Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Речь, или вербальные средства общения



 

Речь — это процесс использования языка в целях общения людей, это говорение. Язык — это совокупность звуковых, словарных и грамматических средств выраже_ ния мыслей. В разных языках (английском, немецком, русском и т. д.) эти средстваимеют различное семантическое содержание, поэтому люди, говорящие на разных языках, могут не понимать друг друга.

 

Речь, произносимую вслух, называют внешней. Однако когда человек думает, он говорит про себя, выражая мысли словами и фразами в виде так называемой

внутренней речи.

 

Среди различных функций речи (сигнификативной, т. е. обозначения предмеF тов, явлений, действий и т. д., обобщающей и др.) особое значение имеет комму_ никативная функция, имеющая три стороны: информационную, выразительнуюи волеизъявления (действенность).


 

Глава 2. Средства общения

 

Информационная сторонапроявляется в передаче знаний и умений и тесносвязана с функциями обозначения (например, использование терминологии) и обобщения (например, отнесение того или иного случая к определенному класF су явлений). Информационная сторона предполагает умение найти слово, точно отражающее ту или иную мысль, причем оно должно вызвать эту же самую мысль или представление и у слушателя.

Информационная сторона речи характеризуется:

 

разборчивостью высказываний, что обеспечивается достаточной силой гоFлоса, не очень быстрым темпом речи (вспомните Трындычиху из кинокоF медии «Свадьба в Малиновке»), интонациями, логическими ударениями;

понятностью (доходчивостью), т. е. учетом уровня знаний собеседника илислушателей по теме сообщения и представлением информации в форме, доF ступной пониманию слушателей;

содержательностью высказываний, т. е. наличием новой информации посравнению с имеющейся у собеседника или слушателей; пустословие сниF жает внимание собеседника или слушателей и приводит к разрушению личF ностного контакта в общении;

определенностью высказываний, которая обеспечивается ясным предметноFпонятийным содержанием с указанием достоверности сообщаемой инфорF мации; тематическая неопределенность речи запутывает слушателей или собеседника, препятствует пониманию содержания речи и ее направленноF сти («не пойму, куда ты гнешь?»), создает впечатление у собеседника и слуF шателей, что их пытаются запутать, скрыть правду, т. е. что говорящий заF нимается софистикой;

упорядоченностью высказываний, которая характеризуется их структурнойорганизованностью, последовательностью; упорядоченность речи связана с логичностью мышления.

 

Выразительная (эмоциональная) сторонаречи связана с передачей чувстви отношения говорящего к тому, о чем он говорит. В словах, сказанных с различF ной интонацией, отражаются самые разнообразные эмоции и чувства — от страха до радости, от ненависти до любви. По тембру, громкости голоса, по паузам и т. д. узнают, спокоен или взволнован человек, сердится он или радуется, утомлен или скучает. Через речь собеседнику передается свое отношение к поступкам и делам людей. По речи можно легко распознать искренность переживаний собеседника или прикрываемое игрой в взволнованность его равнодушие. Способствует выраF зительности речи ее образность.

 

Волеизъявление (действенность)определяется влиянием на мысли, эмоции,поведение другого и отражает стремление говорящего подчинить действия и поF ступки общающегося с ним человека своим желаниям и намерениям. Оно тесно связано с убеждением и внушением.

 

Чтобы речь была эффективным средством общения, она должна обладать мноF гими качествами, которые делят на две группы. К первой относятся те, которые делают речь правильной с точки зрения лексики (словарного состава), фонетики (звуков, из которых состоят слова), произношения, построения фраз, отсутствия


 

48 Раздел I. Психология общения

 

неточных и ненужных слов (словFпаразитов), провинциализмов (слов, употребF ляемых только в данной местности) и вульгаризмов (грубых, неприятных для собеседника слов и выражений).

