Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Организация хранения и подготовка товаров в магазине к продаже
Принятые по количеству и качеству товары перемещают в зоны хранения для создания необходимого размера товарных запасов. Товары хранятся в кладовых и непосредственно в торговом зале. Товары, поступающие в таре-оборудовании, могут поступать из мест приемки непосредственно в торговый зал для размещения их на местах продажи. Задачами торговых работников по организации процесса хранения являются: · обеспечение количественной и качественной сохранности товаров с наименьшими потерями; · создание оптимальных условий для быстрого и четкого выполнения торгово-технологических процессов; · эффективное использование площади хранения и емкости торгово-технологического оборудования. Реализация этих задач зависит от ряда факторов: наличия и состояния материально-технической базы; уровня организации технологического процесса магазина и профессиональных знаний работников, занятых в технологическом процессе хранения товаров. Ответственность за правильное хранение товаров несут материально ответственные лица, которыми являются заведующие складскими помещениями и продавцы (хранение рабочего запаса). Товары, поступившие от поставщика в таре-оборудовании и подлежащие хранению непродолжительное время, размещают в этой же таре-оборудовании. Пакетированные товары хранят на поддонах и подтоварниках, товары в промышленной таре — на стеллажах и подтоварниках. Принятые товары помещают в специально приспособленные для хранения помещения: охлаждаемые, неохлаждаемые, утепленные, отапливаемые, для хранения огнеопасных товаров и др. Товары группируются по признаку однородности режима хранения, физико-химических и биологических свойств товаров. Не допускается совместное хранение товаров, обладающих острыми запахами (рыба, мыло, табачные изделия, парфюмерия) с товарами, поглощающими запахи (сахар, мука, кондитерские изделия). Нельзя совместно хранить гигроскопические товары (мука, сахар) с товарами, выделяющими влагу (фрукты, овощи), а также товары, химически взаимодействующие друг с другом. За каждой товарной группой в кладовых закрепляются постоянные места хранения (площадки, стеллажи, полки, ячейки), с учетом времени хранения товаров в магазине и установленных сроков реализации. Технология хранения предполагает использование оптимальных способов укладки товаров с позиций эффективного использования отведенных площадей. Из штабельных видов укладки в магазинах чаще применяют следующие: прямую, когда каждое верхнее место в плане совпадает с нижележащим; обратную, где штабель образуется в виде клеток; перекрестную — верхний ряд укладывается поперек грузов нижнего ряда (наиболее устойчивая укладка). Высота укладки штабеля определяется высотой помещения, установленной нормой предельной нагрузки на 1 м2 пола. Для лучшей сохранности товаров штабеля и стеллажи располагают на расстоянии 10–15 см от стен, не менее 1 м от отопительных приборов и 50 см — от источников освещения и электропроводки. Так, помещения для хранения швейных и трикотажных товаров должны быть сухими и отапливаемыми. Температура хранения должна поддерживаться в пределах от 10 до 30оС. Обувь следует хранить в сухих помещениях, защищенных от атмосферных осадков и почвенных вод, при температуре не ниже 14оС и не выше 25оС, относительной влажности воздуха 50–80%.. При повышенной температуре многие товары (овощи, плоды, лаки, парфюмерия) высыхают, теряют эластичность (кожаные товары, меховые изделия). Низкая температура и повышенная влажность воздуха снижают качество некоторых товаров (сахара, муки, изделий из кожи, металлохозяйственные товары и др.), приводит к появлению на них плесени, ржавчины и т. п. Под воздействием дневного света и солнечных лучей выгорают и теряют прочность ткани, обувь, изделия из пластмасс и бумаги и пр.; жиры прогоркают, картофель зеленеет и т. п. Поэтому овощи, фрукты, сливочное масло, жиры, фотохимикаты, фотопленку хранят в темноте. Все хранящиеся товары следует периодически просматривать, перекладывать, очищать от пыли, а помещения проветривать. В торговый зал магазина товары должны поступать полностью подготовленными к продаже. Подготовка товаров к продаже включает ряд операций по доведению товаров до полной готовности для его продажи покупателям. Характер и объем этих операций определяются свойствами товара, степенью его готовности к продаже, методами продажи товаров. Операции по подготовке товаров к продаже подразделяют на общие и специальные. К общим для всех товаров подготовительным операциям относят: распаковку, сортировку, проверку правильности маркировки, придание товарного вида (облагораживание), перемещение в торговый зал к местам размещения товаров. Распаковка –– это освобождение товаров от внешней транспортной тары, оберточных и увязочных материалов. Сортировка — предусматривает группировку товаров по ассортиментным признакам: размерам, фасонам, сортам, ценам. Облагораживание товаров предполагает очистку их от пыли, загрязнений, утюжку, удаление заводской смазки, устранение мелких дефектов и т. п. Маркировка включает прикрепление к товарам ярлыков с указанием наименования товара, его артикула, сорта, размера, цены. Швейные, трикотажные, меховые товары, головные уборы, обувь должны иметь ярлыки с указанием своего наименования, артикула, цены, размера (для одежды, белья и других швейных изделий, обуви, головных уборов) и роста (для одежды и белья). Распаковка товаров включает освобождение товаров от внешней транспортной тары, далее их сортируют, очищают от пыли, загрязнений, устраняют мелкие дефекты, проверяют правильность маркировки, оформляют ценники. Данные операции целесообразно проводить в специальных помещениях с оборудованными рабочими местами. В крупных магазинах могут быть предусмотрены распаковочные, фасовочные, разрубочные, мастерские по мелкому ремонту товаров. Так, швейные изделия подбирают по размерам и ростам, устраняют мелкие дефекты, чистят и утюжат. Для утюжки выделяется специальное помещение, оборудованное гладильным оборудованием. Ответственность за качество подготовки товаров к продаже несут заведующие секциями и отделами магазинов, менеджер торгового зала. Специальные операции по подготовке товаров к продаже осуществляются с товарами, требующими особых способов и приемов сборки и монтажа, накатки тканей, фасовки и т. п. Они характерны только для отдельных товаров. В частности, технически сложные товары и товары сложного ассортимента требуют осуществления специальных операций для подготовки их к продаже. Например, при подготовке электротоваров к продаже проводится проверка наличия инструкций по эксплуатации, паспортов или гарантийных талонов и комплектности изделий, сборка, настройка и регулировка приборов. Велосипеды и мотоциклы очищают от антикоррозийных смазочных средств, собирают, комплектуют и проверяют работу их основных механизмов. В соответствии с правилами продажи реализация технически сложных товаров, не прошедших предпродажную подготовку, запрещается. Значительная часть продовольственных товаров поступает в розничную сеть неподготовленными к продаже. Для этого оборудуют специальные помещения (зоны) площадью не менее 6 м2, где размещается фасовочное оборудование, инвентарь и упаковочные материалы. Рабочее место фасовщика располагается рядом с зоной хранения товаров и в непосредственной близости к торговому залу. В основном фасуют сыпучие товары, кондитерские изделия, овощи и фрукты
|