Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Размещение розничной торговой сети на селе
Потребительской кооперации принадлежит важная роль в реализации программы возрождения белорусского села. В настоящее время система потребительской кооперации осуществляет торговое обслуживание. 4,1 млн. человек или 41,5 % населения республики, в том числе все сельское население (2,8 млн.человек). В Республики Беларусь сложилась мелкодисперсная система сельского расселения, поэтому торговое обслуживание потребовало определенной дифференциации в развитии и размещении торговых предприятий. Главным направлением развития розничной торговой сети явилось обеспечение торговыми площадями обслуживающего населения на уровне не ниже установленного социального стандарта 280 м2 на 1000 жителей. В зависимости от социальной роли определенных населенных пунктов: районный центр, внутрихозяйственный центр (агрогородок), рядовое село планируется и развивается торговая сеть. В рядовых населенных пунктах размещаются объекты торговли по продаже товаров повседневного спроса через магазины «Мини-маркет», «Продукты», «Автомагазины». Они представляют первую ступень торгового обслуживания. Во внутрихозяйственных центрах (агрогородки) находятся магазины, торгующие товарами повседневного и периодического спроса – универмаг площадью 650-1000 м2, магазины «Продукты», «Хозтовары» и предприятие общественного питания. Они обслуживают не только собственное, но и тяготеющее население близлежащих деревень и образуют вторую ступень торгового обслуживания. Объекты торговли, расположенные в районных центрах, составляют третью ступень. Они торгуют широким ассортиментом товаров эпизодического, периодического и повседневного спроса, обслуживают жителей всего района, оказывают им дополнительные услуги. Основными типами магазинов являются универмаги, площадью 850-3500 м2 и более; универсамы, крупные специализированные магазины. Такая система построения розничной торговой сети в административном районе называется концентрической.
13.Ответ. Классификация торговых зданий.Для размещения магазинов используют здания и сооружения, которые классифицируются по следующим основным признакам: По месту расположения магазины делятся на: отдельно - стоящие, отдельно - стоящие совмещенного типа, встроенные, встроенно-пристроенные. По капитальности торговые здания бывают капитальные и облегченного типа. В зданиях капитального типа располагаются магазины. Сооружения облегченного типа предназначены для мелкорозничной торговой сети: ларьков, палаток, киосков, павильонов. В зависимости от материала стен и конструктивных элементов торговые здания делятся на каменные, кирпичные, блочные, крупнопанельные, железобетонные, деревянные. По этажности торговые здания могут быть одно- и многоэтажные (двух- и более). Большинство магазинов потребительской кооперации одноэтажные.. По функциональному назначению и конструктивным особенностям торговые здания подразделяются на универсальные и специальные. Торговые здания и сооружения должны отвечать технологическим, архитектурно-строительным, экономическим и санитарно-гигиеническим требованиям. Технологические требования предусматривают возможность рациональной организации торгово-технологического процесса с применением современной техники и новейших технологий. Архитектурно-строительные требования предполагают прочность здания, возможность возведения его индустриальным методом, выразительный архитектурно-художественных облик. Экономические требования предусматривают оптимизацию всех видов ресурсов как в процессе строительства, так и эксплуатации. Санитарно-гигиенические требования определяют устройство систем вентиляции, отопления, освещения, водоснабжения, канализации. Особые требования предъявляются к устройству прилегающих к магазину зон. Выделяются зоны для покупателей и хозяйственные. Хозяйственная зона необходима для подъезда и разгрузки автомашин с товаром, хозяйственных построек, навесов для тары и т. д. Вопрос 14. Устройство и планировка магазинов Ответ: По типу зданий магазины могут быть: - в составе торговых центров; - в отдельно стоящих зданиях; - встроенные; - встроенно-пристроенные; - по особенностям объемно-планировочных решений; - в зависимости от стен и конструктивных элементов. Помещение магазина по функциональному назначению подразделяются на: - торговый зал, включающий торговый и площади для дополнительного обслуживания покупателей (кафетерии, раскрой тканей, подгонка швейных изделий, оформление кредита, звукозапись и т.д.); - помещение для приема, хранения и подготовки товаров к продаже (разгрузочные, приемочные, кладовые для хранения и подготовки товаров к продаже. Фасовочные, разборочные для проверки технически сложных товаров и др.); - подсобные помещения (кладовые для хранения тары, упаковочных материалов, пункт приема посуды и т.д.); - административно-бытовые помещения (кабинет директора; отделы торговлей, бухгалтерия, комната для отдыха персонала, санитарные устройства и т.д.); - технические помещения (вентиляционные камеры, машинное отделение холодильных установок и др.); - площадь связи (проходы, проезды);. Устройство и планировка магазина должна отвечать следующим требованиям: - технологическим; - энергометрическим; - строительным; - архитектурным; - экономическим. Наиболее рациональной нормой планировки торгового зала является прямоугольник, т.е. соотношение сторон 1:1. Чаще встречаются торговые залы с соотношением сторон 1:2, 1:3, 1:4. Вся площадь торгового зала подразделяется на площади: - под торговое оборудование; - для выкладки товаров; - под узлы расчета; - для покупателей; - для дополнительного обслуживания покупателей. В зависимости от площади и конфигурации торгового зала применяются несколько форм ее планировки: - линейная планировка; - боковая планировка; - комбинированная планировка.
Вопрос 15. Содержание технологического процесса в магазине. Ответ: Торгово-технологический процесс – это комплекс торговых и технических операций по доведению навыков до потребителей при сохранении их качества, с минимальными затратами труда, времени и высокой культуры торговли. Под операцией понимается часть технологического процесса, выполняемая отдельными работниками соответствующими приемами и методами. Основными операциями являются продажа товаров и обслуживание покупателей. Вспомогательные операции – это те процессы, которые обеспечивают основные. Факторы, влияющие на торгово-технологический процесс: - спрос и предложение товаров; - степень готовности товаров к продаже; - состояние товарных запасов и материально-технической базы магазина; - система товароснабжения; - тип, размер и специализация магазина; - степень хозяйственной самостоятельности. Приемка товаров в магазине осуществляется материально ответственными лицами в соответствии с положением о приемке товаров по количеству и качеству. Задачами торговых работников по хранению товаров являются: - обеспечение количественной и качественной сохранности; - создание оптимальных условий для быстрого выполнения торгово-технологических процессов; - эффективное использование площади хранения и емкости торгового оборудования. Операции по подготовке товаров к продаже подразделяются на общие и специальные. К общим относятся: расфасовка, сортировка, проверка правильности маркировки, придание товарного вида, перемещение в торговый зал, к местам размещения. Специальные операции по подготовке товаров к продаже осуществляются с товарами, требующими особых способов и приемов сборки и монтажа, накатки тканей, фасовки и т.д. Они характерны только для отдельных товаров. Размещение и выкладка товаров в торговом зале разные понятия. Размещение товаров предполагает распределение ассортимента на всей площади торгового зала с учетом частоты спроса, комплектности приобретения, взаимозаменяемости, габаритов и массы товаров, специфических свойств товара. Под выкладкой товаров следует понимать определенные способы укладки и показа товаров на демонстрационной площади торгового зала. Применяется вертикальная и горизонтальная выкладка товаров. Наиболее рациональной является вертикальная система выкладки.
|