Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



С кем мы общаемся, или В каком случае следует говорить об общении? 4 часть



Вердербер Р., Вердербер К., 2007, с. 96–98.

 

 

Способы общения

 

Психический контакт между людьми может быть непосредственным (например, при встрече) и опосредованным, с использованием специальных средств и орудий (например, обмен письмами). При общении с помощью писем, телефонных перегоF воров тоже происходит взаимный обмен информацией и эмоциями между реальF ными людьми; в этом отличие чтения письма от чтения художественной литератуF ры: последняя дает возможность человеку лишь приобщиться к литературе, поэзии.

 

В последние годы все большее распространение получает способ общения чеF рез электронные средства. Его особенностью является отсутствие прямого физиF ческого контакта между людьми. Поэтому, если не имеется визуального изобраF жения говорящих на электронных средствах, теряется бульшая часть информации, сообщаемой невербальными знаками (мимикой, жестами). Кроме того, при таком общении присутствует анонимность: общаясь с человеком через Интернет, мы можем не знать настоящее имя собеседника, его пол и возраст, его национальность и религиозную принадлежность и т. д., так же как он ничего не знает о нас. Для придания общению анонимного характера его участники используют псевдонимы.

 

Общение с помощью электронных средств (через Интернет) часто вызвано обF щими интересами. Такое общение происходит через сетевые конференции и онлайнF чаты. Конференция — это место виртуальной встречи людей с общими интересами. На ней собираются сообщения, объединенные определенной темой. Начинается она с того, что один из пользователей Сети посылает сообщение (называемое статьF ей). Другие пользователи читают эти статьи и, если хотят, отвечают на них. В реF зультате получается дискуссия, в которой могут принимать участие многие люди. Таких конференций в Интернете проводятся тысячи.


 

Глава 1. Характеристика общения

 

ИнтернетFчат — это интерактивный обмен сообщениями между двумя или боF лее участниками. В то время как в конференциях публикуются статьи, а люди посылают на них ответы через некоторое время, в чатFруме ответы появляются на экранах участников немедленно.

Правила эффективного общения через электронные средства:

 

1. Необходимо редактировать написанное. Никогда не посылайте электронFную почту, не прочитав написанное вами. Не ограничивайтесь исправлениF ем опечаток. Соблюдайте грамматические и синтаксические правила.

 

2. Включайте в свое письмо те же формулировки, какие вы получили. Даже еслиобмен электронной почтой произошел в тот же самый день и даже минуту, автор не может помнить точно, что он писал вам первоначально. После ознаF комления со специфическими выражениями, которые люди используют

 

в своих сообщениях, полезно повторить или перефразировать их, прежде чем ответить.

 

3. Примите во внимание отсутствие значимых невербальных сигналов. УчитыFвайте, что партнер не видит выражение вашего лица, ваших жестов, не слыF шит звуков вашего голоса. Поэтому вам следует определить, какие слова могут пригодиться для заполнения пробелов в значении. Когда это уместF но, добавляйте больше прилагательных. Символы, которые используются

 

в электронной почте для выражения эмоций, называются эмотиконами.

 

4. Экономно используйте принятые сокращения или вообще их не используйте.Хотя использование сокращений делает сообщение короче, оно не становитF ся от этого более ясным. Многие из тех, кто получает такие стенографичеF ские загадки, теряются, пытаясь извлечь из них смысл. Более того, некоF торые получатели могут быть обижены, потому что им кажется, что вы не хотите сказать то, что думаете, а вместо этого вставляете сокращения. НеF которые обычные сокращения в электронной почте включают в себя следуF ющие: BTW («между прочим»), FWIW («за точность не ручаюсь, хотите — верьте, хотите — нет») и IMHO («по моему скромному мнению»).

 

Особенно опасный прием — это использование прописных букв для подчерF кивания важности сообщения. Это воспринимается как угроза. Все прописF ные буквы в электронной почте равносильны крику при беседе с глазу на глаз.

 

5. Помните, что при использовании электронной почты отсутствует тайна переписки. Сообщение, которое вы написали, скопировано и сохранено какминимум временно на многих компьютерах между вами и получателем. Если вам нужно сказать нечто конфиденциальное, лучше отправить такое сообщение в письме или передать по телефону.