Вокальные помехи

 

Большинство из нас время от времени допускает вокальные помехи (лишние звуки или сло_ ва, нарушающие беглость речи), которые становятся проблемой, когда другие воспринима_ ют их как лишнее или эти помехи начинают привлекать к себе внимание и не позволяют слу_ шателям сосредоточиться на смысле сказанного. Наиболее часто в нашей речи встречаются помехи типа: «э_э_э», «м_м_м», «ладно» и почти универсальные «понимаете» и «типа». Вокаль_ ные помехи могут первоначально использоваться как «замещающие выражения», заполняю_ щие пробелы в речи, чтобы не установилось молчание. Таким образом мы указываем, что еще не закончили речь и что по_прежнему наша «очередь». Мы можем произносить «м_м_м», когда нужно сделать паузу, чтобы подыскать нужное слово или идею. Хотя вполне вероятно, что нас могут прервать (некоторые люди прерывают других, как только возникает пауза), все же если мы слишком часто используем такие звуки, это создает впечатление, что мы не уве_ рены в себе или не знаем, что сказать. В такой же степени и еще более разрушительное дей_ ствие будет оказывать чрезмерное употребление «понимаете» и «типа»… Чрезмерное упо_ требление вокальных помех во время собеседования при приеме на работу или в аудитории может создать о вас неблагоприятное мнение.

Вердербер Р., Вердербер К., 2007, с. 88–89.

 

 

Речь бывает монологической и диалогической. Монологическая речь — это чаще всего последовательное и связное изложение системы мыслей, знаний. Из всех многообразных форм чаще всего используются объяснение, описание, рассказ.

 

К монологической речи относятся также выступление, доклад, лекция. Монологической бывает речь и тогда, когда отдаются распоряжения, задаются

 

риторические вопросы (т. е. вопросы, не требующие ответа, так как они сами по себе являются утверждением чегоFлибо, аксиоматичны, например: «Ну кто же из нас не знает Александра Сергеевича Пушкина?»). Риторическим вопросом говоF рящий как бы ставит слушателей рядом с собой, объявляет их своими единомышF ленниками.

 

Эффективность общения зависит от того, насколько партнеры глубоко вовлечены в общение. А это связано с тем, насколько сознательно подходит человек к решению тех или иных вопро_ сов, просто ли он слушает и смотрит или не только слушает, но и обдумывает то, что слышит и видит. Для повышения эффективности общения важно иметь возможность или хотя бы шанс «включить» и направить мышление собеседника в «нужном» (в соответствии с целями) на_ правлении.

 

Один из наиболее известных приемов управления мышлением другого — это риториче_ ский вопрос. Суть его сводится к тому, что говорящий и слушающий используют вопросы, на которые они не ждут ответа, а предполагают отвечать на него сами. Зачем же задается такой


 

Глава 2. Средства общения

 

вопрос? Конечно, не ради красоты стиля. Дело в том, что именно с вопроса начинается дума_ нье, вопрос — пусковая точка мыслительного процесса (Л. М. Веккер, 1976), и, задавая рито_ рический вопрос, говорящий так или иначе надеется «включить» мышление собеседника и направить его в нужное русло (навязывать логику).

Крижанская Ю. С., Третьяков В. П., 1990, с. 122–123.

 

 

Диалогическая речь — это обмен репликами между обеими общающимися стоFронами. Она используется для обмена мнениями, согласования совместных дейF ствий.

 

Диалогическая речь предъявляет меньшие требования к правильности речи, в ней не так заметны обмолвки, неточное употребление слов, незаконченность фраз. Ведь диалог — это поддержанная собеседником речь: можно закончить мысль друF гого, поставить уточняющие вопросы. Это помогает говорящему выразить свою мысль и быть понятым собеседником. Особенностью диалога является и то, что он осуществляется при эмоциональном контакте говорящих в условиях их взаимF ного восприятия.

 

Направленный диалог называется беседой. С ее помощью выявляется уровень информированности собеседника, его установки, убеждения, душевное состояние, оказывается внушающее воздействие, убеждение. Поэтому беседа является одним из главных средств воспитания.

 



Просмотров 546

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!