Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Конфликтность и агрессивность



 

Нет необходимости объяснять отрицательную роль конфликтности и агрессивноF сти для процесса общения, установления взаимопонимания между людьми и отF ношений между ними.

 

Конфликтностьявляется сложным личностным качеством, включающим в себяобидчивость, вспыльчивость (гневливость), подозрительность.

 

Обидчивость как эмоциональное свойство личности определяет легкость возFникновения эмоции обиды. У гордых, тщеславных, самолюбивых людей отмечаF ется своего рода гиперестезия (повышенная чувствительность) осознания собственF ного достоинства, поэтому они расценивают самые обычные слова, сказанные в их адрес, как обидные, подозревают окружающих в том, что их намеренно обижают, хотя те даже и не думали об этом. Отдельный человек может быть особенно чувF ствителен в тех или иных вопросах, провоцирующих его обидчивость, с ними он обычно связывает наибольшую ущемленность собственного достоинства. Когда эти стороны оказываются задетыми, бурного ответного аффекта не избежать.

 

По данным П. А. Ковалева (1996), изучавшего самооценку обидчивости, в 3 возF растных группах из 5 она выше у девочек, чем у мальчиков.

 

Обидчивость, согласно выводам П. А. Ковалева, связана со склонностью к агресF сивному поведению, причем такая связь более тесная у девочек по сравнению с мальF чиками.

Вспыльчивость (гневливость). Гневливость имеет несколько характеристик:

 

гневливый человек склонен воспринимать широкий спектр ситуаций как провоцирующие;


 

Глава 4. Свойства личности, влияющие на эффективность общения

 

гневливость как реакция характеризуется диапазоном от средневыраженF ного раздражения или досады до ярости и бешенства;

это черта темперамента, которая проявляется и без связи с провоцирующей ситуацией.

 

Выявлено, что мужчины характеризуются более высоким уровнем проявления гнева, чем женщины (Eckhard et al., 1995). Однако, как показано А. Ю. Степанян с соавторами (2007), у девочекFподростков раздражительность, подозрительность

и чувство вины выражены сильнее, чем у мальчиковFподростков.

 

С. В. Афиногеновой (2007) показано, что вспыльчивость и обидчивость больF ше выражены у лиц женского пола и у фемининных по сравнению с андрогинныF ми и маскулинными независимо от их биологического пола. Из этих данных слеF дует, что конфликтность, включающая вспыльчивость и обидчивость, в среднем выше у фемининных лиц мужского и женского пола, чем у андрогинных и маскуF линных. Положительная связь обидчивости с фемининностью выявлена у женF щин и Н. Ю. Жарновецкой (2007).

 

Агрессивность.Нужно отметить, что агрессивность как свойство личности

 

и агрессивное поведение (форма проявления агрессии) — разные вещи, хотя часF то в психологической литературе их отождествляют. Агрессивность — это склонF ность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей и конF фликтной ситуации. Агрессия же — это поведение человека в этих ситуациях. В данном разделе речь пойдет только об агрессивности как свойстве личности.

 

По данным Н. Ю. Жарновецкой (2007), люди хорошо различают эту особенF ность человека, да и сам агрессивный воспринимает других как агрессивных. Это может служить своеобразным психологическим барьером, мешающим установлеF нию нормальных отношений между общающимися, так как агрессивность расF сматривается как враждебность.

 

По данным О. С. Баранник (1999), уже с дошкольного возраста у мальчиков больше выражена враждебность, чем у девочек.

 

 

Какие социальные факторы могут быть задействованы в процессе, делающем мальчиков более агрессивными, чем девочки? Один из них — склонность родителей играть с мальчика_ ми более грубо, чем с девочками, и энергичнее порицать агрессивные действия последних… Кроме того, револьверы, танки, ракеты и другие символические орудия уничтожения, часто получаемые мальчиками, на законной основе вносят элементы агрессии в повседневную жизнь и способствуют развитию агрессивного поведения… В течение дошкольного возраста дети, следуя гендерным схемам, начинают рассматривать агрессивность как маскулинную характеристику, и, к среднему детству, мальчики в большей степени, чем девочки, ожидают, что агрессивные действия принесут им выгоду, и в меньшей степени ждут неодобрения за акты агрессии со стороны родителей или сверстников… Таким образом, хотя биологические факторы и могут иметь определенное значение, очевидно, что половые различия в агрессив_ ности в значительной степени зависят от половой типизации и обусловленных половой при_ надлежностью различий в социальном научении.

