люди распространяют слухи только тогда, когда они способствуют удовлетвоF рению какойFлибо потребности. К их числу относятся утилитарные потребности, которые связаны с достижением определенных целей (укрепление позиций в групF пе, ослабление или вывод из борьбы конкурента, формирование определенных мнений; по существу это акт агрессии, направленный на других, чтобы причинить им боль). Другой целью распространения слухов может быть потребность помочь другим людям, предупредить их о возможной опасности или неприятности.

 

Потребность в престиже удовлетворяется в том случае, когда владение экскFлюзивной информацией повышает престиж человека. Это проявление эксгибицио_ низма, т. е. потребности обратить на себя внимание, выделиться, похвастаться своейосведомленностью. У слушателей создается впечатление о вхожести этого человеF ка в референтную для них группу. Сам же распространитель слухов испытывает удовлетворение от их распространения, от реакции людей на распространяемый слух и для усиления этого эффекта «творчески» обогащает всякими деталями

 

и подробностями свое сообщение. Это характерно для людей, которые не удовлетF ворены своим социальноFпсихологическим статусом и которые не нашли своего места в жизни (А. М. Столяренко, 2002).

 

Потребность в снижении собственной тревожности тоже удовлетворяется с поFмощью слухов. Распространяя тревожащие самого человека слухи, он надеется на их опровержение другими людьми, что поможет снизить собственные сомнения

 

и беспокойство.

 

Наконец, с помощью слухов удовлетворяются познавательные потребности и интересы. Особенно показательно в этом плане общение болельщиков в ИнтерFнете по поводу перехода или покупки тех или иных игроков в любимую команду во время трансферного окна. Причем распространению этих слухов способствуF ют печатные средства массовой информации.


 

 

110Раздел I. Психология общения

В ходе циркуляции в массах народа слух имеет тенденцию становиться более коротким, сжатым; детали сообщения все более сглаживаются, причем наиболее интенсивно это происходит в самом начале его распространения (Олпорт, 2002). Одновременно происходит заострение, т. е. более четкое выделение оставшихся тем и деталей. При каждом акте приемаFпередачи слух ассимилируется, перестраF ивается в соответствии с потребностями, интересами и чувствами воспринимаюF щего. При передаче слухов от одного человека к другому происходит искажение информации, причем тем сильнее, чем длиннее цепочка людей, участвующих в расF пространении слухов.

 

Некоторые люди имеют психологические особенности, делающие их высокоF восприимчивыми к слухам: 1) высокая внушаемость, неспособность самостоятельF но и критически оценить правдоподобность и обоснованность слуха; 2) чрезмерF ное любопытство человека, вечно прислушивающегося к любому разговору, каким бы далеким он для него ни был; 3) наличие недовольства, фрустрации, усталости, состояние длительного ожидания.

 

Слух легче предупредить, чем пресечь. А. И. Китов (1990) сравнивает человеF ка, долго не имевшего информации и услышавшего сплетню, с голодным. Если он набросился на первую попавшуюся ему еду (слух) и с несвойственной ему жадF ностью утолил голод (познавательную потребность), стыдить его за это бессмысF ленно, а кормить (достоверной информацией) поздно — он сыт и интерес к этой информации уже утерян.

 

Сплетни.Сплетня — это слух, основанный на неточных или заведомо ложныхсведениях о комFто. Целью сплетен является посеять недоверие, злобу, зависть к тому или иному человеку. Как правило, сплетни распространяются во времени и пространстве очень быстро, если не будут вовремя остановлены. Для сплетни характерно сочетание лжи и правды, небылицы и были. Это делает ее сначала робF кой, немощной, но затем она безостановочно растет, обрастая новыми домыслами.

 

Единственной защитой от сплетни является ее гласное опровержение и обнаF ружение ее несостоятельности.

* * *

 

Используя второсигнальные (речевые) виды воздействия на адресата влияния, следует думать не только о содержании произносимых слов, но и о том, как их произносить, какими действиями (жестами, мимикой) их сопровождать. Как поF казано Меграбяном (Mehrabian A., 1972), при первой встрече адресат влияния на 55% верит невербальным сигналам другого человека, на 38% — паралингвическим сигналам (громкость речи, интонация, смешки, покашливание и т. п.) и только на 7% — содержанию речи. Лишь при повторных встречах это соотношение меняется, но все равно невербальные и паралингвические сигналы не теряют своего значения.

 



Просмотров 514

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!