Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Факторы, обусловливающие эффективность общения



 

Эффективность общения определяется многими факторами (рис. 3.1). Одни из них управляемы и поэтому могут специально организовываться для того, чтобы цель общения была достигнута с наибольшей вероятностью. Другие факторы неF управляемы, по крайней мере в момент общения, и поэтому должны лишь учитыF ваться при построении стратегии и тактики общения.


 

 

Рис. 3.1.Факторы, обусловливающие эффективность общения


 

62 Раздел I. Психология общения

Внешние факторы общения

К внешним факторам общения относятся: ситуация, в которой проходит общение, обстановка общения, личность партнера по общению, социальноFпсихологические особенности коллектива, наличие общего тезауруса у партнеров по общению.

 

1. Ситуация общенияво многом определяет и характер, и эффективность обFщения. Одно дело — общаться в спокойной ситуации, другое дело — в напряженной или конфликтной ситуации. В последнем случае меньше возможностей реализоF вать цель общения, так как приходится сталкиваться с внутренним сопротивлеF нием партнера по общению. В конфликтной ситуации усиливается роль психолоF гических установок, предвзятости мнений; логические доводы воспринимаются плохо. С другой стороны, в напряженной ситуации, вызванной отсутствием инF формации для достижения значимой цели, общение руководителя с подчиненныF ми может быть облегчено, так как последние ждут помощи извне, чтобы выйти из тупика.

 

2. Обстановка общения.Эффективность общения во многом зависит от того,в какой обстановке оно проходит. При этом в зависимости от целей общения обстаF новка должна меняться. Разговор по душам предполагает некоторую интимность обстановки (мягкая мебель, отсутствие других людей, шума, оптимальная темпеF ратура воздуха и т. д.). Для проведения деловых совещаний, обсуждения повеF дения подчиненного или ученика необходима строгая официальная обстановка.

 

Имеет значение и размещение партнеров. Например, общение между людьми, впервые вступившими в контакт, проходит легче и успешнее, если стулья, на коF торых они сидят, расставлены не в ряд, а свободно вокруг небольшого столика. Начальник, желающий вести с подчиненным интимную беседу, должен выйти изF за своего стола, так как в кресле за этим столом подчиненные привыкли уже иметь дело с авторитетом. И наоборот, если предстоит официальный разговор, то интимF ная обстановка и выход начальника изFза стола только помешают этому.

 

3. Особенности коллективатоже влияют на эффективность общения. Ведь кажFдый его член является представителем какойFто социальной группы. Если группа является зрелой в социальном отношении, то воздействия руководителя или пеF дагога оказываются более эффективными.

 

Социальный статус подчиненных и учащихся по отношению к руководителюи педагогу ниже, что придает процессу общения между ними субординационную окраску. Руководитель и педагог обладают правом не только убеждения, но и приF каза, распоряжения, принуждения. Однако это не может служить основанием для проявления ими высокомерия. Несмотря на неравенство в социальном статусе, взаимоотношения между руководителем (педагогом) и подчиненными (учащимися) должны быть гуманными. Занимающий высокий статус должен видеть в подчиF ненном прежде всего человека, требующего к себе уважения и внимания. ОбщеF ние свысока является психологическим барьером, возникающим по вине руковоF дителя или педагога.

 

4. Наличие общего тезауруса.Тезаурус — запас слов, которым обладает данFный человек. Совпадение тезауруса у партнеров общения означает, что они разгоF варивают друг с другом «на одном языке». Особенно это важно при употреблении


 

Глава 3. Факторы, обусловливающие эффективность общения

 

специальных слов, связанных с той или иной профессией. Проблема в том, что в кажF дой профессии имеются слова, сходные по звучанию с нашей обычной речью, но имеющие специфическое смысловое содержание (семантику). Неучитывание этоF го может приводить к казусам. Известна, например, команда при ходьбе строем «Взять ногу!». Но на уроке физкультуры в младшем классе эта команда была восF принята школьниками буквально и во время ходьбы они действительно пытались рукой взять ногу. Или пример, который привел А. А. Ивин (1983) в отношении наF рушения логики приказа: «Бригадиру строителей надо было поправить балконную стойку, покривившуюся на видном месте. Он влез туда вместе с молодым рослым парнем — новичком на стройке, поддел стойку ломом и приказал:

— Бей по ребру!

Парень удивился и спросил:

— Ты что, с ума сошел?

 

— Бей по ребру, так тебя!.. — закричал бригадир и добавил несколько крепких слов. Тогда парень размахнулся и ударил бригадира кувалдой по ребрам. БригаF дир птицей полетел с третьего этажа, к счастью, в сугроб.

 

Суд новичка оправдал, а в частном определении указал: «Прежде чем отдавать команды, надо объяснять, что они означают» (с. 10).

 



Просмотров 2618

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!