Шеффер Д., 2003, с. 727.


 

78 Раздел I. Психология общения

 

Это нашло подтверждение и в исследовании П. А. Ковалева (1996), изучившеF го этот вопрос на школьниках и студентах. Он выявил, что склонность к агрессии (склонность к неуступчивости, бескомпромиссность, напористость, мстительность) во всех возрастных группах выше у лиц мужского пола по сравнению с лицами женского пола.

 

А. И. Винокуров (1996) тоже отмечает бульшую агрессивность и напористость мужчин.

 

Бульшая агрессивность мужчин, установленная во многих исследованиях, неF которыми авторами оспаривается. Утверждается, например, что, воFпервых, до шести лет различий в агрессивности между мальчиками и девочками нет, и воF вторых, женщины, обладая более выраженной эмпатией, тревожностью и чувством вины, подавляют у себя открытое проявление агрессивности там, где мужчины ее проявляют. На самом деле женщины не менее склонны к агрессии, если расцениF вают свои действия как справедливые или чувствуют себя свободными от ответF ственности.

 

Девочки более склонны к проявлению скрытых форм враждебности посредF ством пренебрежительного обращения с вызывающим антипатию человеком, его игнорирования или обесцениванием его социального статуса или взаимоотношеF ний с ним (Crick et al., 1997; Crick, Grotpeter, 1995).

 

П. А. Ковалев (1996) и Бьерквист с коллегами (Bjorqvist et al., 1992) показали, что косвенная вербальная агрессия (сплетни, клевета, злоязычие) более присуща женскому полу.

 

Выраженность агрессивности зависит не только от биологического пола, но и от психологического. С. В. Афиногенова (2007) установила, что степень выраF женности различных сторон агрессивности (наступательность, неуступчивость, бескомпромиссность, мстительность и нетерпимость к мнению других) больше у маскулинных, чем у фемининных и андрогинных. То есть фемининные более склонны к ведению конструктивного диалога, чем маскулинные, которые стремятF ся жестко отстаивать свои позиции. Н. Ю. Жарновецкая (2007) подтвердила данF ные, полученные С. В. Афиногеновой. Корреляционный анализ показал, что масF кулинность положительно, а фемининность отрицательно связаны с самооценкой различных характеристик агрессивности.

 

Толерантность

В психологии толерантность (лат. tolerantia — терпимость) — это терпимость, снисходительность к кому_ или чему_либо. Это установка на либеральное, уважиFтельное отношение и принятие (понимание) поведения, убеждений, национальных и иных традиций и ценностей других людей, отличающихся от собственных. ТоF лерантность способствует предупреждению конфликтов и установлению взаимоF понимания между людьми.

 

Коммуникативная толерантность — это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлеF мых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию.


 

Глава 4. Свойства личности, влияющие на эффективность общения

 

В. В. Бойко (1996) выделяет следующие виды коммуникативной толерантF ности:

 

ситуативная коммуникативная толерантность: она проявляется в отношеFниях данной личности к конкретному человеку; низкий уровень этой толеF рантности проявляется в высказываниях типа: «Терпеть не могу этого чеF ловека», «Он меня раздражает», «Меня все в нем возмущает» и т. п.;

типологическая коммуникативная толерантность: проявляется в отношеFнии определенного типа личности или определенной группы людей (предF ставителей определенной расы, национальности, социального слоя);

профессиональная коммуникативная толерантность: проявляется в проFцессе осуществления профессиональной деятельности (терпимость врача или медсестры к капризам больных, у работников сферы обслуживания — к клиентам и т. д.);

общая коммуникативная толерантность: это тенденция отношения к люFдям в целом, обусловленная свойствами характера, нравственными принF ципами, уровнем психического здоровья; общая коммуникативная толерантF ность влияет на другие виды коммуникативной толерантности, которые рассмотрены выше.