 

Выбор партнера по общению


 

Центральным моментом в мотивации общения является выбор постоянного или ситуативного партнера по общению, а для исследователяFпсихолога — изучениепричин и факторов, обусловливающих такой выбор или отказ от него.


 

44 Раздел I. Психология общения

 

Наиболее распространенным фактором выбора постоянного партнера общеF ния, в частности детьми, по данным многих авторов, является привлекательность другого человека как личности по нравственным, деловым или физическим качеF ствам, проявление к этому человеку симпатии, любви, т. е. эмоциональное отноF шение. Так, у дошкольников привязанность к ровесникам обеспечивают такие качества последних, как чуткость, отзывчивость, проявление заботы и внимания, справедливость, приветливость, учет интересов другого, дружелюбие. Как покаF зала Н. Г. Полехина (1971), потребность учащихся в общении с учителями во внеF урочное время возникает при наличии у последних следующих качеств: человечF ности, хорошего характера, чувства юмора, тактичности. Учитель должен обладать эрудицией, умением найти контакт, быть хорошим собеседником, понимать учаF щихся.

 

Деловые качества (интеллект, умение организовать игру, учиться, трудиться) тоже могут явиться причиной выбора постоянного или временного партнера обF щения (В. Н. Лозоцева, 1982; Я. Л. Коломинский, 1975). В возникновении привяF занности к комуFлибо может играть роль (причем уже у детей 3–7 лет) и внешняя привлекательность человека (Т. А. Репина, 1988).

 

Немаловажную роль в выборе партнера общения играет наличие общих интеF ресов, ценностей, мировоззрения, а также необходимость сотрудничества, взаF имодействия в процессе получения или оказания помощи. В ряде случаев выбор партнера общения обусловлен внешними факторами: близостью проживания, знаF комством родителей (для детей) и т. д.

 

Устойчивость пар общения (а следовательно — и устойчивость мотива общеF ния), по данным И. К. Широковой (1973), полученным на студентах, не зависит от близости партнеров по социометрическому статусу и экстраверсии, но связана

 

с близостью по нейротизму и эмоциональной экспансивности; кроме того, устойF чивыми оказались пары с противоположными значениями невербального интелF лекта и силой нервной системы.

 

Вообще данные о психологических факторах, влияющих на выбор партнера общения и устойчивость пар общения, кажутся на первый взгляд довольно проF тиворечивыми. Н. Н. Обозов (1979) обнаружил, что чаще дружат люди, сходные по характеристикам личности. Т. Б. Карцева (1981), исследовав пары друзей и неF другов, выявила, что в них соединяются и по принципу сходства, и по принципу контраста. Более половины друзей оказались людьми довольно замкнутыми, приF мерно половина из них обладала одинаковым уровнем интеллекта, а другая полоF вина — разным; чуть больше половины друзей показали разный уровень доминанF тности и «озабоченности — беспечности». Обнаружилось, что два рассудительных, осторожных, благоразумных или же робких и нерешительных человека редко быF вают друзьями.

 

В действительности эти противоречия во многом преодолимы, если учесть, что врожденные качества в совместимых парах чаще контрастны, а приобретенные (ценности, установки и т. п.) — чаще подобны.

Нежелание общаться с тем или иным человеком в большей степени связано

 

с его негативным поведением и с отрицательными нравственными качествами (лживостью, нечестностью, завистливостью, ленью).


 

Глава 1. Характеристика общения

 

Н. П. Ерастов (1979) дает классификацию мотивов общения, в основе которой по существу лежат различные виды потребностей. Он выделяет три вида их соотF ветствия друг другу: взаимодействующие (которые в процессе общения сближаются по содержанию друг с другом, будучи первоначально даже разными), противодей_ ствующие (которые исключают друг друга, противоположны по направленности —один желает узнать правду, а другой не хочет ее говорить) и независимо протека_ ющие (не влияющие друг на друга: у общающихся разные цели, но каждый не имеетничего против цели другого).


 

 

ГЛАВА 2

Средства общения

 

 

Все средства общения делят на две группы: речевые и неречевые (рис. 2.1).

 

 

Рис. 2.1.Классификация средств общения

 



Просмотров 1492

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!