Толерантность формируется путем воспитания.

 

Застенчивость

 

Как отмечает Ф. Зимбардо (1991), застенчивость — понятие весьма расплывчатое: чем пристальнее мы в него всматриваемся, тем большее число видов застенчивоF сти обнаруживаем. По Ф. Зимбардо, застенчивость — это черта человека, связанF ная со стремлением избегать общения или уклоняться от социальных контактов (Рh. Zimbardo, A. Weber, 1997). Такое определение не совсем точно отражает суть данной черты. Ведь то же самое можно сказать и про интроверта. В Оксфордском словаре застенчивость определяется как состояние стеснения в присутствии друF гих людей. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова она характеризуется склонF ностью человека к робкому или стыдливому поведению в общении, в поведении. По мнению В. Джонса и Б. Карпентера (W. Jones, B. Carpenter, 1986), застенчивые люди описывают себя как неуклюжих, боящихся злых языков, не умеющих настаF ивать на своем, говорят, что они обречены на одиночество.

 

Застенчивость — явление распространенное. Согласно Ф. Зимбардо, 80% опроF шенных им американцев ответили, что в какойFлибо период своей жизни были застенчивыми. Примерно четверть респондентов назвала себя хронически застенF чивыми. В последние десятилетия число американцев, признающих свою застенчиF вость, возросло с 40 до 50% (Carducci, Zimbardo, 1995). Как полагает В. Н. КуF ницына (1995), значительная часть взрослого населения нашей страны попадает в категорию застенчивых (30% женщин и 23% мужчин). У школьников таковыми являются от 25 до 35%.

 

Ф. Зимбардо утверждает, что мера застенчивости неодинакова у представителей разных культур. У японцев и у жителей Тайваня, например, она выше. У них же


 

80 Раздел I. Психология общения

 

гораздо больше застенчивых мужчин, чем женщин. В Израиле, Мексике, Индии, наоборот, более застенчивы женщины, а в США эти различия отсутствуют.

 

Генезис застенчивости.О том, что застенчивость — качество врожденное, в конFце XIX в. писал лондонский врач Г. Кэмпбелл (H. Campbell, 1896). Однако и в наше время Раймонд Кэттелл (R. Cattell, 1946) рассматривал застенчивость как биолоF гически обусловленную черту, связанную с возбудимостью нервной системы. По мнению автора, застенчивые люди (черта Н) обладают высокой возбудимостью нервной системы и чувствительностью и потому особенно уязвимы для социальноF го стресса. Это находит подтверждение в данных А. А. Баранова (2002), выявившеF го отрицательную корреляцию между силой нервной системы и застенчивостью. Это значит, что для застенчивых характерна слабость нервной системы, которая связана с высокой чувствительностью. Правда, данная корреляция была выявF лена только у учителей, обладающих высоким профессиональным мастерством.

 

Дж. Чик (1984) тоже считает, что около 40% людей застенчивы от природы. У робF ких имеется определенная биологическая предрасположенность симпатической нервной системы, которая заключается в излишней чувствительности к конфликF там и угрозе.

 

Джереми Каган (Kagan, Snidman, 1991) занимался изучением застенчивости более десяти лет. Исследования с участием маленьких детей и младенцев показали, что одни дети охотно идут навстречу незнакомым людям и объектам, а другие — нет. Каган различает детей, склонных к торможению (inhibited children), и детей, не склонных к торможению (uninhibited children). Одно из различий между ними — симпатическая реактивность (автономная активация); для детей, склонных к торможению, характерны более высокие ее уровни. Каган утверждает, что первые и вторые обладают разными порогами возбудимости миндалевидной железы и, со_ ответственно, в одних случаях ее роль выражена более ярко, а в других — менее; все выше_ описанные различия определяют предрасположенность к тому, чтобы у одних детей разви_ валась склонность к торможению, а у других — нет. Он обращает внимание на то, что дети, склонные к торможению, и дети, не склонные к торможению, не представляют просто два полюса одного и того же континуума — напротив, речь идет о двух отдельных типах разного генетического происхождения. Каган и его коллеги считают целесообразным рассматривать данное явление только как предрасположенность, а следовательно, необходимо учитывать также роль когнитивных факторов и факторов научения.

Френкин Р. Мотивация поведения. СПб., 2003, с. 231.

 

 

Д. Дэниэлс и Р. Пломин (D. Daniels, R. Plomin, 1985) считают, что застенчивость определяется как наследственностью, так и условиями воспитания. Они сравниF вали 1–2Fгодовалых приемных детей с их родными и приемными родителями, а также детей этого же возраста в обычных семьях. В последнем случае застенчиF вость ребенка напрямую была связана с низкой общительностью и интровертиF рованностью матери. Подобное же наблюдалось и в семьях с приемными детьми, только в меньшей степени. Эта разница свидетельствует о социальном факторе. Но, с другой стороны, у приемных детей обнаружилось, что их застенчивость тесF но связана с интровертированностью родных матерей, — факт, свидетельствуюF щий о роли наследственности.


 

 

Глава 4. Свойства личности, влияющие на эффективность общения 81

 

В работах психоаналитического толка застенчивость увязывается с отклонеF ниями в развитии личности, когда нарушается гармония Ид, Эго и СуперFЭго.

 

Д. Каплан (D. Kaplan, 1972), например, понимает застенчивость как результат ориентации Эго на самое себя (проявление нарциссизма). Он считает, что глубоко застенчивые люди склонны к фантазиям, доставляющим им большое удовольF ствие (т. е. к ярким и продолжительным мечтаниям — «снам наяву»). Но, как спраF ведливо отмечает Ф. Зимбардо, все рассуждения психоаналитиков касаются паF тологической застенчивости. Поэтому вряд ли они могут объяснить возникновение нормальной черты.

 

Трудности изучения генезиса застенчивости связаны с тем, что эта особенность личности близка к боязливости, а смущение — к страху. Поэтому некоторые автоF ры стараются не пользоваться термином «застенчивость», а говорят о феномене поведенческого торможения или сдерживания (Д. Каган и др. [J. Kagan, J. Reznick, N. Snidmann, 1988]). Выявлено, что данный феномен устойчиво проявляется с 21 меFсяца жизни ребенка до 5,5 лет.

 

Особенности личности застенчивых.У застенчивых людей часто бывает самоFсознание, сконцентрированное на производимом впечатлении и на социальных оценках. П. Пилконис и Ф. Зимбардо (Р. Pilkonis, Рh. Zimbardo, 1979) нашли, что застенчивые люди обладают меньшей экстравертированностью, слабее контролиF руют свое поведение в ситуациях социального взаимодействия и более озабочеF ны взаимоотношениями с окружающими, чем не испытывающие застенчивости. У мужчин такая личностная особенность, по данным авторов, коррелирует с нейF ротизмом. Среди застенчивых женщин подобная связь отмечается только у тех, кто склонен к самокопанию. И. С. Кон (1989) полагает, что застенчивость обусловF лена интроверсией, пониженным самоуважением и неудачным опытом межличF ностных контактов. Однако относительно интроверсии и самоуважения — это еще вопрос, не обстоит ли дело как раз наоборот: не являются ли они сами следствием застенчивости?

 

Н. В. Шингаева (1998) выявила целый комплекс личностных особенностей застенчивых подростков, влияющих на эффективность общения. Различия межF ду застенчивыми и «свободными в общении» выявились по параметрам (р < 0,01) экстраверсии — интроверсии, общительности, личностной тревожности, сенсиF тивности к отвержению. Застенчивые мучительно переживают ситуации, когда оказываются в центре внимания группы людей или когда их оценивают.

 

Застенчивые часто погружены в себя, необщительны. Им легче контактировать с младшими по возрасту, чем со старшими и более компетентными людьми. ОбF щение застенчивого человека подробно описано В. Н. Куницыной и Е. Н. БойцоF вой (1983).

 

В группе людей застенчивый человек обычно держится обособленно, редко вступает в разговор, еще реже начинает его сам. В беседе ведет себя неловко, пыF тается уйти из центра внимания, меньше и тише говорит. Такой человек всегда скорее слушает, чем говорит сам, не решается задавать лишние вопросы, спорить, свое мнение обычно высказывает робко и нерешительно.

 

Застенчивого трудно вызвать на разговор, часто он не может выдавить из себя ни слова, его ответы обычно односложны. Такой человек подчас не может подоF


 

82 Раздел I. Психология общения

 

брать для разговора нужные слова, нередко заикается, а то и вовсе замолкает; для него характерна боязнь предпринять чтоFлибо на людях. При всеобщем вниF мании к нему теряется, не знает, что ответить, как реагировать на реплику или шутку; застенчивому общение нередко бывает в тягость. Ему трудно принять реF шение.

 

Затруднения в общении, испытываемые застенчивым человеком, часто привоF дят к тому, что он замыкается в себе, и это, в свою очередь, нередко ведет к одиноF честву, невозможности создать семью. Напряжение, испытываемое застенчивым при общении с людьми, может вызвать неврозы.

Негативные последствия застенчивости.Крайняя застенчивость, по данным

П. Пилкониса и Ф. Зимбардо, имеет негативные последствия.

 

1. Застенчивость способствует социальной изоляции и тем самым полностью или частично лишает человека радости общения и социальной (эмоциональF ной) поддержки.

 

2. Человек оказывается уязвимым в стрессовых ситуациях изFза неразвитости навыков социального взаимодействия.

 

3. Не имея опыта искреннего и откровенного общения, застенчивые люди склонны думать о себе как об ущербных, не подозревая, что другие также могут испытывать смущение. ИзFза подобной неосведомленности у них склаF дывается неправильное представление о своем социальном поведении.

 

4. Застенчивость не позволяет другим людям положительно оценить достоинF ства человека, которому она свойственна. Его смущение не всегда распоF знается сторонними наблюдателями, особенно когда тот стремится компенF сировать свою стеснительность развязностью, напористостью, шумным поведением (особенно это присуще мужчинам). Иногда смущение расцениF вается как замкнутость, отчужденность, высокомерие, зазнайство, а застенF чивость подростков взрослые часто принимают за скрытность. Правда, данF ная черта, в частности — стыдливость, может восприниматься другими и как положительное качество человека, например как привлекательная скромF ность.

 

5. Застенчивость удерживает человека от того, чтобы выражать свое мнение и отстаивать свои права.

 

6. Застенчивость, как правило, сопровождается негативными переживаниями одиночества, тревожности и депрессии, она усугубляет чрезмерную сосреF доточенность на себе и своем поведении, т. е. представляет собой душевный недуг, калечащий человека.

 

Беззастенчивые.Это чрезмерно свободные в общении, общительные до навязFчивости, бесцеремонные люди. Среди студентов и школьников, по данным В. Н. КуF ницыной, их 13%. Это люди экстравертированные, эмоционально возбудимые, смеF лые, склонные к риску и авантюризму. Они особенно конфликтны, авторитарны, обладают низким самоконтролем. Беззастенчивость чаще встречается среди мужF чин, чем среди женщин. Любопытно, что среди представителей ряда обследованF ных В. Н. Куницыной профессий (учителя, бухгалтеры, экономисты, директора


 

Глава 4. Свойства личности, влияющие на эффективность общения

 

предприятий, таксисты) беззастенчивые оказались только среди таксистов. БезF застенчивыми бывают застенчивые по своей природе люди, которые, пытаясь преF одолеть свою застенчивость, впадают в другую крайность.

 



Просмотров 691

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!